Ресурсный тест зимних шин Nokian WR D4 – отзыв по итогам первого сезона эксплуатации
В зимнем сезоне 2021/2022 Domkrat.by начал ресурсный тест сразу нескольких моделей зимних шин от Nokian Tyres. Финская компания предоставила нам для испытаний в условиях реальной дорожной эксплуатации на дорогах Беларуси и ближнего зарубежья несколько комплектов покрышек на любой вкус и кошелек: от премиальных шипованных Nokian Hakkapeliitta 10p и "еврозимы" Nokian WR D4 до "шиповок" "среднего класса" Nokian Nordman 8 и бюджетных "скандинавов" Nokian Nordman RS2. Первый отзыв посвящен модели Nokian WR D4.
Nokian WR D4 - фрикционная зимняя резина «европейского» типа - была предоставлена на длительный тест Domkrat.by в очень «ходовой» размерности 205/55 R16. Несмотря на наш запрос в отношении «свежей» модели Nokian Snowproof, маркетологи Nokian Tyres предложили нам взять на лонг-тест «старые добрые» шины Nokian WR D4.
О причинах этого можно только догадываться. Известно, что покрышки Nokian Snowproof не блистали в сравнительных тестах, проведенных авторитетными международными автоклубами. Быть может поэтому долговременные ресурсные испытания, да и, вообще, пиар модели Snowproof финским шинникам неинтересны? Может, до появления более удачного «наследника», компания Nokian Tyres решила сделать ставку на пусть и не новую, но удачную и отлично себя зарекомендовавшую «еврозиму» Nokian WR D4?
Кстати, в сравнительных тестах, проведенных белорусскими автожурналистами в 2019 году, шины Nokian Snowproof заняли лишь 7-е место…
Так или иначе, но на тест прибыли покрышки Nokian WR D4. Автомобилем-носителем стал Volkswagen Golf VI. Т.к. финская резина приехала к нам с небольшим опозданием, переобуваться в неё пришлось с уже установленных зимних шин.
В гараж отправилась несильно поношенная «еврозима» Continental WinterContact TS860 «Made in Czech Republic». Тем интереснее было сравнить поведение на дороге обеих моделей шин и свои субъективные ощущения от езды на них.
Между прочим, покрышка Nokian WR D4 уже состязалась с шиной Continental WinterContact. В январе 2015 года команде белорусских автожурналистов удалось заполучить на тест только что дебютировавшую резину WR D4 и провести её сравнительные испытания вместе с другими покрышками размера 205/55 R16. Правда тогда в тестовом пуле с финской новинкой состязалась предшественница шин Continental WinterContact TS860 – «еврозима» ContiWinterContact TS850.
В том же году компания Nokian Tyres откликнулась на наше пожелание испытать новинку в ходе эксплуатации в реальных условиях, предоставив шины Nokian WR D4 для лонг-теста. Суммарный пробег покрышек за три года эксплуатации составил около 19.500 км.
И вот опять на нашем ресурсном тесте финская «еврозима» WR D4…
Что поменялось (а, что нет) в характере этих, проверенных временем, шин? Если кому-то уже наскучило длинное предисловие, и нет желания дочитывать материал до конца, приводим достоинства и недостатки покрышек Nokian WR D4, проявившиеся по результатам первого сезона эксплуатации:
Плюсы и достоинства: |
Минусы и недостатки: |
· хорошая управляемость на сухом асфальте (хороший уровень сцепления с покрытием) при движении в штатном режиме; · хорошая управляемость на мокром асфальте (хороший уровень сцепления с покрытием) при движении в штатном режиме; · хорошая управляемость на снегу (хороший уровень сцепления с покрытием) при движении в штатном режиме; · большая глубина протектора. |
· посредственная управляемость на субмаксимальных скоростях; · высокий уровень шума при движении на субмаксимальных скоростях; · невысокая износостойкость; · практическое полное отсутствие защитной отбортовки («rim protector»). |
Цифры и факты
Покрышки, присланные на «long-test», «сварили» на российском заводе Nokian Tyres. Впрочем, там производится подавляющее большинство шин этой компании, в т.ч. и для рынков Европы.
Приехавшая из Всеволжска резина покинула конвейер на 47-й неделе 2021 года, на что указывает дата производства «4721», указанная на боковине покрышки.
Фирменный «нокиановский» индикатор безопасности «DSI» («DrivingSafetyIndicator»), расположенный на центральном ребре покрышек Nokian Tyres, показывает ориентировочную остаточную глубину рисунка протектора в миллиметрах. Если верить отметкам шкалы «DSI», то у новых шин WR D4 она равняется 8 мм.
Однако, контрольные измерения с помощью штангенциркуля показали, что реальная глубина протектора составляет аж 9 мм! Интересно, что у протестированного в 2015 году комплекта резины этот показатель был чуть меньше – 8,5 мм.
Попутно визуально был оценён достаточно важный для зимней резины параметр – высота защитной отбортовки, предохраняющей колесный диск от повреждения, т.н. «rim protector». По сравнению с покрышками Continental WinterContact TS860 у шин Nokian WR D4, этот показатель, к сожалению, скорее символический.
Важная для последующей эксплуатации шин информация имеется на т.н. «евроэтикетке» – заводском стикере, приклеенном к протектору резины. На этой наклейке производители указывают потребительские свойства покрышек (тормозной путь, топливную экономичность, а также уровень создаваемого резиной шума) согласно принятым в Европейском союзе стандартизованным критериям маркировки шин (классы А, В, С и так далее).
Так, «индекс мокрого сцепления» WGI («wet grip index») характеризует длину тормозного пути на мокром дорожном покрытии. Тестируемые нами покрышки Nokian WR D4 имеют хорошее сцепление с покрытием, что определяет их в достаточно высокий класс «B».
