Автомобильные музеи Европы: Porsche
Партнерский материал
«Лизинговая компания «Евротайм» представляет серию статей о самых известных и увлекательных музеях Европы. Первая публикация посвящена легендарному производителю спортивных автомобилей, который в 2023 году отмечает свой 75-летний юбилей. Добро пожаловать в музей Porsche!
Помню сравнительно старую новость в одном из номеров «Авторевю» о том, что Porsche начали проектировать новый музей. Потом были сложности с его строительством – оказалось, что на тот момент не было технологий для его возведения. Официальный пресс-релиз сообщает, что строительство музея обошлось в 100 миллионов евро. И вот 31 января 2009 новое здание на Поршеплатц в Штутгарте открыло свои двери.
Здание музея Porsche опирается на три бетонных V-образных опоры. По выставочной площади (без малого 5600 м2), он, к примеру, втрое уступает зданию музея Mercedes-Benz (о котором мы расскажем в одной из следующих публикаций).
В архитектурном плане это настоящий памятник, который активно спорит с коконом-спиралью Мерседеса и «бмвэшным» воздушным фильтром. Не зря этот проект так долго выбирали из 170 вариантов и затем так долго реализовывали. С какой стороны не подойди к зданию, поражаешься разнообразием различных элементов. При том, что в нем исключительно плоские грани под разными углами, и практически нет ощущения, что оно давит на тебя.
Идеально вписанная скульптура, привезенная из Гудвуда и установленная в центре Поршеплатц, идеально вписывается в окружающую среду промышленной застройки. Цуффенхаузен – пригород Штутгарта, больше напоминающий промзону – обрел свою архитектурную доминанту. Если идти пешком из района Фуербах едва заметными лесными тропинками, при выходе из шикарного лесного массива упираешься прямо в здание исследовательского центра, новейшего автосалона Porsche и самого здания музея.
На самом деле это второй музей Порше. Первый был открыт в 1976 году и находился буквально за углом – если пробраться в обед среди толп рабочих в розовых футболках (а на заводе Porsche они ходят именно в таких), на старой проходной трехэтажного здания в Цуффенхаузене можно увидеть, в какой тесноте располагались старые экспонаты. Кстати, чтобы узнать, как выглядит старый музей Porsche, пришлось провести целое расследование. Итог – на снимках, точнее, на сканах старого рекламного буклета из музея.
Сейчас на месте старого музея располагается второй фирменный магазин компании, где можно найти огромное разнообразие фирменного “мерча”: от брелков и масштабных моделей до фирменных полос на, к примеру, 911 Turbo из 70-х годов.
Но и это не самые необычные вещи, которые можно встретить в продаже. Как вам, например, мед с завода Porsche в Лейпциге? Всего 2,15 евро за баночку в 50 миллилитров.
Или вино Porsche родом из Южной Штирии, что находится в Австрии? Вино от Порше представляет собой бленд, включающий 65% пино блан, 18% шардоне, 12% совиньон блан и 5% пино гри. Вот так-то, а вы говорите только модельки и футболки по 35 евро.
В новом музее Porsche прямо посреди выставочного зала расположен лифт размером с гараж. Несколько минут – и почти любой из множества исторических автомобилей оказывается на свободе и оживает. Помогает в этом им специализированная мастерская на первом этаже. Потребляя горячий штутгартский кофе с круассаном, можно наблюдать за подготовкой 911 Porsche GT1 Street Version – одного из 23 экземпляров, допущенных на дороги общего пользования.
Часть таких музейных экспонатов активно используется для различных мероприятий, устраиваемых компанией: презентаций, тест-драйвов и съемок. Наверное, самым примечательным экспонатом оказывается обычная наковальня, установленная посреди мастерской.
Вообще механика перемещения экспонатов среди такого, казалось бы, огромного пространства достаточно сложна. В этом музейщикам Porsche помогает специальная программа, которая учитывает размещение в экспозиции всех статичных экспонатов – которых огромное множество. Она также учитывает, что, к примеру, в экспозиции есть автомобили, которые иногда в рамках специальных событий выезжают со своих мест. Машины, которые не могут перемещаться в узких пространствах, буквально переносятся погрузчиками.
Входной билет в кассе стоит 10 евро для взрослого и 7 евро для подростка. Можно доплатить еще 5 евро и получить специальную детскую книжку, которая рассказывает при помощи «придворных» полумультяшных героев про историю бренда.
Наверх поднимает длинный эскалатор и единственная реплика на весь музей – алюминиевый Volkswagen Aerocoupe 1939 года, или Туре 64 по нумерации Фердинанда Порше. Это первый автомобиль, на который он нанес свою фамилию.
Все машины стоят без ограничительных шнуров – прикоснуться к первому 911 или полицейскому 356 проще простого.
Экспозиция гоночных покорителей Гудвуда и Тарга Флорио так влечет к себе.
Все экспонаты выстроены без хронологического порядка. Сперва мы видим становление классики 911 - рождение знаменитых линий кузова.
Далее идет место, где можно зависнуть на пару-тройку часов: гоночные прототипы 917 серии.
После первый дорожный суперкар в истории компании модель 959 и рядом с ним раллийный 959 Paris-Dakar с засохшим внутри фары стеблем травы.
Далее снова целый ряд 911 серии из 90-х годов прошлого века вместе с юбилейным 911 Polizei, который в 1998 году подарили в честь 50-летия компании полиции Штутгарта.
