Выясняем особенности китайского автопрома в гостях у Dongfeng Motor Corporation
Мы приехали в Китай по приглашению компании «Автопромсервис», которая с 2023 года официально представляет в Беларуси автомобильную корпорацию Dongfeng Motor. Помимо международной автомобильной выставки «Auto China 2024» и заездов на новых моделях по полигону в нашей насыщенной программе предусмотрено посещение сразу нескольких заводов, где выпускают автомобили брендов Dongfeng, VOYAH, eπ и M-HERO. Итак, разбираемся с особенностями китайской автомобильной промышленности, изучаем, в каких условиях производят уже знакомые в Беларуси модели, и знакомимся с горячими новинками, которые приедут к нам в 2024 году.
Ретроспектива
15-километровый проспект Донгфенг пересекает "Экономическую и технологическую зону" на юго-западе Уханя, в которой сформирован большой кластер автомобильных производств Dongfeng Motor Corporation. Здесь же располагается и штаб-квартира одного из крупнейших автопроизводителей Китая, выполненная в строгом дизайне из бетона и стекла.
Но нас больше интересует двухэтажное здание по соседству. Фирменный Dongfeng Auto Showroom наглядно демонстрирует основные этапы развития компании – и позволяет заглянуть в ее будущее.
Центральное место на первом этаже отведено премиальному минивену VOYAH Dream в роскошной двухцветной раскраске. При этом на большом дисплее за ним можно рассмотреть еще одно очень важное направление Dongfeng. Да, корпорация по-прежнему выпускает различную военную технику: от многофункционального Dongfeng EQ2050, на котором мы с удовольствием покатались на полигоне, до серьезных бронированных вездеходов и больших армейских грузовиков.
Dongfeng Motor Corporation отсчитывает свою историю с 1969 года, когда в провинции Хубей стартовало строительство «Второго автомобильного завода». На протяжении последующих десятилетий завод выпускал грузовые автомобили: и для армии, и гражданского использования. Да так успешно, что в конце 1980-х стал крупнейшим автопроизводителем Китая и вошел в ТОП-3 мировых производителей грузовых авто.
В 1992 году компания получила свое современное название – в переводе с китайского Dongfeng обозначает «восточный ветер». Хотя настоящий ветер перемен прилетел в эти края с Запада – мировые автопроизводители были очень заинтересованы в таком лакомом рынке сбыта, как Китай. За следующие десять лет Dongfeng создал совместные предприятия с Peugeot, Citroen, Kia, Honda, Renault и Nissan. Как результат – второе место среди китайских автопроизводителей в 2012 году по объему производства и 2,76 миллиона выпущенных авто, три четверти из которых были как раз «легковушками».
День сегодняшний
На данный момент Dongfeng Motor Corporation владеет почти двумя десятками автомобильных заводов по всему Китаю, на которых в 2023 году было произведено более 4 миллионов новых авто. Причем больше всего выпустили заводы Dongfeng Nissan (именно они производят электрический кроссовер Nissan Ariya) – 780 тысяч штук, и Dongfeng Honda – 594 тысячи штук.
На заводе, где собирают современные «Хонды», мы оказались практически проездом. За полчаса посмотрели в шоуруме видеопрезентацию о достижениях совместного предприятия и познакомились с локализованным модельным рядом. Помимо электрического "паркетника" Honda e:NS1 (да-да, он тоже родом из Ухани) здесь выпускают модели HR-V и CR-V, а также последние поколения «Сивика» и «Аккорда», который здесь называется Inspire. Любопытно, что Honda в Китае – настоящий премиальный бренд с соответствующими ценами.
Завод Dongfeng Aeolus
Свои собственные автомобильные бренды корпорация Dongfeng Motor начала развивать только к концу 2000-х. Первым в 2009 году дебютировал Fengshen – с моделями, созданными в партнерстве с французами из PSA. Впоследствии эта марка была переименована в Aeolus.
