Ресурсный тест летних шин Nokian Hakka Black 2 – опыт второго сезона эксплуатации
Выбираете себе качественные летние шины для скоростного автомобиля? Один из интересных вариантов: Nokian Hakka Black 2. В 2019 году мы взяли эти высокоскоростные низкопрофильные покрышки Nokian Hakka Black 2 в размерности 225/45 ZR17 94Y XL на длительный тест Domkrat.by. И вот наш отзыв по этой модели шин по итогам двух сезонов реальной эксплуатации при общем пробеге 14 тысяч километров.
На протяжении ряда лет портал Domkrat.by участвует в сравнительных тестах летних и зимних легковых шин, организуемых финской шинной компанией Nokian Tyres. Однако, даже такие серьёзные испытания не могут ответить на важный для потребителя вопрос: «Как будут вести себя шины в реальных дорожных условиях?» Понять это можно лишь в процессе длительной эксплуатации покрышек на обычных дорогах общего пользования.
Представляем вашему вниманию отчёт о результатах второго сезона эксплуатации летней шины Nokian Hakka Black 2, прошедшей в рамках ресурсного теста в общей сложности более 14 тысяч километров.
Напомним, что высокоскоростные низкопрофильные покрышки Nokian Hakka Black 2 в размерности 225/45 ZR17 94Y XL попали на лонг-тест Domkrat.by в 2019 году. Тогда компания Nokian Tyres любезно согласилась с нашим пожеланием испытать в ходе реальной эксплуатации свои новые летние шины класса «Ultra High Performance» («UHP»). Такие покрышки, как правило, предназначаются для мощных спортивных автомобилей.
И уже летом 2019 года мы устроили этой «подопытной» резине настоящее ресурсное испытание, осуществив почти 5-тысячный «забег» из Минска в Черногорию и обратно.
Цифры и факты
Судя по индикаторам износа «DSI», имеющимся на центральном ребре всех покрышек Nokian Tyres, после 9.750 км, пройденных за первый сезон эксплуатации, остаточная величина протектора на шинах передней (ведущей) оси составила около 6 мм, на покрышках задней оси – около 7 мм.
Выполненные с помощью щупа замеры показали, что реальная глубина протектора резины передних колёс равна 6 мм, задних – около 6,2-6,4 мм.
По аналогии с ранее проведенными ресурсными тестами был рассчитан т.н. «расход резины» – придуманный нами условный показатель, позволяющий оценить изностойкость покрышек. Для шин Nokian Hakka Black 2, он составил около 1 мм на каждые 6.964 км пути. (При установке резины на ведущую ось автомобиля.)
Свой второй сезон эксплуатации «подопытные» покрышки начали 25 апреля 2020 года. Интересно, что осенью 2019 года мы имели серьёзные планы на лето-2020 – прокатиться в Варшаву, Вильнюс и Ригу. Однако, пандемия COVID-19 внесла коррективы в наши планы – вместо европейского турне пришлось довольствоваться лишь парой поездок в Брест и Гродно. Поэтому сезонный пробег тестируемого комплекта резины к моменту его замены на зимние покрышки 14 ноября 2020 года составил всего лишь 4.515 км. Ну, а суммарно за 2 года эксплуатации шины Nokian Hakka Black 2 «пробежали» 14.265 км.
После сезонной смены резины на всех четырёх шинах была измерена остаточная высота протектора.
Судя по индикаторам износа «DSI», после 14.265 км, суммарно пройденных за два сезона эксплуатации, остаточная величина протектора на шинах передней (ведущей) оси составила чуть меньше 6 мм, на покрышках задней оси – 6 мм.
Выполненные с помощью штангенциркуля замеры показали, что реальная глубина протектора резины передних колёс равна 5,5 мм, задних – 6,0 мм.
По результатам двух сезонов эксплуатации для шин Nokian Hakka Black 2 был рассчитан «средний расход резины» – 1 мм на каждые 7.508 км пути.
Что интересно, по сравнению с первым годом эксплуатации «расход резины» уменьшился: с 1 мм на 6.964 км в 2019 году до 1 мм на 7.508 км в 2020 году. Причина этого – практически полное отсутствие в сезоне-2020 загородных поездок. Городской, достаточно щадящий, режим эксплуатации «подопытных» покрышек летом 2020 года увеличил ресурс 1 мм протектора фактически на 550 км. И, наоборот, многочасовые «полёты» (в т.ч. и на субмаксимальных скоростях) по раскалённому палящим солнцем асфальту балканских автобанов стали причиной повышенного износа шин в 2019 году.
Впечатления и ощущения
Из-за короновирусного локдауна-2020 испытать тестовые покрышки в ходе очередного трансъевропейского вояжа у нас не получилось. А потому мы «задали им жару» в заездах трек-дня, проведенного Центром контраварийной подготовки voditel.by на полигоне в Липках.
Конечно, условия НТЦ «Республиканский полигон для испытаний мобильных машин» не позволяют повторить сравнительные тесты шины Nokian Hakka Black 2 225/45 R17, проведенные белорусскими автожурналистами летом 2018 года на испытательном полигоне Nokia Tyres в Финляндии. Впрочем, мы и не ставили перед собой такую задачу.
Нашей целью была субъективная оценка управляемости «подопытной» покрышки в критических режимах движения («объезд лося», экстренное торможение, управляемость на трассе скоростного маневрирования).
Во время этих экстремальных заездов шины Hakka Black 2 продемонстрировали высокий уровень сцепления с покрытием и отличную управляемость, как в штатных режимах, так и на грани сцепных свойств резины. Как результат – стабильное, полностью безопасное поведение покрышки при маневрировании.
Памятуя, что тесты управляемости на сухом асфальте зачастую оказываются губительными даже для летних шин, мы визуально оценили состояние наших тестовых покрышек. Им, конечно, досталось, но никаких намёков на отслоение протектора, как в своё время случилось с шинами Continental ContiPremiumContact 5, нет и в помине.
Тем не менее, «на память» о трек-дне в Липках нам остались потёртости плечевых зон и даже вырванные кусочки протектора беговых дорожек. Однако, полученные в ходе заездов «раны» никак не отразились на «здоровье» тестируемых покрышек. В ходе их дальнейшей эксплуатации мы не зафиксировали биения шин на больших скоростях. Не было проблем и с последующей балансировкой резины.
По итогам двух сезонов эксплуатации можно сказать, что покрышки Nokian Hakka Black 2 одинаково хорошо походят и для длительных поездок со всей семьёй, и для того, чтобы «пожечь» резину на трассе скоростного маневрирования.
P.S.: Учитывая «короновирусные реалии», свой третий сезон эксплуатации шины Nokian Hakka Black 2, скорее всего, проведут внутри страны. Но, мы постараемся максимально разбавить унылую городскую эксплуатацию загородными поездками к достопримечательностям Беларуси. Надеемся – будет интересно. Следите за нашими публикациями!