Опыт эксплуатации: 3 сезона или почти 50 тысяч километров на летних шинах Nokian Hakka Black

13.03.2017

Несмотря на заманчиво-теплое начало весны, "переобувать" автомобиль в летние шины пока рано - производители рекомендуют переходить на летнюю "резину" только тогда, когда среднесуточная температура поднимется выше +7 градусов по Цельсию. Еще одна рекомендация - проверить глубину протектора ваших летних шин. Если в остатке - меньше 2 миллиметров, лучше не "играть с огнем" и заменить их на новые. При выборе летних шин советуем первым делом изучить сравнительные тесты, которые накануне сезона публикуют многие автомобильные издания. Не менее полезно будет ознакомиться и с долгосрочными испытаниями в реальных условиях - к примеру, нашим собственным "ресурсным" тестом летних шин Nokian Hakka Black, которые прошли почти 50 тысяч километров по дорогам Беларуси и соседних стран.

Широкий выбор шин в наличии от премиальных и бюджетных производителей - в онлайн-гипермаркете 21vek.by.

Что такое сравнительный тест шин? Это несколько дней интенсивной, а иногда даже, и экстремальной езды по специально подготовленным трассам испытательного полигона, представляющим собой тот или иной вид дорожного покрытия. Главная цель тестов – определить, насколько безопасно управляется автомобиль, «обутый» в те или иные покрышки. Поэтому в программу испытаний входит измерение длины тормозного пути, оценка устойчивости и управляемости, обеспечиваемых шинами при управлении автомобилем в различных дорожных условиях. Во всех тестах покрышки доводят до предела их сцепных свойств и измеряют этот предел.

Однако сравнительные испытания на полигоне не отвечают на очень важный вопрос «сколько лет прослужит шина?»

Ответ на этот вопрос можно получить лишь только в ходе долговременных ресурсных тестов – эксплуатации шин на обычных дорогах общего пользования: гладких, как стол, автомагистралях, «зубодробительной» брусчатке и разбитых просёлочных грунтовках. Здесь нет измерительной аппаратуры и специальных треков испытательного полигона, но, зато, с лихвой хватает самого разного рода дорожных неровностей: трамвайных путей, разнокалиберных «лежачих полицейских», ям, выбоин и незакрытых люками канализационных колодцев. Кроме того, ещё есть такие «сюрпризы», как гвозди и шурупы, а также отбитые донышки от стеклянных бутылок!

Весной 2013 года финская компания Nokian Tyres начала продажи свей новой летней шины Nokian Hakka Black. Анонсированная скандинавскими шинниками покрышка позиционировалась, ни много ни мало, как игрок дивизиона UHP – сегмента элитных высокоскоростных шин, специально предназначенных для мощных спортивных автомобилей (UHP – Ultra High Performance, что дословно переводится как «сверхвысокие характеристики»). Дебютировавшая модель была представлена в широком диапазоне типоразмеров (от 16 до 20 дюймов) с индексами скорости W (270 км/ч) и Y (шина способна выдерживать скорость движения в 300 км/ч). В 2014 году компания Nokian Tyres предоставила нам для длительного теста комплект Nokian Hakka Black 235/45 ZR17 97Y XL.

Цифры и факты

Приехавшая из Питера резина была, что называется, «с пылу, с жару», о чём говорила дата производства «1514» (15-я неделя 2014 года), указанная на боковине покрышки. Да, в отличие от шин, протестированных в 2013 году коллегами на полигоне в Nokia, где, собственно, и находится главный завод компании Nokian Tyres, присланные покрышки были произведены в российском Всеволожске, на втором заводе компании.

Итак, дано: 4 шины Nokian Hakka Black достаточно «ходовой» у нас размерности 235/45 R17 и не менее популярный в наших краях автомобиль – подержанный турбодизельный Audi A6 (4B) Avant quattro.

Нужно сказать, что Hakka Black были установлены вместо сделанных в Германии шин Continental SportContact 2, которые к тому времени были уже полностью изношенными (остаточная величина протектора около 2 мм).

Как известно, «нокиановский» фирменный индикатор износа DSI (Driving Safety Indicator) на центральном ребре покрышки показывает остаточную глубину канавки протектора в миллиметрах. Так, судя по его отметкам, высота протектора новой Hakka Black должна равняться 8 мм. Вот только сама цифра «8» какая-то странная, словно плохо прорисованная… Измерения с помощью штангенциркуля расставили точки над «i» – реальная высота протектора составляет 7,8 мм.

Наше внимание привлёк также индекс износостойкости («Treadwear»). У Nokian Hakka Black он не самый высокий в премиальном сегменте UHP – всего лишь 300 единиц. Впрочем, последующая эксплуатация показала, что, несмотря на такую, относительно небольшую, величину индекса «TW», покрышкам Hakka Black «по плечу» значительный километраж.

Новые шины были установлены на автомобиль 24 апреля 2014 года. Поехали!

