Итоги автомобильного года 2019 - и новинки, которые приедут в Беларусь в 2020
Автомобильная ассоциация БАА объявила итоги продаж новых автомобилей в 2019 году: 64.504 штуки (в статистике учитываются только легковые и легкие коммерческие модели). Прирост по сравнению с 2018 годом: +22%. Лидер среди брендов - LADA, самая популярная модель - LADA Vesta. Geely приближается к тройке лидеров и готов теснить Volkswagen. Далее - официальные цифры, а также немного анализа данных, представленных в презентации БАА, и "инсайда", которого в презентации нет. Плюс оценим перспективы на 2020 год для рынка в целом и посмотрим, что интересного привезут дилеры в наступившем году. Поехали!
Итак, у нас новый рекорд! Почти 65 тысяч новых автомобилей за год - такого Беларусь еще не видела. Почему "почти"? Потому что в статистике БАА фигурируют не все дилеры и бренды. В официальной цифре "64.504" не учтены Ravon от "Мультимоторс" и Toyota c Lexus от нового дилера "Атлант-М Альянс". Предположу, что в 2019 году было продано около сотни "Равонов" (учитывая, что поставки стартовали осенью). "Атлант-М Альянс", официально открывшийся в июне 2019 года, продал 112 "Лексусов" и неназванное количество "Тойот". Предположу, что тоже в районе сотни машин (для сравнения, второй дилер Toyota - "Эмир Моторс" - реализовал за весь 2019 год 834 автомобиля). Плюс в статистике не хватает нескольких десятков автомобилей Lifan от "Бизнес Кар" на Маяковского (скоро дилер откроется снова, но уже с другими брендами: Geely и KIA) и Zotye с завода "Юнисон" в Обчаке. По традиции не раскрывает данных минский дилер Bentley - но, судя по количеству новых купе Continental GT в Минске, у них всё очень хорошо.
Итак, посмотрим на результаты брендов по итогам 2019 года.
Прорыв года - конечно же "Лада". Десять лет назад продукция "АвтоВАЗа" уже была лидером по продажам в Беларуси, но потом отступила под натиском Volkswagen и Renault. И вот триумфальное возвращение на первое место. Причины на поверхности: выход качественно нового семейства Vesta и обновление семейства Granta, а также стремительное развертывание дилерской сети от второго импортера, "Ардеры". Для справки: в 2019 году все дилеры "Ардера" продали в 3 раза больше автомобилей, чем единственный автоцентр первого импортера, "Минск-Лада".
Еще одна интересная тенденция - очевидный прогресс Geely. Несмотря на весь скепсис, автомобили с жодинского завода "БелДжи" набирают обороты. Да, итоговое место по-прежнему четвертое, как и в 2018 году, но посмотрите на отрыв от Volkswagen - он заметно сократился. Вангую, что в 2020 году Geely выйдет на третье место.
Среди премиум-брендов тоже идет напряженная борьба. Многолетний лидер сегмента - Audi - в последние годы подрастерял свое преимущество и теперь находится под натиском BMW, который ведет агрессивную ценовую политику. По итогам 2019 года - боевая ничья. Продажи Mercedes-Benz заметно сократились - хотя дело не столько в легковых моделях, сколько в уходе популярной коммерческой модели Sprinter Classic. И посмотрите, как выстрелили Porsche! Впервые они продали больше 100 автомобилей, прибавив сразу 60% по сравнению с 2018 годом.
Немного о тех, кто закончил 2019 год с отрицательной динамикой. С Nissan всё понятно - прошлой весной закончились продажи бюджетного седана Almera, который в 2018 году сделал почти треть продаж марки в Беларуси. "Эмир Моторс" что-то не дотянул продажи Toyota до уровня 2018 года - надеюсь, совместными усилиями со вторым дилером в Уручье они смогут поднять марку на хороший уровень. Неважно идут дела у дилера "РедМоторс" - некогда неплохие продажи Mitsubishi упали практически до уровня Suzuki. Ну и Land Rover с Jaguar в минусе - в основном из-за снижения спроса на топовый Range Rover.
Для наглядности - два графика, позволяющих сравнить результаты каждой марки в 2018 и 2019 годах.
Так что: жить стало лучше, жить стало веселее? С одной стороны - продажи новых авто уверенно растут. Но если посмотреть на разбивку по классам, становится очевидно, что рынок прибавил в основном за счет самых доступных моделей классов "В" и "SUV", которые к тому же зачастую приобретаются в кредит/лизинг/рассрочку.
Вот очень показательный слайд: доля премиальных автомобилей в общем объеме продаж за 2019 год.
Далее - данные по классам. С комментариями о том, что осталось за кадром официальных слайдов БАА, и исправлением ошибок по классификации. Начинаем с классических "легковушек", а сегмент SUV рассмотрим чуть ниже.
Думаю, настоящим лидером сверхмалого класса "А" является хэтчбек Ravon R2. Таких явно было продано больше, чем 7 штук.
Вслед за тройкой лидеров идут друг за дружкой LADA Granta (2592) и LADA Largus (2563), а за ними Skoda Rapid (2131) и Renault Logan (1861).
