Автомобильные музеи Европы: BMW
Партнерский материал
«Лизинговая компания «Евротайм» продолжает серию статей о самых известных и увлекательных музеях Европы. После штутгартских музеев Porsche и Mercedes-Benz мы перемещаемся в столицу Баварии. Именно здесь находится штаб-квартира автомобильного бренда, который на протяжении многих десятилетий дарит своим клиентам возможность ездить «с удовольствием за рулем». Добро пожаловать в музей BMW и центр BMW Welt в Мюнхене!
Посещение мюнхенского музея BMW начинается с? С шаурмы на станции «Olympiazentrum» городской «подземки» U-Bahn, огромной массы рабочих, проходных головного завода и большущей рекламы нового BMW i5 на фасаде. Для полноты картины не хватает только бабушек, торгующих семечками, и небольших групп рабочих с пакетами, звенящими заветной тарой. Если бы не металлическая глыба BMW Welt, можно было бы решить, что Google явно завел нас не в сердце BMW, а, как минимум, на рабочую окраину Мюнхена.
Штаб-квартира BMW в виде четырех цилиндров и «чаша» музея были построены в 1973 году. Расположенный через дорогу BMW Welt («Мир БМВ») заложили еще в 2003 году, а открыли лишь в 2007-м – немного опоздав по срокам. «Чаша» BMW была на реставрации с 2004 по 2008 годы. Пресс-релиз того времени уверял, что внутренние помещения расширились, появились новые экспонаты, в том числе и знаменитые кинетические скульптуры.
Я долгое время наблюдал за музеем удаленно, по фотографиям и видео с Youtube, читал различные материалы и статьи. Практически полностью изучил его виртуально перед поездкой и уже даже наметил точки съемки для видео, точки для фотографий, ракурсы в малых залах… Но наши мечты не всегда совпадают с реальностью, и все оказалось не совсем тем, чем было изначально. Но, обо всем – по порядку.
Начнем с площадей – здесь их практически нет. Само здание хоть и имеет форму круга, но внутри разделено довольно узкими коридорами, где даже двое взрослых расходятся с трудом, не говоря уже об экспонатах. Поэтому я очень понимаю большинство желающих попасть в запасники компании BMW Classic, где можно рассмотреть все наиболее подробно.
Мы были в музее в дни празднования 100-летнего юбилея подразделения BMW Motorrad. Истории двухколесной техники BMW посвящена огромная стена, проходящая сквозь три этажа.
Кинетическая скульптура, которая появляется в большинстве видео из музея, не работала, зал Формулы-1 закрыт, да и вообще периодически утыкаться носом в полосатую ленту ограждения было не совсем приятно.
Огромный зал с линейкой 3 Серии оказался одним из наиболее наполненных. Хотя, как минимум, не мешало бы поставить еще две генерации модели.
Зал с «тройкой» наиболее наполнен не только исторической линейкой, но и различными материалами, рекламными буклетами, инструкциями и прочими автомобильно-культурными артефактами.
Далее нас встречают подвешенные на тросах BMW 5, 6 и 7 Серии из 70-х годов прошлого столетия, ну и уже ставшая знаменитой скульптура в виде огромного количества подвешенных шильдиков – обозначений моделей BMW.
Следующий зал – конечно же, иконостас для всех фанатов подразделения M Motorsport. Здесь есть все ключевые модели: начиная от М1 и ее гоночной версии М1 Procar до знаковых М3 и М535i.
Наиболее полная линейка М машин представлена здесь в виде масштабных моделей.
Далее посетители попадают в зал дизайна. Здесь лишь две машины: BMW Isetta и BMW 2002. А действительно нереальную атмосферу создают свет и цвет.
Стоит отметить, что какой-то выстроенной исторической линии в этом музее нет. Выйдя из экспозиции с авиамоторами, попадаешь в зал с двигателями для формульных болидов, а затем можешь перейти в зал рекламы BMW, пройдя через секцию с гоночными болидами кузовной серии.
Описывать все залы по отдельности нет смысла. Проще смотреть на фотографии, так как общего впечатления, либо какой-то собранной картины экспозиция не дает.
Крайний большой атриум в самом низу «блюдца» демонстрирует родстеры BMW. Причем очевидно, что баварцы выделили по-настоящему редкий кабриолет на базе BMW 8 Серии, который никогда не был на конвейере – чтобы хоть как-то разбавить текущую картину.
Общее впечатление получилось двоякое – объясню почему. Первое: «неустроенность» музея даже после бесчисленных трансформаций. Если в музеях Porsche и Mercedes-Benz добавление новых экспонатов или смена экспозиций занимают от силы две недели, то здесь просто ничего не работало.
Второе: при наличии огромных площадей рядом расположенного BMW Welt не использовать его – это просто кощунство. Марка, которая побеждала в массе автоспортивных событий мирового масштаба, практически не показывает своих достижений. Марка, купившая и владеющая одним из самых дорогих автобрендов – Rolls-Royce – и одним из самых узнаваемых – MINI – в музее не показала даже этого. Одних специальных версий и модификаций я могу перечислить более десятка, а в музее – лишь одна машина. Да, зал рекламы выстроен очень интересно за счет управления экранами при помощи управления шайбами iDrive. Но большая часть его не работала, а реальная пластилиновая модель в зале дизайна уже имеет следы «наскальной живописи».
На этом фоне BMW Welt – словно другой спектакль! Огромный зал на 400 000 квадратных метров. Практически вся модельная линейка ВСЕХ подразделений компании – вместе с MINI, Rolls-Royce и мотоциклами.
Выделенная зона выдачи автомобилей, где свои машины получают почти 45 000 клиентов ежегодно. Прекрасный вид на Олимпийский парк Мюнхена. И бесчисленные автомобили, в максимальных комплектациях.
Три больших фирменных магазина с сувенирами, одеждой, обувью и аксессуарами – в них я заходил аж два раза.
Надо сказать, что BMW Welt – нечто большее, чем просто гигантский шоу-рум. Начнем с того, что если ваша позиция не заказная, то автомобиль из наличия вы оплатите и получите здесь же, на втором этаже. Сразу с регистрационными знаками.
При желании покупку можно отпраздновать здесь же – в одном из двух ресторанов при заводе. Кстати, один из них называется «М1». Помимо машин внутри масса развлечений: от интерактивных комнат в зоне автомобилей MINI, до лаунжа в зоне Rolls-Royce, где можно развлечься выбором кожи для ковриков или цвета окраски дверных ручек.
BMW Welt полностью обеспечивает себя электроэнергией – на крыше расположены солнечные батареи, дающие 800 киловатт в день.
Вот такой контраст между музеем и современной площадкой. В чем причина? Объяснить непросто, хотя в отдельных интервью пиарщики BMW говорят о сложностях с местом в «чаше» BMW, построенной еще в 70-х годах. Судя по фотографиям, изначальная концепция музея не предполагала большого набора объемных экспонатов, и «чаша» больше работала по принципу современного BMW Welt.
Если посмотреть на современную карту местности, становится очевидно, что свободных площадей у BMW на месте расположения современного производства попросту нету. Да и средств на это компания выделять не спешит. Впрочем, если вспомнить ее современную политику отказа от глобального участия в выставках и переход на более персонифицированные события для клиентов, то все становится на свои места.
Как итог, после посещения музея BMW остается лишь одно пожелание: «BMW, пустите в запасники!»