Ресурсный тест летних шин Nokian Hakka Black 2 - опыт первого сезона эксплуатации

26.03.2020 Автор: Domkrat.by Фото: Domkrat.by

Чтобы облегчить для рядовых автомобилистов проблему выбора шин, Domkrat.by уже несколько лет подряд публикует сравнительные тесты автопокрышек. Однако, у всех таких испытаний есть один существенный недостаток – они не отвечают на важный для конечного потребителя вопрос: «Сколько лет прослужат шины?» Узнать это можно лишь в ходе долговременных ресурсных испытаний – длительной штатной эксплуатации покрышек на дорогах общего пользования (т.н. «long-test»).

Широкий выбор шин в наличии от премиальных и бюджетных производителей - в онлайн-гипермаркете 21vek.by.

И пусть здесь нет измерительной аппаратуры и специальных треков испытательного полигона. Зато с лихвой хватает разного рода дорожных «сюрпризов» так или иначе влияющих на продолжительность «жизни» шин: трамвайных путей, ям, выбоин, незакрытых люками канализационных колодцев, а также разнокалиберных гвоздей и шурупов!

Представляем вашему вниманию первый отчёт в рамках ресурсного теста летней шины Nokian Hakka Black 2, «намотавшей» почти 10 тысяч километров по дорогам Беларуси и Европы.

Вторые «чёрные»

С 2014 года портал Domkrat.by, благодаря сотрудничеству с финским производителем шин компанией Nokian Tyres, участвует в программе долговременных ресурсных испытаний летних автопокрышек.

Так, к нам на тест уже попадали низкопрофильные высокоскоростные шины из элитного дивизиона «UHP» («Ultra High Performance» – дословно – «сверхвысокие характеристики»), специально предназначенные для мощных спортивных автомобилей. Покрышки премиум-класса Nokian Hakka Black размерности 235/45 ZR17 за 3 летних сезона эксплуатации прошли почти 50.000 км, а «за плечами» таких же по размеру шин «второго эшелона» Nokian Nordman SZ – более 27 тысяч километров пробега.

Зимой 2018 года компания Nokian Tyres начала продажи своей новой летней шины сегмента «UHP» – Nokian Hakka Black 2. Анонсированная финскими шинниками резина, сменила на конвейере покрышку первого поколения Hakka Black, производившуюся с 2013 года. Дебютировавшая шина была представлена в широком диапазоне типоразмеров (от 17 до 21 дюйма) и при этом имела индексы скорости W (270 км/ч) и Y (300 км/ч).

При разработке покрышки Hakka Black 2 использовались технологии компьютерного моделирования, лабораторные тесты и стендовые испытания. Так, в конструкцию шины была внедрена разработанная инженерами Nokian Tyres новая концепция активного сцепления «Dynamic Grip». Она сочетает в себе новый рисунок протектора, оптимизированную резиновую смесь и многослойную структуру покрышки. Концепция «Dynamic Grip» должна обеспечивать постоянство контакта шины с дорогой при прохождении поворотов, как на сухом покрытии, так и на мокром асфальте.

В общей сложности на создание модели Hakka Black 2 ушло более трёх лет, на протяжении которых конструкторы добивались безопасного и контролируемого поведения шины в переменчивых погодных условиях северного лета даже при движении на максимальных скоростях, а также способности покрышки приспосабливаться к любым неровностям дорожного покрытия. Испытания в реальных условиях эксплуатации проводились в Норвегии, Швеции и Финляндии.

Новичок против всех

Летом 2018 года команда белорусских автожурналистов провела сравнительные тесты шины Nokian Hakka Black 2 225/45 R17 на испытательном полигоне компании Nokian Tyres. Компанию новинке сезона тогда составили 8 других покрышек, включая отечественную «Белшину».

