Автомобильные музеи Европы: Mercedes-Benz
Партнерский материал
«Лизинговая компания «Евротайм» продолжает серию статей о самых известных и увлекательных музеях Европы. Первая публикация была посвящена музею Porsche, а сегодня мы заглянем в гости к еще одной знаменитой немецкой компании, которая по праву считается родоначальником мирового автомобилестроения. Добро пожаловать в захватывающий автомобильный - и не только - музей Mercedes-Benz в Штутгарте!
Почему «Мерседес» стал именем нарицательным? Возможно, из-за знаменитой песни Дженис Джоплин? Или потому, что в СССР автомобили этой марки были самыми знаковыми иномарками и порой выступали в любых спорах «референсными» автомобилями? Или потому, что трехлучевая звезда на капоте для большинства водителей на нашей планете является путеводной звездой?
Чтобы получить ответы на эти вопросы, необходим следующий рецепт – садитесь в Штутгарте на S Bahn, проезжаете 3 остановки от центрального вокзала, затем небольшой пеший тур по промышленной зоне, где за заборами виднеются широченные ряды собираемых здесь MB Sprinter… И буквально через десять минут перед вами исполинский «кокон» – как называют его сами работники – музей Mercedes Benz.
Для меня это здание скорее всего не кокон, а огромная ДНК. ДНК сотен побед в автомобильном спорте, ДНК бронированной структуры лимузинов и армейских G-классов, ДНК «Унимога», который разве что по Луне не ездил. Но самая главная ДНК – самого первого автомобиля на Земле. С этого и начинается экспозиция на самом верхнем этаже.
Кстати, туда вас поднимают очень крутые футуристичные лифты – как в фантастических романах 30-х годов прошлого столетия.
Наверху посетителей встречает обыкновенная лошадь и бензин в аптекарской бутылке. Да его раньше продавали только в аптеках. Впрочем, главные точки притяжения – ранние проекты Готтлиба Даймлера, Карла Бенца, Вильгельма Майбаха и их соратников, а также масса артефактов того времени.
Больше всего поражает устройство здания. Находясь на верхних этажах, ты можешь из различных точек увидеть практически все временные отрезки существования автомобиля как такового, а не именно марки «Мерседес».
Все залы разделены не на эпохи в хронологическом порядке, а по назначению автомобилей. Первый зал – путешествия и перевозка пассажиров. Здесь, среди прочих автомобилей, выставлен просто огромный двухэтажный Mercedes Travego длиной 13 метров. На седьмом этаже. Монолитного здания. В окружении кстати тоже автобусов: первого автобуса Mercedes начала прошлого века и старичка из 80-х годов, пробежавшего один миллион километров по Аргентине.
Да в стене можно рассмотреть скрытые двери грузового лифта, но представьте на минуту количество логистических действий чтобы туда его загнать и при этом выстроить другие экспонаты. Это в залах, где стоят легковые автомобили, можно легко переставлять экспонаты при помощи небольших погрузчиков, а здесь автобус. На самом деле, все было продумано заранее, и все экспонаты перемещались по заранее разработанным планам и схемам. Часть из них самостоятельно поднималась по пандусам. Они вроде незаметны для посетителей, но стоит присмотреться к их кривизне, углу подъема – и сразу становится понятно, для чего такими образом спроектированы переходы между этажами. Кроме того, в некоторых бетонных стенах видны хорошо замаскированные двери-порталы, через которые происходит транспортировка автомобилей при обновлении экспозиции.
Сами переходные галереи – это вообще отдельный вид музейного искусства. На их стенах расположены экспонаты, отражающие отдельные ключевые исторические моменты, связанные как с компанией «Мерседес», так и с историческими моментами всего человечества. Здесь фотографии и плакаты времен Второй Мировой войны, рассказывающие о работе завода в Штутгарте в то время, и последствия бомбардировок советской авиации. Надо помнить, что юг Германии является огромным промышленным регионом, который во времена Второй мировой войны снабжал гитлеровскую армию. И, как результат, во времена налетов авиации был достаточно сильно разрушен. Периодически в городских кварталах можно встретить защитные сооружения в виде бетонных башен иглообразной формы, которые должны были защищать население от бомбежек. В музее «Мерседес» собраны и другие исторические документы, отражающие деятельность компании после войны. Это и различные накладные на отгрузку автомобилей, и телеграммы от коммерческого отдела, рекомендующего открывать дилерскую сеть не с центральных городов Германии, а наоборот, с окраин.
Здесь же первые полноцветные рекламные буклеты Мерседес (отдельная тема для целого цикла статей), различные чертежи, компоновочные схемы новых автомобилей, личные вещи людей, которые принимали самое непосредственное участие в жизни компании.
Уровни, расположенные на 5-7 этажах, также наполнены уникальными автомобилями. К примеру, зал грузовиков удивляет не меньше автобусов, ведь там стоит целый автовоз. Огромный Mercedes Benz SK, заполненный под завязку новенькими для 70-х годов моделями W123 и W126.
Еще один яркий экспонат – грузовой Mercedes-Benz Renntransporter, известный под именем «Синее чудо». Он был построен специально для скоростной перевозки болидов между этапами гонок и легко держал крейсерскую скорость 160 км/ч даже при полной загрузке. На платформе данного экземпляра закреплен гоночный болид 300 SLR (W 196 S) – один из тех, что принес компании победу в гоночном чемпионате 1955 года.