После пройденных 6800 км, судя по индикаторам износа на всех четырёх колесах, глубина протектора составила чуть более 7 мм. Сезонный пробег летних шин к моменту их замены на зимнюю резину в конце ноября 2014 года равнялся 18.690 км. Повторно покрышки были установлены на автомобиль уже только в начале мая 2015 года.

На момент проверки 6 июня 2015 года их суммарный пробег составил около 21.000 км.

По состоянию на дату проверки остаточная величина протектора на всех четырёх колесах была 5 мм. Чтобы как-то оценить изностойкость шин, мы рассчитали и «расход резины» – 1 мм на каждые 7.500 км пути.

Пробег покрышек за второй сезон эксплуатации составил 15.550 км. А суммарно за 2 года эксплуатации шины Nokian Hakka Black «пробежали» 34.190 км.

Свой последний, третий, сезон эксплуатации тестируемые покрышки начали 17 апреля 2016 года. Пробег шин Hakka Black к моменту их замены на зимнюю резину 23 октября 2016 года и окончательному выводу из эксплуатации по причине износа «до индикаторов» составил 14.815 км.

За 3 сезона эксплуатации шины Nokian Hakka Black «пробежали» 49.005 км. Итоговый «расход резины» составил 1 мм на каждые 7.656 км пути.

Впечатления и ощущения

Уже при первом «знакомстве» шины Nokian Hakka Black визуально понравились. Чего стоили одни только пластмассовые вставочки зелёного цвета с надписью Nokian, вмонтированные в покрышку с её наружной стороны!

А если серьезно, то уважение внушал и асимметричный протектор со знакомой по зимним моделям индикацией износа, и многообещающий индекс скорости «Y» (300 км/ч). Впрочем, и рекламный буклет производителя обещал «высокоскоростное оружие против стихии» – скоростные шины для северного капризного, зачастую дождливого лета.

Таким же позитивом были полны и наши первые совместно пройденные километры. Конечно, отслужившие своё шины Continental SportContact 2, стоявшие на автомобиле до этого, не лучшее сравнение, однако, как субъективно, так и объективно, покрышки Hakka Black порадовали лучшей управляемостью и высокими поперечными сцепными свойствами на сухом асфальте. 

Так, все повороты автомобиль стал проходить уверенно, словно по рельсам, без малейшего намёка на возможность потери траектории. Возросла и безопасная скорость прохождения одних и тех же поворотов. Причем, фактором, ограничивающим скорость их прохождения, скорее становилась необходимость обеспечения безопасности соседей по трафику, нежели «писк» резины, предупреждающий о сносе автомобиля.

Не менее хороши оказались покрышки и нашим дождливым неустойчивым летом. Быстро ездить по мокрой дороге на этих шинах достаточно приятно и вполне безопасно – Nokian Hakka Black продемонстрировали короткий тормозной путь на мокром асфальте и хорошее сцепление с ним при старте, а также высокую устойчивость в поворотах. Да и в тестовых экстремальных режимах на мокром асфальте автомобиль начинает скользить мягко и предсказуемо, без тенденции к развитию заноса, позволяя вовремя скорректировать траекторию своего движения.

На этом фоне не самая высокая устойчивость покрышек Hakka Black к аквапланированию стала неприятным «откровением». Если же по просто мокрому покрытию можно «валить» практически на «всю катушку», то попадание в крутой дуге поворота на скоростях более 70 км/ч в лужу глубиной не менее 1 см чревато неприятностями – шины достаточно резко теряют сцепление с дорогой и «всплывают». Вследствие этого под воздействием центробежной силы автомобиль начинает скользить наружу поворота.

Конечно, это временные неудобства, случающиеся во время проливного дождя. Но, тем не менее, из-за такой особенности Hakka Black, при движении на больших скоростях по мокрому шоссе приходится ограничивать скорость форсирования глубоких «водоёмов». Впрочем, ширина покрышек в 235 мм – сам по себе фактор, снижающий резервы любой шины противостоять «всплытию» в глубоких лужах.

Но, склонность к аквапланированию в таких условиях – не самый большой недостаток. В остальное время покрышки Hakka Black радуют владельца совокупностью своих рабочих характеристик. Так, уже после первых месяцев эксплуатации стало ясно, что шум от качения новых шин практически не слышен, а сам ход автомобиля стал значительно плавнее. Audi A6 ощутимо мягче, без гулких шлепков и неприятных вибраций, стала проходить дорожные заплатки, поперечные стыки и трещины асфальта. А ведь резина 45-го профиля «по умолчанию» не относится к суперкомфортной, даже при её ширине в 235 мм! Но, похоже, что разработчикам Hakka Black удалось сломать этот стереотип.

Надо сказать, что мы не планировали проводить «бордюрный тест» покрышек Hakka Black, суть которого в том, что автомобиль наезжает на бордюрную плиту высотой 8 см, установленную под углом 45 градусов по отношению к переднему правому колесу (задача теста – увеличивать скорость, начиная с 60 км/ч, до тех пор, пока шина не получит критический прокол.)