Резина размерности 225/45 R17 является достаточно востребованной – например, с завода в неё «обувают» «заряженные» мощные версии автомобилей «гольф-класса». (Так, шины 225/45 R17 могут быть установлены на такие «зажигалки», как Škoda Octavia RS (5E, A7), Volkswagen Golf GTI Mk.7 и Seat Leon Cupra.) Кроме того, с проблемой выбора покрышек 225/45 R17 периодически сталкиваются и владельцы подержанных машин сегмента «D» (средний семейный класс).

В 2019 году компания Nokian Tyres в очередной раз откликнулась на наше пожелание испытать новые летние шины в ходе реальной эксплуатации и предоставила для лонг-теста покрышки Nokian Hakka Black 2 225/45 ZR17 94Y XL.

Коротко о главном: достоинства и недостатки покрышек Nokian Hakka Black 2, проявившиеся по результатам первого сезона эксплуатации:

Плюсы и достоинства:

• хорошая управляемость на сухом асфальте (высокий уровень сцепления с покрытием) даже при движении на больших скоростях и при высоких температурах воздуха;

• хорошая управляемость на мокром асфальте (высокий уровень сцепления с покрытием);

• короткий тормозной путь на сухом асфальте;

• короткий тормозной путь на мокром покрытии;

• невысокий уровень шума на больших скоростях;

• высокая износостойкость;

• хорошая топливная эффективность.

Минусы и недостатки:

• относительно небольшая высота протектора;

• не очень высокие плавность хода и комфорт при движении по плохим дорогам.

Цифры и факты

Шины Nokian Hakka Black 2, протестированные нами в 2018 году на летнем полигоне в Nokia, были изготовлены на финском заводе компании. В отличие от них, покрышки, присланные на «long-test», «сварили» на российском заводе Nokian Tyres, впрочем, как и большинство шин, производимых этой компанией для рынков Европы.

Приехавшая из Всеволжска резина покинула конвейер на 8-й неделе 2019 года, на что указывает дата производства «0819», указанная на боковине покрышки.

Мы уже писали ранее, что фирменный «нокиановский» индикатор износа «DSI» («Driving Safety Indicator»), расположенный на центральном ребре покрышек Nokian Tyres, показывает ориентировочную остаточную высоту протектора в миллиметрах. Если верить отметкам шкалы «DSI», у новых шин Nokian Hakka Black 2 она должна равняться 8 мм.

Однако, контрольные измерения с помощью штангенциркуля показали, что реальная высота протектора составляет всего лишь 7,4 мм! Впрочем, и у протестированного в 2018 году финского комплекта резины Hakka Black 2 этот показатель был практически таким же – 7,17 мм.

Попутно был измерен и ещё один важный для низкопрофильных шин параметр – высота защитной отбортовки, предохраняющей колесный диск от повреждения, т.н. «rim protector». У предшественника, покрышек Nokian Hakka Black, этот показатель был скорее символическим. С наследником дело обстоит куда лучше: 5,5 мм отбортовки – очень неплохой показатель в данном размерном классе, позволяющий говорить уже о приемлемой защите края диска. Что интересно, у финского комплекта резины Hakka Black 2 в своё время мы «намеряли» всего лишь 3 мм.

Важная для последующей эксплуатации шин информация указывается и на т.н. «евроэтикетке» – заводском стикере, приклеенном к протектору резины. Согласно Регламента ЕС 1222/2009, начиная с ноября 2012 года, на такой наклейке производители указывают потребительские свойства покрышек (тормозной путь, экономию топлива, а также уровень создаваемого резиной шума) согласно принятым в Европейском союзе стандартизованным критериям маркировки шин (классы А, В, С и так далее).

Если изучить представленную на «евронаклейке» информацию, то становятся видны различия между «топовыми» покрышками и шинами «второй линии» даже у одного и того же производителя. Так, «индекс мокрого сцепления» WGI характеризует длину тормозного пути на мокрой поверхности. Тестируемые нами покрышки премиум-сегмента Nokian Hakka Black 2 имеют эталонное сцепление с покрытием, что определяет их в высший класс «А».

В тоже время шины Nordman SZ схожей размерности (235/45 ZR17), относящиеся к линейке «второго эшелона» компании Nokian Tyres, по уровню сцепления на мокром асфальте попали в класс "С".