Современный модельный ряд разработан китайцами на платформах Stellantis с моторами Honda, и с 2023 года официально представлен в том числе и в нашей стране. Кстати, продажи в Беларуси растут, как на дрожжах – такими темпами Dongfeng скоро выйдет на второе место на рынке новых авто. Первым делом группу белорусских журналистов привезли именно на завод Dongfeng, где собирают новые модели бренда Aeolus.
Проходная встречает нас традиционной доской почета и большим девизом про «завод мирового класса, который является безопасным, здоровым, прибыльным, экологически чистым, интеллектуальным и эффективным».
Мы сразу попадаем в цех финальной сборки, где по конвейеру неспешно движутся уже сваренные и окрашенные кузова. Для того, кто хоть раз был на современном автомобильном заводе, всё выглядит привычным и знакомым.
Между лентами конвейера снуют автономные тележки доставляя в нужное время и место очередную партию комплектующих.
Рабочие в спокойном темпе выполняют закрепленные за ними операции, практически не отвлекаясь на бледнолицых гостей с фотокамерами.
Любопытно, что в веренице машин друг за дружкой следуют разные модели – получается этакая игра в «угадайку». Вот черный Dongfeng Shine Max – точно такой же недавно удивил нас драйверским характером и низким расходом топлива на большом тест-драйве Domkrat.by.
За ним – не представленный в Беларуси кроссовер Dongfeng Aeolus AX7, а еще дальше – новинка 2024 года, электрический кроссовер Dongfeng Sky.
Интересно, что на одном и том же конвейере автомобили с ДВС чередуются с «электричками». Для последних предусмотрен специальный пост, на котором два работника устанавливают и закрепляют тяжелую тяговую батарею. Принцип простой – тележка-подъемник с батареей движется с той же скоростью, что и подвесной конвейер. Парням остается только проследить за точностью центровки и закрутить болты.
Мы идем быстрее конвейера, наблюдая рождение автомобиля. Голые кузова обрастают все новыми деталями, постепенно формируется интерьер, вклеиваются стекла, устанавливаются бампера и прочее навесное оборудование.
Вот работник устанавливает на крышку багажника трафарет и приклеивает шильды с названием марки и модели.
Роботы прикручивают колеса, люди заправляют технические жидкости – и вот уже готовые машины проезжают через «душевую», где проверяется герметичность, в ярко освещенную галерею для финальной проверки. Если никаких огрехов не выявлено, машина отправляется на склад готовой продукции.
Именно здесь собирается интересная для нас новинка 2024 года: кроссовер Dongfeng Mage и его собрат, электрический Dongfeng Sky, с которыми мы более подробно познакомились на испытательной трассе и на Пекинском автосалоне 2024. Sky (на фото в белом цвете) легко отличить от Mage по отсутствию привычной фальш-решетки радиатора.
Напомню некоторые характеристики этой модели. 4685 мм в длину, 1905 мм в ширину, 1625 мм в высоту при 2775 мм колесной базы позволяют записать Dongfeng Mage/Sky в класс SUV-C. Модель построена на собственной платформе DSMA 2.0 – с передней подвеской на стойках «МакФерсон» и задней «многорычажкой». Под капотом может быть как бензиновый турбомотор производства DFM-Honda 1.5 мощностью 204 л.с. с 7-ступенчатым преселективным «роботом» Getrag DCT, так и более мощные гибридные силовые установки.
Электрический Sky оснащается литий-железо-фосфатной батареей емкостью 50,82 кВт*ч и электромотором на передней оси, развивающим 160 кВт и 310 Нм. Разгонная динамика заявлена на уровне 6,9 секунды до «сотни», а комбинированный расход электроэнергии – 12,8 кВт*ч на 100 км.