Вот тут ребята намудрили. На первом месте вообще-то должен быть седан Geely Emgrand 7 (1302 штуки). За ним уже следует Octavia, а на третьем месте - Focus (его продано 300 штук, если считать все типы кузова вместе). Что касается Almera, то этому переростку класса "В" вообще не место среди полноценных моделей "гольф"-класса.
Некогда популярный класс "D" продолжает сокращаться. Тройка лидеров - та же, что и в 2018 году.
Чем выше класс, тем скромнее результаты. Впрочем, "бизнес", несмотря на свои объемы, заметно вырос. Локомотив класса - "пятерка" от BMW, на которую "Автоидея" сделала хорошее ценовое предложение. Отлично - и вполне заслуженно - стартовало новое поколение Audi А6. Неподалеку от Mercedes-Benz E-class расположился седан Volvo S90, занявший 4 место.
В представительском классе - снова смена лидера. И да, непривычно видеть S-class аж на третьем месте.
Переходим к сегменту SUV. Здесь, как всегда, легкий бардак с точки зрения классификации. Нынче все хотят паркетник, кроссовер, вседорожник, "джип" и так далее. "Всегда пожалуйста!" - говорят производители, записывая в этот сегмент любую "легковушку" с мало-мальски увеличенным клиренсом. А самые хитрые стремятся "пропихнуть" свои модели еще на класс выше - чтобы на фоне остальных моделей хвастать низкой ценой.
На 4 месте в классе "SUV-В" - Hyundai Creta (1541 автомобиль). Хотя я бы с большим удовольствием поставил на 4 место в этом классе Renault Duster. А то как-то забавно наблюдать его в следующем списке. Так же забавно, как и Nissan Almera в классе "С".
Да, паркетники Geely порвали класс компактных "SUV-С". Особенно удивительно стартанул в космос более доступный Emgrand X7. Видимо, распробовали частники, плюс ушло пополнение в парки МВД и прочих госслужб. Результаты Renault Kaptur и дебютанта Renault Arkana? Почти 1,4 тысячи штук первого и около пяти сотен второго (неплохо за полгода продаж). Volkswagen Tiguan и Kia Sportage идут почти вровень - каждой модели продано больше 1 тысячи штук.
Среди премиальных моделей этого класса порядок такой: Volvo XC60, Audi Q5, BMW X3, Mercedes GLC.
Не спрашивайте, где же BMW X7. Потому что он должен быть на следующем слайде.
Опять бардак. BMW X7 - главный конкурент Mercedes-Benz GLS. И место новому "баварцу" - на первой строчке. Это настоящий премиум-прорыв года: с весны прошлого года (когда стартовали продажи в Беларуси) у нас было продано 96 автомобилей. Так что большой Range Rover больше не "царь горы".
Согласен, новый G-class выглядит в этой компании как минимум забавно. Но интересна сама цифра: всего 8 штук. Думаете, у белорусов закончились деньги? Не угадали - у дилера закончилась квота. Новый "Гелик" хотят по всему миру, и завод просто не справляется с заказами.
Ну и пикапы в Беларуси по-прежнему никому не нужны.
Рынок коммерческих автомобилей практически не растет: с 4.018 автомобилей в 2018 году до 4.288 - в 2019 году. Тревожный факт.
Что будет в 2020?
Дилеры, как всегда, осторожничают в прогнозах. Непонятно, что будет с экономикой Беларуси на фоне последних событий. Непонятно, как долго еще будет действовать 140-й указ с льготной растаможкой для многодетных и инвалидов. По некоторым оценкам, в 2019 году под этот указ в страну прибыло 20-30 тысяч подержанных автомобилей. Еще одна "проблема" - "серые" поставки новых автомобилей из России, которыми теперь занимаются не только мелкие конторы, но и крупные лизинговые компании. Так что интриг хватает.
Гораздо больше конкретики - по новым моделям, которые приедут в Беларусь в 2020 году.
Пожалуй, начну с Geely - ведь интересно же, на чем они собираются обогнать Volkswagen. Во-первых, конечно же, на льготном кредитовании. В конце 2019 года директор "БелДжи" Геннадий Свидерский снова с хитринкой в глазах рассказывал, что вопрос по продлению программы остается открытым. А в начале 2020 года уже с улыбкой подтвердил: льготным кредитам снова быть! Напомню, это процентная ставка 3,47%-3,9% на первые 2-3 года (в зависимости от банка и первоначального взноса) и 12,47% (СР НБ РБ + 3,47%) на последующий срок. Во-вторых, Geely готовит сразу несколько премьер.
О компактном кроссовере Geely Coolray (SX11) не слышал только не ленивый. Прошлой осенью удалось лично познакомиться с моделью и даже немного проехать по полигону завода "БелДжи" - скажу, что это лучший "китаец" из всех, что я когда-либо видел. Впрочем, лучше не верить мне на слово - а дождаться февральского старта продаж и записаться на тест-драйв к ближайшему дилеру. Главная интрига - цена. Обещают в районе 20 тысяч долларов, но лучше подождем официального прайс-листа.