Идем дальше, мимо ряда гражданских и спортивных Porsche 924 и 944, экспериментальной "четырехдверки" на базе Porsche 928 и ярко-желтого гоночного 968 Clubsport.
Этой линии развития вторят автомобили из кино, ну и конечно роскошный космолет Tri-Wing S-91x Pegasus Starfighter из вселенной «Star Wars», придуманный и нарисованный дизайнерами Porsche.
Ряд современных моделей украшает настоящий новый «заводила» полноприводных суперкаров для лесов и болот: Porsche 911 Dakar.
Porsche Cayenne тоже есть в исторической линейке. Он представлен вторым поколением и, наверное, в самой необычной для себя ипостаси – автомобиль для охоты. Кстати, аналогичный экземпляр от компании Mercedes можно увидеть в музее ГОН в Москве – там на себя охотничью ливрею примерил Geländewagen, некогда обслуживавший Бориса Ельцина.
В запасниках есть еще почти 400 машин, так что экспозиция музея меняется достаточно часто.
Музей – это не сама экспозиция, магазин сувениров и несколько тематических кафе. Это еще и огромнейший архив с потрясающе большим наполнением различными материалами. К примеру, одних только рекламных креативов здесь собрано более 7000 штук, не говоря уже про различные технические документы. В архив тоже можно попасть – для этого необходимо оставить заявку на сайте и получить доступный временной слот.
В музее Porsche нет историй, придуманных пиарщиками. Сюда действительно хочется возвращаться, понимая, что «Порше» – это больше история про действительно уникальные автомобили, как например построенный в единственном экземпляре Porsche Cayenne для охотников или же формульный болид McLaren с мотором от инженеров Porsche.
Здесь нет толп людей, как в мюнхенском музее BMW вместе с его BMW Welt, где все рассчитано на дальнейшую покупку. Здесь все чинно и по-настоящему влюбляет в себя, как в марку автомобилей.
Музей максимально адаптирован для посещения с детьми, для них здесь предусмотрены интерактивные стенды, которые рассказывают про физические свойства автомобилей. К примеру, можно посмотреть, как потоки воздуха воздействуют на различные типы кузова.
На стенде с тормозными дисками детям дают возможность оценить вес стального диска или карбонового. Вся программа для детей максимально упрощена и при этом максимально насыщена, дабы не утомлять маленьких посетителей.
Будете в Штутгарте - не пожалейте десятку евро на билет и еще четыре - на подземную парковку. Или сядьте на центральном вокзале на поезд S-bahn - и через 12 минут он привезет вас прямо к подножию музея. Захотите экономно поесть – прогуляйтесь вдоль главного сборочного цеха с 911. Там за углом есть McDonalds с адаптированным меню для работников завода. По пути обязательно обратите внимание на конвейер на уровне третьего этажа, по которому прямо над головой новые Porsche 911 проплывают на финальную стадию сборки. А еще рядом с заводом всегда можно увидеть закамуфлированные будущие разработки Porsche или же пожарную машину в фирменной ливрее Porsche из собственной пожарной службы.
Заметки на полях
Музей Porsche представляет богатейшую историю компании и нескольких поколений талантливых инженеров и дизайнеров из семьи Порше: от первых проектов Фердинанда Порше до перспективных проектов Porsche, нацеленных в будущее.
Lohner-Porsche "Semper Vivus" - электромобиль, сконструированный Фердинандом Порше-старшим еще в начале XX века.
Porsche 356 Nr. 1 - самый первый прототип спортивного автомобиля авторства Фердинанда "Ферри" Порше. Родстер был официально зарегистрирован 8 июня 1948 года - именно с этой даты и отсчитывает свою историю компания Porsche.
Porsche 356 Speedster, запущенный в производство в 1955 году, открыл компании дорогу на рынок США.
Создатели тогда еще концепткара Porsche Boxster (1993 год) явно были вдохновлены классическими спидстерами прошлого.
Гоночный болид Porsche Typ 360 был построен по заказу итальянской фирмы Cisitalia. Аванс, полученный за эту разработку, пошел на выплату залога в размере 1 миллиона французских франков, чтобы освободить Фердинанда Порше из французской тюрьмы.
Спортивное купе Porsche 904 Carrera GTS (1964 год) от дизайнера Фердинанда Александра Порше (внука Фердинанда Порше и сына "Ферри" Порше). Первая модель Porsche с кузовом из стеклопластика, которая успешно выступала в гонках "Тарга Флорио", на Нюрбургринге и в Ле-Мане. С тех пор индекс GTS стал использоваться сперва для гоночных Porsche, а затем и для серийных "заряженных" моделей компании.
Гоночный Porsche 935/77 по прозвищу "Бэби" (из-за маленького турбированного двигателя 1.4) одержал победу в своем классе на трассе "Хоккенхаймринг" в июле 1977 года под управлением бельгийского гонщика Жаки Икса.
В 1998 году гоночные болиды Porsche 911 GT1 принесли компании Porsche очередную - 16-ю победу - в знаменитой гонке "24 часа Ле-Мана".
Автоспорт будущего в представлении инженеров и дизайнеров Porsche выглядит вот так:
"Наследники" знаменитого Porsche 959, цены на которые взлетают с каждым годом: серийные модели Porsche Carrera GT (2004 год) с атмосферным мотором 5.7 V10 мощностью 612 л.с. и Porsche 918 Spyder с гибридной силовой установкой на 887 л.с.