Ресурсный тест летних шин Nokian Hakka Black 2 – опыт третьего сезона эксплуатации

26.03.2022 Автор: Domkrat.by

Представляем финальные результаты трехлетнего опыта эксплуатации комплекта летних шин Nokian Hakka Black 2 в реальных условиях: на дорогах Беларуси, в путешествии по Европе и даже в гоночных заездах на испытательном полигоне в Липках. Итоговый пробег в рамках ресурсного теста составил 22,5 тысячи километров, а остаток протектора - около 5 мм. Общий вывод: отличная качественная шина для мощных спортивных автомобилей.

Уже без малого 8 лет портал Domkrat.by участвует как в сравнительных тестах летних и зимних легковых автопокрышек, так и в долговременных ресурсных испытаниях шин финской компании Nokian Tyres.

В 2019 году компания Nokian Tyres предоставила нам на длительный тест новинку 2018 года: летние шины класса «Ultra High Performance» («UHP») Nokian Hakka Black 2 в размерности 225/45 ZR17 94Y XL. Этот размер является достаточно востребованным в классе «городских зажигалок» – мощных «заряженных» версий автомобилей «гольф-класса».

Летом «доковидного» 2019 года мы устроили «подопытной» резине настоящее ресурсное испытание, осуществив путешествие длиной почти в 5.000 км из Минска в Черногорию и обратно.

Коронавирусный локдаун-2020 не позволил испытать тестируемые шины в ходе очередного летнего трансъевропейского турне. А потому в сентябре 2020 года мы «задали им жару» в ходе заездов трек-дня, проведенного Центром контраварийной подготовки voditel.by на «Республиканском полигоне для испытаний мобильных машин» в Липках.

Цифры и факты

Третий сезон эксплуатации «подопытные» покрышки начали 17 апреля 2021 года. И опять пандемия COVID-19 внесла коррективы в наши планы – вместо средиземноморского путешествия пришлось довольствоваться лишь вояжем по западному региону Беларуси. Тем не менее, сезонный пробег тестового комплекта резины к моменту его замены на зимние покрышки 20 ноября 2021 года составил 8.330 км.

Суммарно за 3 года эксплуатации шины Nokian Hakka Black 2 «пробежали» 22.595 км.

Самом собой разумеется, после сезонного «переобувания» была визуально оценена и инструментально измерена остаточная высота протектора всех четырёх шин.

Судя по индикаторам износа «DSI», имеющимся на центральном ребре всех покрышек Nokian Tyres, после 22.595 км, пройденных за три летних сезона эксплуатации, остаточная величина протектора на шинах передней (ведущей) оси составила около 5 мм, на покрышках задней оси – также около 5 мм.

Единственное, цифра «5» индикатора «DSI» на шинах задней оси визуально выглядела глубже.

Замеры, выполненные с помощью штангенциркуля, показали, что реальная глубина протектора резины передних колёс равна 4,9 мм, задних – 5,6 мм.

Традиционно для ресурсных тестов domkrat.by был рассчитан т.н. «средний расход резины» – условный показатель, когда-то придуманный нами для оценки износостойкости покрышек.

По результатам трёх сезонов эксплуатации «средний расход резины» для шин Nokian Hakka Black 2 составил 1 мм на каждые 9.038 км пути.

Что интересно, по сравнению с первым годом эксплуатации «расход резины» уменьшился: с 1 мм на 6.964 км в 2019 году до 1 мм на 7.508 км в 2020 году и аж до 1 мм на 9.038 км в 2021 году. Причина этого – достаточно щадящий режим эксплуатации «подопытных» покрышек во время загородных поездок лета 2021 года. Плавная и равномерная езда, без резких разгонов и торможений, с обязательным соблюдением максимально разрешённой скорости позволила добиться увеличения ресурса 1 мм протектора. И, наоборот, длительное многочасовое движение на субмаксимальных скоростях по раскалённому из-за жары покрытию балканских автобанов стало причиной повышенного износа шин в 2019 году.

Впечатления и ощущения

Что мы только не делали с «подопытными» шинами за два сезона эксплуатации: «жгли» в виражах на полигоне в Липках, «летали» по раскалённому палящим солнцем асфальту балканских автомагистралей. Жаркое, но при этом со множеством осадков, лето-2021 позволило оценить, умеют ли покрышки Hakka Black 2 «плавать».