Еще по двум моделям конкретики пока мало. Теоретически, обновленный Geely Atlas Pro (подробный обзор здесь) готов встать на конвейер в Жодино в любой момент. По факту руководство "БелДжи" вряд ли решится на этот шаг до тех пор, пока не будет на 100% уверено в достаточном спросе на эту более дорогую модель.
Примерно такая же ситуация и со стильным кросс-купе Geely FY11. Модель разработана на базе компактной платформы Volvo (а именно, XC40) и выглядит очень эффектно, передавая привет BMW X4 и Mercedes-Benz GLC Coupe. Если всё пойдет по плану, именно эта модель станет самым дорогим кроссовером Geely на нашем рынке.
Теперь перейдем к международным новостям. В классе "В", который так полюбили белорусы, ожидаются сразу две важные премьеры: обновленные Skoda Rapid и Volkswagen Polo. Rapid уже засветился на российской презентации и приедет к дилерам в первом квартале 2020 года. А Polo пока-что держат в секрете - но говорят, что в продажу поступит во втором квартале.
В классе "С" ожидается пришествие двух популярных моделей в совершенно новых поколениях. Volkswagen Jetta будут к нам возить аж из Мексики - и первая партия ожидается этой весной.
Новую Skoda Octavia придется подождать дольше - скорее всего, до осени.
В классе компактных SUV самой интересной премьерой, помимо Geely Coolray, будет его конкурент Kia Seltos. По сути "кореец" является более дорогой и роскошной альтернативой бюджетному Hyundai Creta. В России старт продаж автомобилей калининградской сборки - уже в феврале. А там и наша очередь подойдет.
Кстати, есть шанс, что у нас будут продавать и стильный кроссовер Kia XCeed - в России эта модель уже получила ОТТС. Если всё сложится, то скорее всего в Беларусь эту модель будут поставлять с европейского завода Kia.
Что касается дебютанта класса SUV-С Skoda Karoq - это непосредственный и очень серьезный конкурент для Volkswagen Tiguan, Kia Sportage и далее по списку.
Премиум и люкс
К новому Land Rover Defender так и просится слово "премиальный" - уж слишком он далек от утилитарного предшественника. Производитель обещает, что новый "Деф" сохранил фирменную "вездеходность", но при этом стал гораздо более комфортным и дружелюбным по отношению к водителю и пассажирам. Первые белорусские клиенты смогут проверить это ближе к концу года.
Audi продолжит в 2020 году свой парад премьер. В конце 2019 года в Беларусь наконец приехал Audi Q3 нового поколения, а уже весной 2020 года нам обещают его стильного собрата Audi Q3 Sportback.
Обновленный Audi Q7, ставший бестселлером в своем классе в 2019 году, буквально на днях приехал в Минск - познакомиться с моделью и сделать тест-драйв можно в автоцентре "Audi Центр Минск". Прайс-лист начинается от 59.950 евро за версию 45 TDI c 3-литровым турбодизелем на 249 л.с.
И самая долгожданная и любопытная белорусская премьера Audi на 2020 год - первый электромобиль от "четырех колец" Audi e-tron.
В 2019 году баварцы стреляли из всего крупнокалиберного оружия (Х5, Х6, Х7), так что на 2020 год "пороху" осталось поменьше. Из подтвержденного - "четырехдверное купе" BMW 2 Gran Coupe, а также "заряженные" Х5 М и Х6 М.
Уверен, многие уже заинтересовались новым паркетником Mercedes-Benz GLB. Еще бы! Солидный дизайн, семиместный салон и цена ниже, чем на GLC... Даже самому любопытно, удалось ли "мерседесовцам" воплотить в новой модели дух квадратного GLK.
Не менее уверен, что некоторым по каким-то причинам не понравился новый BMW X6, и они с нетерпением ждут новый Mercedes-Benz GLE Coupe.
Несколько человек в Беларуси однозначно ждут старта продаж нового роскошного вседорожника Mercedes-Maybach на базе нового GLS.
Первый серийный электромобиль Porsche Taycan тоже ожидается в Беларуси в 2020 году. Правда, с ходу купить эту модель будет практически невозможно - производитель уже собрал заказов на пару лет вперед. Зато счастливчики, которые успели вовремя внести предоплату дилеру, сядут за руль своих электро-Porsche в ближайшие месяцы.
Самая роскошная премьера 2020 года - люксовый Bentley Flying Spur нового поколения. Живьем он производит неизгладимое впечатление - даже на избалованных автожурналистов))) Цены не афишируются, сроки изготовления и поставки - большие. Но он стоит каждого евро, который за него просят. Если выпадет возможность протестировать эту модель, обязательно поделюсь впечатлениями.
Хотите быть в курсе всех автомобильных премьер Беларуси? Добро пожаловать на Domkrat.by - сайт, посвященный исключительно рынку новых автомобилей от официальных дилеров в Беларуси! Актуальные цены, варианты оснащения и технические характеристики на все модели - в каталоге новых автомобилей Domkrat.by! Скидки, акции и специальные предложения - всегда здесь.