На практике разница длины тормозного пути между покрышками класса «A» и шинами с оценкой «С» составляет 7 метров, при условии, что в обоих случаях автомобиль движется со скоростью 80 км/ч. Дальше хуже: разность тормозного пути шин класса «А» и класса «F» составляет целых 18 метров – а это суммарная длина, как минимум, четырёх легковых автомобилей!

Более того, в то время, когда машина на резине класса «А» уже остановится, автомобиль на шинах класса «F» продолжит двигаться со скоростью почти в 50 км/ч! И это при том, что обе машины начинали своё торможение со всё тех же 80 км/ч.

Учитывая данное обстоятельство, все производители автопокрышек стремятся довести уровень сцепления своих шин на влажном покрытии хотя бы до класса «C».

Второй важный показатель, нанесённый на «евронаклейку» – сопротивление качению, определяющее топливную эффективность покрышки. Как известно, от неё зависит приблизительно 20% расхода топлива автомобилем. И, чем выше у шины сопротивление качению, тем выше у машины расход топлива.

Поэтому, шина класса «А» имеет самое низкое сопротивление качению и позволяет автомобилю расходовать меньше топлива, чем покрышка класса «G».

В абсолютных цифрах это выглядит так – разница в расходе топлива между двумя соседними классами сопротивления качению составляет около 0,1 литра на каждые 100 километров пути. Значит, используя шины высшего класса «А», можно рассчитывать на экономию 0,66 литра топлива на 100 км по сравнению с шинами низшего класса «G».

Интересно, что с сопротивлением качению у резины Hakka Black 2 дело обстоит ничуть не лучше, чем у шин Nordman SZ – по топливной эффективности обе покрышки относятся к классу «С». Скорее всего, дело в том, что все шины шириной в 225-235 мм имеют большую площадь пятна контакта с дорогой и сопоставимое по величине сопротивление качению.

Привлёк наше внимание и такой показатель, как вес покрышки. И вот почему: протестированная летом 2018 года шина Hakka Black 2 финского производства имела массу в 10 кг, а резина, прибывшая из российского Всеволжска – уже целых 11 кг! Отчего вес массово выпускаемой покрышки стал на целый килограмм больше по сравнению с первыми серийными образцами – остаётся загадкой.

11 апреля 2019 года шины Hakka Black 2 225/45 ZR17 были установлены на автомобиль Volkswagen Golf Mk.6. Сезонный пробег покрышек к моменту их замены на зимнюю резину 17 ноября 2019 года составил 9.750 км.

После пройденных за сезон 2019 года 9.750 км, судя по индикаторам износа, остаточная величина протектора на шинах передней (ведущей) оси составила около 6 мм, на покрышках задней оси – около 7 мм.

Выполненные с помощью щупа замеры показали, что реальная глубина протектора резины передних колёс равна 6 мм, задних – около 6,2-6,4 мм.

По аналогии с ранее проведенными ресурсными тестами шин был рассчитан т.н. «расход резины», придуманный нами условный показатель, позволяющий оценить изностойкость покрышек. Но, т.к. величина в 1,4 мм на каждые 9.750 км пути не очень удобна и наглядна, мы пересчитали износ на 1 мм протектора.

В случае установки на ведущую ось автомобиля, «расход резины», рассчитанный для шин Nokian Hakka Black 2, составляет около 1 мм на каждые 6.964 км пути.

Что интересно, итоговый «расход резины» у покрышек-предшественников, Nokian Hakka Black, был почти на 700 км меньше – 1 мм на каждые 7.656 км пути.

Впечатления и ощущения

После «переобувки» автомобиля с мягких зимних шин Continental WinterContact TS 860 размерности 205/55 R16 на низкопрофильную летнюю резину Nokian Hakka Black 2 появилось субъективное ощущение, что ход машины изменился. Понятно, что покрышки 45-процентного профиля шириной в 225 мм сами по себе не являются суперкомфортными. Но Golf VI, обутый в Hakka Black 2, стал ощутимо жёстче преодолевать поперечные стыки, трещины и выбоины дорожного полотна.