Между тем, если верить «евростикеру», шины той же модели и размерности, попавшие к нам на лонг-тест в 2015 году, имели эталонное сцепление с мокрым асфальтом и по индексу WGI относились к высшему классу «А»!
На практике разница длины тормозного пути между покрышками класса «A» и шинами с оценкой «B» составляет целых 3 метра, при условии, что в обоих случаях автомобиль движется со скоростью 80 км/ч.
Кстати, о скорости. Тут нас ждала ещё одна интрига: у покрышек WR D4 2015 года выпуска индекс скорости имел обозначение «Т» – 190 км/ч. (Это параметр, который обозначает максимально допустимую скорость движения автомобиля, с которой шина может безопасно эксплуатироваться.) В то же время, резина, произведенная в 2021 году, имеет маркировку «Н» и допускает движение уже со скоростями до 210 км/ч.
Ещё один важный показатель, позволяющий косвенно оценить качество шин – вес грузов, использованных на шиномонтаже для балансировки колеса «в сборе». Ни для кого не секрет, что у резины премиум-класса этот показатель не превышает одного-двух десятков грамм.
«Подопытные» покрышки отбалансировались без каких-либо проблем. А максимальный вес грузиков на одну сторону не превысил 15 грамм.
1 декабря 2021 года шины Nokian WR D4 205/55 R16 были установлены на автомобиль Volkswagen Golf VI. Сезонный пробег покрышек к моменту их замены на летнюю резину 30 апреля 2022 года составил 3.425 км.
После пройденных за первый сезон 3,5 тыс. км, судя по индикаторам износа, остаточная величина протектора на шинах передней (ведущей) оси составила более 6 мм, на покрышках задней оси – около 8 мм.
Замеры с помощью штангенциркуля показали, что реальная глубина протектора резины передних колёс равна 7,4 мм, задних – около 7,9 мм.
По аналогии с ранее проведенными ресурсными тестами шин был рассчитан т.н. «расход резины», придуманный нами условный показатель, позволяющий оценить изностойкость покрышек.
В случае установки на ведущую ось автомобиля, «расход резины», рассчитанный для шин Nokian WR D4, составляет около 1 мм на каждые 2.140 км пути.
Что интересно, итоговый «расход резины» у ранее протестированных покрышек WR D4, был в разы меньше – 1 мм на каждые 6.505 км пути!
Впечатления и ощущения…
Сразу же после «переобувания» автомобиля с зимних шин Continental WinterContact TS860 в покрышки Nokian WR D4 появилось чёткое субъективное ощущение, что ход машины изменился. Так, на сухом асфальте автомобиль стал рулиться «вальяжнее». При этом финская резина оказалась мягче и заметно шумнее «чешского немца».
Буквально через пару сотен километров после установки «подопытные» покрышки были подвергнуты серьёзному испытанию. На скоростной польской автомагистрали нам удалось разогнаться до 180 км/ч и оценить поведение резины на субмаксимальных скоростях. Оказалось, что шины начинают неприятно «плавать», что требует постоянного корректирующего подруливания. Ещё одним неприятным моментом стал достаточно высокий уровень шума.
Интересно, что примерно ко второй тысяче километров пробега поведение тестируемой резины исправилось: улучшилась курсовая устойчивость на больших скоростях, одновременно уменьшился уровень шума от качения. Судя по всему, шины просто прошли обкатку.
Так, при движении со скоростями до 140 км/ч покрышки Nokian WR D4 демонстрируют хорошую курсовую устойчивость и вполне приличный уровень акустического комфорта.
К сожалению, прошлой зимой нам не удалось оценить управляемость автомобиля на тестовых шинах в экстремальных режимах «пилотирования» на полигоне Центра контраварийной подготовки voditel.by. Что касается вождения в «гражданском режиме» – можем сказать, что после замены покрышек ContiWinterContact TS860 на Nokian WR D4 управляемость автомобиля практически не изменилась. Реакции машины на управление остались понятными и прогнозируемыми, а обратная связь на руле – столь же чёткой.
Соответствуя индексу «B» в графе «grip level», покрышки цепко держатся за мокрый и грязный асфальт. В перестроении и торможении на мокром и холодном покрытии финская резина ничуть не уступает именитым «немцам».
На сухом асфальте шины WR D4 также «не сплоховали», демонстрируя правильную стабильную управляемость и достаточно короткий тормозной путь. Тем не менее, субъективно казалось, что «еврозима» ContiWinterContact TS860 выступает в «сухих дисциплинах» несколько сильнее конкурента.
Несмотря на «еврозимнее» предназначение протектора, резина WR D4 неплохо справлялась со снежным покровом в редкие у нас недели настоящей снежной зимы. Она хорошо цеплялась за нечищеный асфальт городских улиц, не пасуя ни перед снежной кашей, ни перед свежевыпавшим рыхлым снегом.
P.S. Совсем скоро тестируемые покрышки начнут свой второй сезон эксплуатации. Они будут установлены на другой автомобиль, и управлять им будет новый тест-пилот. Каково будет его мнение о шинах Nokian WR D4, как проявит себя эта резина грядущей зимой – об этом мы узнаем уже в 2023 году.
Кроме того, может быть ему удастся разрешить интригу с достаточно высоким «расходом резины» у покрышек 2021 года выпуска. Может быть всё дело в, возможно, изменившемся составе резиновой смеси? (На это косвенно намекает иной индекс «WGI».) А может быть причина в длительной скоростной поездке по польским автобанам, сопровождавшейся избыточными механическими и термическими и нагрузками на протектор? Все ответы - в будущих публикациях по итогам наступающего зимнего сезона 2022/2023!