Рядом с автобусом-почтамтом, который несколько десятков лет верой и правдой служил почте Австрии, стоит предтеча сегодняшнего MB Sprinter – один из первых фургонов L319. Ну и самый притягательный образец в этом зале – бензовоз модели LP1513 в ярко-желтой окраске.
Отдельный зал посвящен автомобилям-«помощникам»: здесь «скорые», пожарные автомобили, автомобили-эвакуаторы… В центре зала – Mercedes Benz C36 AMG в ливрее автомобиля скорой помощи «Формулы-1». Сколько раз его видели на прямых трансляциях, а здесь вот он – на расстоянии вытянутой руки.
Инженеры Mercedes-Benz во все времена уделяли особое внимание автомобильной безопасности. В этом можно наглядно убедиться, посетив тематический зал, где выставлены экспериментальные автомобили и серийные модели, ставшие пионерами в области пассивной и активной безопасности, а также манекены для краш-тестов.
Здесь есть даже автобус! Mercedes O 303 стал первым серийным автобусом, который был оснащен ABS. Более того, эта модель участвовала в инновационных по тем временам заводских краш-тестах на опрокидывание, благодаря которым новые поколения автобусов получили более жесткие и безопасные силовые каркасы кузова.
«Зал спортивной славы» – сказали бы раньше. В музее «Мерседес» – это зал победных автомобилей. Весь первый этаж – огромный круглый трек с болидами «Формулы-1», рекордными автомобилями из 30-х годов прошлого столетия, гоночных грузовиков, раллийных автомобилей и даже стеклянных шкафов с коллекцией гоночных костюмов, собранных за более чем 100 лет.
В зале спортивных автомобилей выставлена лишь часть формульных болидов, так как все просто невозможно вместить в текущую экспозицию. При этом компания Mercedes – пожалуй, единственный из производителей, кто сохранил все свои гоночные болиды.
Завершается путешествие во времени на «минус первом» этаже, где можно увидеть яркие концепт-кары из прошлого, настоящего и будущего. Конечно же самым ярким среди них будет Mercedes C111 в ярко-оранжевом цвете.
Из «подвала» музея –естественно пройдя через фирменный магазин – попадаешь в галерею «именинников». В длинном коридоре выставлены легендарные модели прошлого, которые отмечают свой юбилей в текущем году.
И уже из галереи попадаешь в фирменный шоурум Mercedes Benz, где представлен весь текущий модельный ряд компании: от новейшего (на момент нашего визита) Smart до лонг-версии Mercedes-Maybach.
Впечатления
По ощущениям, концепция музея заключается не в том, чтобы показать посетителю величие марки. Скорее, идея состоит в исторической правде, событиях и документах, которые переплетаются с автомобилями «Мерседес» и делают их неотъемлемой частью жизни не только Германии разных эпох, но и всего мира.
Представьте, сколько государственных лидеров ездило на «Мерседесах»? Какие решения принимались за рулем или в мягком кресле третьего ряда S-класса?
Какие люди ездили в «миллионном» автобусе из Аргентины, или сколько дорог почистил «Унимог» из зала автомобилей-«помощников»? Как раз из этих моментов и складывается история бренда и история автомобилей в целом.
Как утверждает официальный пресс-релиз, в запасниках музея хранятся еще более 2000 экспонатов. Текущая экспозиция включает в себя более 160 экспонатов и практически не менялась кардинально со времени открытия в 2006 году. В отличие от, например, от экспозиции соседнего музея Porsche. Надо понимать, посетители музея видят лишь малую часть всего исторического наследия «Мерседес» – значительная часть экспонатов хранится в Фельбахе, пригороде Штутгарта.
Для обновления экспозиции и рекламы своих возможностей реставрации Mercedes-Benz периодически проводит мероприятие «All Time Stars». Это ярмарка-продажа автомобилей, восстановленных в музейных мастерских до полного аутентичного состояния. Первое такое событие состоялось в 2015 году и собрало массу положительных откликов – ведь купить машину из хранилища музея не так-то просто. Вырученные от продажи деньги идут на покупку других музейных экспонатов. Так, к примеру, был продан родстер Mercedes-Benz SL в 129 кузове, ранее принадлежавший принцессе Диане, или же 190-й седан черного цвета, который водил Николас Кейдж.
Наравне с другими автомобильными музеями у «Мерседеса» есть своя программа для детей – она занимает немного времени и посвящена больше истории, нежели автомобилям. На входе юные посетители получают яркие жилеты, книжки с заданиями и достаточно быстро обходят всю экспозицию, задерживаясь лишь на 8-м этаже в зале зарождения автомобилей и на последнем в зале гоночных машин, а также возле интерактивных элементов.
Историческая справка
Первый музей «Мерседес» открылся еще в 1936 году на 50-летний юбилей компании. Затем в 1961 году открыли уже новый корпус, расположенный прямо на производственной площадке в Унтертюркхайме –туда можно было попасть лишь по согласованию и лишь на заводском автобусе.
Фактически музей Mercedes-Benz – это заводская территория автопроизводителя. Если выбрать маршрут с остановки S Bahn, то ваш путь будет лежать через сборочные цеха коммерческого семейства моделей Sprinter. Здесь вы можете почувствовать себя настоящим автомобильным фотошпионом. За забором чего только не встретишь: оклеенные в специальную пленку тестовые модели, различные специальные модификации для спасателей, полиции и других служб. На западной стороне от музея расположились сразу две спортивные достопримечательности: стадион Mercedes Benz Arena и, прямо по соседству, Porsche Arena.