Завод Dongfeng eπ
Наша следующая остановка – завод, где в 2024 году началось производство двух моделей под новым брендом Dongfeng eπ. Запомнить название «И-пай» будет непросто – но сделать это нужно. Так как в скором времени новая линейка от Dongfeng Motor появится и в Беларуси. Где у моделей Dongfeng eπ есть все шансы устроить локальную революцию в классе бизнес-седанов и больших SUV.
Стильный спортивный пятидверный лифтбек Dongfeng eπ 007 хочется сравнить с Audi A5 Sportback, но китайская модель получилась более крупной: 4,88 метра в длину, 1,895 метра в ширину, 1,46 метра в высоту, 2,915 метра колесной базы. Коэффициент аэродинамического сопротивления Cx составляет всего 0,209 – это одна из самых эффектных и эффективных моделей в своем классе.
Интерьер Dongfeng eπ 007 привлекает интересными техническими решениями и премиальным оснащением. К примеру, 8,8-дюймовая виртуальная панель приборов может вращаться вокруг своей оси, поворачиваясь к водителю вторым, минималистичным дисплеем – прям как в суперкарах от McLaren. В качестве опции можно даже заказать передние двери «гильотинного» типа, как в Lamborghini!
Продажи Dongfeng eπ 007 в Китае стартовали в марте 2024 года, поставки на экспорт ожидаются в ближайшие месяцы. Модель выпускается в двух вариантах.
Dongfeng eπ 007 EVR оснащен электромотором на задней оси (215 л.с. и 310 Нм), батареей на 28 кВт*ч и дополнительным бензогенератором. Чисто электрический Dongfeng eπ 007 EV комплектуется батареей емкостью 56,8 или 70 кВт*ч. Топовая модель с двумя электромоторами мощностью 536 л.с. разгоняется с места до 100 км/ч за 3,9 секунды и обладает запасом хода до 540 км.
Когда Dongfeng eπ 007 приедет в Беларусь – а это вопрос ближайших месяцев – его конкурентам придется несладко. По информации белорусского импортера, прайс-лист на эту модель может начинаться где-то от 75 тысяч белорусских рублей за версию EVR.
Второй потенциальный хит продаж – новый полноразмерный 6-местный кроссовер Dongfeng eπ 008. Всего за 5 часов после мировой премьеры на Пекинском автосалоне 2024 компания получила более 10 тысяч предзаказов - при том, что официальные продажи начнутся только в июне.
Более 5 метров в длину, почти 2 метра в ширину, 1,73 метра в высоту и 3025 мм колесной базы позволяют с комфортом разместить в салоне eπ 008 до 6 человек. Премиальный интерьер оснащен раздельными «капитанскими» креслами во втором ряду, которые можно регулировать как в продольном, так и в поперечном направлении. Площадь панорамной крыши составляет внушительные 4,9 квадратных метра.
Dongfeng eπ 008 в версии EREV будет оснащаться электромотором и бензиновым двигателем 1.5T в качестве электрогенератора. Заявленная мощность силового агрегата составляет 272 л.с., запас хода достигает 1300 км (210 километров только на заряде батареи).
Чисто электрический Dongfeng eπ 008 получит электромотор мощностью 272 л.с., который будет расходовать 14,7 кВт*ч на 100 километров пути (в комбинированном цикле CLTC), обеспечивая тем самым запас хода до 636 км.
Завод VOYAH
Премиальный электрический бренд VOYAH дебютировал в Китае в 2020 году, а в середине 2023 года стремительно ворвался на белорусский рынок. В скором времени наши официальные дилеры VOYAH подведут итоги первых 12 месяцев – не удивимся, если там будет четырехзначная цифра по реализованным автомобилям.
Судя по количеству наград и кубков новые модели VOYAH завоевали признание не только автолюбителей, но и автомобильных экспертов.
На завод VOYAH мы успели аккурат… к завершению рабочей смены. «Спят усталые игрушки, «Фришки» спят»… На конвейере один за одним застыли кроссоверы Free Pro, седаны Passion, минивены Dream.