Тем не менее, с заплатками, трещинами и ямками, а также явлениями колейности асфальтового покрытия колёса автомобиля справляются без жёстких стуков и ударов, передающихся на детали подвески и кузов машины.

Настоящее ресурсное испытание шинам мы устроили в июле 2019 года, осуществив почти 5-тысячный «забег» из Минска в Черногорию и обратно. В ходе этого путешествия тестируемым покрышкам пришлось прокатиться по узким польским дорогам, скоростным автомагистралям Австрии и Хорватии, извилистым дорожкам черногорского Адриатического побережья.

На обратном пути резина Hakka Black 2 проехалась по словацким шоссе и венгерским автобанам, а также далёким от совершенства горным дорогам Сербии и Черногории. Особых слов заслуживают 317 км настоящего горного серпантина от черногорской Подгорицы до сербского города Чачак.

Теперь обо всём по порядку – что касается скоростных участков маршрута, то заявленных производителем максимально допустимых 300 км/ч, нам, естественно, достичь не удалось (для этого нужен соответствующий автомобиль – например, спорткар Porsche 911 GT3 RS). Кроме того, учитывая наличие ограничений скоростного режима на большинстве автомагистралей в Европе – это было бы очень дорого и небезопасно.

Поэтому поведение «подопытных» шин при движении на больших скоростях пришлось оценивать, двигаясь под палящим солнцем по идеальному, как стекло, асфальту хорватского автобана на 130-180 км/ч (скорость транспортного протока). Нескольких часов такого «полёта» было вполне достаточно, чтобы убедиться в хорошей курсовой устойчивости автомобиля, обеспечиваемой резиной Hakka Black 2 в таких режимах движения.

При этом покрышки продемонстрировали хороший акустический комфорт – субъективно ощущается, что гудит резина Hakka Black 2 на больших скоростях несильно.

Такие важные для летних покрышек характеристики, как устойчивость и управляемость на сухом покрытии оценивали субъективно – при движении по горным серпантинам Сербии и Черногории. Даже самые крутые повороты этих извилистых дорог автомобиль проходил уверенно, как по рельсам, без малейшего намёка на возможность потери сцепления шин с асфальтом. При этом реакции на поворот руля были быстрыми и чёткими. Перестроения для обгона также не требовали от водителя особых навыков и усилий.

Покрышки Nokian Hakka Black 2 продемонстрировали отличные сцепные свойства на сухом покрытии. Кроме того, они обеспечивают стабильное, полностью нейтральное и безопасное поведение при маневрировании.

Не менее хорошо тестовые шины показали себя и в ходе приёма «водных процедур». Двигаться на них в ливень по скоростной трассе было комфортно и безопасно – по субъективным ощущениям резина Hakka Black 2 показала высокую устойчивость в поворотах и короткий тормозной путь на мокром асфальте.

А вот устойчивость этих шин к аквапланированию, памятуя результаты сравнительных тестов лета 2018 года, мы перепроверять не стали. Несомненно, данная характеристика важна, но при этом не является первостепенной для летних шин. Во-первых, адекватные водители понимают, что «форсирование» глубоких «водоёмов» на больших скоростях всегда чревато развитием аквапланирования. Во-вторых, ширина покрышек в 225 мм – сам по себе фактор, уменьшающий способность шины противостоять «всплытию» в глубоких лужах.

P.S.: Учитывая, раннюю весну этого года, свой второй сезон эксплуатации «подопытные» шины, возможно, начнут даже в конце марта.

Планируется, что летом 2020 года тестируемой резине предстоит не один раз съездить в Брест и Гродно, а если будут открыты закрытые из-за короновируса границы – то прокатиться в Варшаву, Вильнюс и Ригу. Как проявят себя покрышки Nokian Hakka Black 2 этим летом, мы узнаем уже в конце сезона 2020 года. Следите за нашими публикациями!

© 2010 - 2020 domkrat.by