Как мы помним из собственного опыта эксплуатации, а также по результатам сравнительных тестов, шина-предшественница, резина Nokian Hakka Black, не обладала эталонной устойчивостью к аквапланированию. Скорее всего, парни из Nokian Tyres учитывали это обстоятельство при разработке «чёрной» Hakka второго поколения. Однако, «successor», покрышка Hakka Black 2 весьма неоднозначно показала себя в дисциплине «аквапланирование» в ходе сравнительных тестов, проведенных нами в 2018 году на летнем полигоне компании Nokian Tyres.

Тогда, впервые за всю историю наших шинных тестов, комплект резины от Nokian провалил одно из «мокрых» испытаний – новинка Hakka Black 2 показала худшую устойчивость к продольному аквапланированию. В сопротивлении поперечному аквапланированию эти шины также продемонстрировали достаточно посредственный результат.

Тем не менее, проводя лог-тест, мы не заметили какого-либо «криминала» в ходе приёма «водных процедур» за покрышками Hakka Black 2. Двигаться на них в ливень по скоростной трассе было вполне комфортно и безопасно. Также, по нашим субъективным ощущениям, шины Hakka Black 2 отметились высокой устойчивостью в поворотах и коротким тормозным путём на мокром асфальте.

Шанс проверить устойчивость этих покрышек к аквапланированию выпал в один из ливней лета 2021 года. Тогда, не справляющиеся с потоком дождевой воды ливневые коллекторы, превратили Логойский тракт, проспект Независимости и Уручье в один сплошной бассейн глубиной не менее 5 см. А величина протектора шин Hakka Black 2 в тот момент времени составляла около 5 мм. Несмотря на это, тестовые покрышки стойко сопротивлялись поперечному аквапланированию, позволяя разгоняться до максимально разрешённых в городе 60 км/ч. Ну, а более от них и не требовалось. Ведь все адекватные водители понимают, что «форсирование» глубоких «водоёмов» на больших скоростях всегда чревато развитием аквапланирования. Вопрос лишь в быстроте и внезапности его появления.

Кстати, пиктограмма «капелька» на беговой дорожке протектора шин Nokian Tyres наглядно показывает высоту протектора, при которой покрышка ещё сохраняет устойчивость к развитию аквапланирования.

Ещё одно испытание шин произошло вопреки нашим желаниям. Потому что проводить «бордюрный тест» покрышек Hakka Black 2 мы, конечно же, не планировали. Ведь последствия его для «подопытной» резины поистине катастрофические. Суть теста в том, что в ходе него автомобиль наезжает на бордюрную плиту высотой 8 см, установленную под углом 45° по отношению к переднему правому колесу. Задача тест-плота – увеличивать скорость, начиная с 60 км/ч, до тех пор, пока шина не получит критическое повреждение.

Тем не менее, помимо нашей воли, незапланированная проверка резины Hakka Black 2 на стойкость к удару состоялась в самом начале третьего сезона эксплуатации. Бездумный широкий выход из поворота лихача со «встречки» заставил буквально «вжаться» в правый край проезжей части. Удар колеса о край бордюра на скорости порядка 50 км/ч не обещал ничего хорошего для диска и шины.

В результате спонтанного «бордюрного теста» были повреждены наружный слой резины и часть нитей корда боковины покрышки. А вот гермослой шины Hakka Black 2 удар выдержал, что позволило своим ходом добраться до шиномонтажа. Армированная латка на место повреждения позволила устранить возникшую «булку» и продолжить эксплуатацию покрышек.

Ну, в случае безуспешного ремонта мы, как и все владельцы летних шин Hakka, смогли бы воспользоваться «Расширенной гарантией Nokian Tyres». Она действует в течение всего срока эксплуатации шин и даёт возможность бесплатно отремонтировать или заменить шину на новую (при условии износа протектора не более 4 мм).

По итогам трёх сезонов эксплуатации можно сказать, что покрышки Nokian Hakka Black 2 могут быть отличным вариантом качественных шин для мощных спортивных автомобилей. Добавляет им «плюс в карму» и то обстоятельство, что такие производители шин сегмента «премиум», как Continental, Michelin и Pirelli, ограничивают или же прекращают своё присутствие на рынке РФ. В отличие от них завод Nokian Tyres во Всеволожске продолжает работать в обычном режиме.

Заметки на полях

• К пробегу в 22,5 тысяч километров поверхность протектора шин покрылась «сетью» поверхностных трещин, не проникающих до каркаса покрышки.

• В отличие от ситуации с шинами Hakka Black, даже после окончания третьего года службы, красивые пластиковые вставочки зелёного цвета с надписью «Hakka» находятся на своих местах на всех четырёх покрышках Hakka Black 2.

© 2010 - 2022 domkrat.by