Спешим в конец конвейера, где еще кипит работа. Последние машины проходят уже знакомую линию финальной проверки. Сперва – световой тоннель, затем «стиральная доска» из поперечных труб. Далее еще один стенд проверки подвески – похожий на те, что используют на техосмотре в Беларуси, только более сложный и технологичный. Далее «душевая кабина» - и на улицу.
Судя по свежесобранным автомобилям, аккуратно припаркованным у заводских цехов перед отправкой на склад готовой продукции, большинство клиентов VOYAH предпочитает черный цвет, а на втором месте по популярности идет белый. Потом серый, синий и темно-зеленый, который так идет рестайлинговому VOYAH Free Pro.
Технопарк M-HERO
Следующая точка нашего маршрута – новенький с иголочки технопарк M-HERO, открытый в Ухане в 2023 году. Здесь находится современное производство с «нулевым» карбоновым следом и 100-процентной автоматизацией сварочного и покрасочного цехов, рассчитанное на выпуск до 20 тысяч автомобилей в год. Да каких автомобилей!
Бренд M-HERO – самый молодой в плеяде Dongfeng Motor Corporation. И, пожалуй, самый фантастический. Электрический внедорожник M-HERO 917 продолжает традиции вездеходов от Dongfeng на совершенно новом качественном и технологическом уровне.
Логотип M-HERO выполнен в эстетике древних воинов Востока. Рубленые формы внедорожника 917 – тоже отсылка к истории Китая. По словам главы дизайн-центра Йонглян Джана, при создании этой модели его команда вдохновлялась знаменитой «Терракотовой армией» – а именно четкостью и рельефностью глиняных статуй, найденных при раскопках мавзолея императора Цинь Шихуанди.
На производство M-HERO мы, к сожалению, не попали. Зато получили уникальную возможность рассмотреть во всех подробностях могучую раму M-HERO 917 с четырьмя электромоторами Mega Power совокупной мощностью 1080 л.с. и батареей на 142,7 кВт*ч. Именно они делают этот внедорожник одним из самых быстрых в мире – заявленный разгон с места до 100 км/ч занимает всего 4,2 секунды.
Гости Dongfeng смогли оценить ураганную динамику M-HERO 917 несколькими часами ранее на испытательном полигоне. Здесь же, на собственной внедорожной трассе технопарка, нам продемонстрировали другие грани таланта модели. Геометрическую проходимость – на высоких бетонных «кочках». Внушительный запас тяги и сцепления колес – на крутом уклоне. Жаль, за руль не пустили… Но нам жаловаться грех – этой зимой в песчаном карьере под Минском мы покатались на M-HERO 917 EVR от души!
Технопарк M-HERO также включает в себя центр индивидуализации, который предоставляет будущим владельцам 917 возможность добавить своим внедорожникам красоты и практичности: от различных колесных дисков до многофункциональной платформы, которая крепится на дверь багажника.
Как видим, серийный M-HERO 917 практически не отличается от концепткара, представленного в 2022 году.
Послесловие
Завершить этот обзор хочется из штаб-квартиры Dongfeng Motor Corporation. На втором этаже Dongfeng Auto Showroom представлено будущее этой компании. И оно выглядит таким же ярким, как этот электрический «малыш» Dongfeng Box, который совсем скоро появится у официальных дилеров, в том числе и в Беларуси.
Или как концепткар Dongfeng eπ, который еще год назад воспринимался чем-то фантастическим – и вот мы уже знакомимся с серийной моделью прямо на конвейере.
Некоторые экспонаты – вроде прототипа автомобильного интерьера и шасси-скейтборда с интегрированными моторами – сегодня выглядят довольно смело.
Но, судя по той скорости, с которой развивается китайский автопром – уже завтра мы можем оказаться за штурвалом именно такого «космолета» с логотипом Dongfeng. Если, конечно, штурвал не останется в прошлом – вместе с горючим топливом, вредными выхлопами и вечно спешащими водителями «маршруток».