Ресурсный тест зимних шин Nokian Hakkapeliitta 10p для Tesla – отзыв по итогам первого сезона эксплуатации
В зимнем сезоне 2021/2022 Domkrat.by начал ресурсный тест сразу нескольких моделей зимних шин от Nokian Tyres. Финская компания предоставила нам для испытаний в условиях реальной дорожной эксплуатации на дорогах Беларуси и ближнего зарубежья несколько комплектов покрышек на любой вкус и кошелек: от премиальных шипованных Nokian Hakkapeliitta 10p и "еврозимы" Nokian WR D4 до "шиповок" "среднего класса" Nokian Nordman 8 и бюджетных "скандинавов" Nokian Nordman RS2. Четвертый отзыв посвящен шинам Nokian Hakkapeliitta 10p, которые были установлены на Tesla Model 3.
За последние несколько лет на дорогах Беларуси появилось много электромобилей. Машины с зелёными регистрационными номерами давно уже никого не удивляют. Однако, как рассказывают владельцы электрокаров, при любой удобной возможности им задают десятки вопросов про эксплуатацию и удобство зарядки. Да и сами владельцы, многие из которых никогда раньше не имели во владении электромобиль, тоже ищут ответы на некоторые эксплуатационные вопросы. Например, перед зимним сезоном резонно встаёт вопрос о выборе соответствующих шин.
На самом деле, никаких откровений шинный вопрос в отношении электромобилей не обещает. Правда, с этим не согласятся владельцы BMW i3: инженеры предложили для этой модели «непропопорционально» узкие покрышки. Судите сами: при диаметре от 19 до 20 дюймов ширина специальных шин для BMW i3 составляет 155, 175 или 195 мм.
Еще одна особенность шин для электромобилей – это наличие слоя из шумоизолирующего материала. Он напоминает плотный поролон и приклеивается изнутри, только на «изнанку» протектора.
В этом материале мы расскажем о ресурсных испытаниях зимних шин, которые мы провели на электромобиле Tesla Model 3. Оригинальные летние шины этого авто имеют шумоизолирующий слой.
Какие шины были подобраны для Tesla? Выбор пал на Nokian Hakkapeliitta 10p. Это премиальные шипованные шины от финского производителя. Владелец автомобиля далеко не все свои предыдущие авто (разумеется, с ДВС) эксплуатировал зимой «на шипах». Но решил выбрать именно шипованные шины, т.к. перемещается на своей Tesla не только по улицам Минска и республиканским шоссе. Вдобавок, у этой машины задний привод, поэтому хороший зацеп не помешает.
Итак, давайте ближе и внимательнее рассмотрим шины для Tesla Model 3.
Размер шин штатный – 235/40 R19. Этот типоразмер не очень распространён и встречается на автомобилях марки Audi и Porsche 911. Впрочем, в продаже есть выбор не только от премиальных производителей покрышек, но и несколько бюджетных вариантов. Например, от шинников из Сербии.
Модель шин – Nokian Hakkapeliitta 10p. Это первый случай в практике «Нокиан», когда шипованная «Хаккапелитта» получила цифро-буквенный индекс. Буква «p» означает не «performance» (хотя, может быть именно таким и был замысел). Она указывает на то, что шина произведена для покупателей из России, Казахстана и Беларуси. Отличие лишь в длине шипов – она стандартная, тогда как у предназначенной для Европы Hakkapeliitta 10 шипы уменьшены в размере. Зачем? Чтобы снизить их разрушающее воздействие на асфальт.
Комплект шин Hakkapeliitta 10p для нашего ресурсного теста был изготовлен в Финляндии. В этом нет ничего необычного: покрышки Nokian многих крупных размеров (имеется в виду посадочный диаметр) выпускаются в основном на заводе в городе Нокиа.
В модельной гамме есть шины Hakkapeliitta 10EV: у них уменьшенные «европейские» шипы, а также присутствует шумоглощающий материал внутри. Но такие шины в Беларуси (а также в России и Казахстане) официально не продаются.
Смена шин с летних на зимние прошла в конце ноября. Обратная смена состоялась в конце марта. За сезон Tesla и её покрышки прошли чуть меньше 8000 км.
Глубина протектора шин Hakkapeliitta 10p составляет 9 мм. Каковы впечатления от шипованных покрышек на электромобиле?
В первые несколько дней водитель и пассажиры отвлекались на шум шипов, скребущих по асфальту городских улиц. «Было очень шумно, – вспоминает владелец, – шуршание шин напоминало даже не шум, а грохот мелких камней, скользящих и катящихся по листу жести».
Собственно, «звуковое напоминание» о том, что покрышки тут не простые, является единственным минусом.
К удивлению владельца, Tesla Model 3, шуршание поутихло на 3-4 день эксплуатации шин. Шум покрышек стал терпимым. Тут стоит отметить, что во время езды электромобиль не производит никакого шума. Единственными «шумогенераторами» в любой сезон являются покрышки, а наличие в них шипов является серьёзнейшим катализатором ухудшения шумового фона.