Однако, вопреки нашим желаниям, незапланированная проверка на стойкость Hakka Black к удару была проведена в самом начале второго сезона эксплуатации. Предпосылками для этого стали яркое весеннее солнце, светящее прямо «в лоб», и необозначенная дорожниками яма глубиной около 7 см в дорожном полотне трассы Минск–Гродно. На скорости порядка 90 км/ч удар колеса об острую кромку асфальта не сулит ничего хорошего и, как правило, заканчивается плачевно для шин со слабой боковиной.

Следствием нашего незапланированного «бордюрного теста» стали деформированный колёсный диск и его повреждённое полимерное покрытие. А вот усиленная боковина покрышек Nokian Hakka Black этот удар выдержала.

Высокой оценки также заслуживают показатель сопротивления качению и величина прямолинейного выбега шин – при движении на «нейтрали» со скорости в 60 км/ч покрышки Hakka Black останавливаются только через 760-800 м.

Кстати, о скоростях – заявленных производителем максимально допустимых 300 км/ч, нам, естественно, достичь не удалось  (дизельный универсал Audi A6 вовсе не спорткар Porsche 911 GT3). Но и 2,5 часа «полёта» по немецкому автобану со скоростями от 200 до 230 км/ч было вполне достаточно, чтобы убедиться в хорошей курсовой устойчивости автомобиля в таких режимах движения. При этом тестовые шины продемонстрировали неплохой акустический комфорт. Неизвестно, действительно ли это является следствием применения в стенках продольных рёбер протектора хитроумных углублений SilentGroove®, напоминающих своей формой поверхность мяча для гольфа (о чем «трубят» маркетологи Nokian), но, в самом деле, даже на таких скоростях резина Hakka Black шумит вполне переносимо.

Если говорить о недостатках, то ещё одним «минусом» тестируемой резины, наряду с неустойчивостью к аквапланированию в некоторых режимах, становится небольшая высота защитной отбортовки, предохраняющей от повреждения колесный диск (т. н. «rim protector»). Все же 2,5 мм не самый лучший показатель в классе шин R17, учитывая реалии отечественных дорожных условий и стоимость восстановления диска в случае его повреждения.

Если разумно относиться к скоростному «форсированию» водных преград и аккуратно парковаться вдоль бордюров, то понимаешь, что «плюсов» у шин Hakka Black в разы больше, нежели «минусов». А значит, шинникам Nokian удалось создать хорошие шины не только для «белой» зимы, но и для нашей капризной «зелёной».

«Плюсы» покрышек Nokian Hakka Black:

+ отличная устойчивость на сухом и мокром асфальте даже при движении на больших скоростях;

+ короткий тормозной путь на сухом и мокром асфальте;

+ хорошая плавность хода и высокий комфорт при движении по плохим дорогам;

«Минусы» покрышек Nokian Hakka Black:

- склонность к аквапланированию в случаях, когда высота слоя воды на асфальте превышает 10 мм.

Заметки на полях

Красивые пластиковые вставочки зелёного цвета с надписью Nokian начали «покидать» свои места уже во время первого сезона эксплуатации. Лишь на одной покрышке каким-то чудом вставка уцелела до окончания третьего года службы.

На момент полного окончания срока службы поверхность протектора шин покрылась «сетью» поверхностных трещин, не проникающих до каркаса шин.

Вследствие активной езды плечевые зоны протектора покрышек износились сильнее по сравнению с её центральным ребром. Так, глубина центральной канавки протектора на шинах колёс, снятых с передней оси автомобиля, составила 2,5 мм, а глубина боковой – 1,6 мм.

Текст: Егор Алесин

Фото: Егор Алесин и Евгений Дударев

Новые автомобили HAVAL по программе "Рассрочка 0,1%"
до 4 лет!
"Автоцентр на МКАД"
Новинки MAZDA в Атлант-М! Новые авто с гарантией от официального дилера!
Автоцентр MAZDA Атлант-М
Dongfeng BOX - 100% электро. Специальная цена - 49 900 BYN!
DONGFENG.BY
Только 3 дня (13-15 сентября): выгода 3 200 BYN на новый Emgrand в Geely Атлант-М!
Автоцентры GEELY в Атлант-М
Nissan X-Trail в комплектации Comfort за 109 900 BYN и кредит под 0%!
"ДрайвМоторс"
Минивэн Haima 7X по специальной цене 102 900 BYN. Количество ограничено.
5 лет гарантии, официальный сервис.
Автосалон ПарадАвто
Большие скидки на большие кроссоверы! HAVAL DARGO
с максимальной выгодой!
"Автоцентр на МКАД"
Новый электромобиль JAC E30X.
В наличии у всех официальных дилеров JAC в Беларуси!
jacauto.by
Электромобили, которым не надо ничего доказывать! В наличии
у дистрибьютора с выгодой
до 21 000 BYN!
"Хёндэ Центр Минск"
Настоящий рамный внедорожник BAIC BJ40 уже в Беларуси!
5-летняя официальная гарантия.
"BAIC Центр Минск"
Обновленный Audi Q8 в наличии на выгодных условиях!
"Audi Центр Минск"
© 2010 - 2023 domkrat.by