Наиболее интенсивно шипованные шины шумят как раз на городской скорости, а вот на трассе этот шум смешивается с шумом ветра.
Кстати, измерения шумомером показали, что на скорости в 60 км/ч уровень шума (звукового давления) в салоне Tesla Model 3 с шипованными шинами при движении по асфальту достигает 56-57 дБ.
Почти каждую неделю владелец Tesla Model 3 выезжал за пределы МКАД, где передвигался по второстепенным дорогам. На плохо очищенных от снега дорогах шум от шипов исчезал совершенно.
Владелец отметил прекрасный зацеп шипованных шин со снегом, льдом, да и с асфальтом. «Ни одной случайной пробуксовки за сезон, – отмечает он. – В предыдущий зимний сезон один раз пришлось прибегнуть к помощи раскладных композитных «сэнд траков», чтобы выбраться из ямок в снегу, выкопанных фрикционными шинами».
Интересная особенность любого моноприводного электромобиля в том, что он практически не способен без пробуксовки тронуться на очень скользкой поверхности и ехать «в натяг», т.к. электромоторы развивают высокий крутящий момент с «полборота». Поэтому на зыбких поверхностях электромобиль практически во всех случаях буксует. С пробуксовкой помогает справиться штатная антипробуксовочная система. Так вот, важно иметь действительно надёжное сцепление со льдом и снегом, чтобы сохранять приемлемую проходимость. В этом плане разница по сравнению с фрикционными зимними шинами огромная.
Владелец Tesla Model 3 при любой возможности испытывал шины Hakkapeliitta 10p льдом. Например, останавливался на крутых подъемах и трогался в горку. Электромобиль без проблем и с минимальными пробуксовками карабкался вверх.
Аналогично он проверял и оценивал тормозной путь на обледенелых участках: машина замедлялась уверенно и прямолинейно.
Ближе к весне на протяжении недели пришлось оценивать проходимость, которую обеспечивают шины. На стоянке в Минске, где ночует Tesla Model 3, образовалась «пересеченная местность»: автомобили нарезали следов по снегу глубиной 8-12 см, а потом всё это замёрзло. Перемещаться по такой поверхности пришлось на протяжении недели. И с этим не было никаких проблем. Для сравнения, соседи по парковке зачастую выбирались с трудом: с буксованием и выталкиванием при содействии соседей.
Несколько выездов на просёлочные дороги вблизи леса с последующими разворотами по снежной целине оставили прекрасные впечатления: заднеприводный автомобиль едет по снегу, как на гусеницах, а по укатанному снегу разгоняется, как по асфальту. И уверенно тормозит.
Поездки по шоссе в снегопад не давали никаких поводов для беспокойства: на шипованных шинах электромобиль уверенно ехал по свежему снегу, без проблем пересекал снежные перемёты, надёжно держался за поверхность дороги в поворотах.
Отметим еще одну особенность: водитель автомобиля почти никогда не нажимает на педаль тормоза, т.к. замедление до полной остановки выполняет электромотор и соединённые с ним колёса. Так вот, на фрикционных зимних шинах не раз возникала ситуация, когда задние шины (напомним, что данная Model 3 имеет задний привод) блокировались и начинали волочиться. На этот случай электромобиль мгновенно снижает уровень рекуперативного замедления. На протяжении зимнего сезона на шипованных шинах Hakkapeliitta 10p такой ситуации с блокировкой задних колёс не возникло ни разу.
На протяжении минувшего (2021-2022) зимнего сезона покрышки Hakkapeliitta 10p на автомобиле Tesla Model 3 пробежали 7782 км. Какие результаты получили. Сразу скажем, что всё внимание мы уделили покрышкам задней оси, т.к. именно они практически всё время отвечали за разгон и замедление.
Вокруг шипов образовались характерные для «асфальтовой» эксплуатации кратеры. Этим грешат все зимние покрышки, отличающиеся надёжной и жесткой фиксацией шипов. Протектор в целом выглядит как новый. 2 колеса из 4-х потеряли по одному шипу.
Глубина проектора после одного зимнего сезона – около 8,5 мм.
Подведём итоги: если бы было возможно лишить шипованные шины акустического фона, то цены бы им не было. Но сильнее всего этот единственный субъективный недостаток проявляется именно при городской эксплуатации.
Зато шипованные шины обеспечивают не просто сцепление, а буквально гусеничную проходимость на всех тех покрытиях, которые зимой покрывают асфальт. Лёд, утрамбованный и рыхлый снег, а также «сухая смесь» из снега и песка ничего не способны противопоставить шинам Hakkapeliitta 10p. Эти покрышки не скользят и не буксуют под лавиной крутящего момента, который генерирует электромотор.