Тестируем зимние шины для холодного сезона 2015/2016 года. Часть первая: "еврозима"

24.12.2015

В 2015 году в Беларуси наконец-то на законодательном уровне обязали автолюбителей экплуатировать свои машины с декабря по февраль на зимних шинах. Какие зимние шины выбрать в этом сезоне? Белорусские журналисты снова отправились в Финляндию, чтобы в два захода провести профессиональные тесты новых моделей зимних шин на специальном полигоне компании Nokian Tyres. На этот раз в тестах участвовали 13 зимних покрышек ходового типоразмера 205/55 R16, а в качестве автомобиля-носителя выступили хэтчбек и универсал Volkswagen Golf VII.

Сперва - немного теории. Несколько условно фрикционные (т.е. нешипованные) зимние шины делятся на две категории: "скандинавские", рассчитанные на низкие температуры и экстремальные условия эксплуатации, свойственные северным регионам Европы, и "европейские", для более мягкого климата Центральной и Южной Европы. Что касается нашего климата, то в условиях последних «мягких» белорусских зим вовсе не всегда наилучшим выбором будут «скандинавские» шины, которые, как правило, хороши на снегу и льду, но слабее ведут себя на «голом» асфальте. «Европейские» зимние шины имеют несколько худшее сцепление со снегом и льдом, по сравнению со «скандинавскими», но, лучше ведут себя на мокром асфальте, а потому больше подходят для каждодневных поездок в городе, где улицы регулярно очищаются от снега.

Поскольку прошлая зима в Беларуси (да и в Финляндии, кстати, тоже) была скорее «европейской», было решено провести два теста: 8 комплектов шин "европейского" типа (их мы рассмотрим в первой части обзора) и, отдельно, 5 комплектов "бюджетных" "скандинавов" (читайте во второй части обзора).

Для теста «европейских» зимних шин были выбраны 8 ходовых моделей покрышек, предлагаемых на рынке РБ. Среди них новейшие модели Nokian WR D4 и Goodyear Ultragrip 9, а также вполне ещё «свежие» Michelin Alpin A5, Continental ContiWinterContact TS850, Pirelli Snowcontrol Serie 3 Winter 190 и Vredestein Wintrac Xtreme S. Не обошлось и без «раскрученного» и привлекательного своей ценой «корейца» Hankook Winter I*cept RS. А чтобы наши тесты стали ещё интереснее, компанию шинам «европейского» типа составила и «всесезонка» Goodyear Vector 4Seasons. Ведь для ряда белорусских автомобилистов (особенно старой «закваски») это любимый тип покрышек. Такие водители вполне искренне считают, что в нашем климате всесезонные шины одинаково хорошо показывают себя и в зимних, и в летних дорожных условиях. И если с летней эксплуатацией «всесезонки» всё более-менее понятно, то, как поведёт себя такая покрышка в сложных зимних условиях на фоне «чисто зимних» шин, нам предстояло выяснить в условиях испытательного полигона финской компании Nokian Tyres.

Что касается теста шин «бюджетного» сегмента (читайте во второй части обзора), то сюда мы добавили ещё одного участника – вместе с зимними покрышками был испытан и комплект летних шин, чтобы наглядно продемонстрировать разницу в поведении и безопасности зимних и летних шин зимой. Потому что в условиях нынешнего экономического кризиса у ряда отечественных автолюбителей возникает соблазн не «переобувать» машину, а пережить грядущую зиму на летних шинах. Кроме того, есть особая когорта автолюбителей глубоко уверенных, что все эти сезонные «переобувания» опытному водителю попросту не нужны...

Часть первая. «Еврозима»

Озеро. Лёд. Мороз

Тестовые комплекты шин были испытаны на льду в трех упражнениях. Температура воздуха и льда во время тестов составляла -10/-7С°. Разброс результатов в торможении на льду оказался довольно значительным – около 12%. В торможении на льду отлично показали себя шины Nokian и Hankook. «Всесезонка» оказалась слабовата, но все равно выступила лучше, чем модели от Continental и Vredestein.

В оценке поперечного сцепления на льду (автомобиль двигался по ледяному кругу, достигая максимальной скорости движения) фаворит остался прежним - вновь лидировали покрышки Nokian, причём с отрывом. Комплекты шин Goodyear Ultragrip 9, Hankook и Michelin Alpin A5 тоже показали себя отлично. В аудсайдерах – «всесезонка» и Vredestein Wintrac.

На извилистой ледяной трассе при оценке управляемости весомую конкуренцию шинам Nokian составили покрышки Michelin – на обоих комплектах автомобиль проехал уверенно, устойчиво и с почти одинаковым временем. А вот шины Vredestein и вовсе провалили это испытание – на них машина ехала весьма нестабильно, в связи с чем приходилось буквально «ползти» в поворотах. Итог такой езды неутешителен – отставание от лидера составило +20 секунд. Зато очень приятно удивила "всесезонка": на льду при торможении и оценке поперечного сцепления она, вопреки ожиданиям, оказалась далеко не худшей – шестое место в общем зачёте.

Снег

Комплекты «европейских» фрикционных шин были испытаны на снегу в трех упражнениях: торможение, способность ускоряться на специальной трассе, идущей в гору, а также была дана оценка безопасности управления на извилистой снежной трассе. Во всех случаях снег на испытательных трассах был максимально спрессован ратраками до состояния укатанной дороги. Температура воздуха и снега во время тестов также составляла -9/-7С°.

Как и предполагалось, снежное покрытие оказалось «по зубам» зимним европейским шинам - большинство покрышек из тестовой группы отлично тормозит на снегу. В лидерах Nokian и Michelin, хорошо проявили себя Continental и оба комплекта Goodyear. Забавно, что при этом «всесезонка» оказалась даже чуть лучше своего зимнего собрата. А вот покрышки от Pirelli, Vredestein и Hankook выступили слабо.

В дисциплине «подъём на холм» (специальная снежная трасса, ведущая в гору, на которой оцениваются продольные и поперечные сцепные свойства шин), первенство вновь разделили между собой модели Nokian и Michelin. Плотно, всего лишь с секундным отрывом, за ними следовали шины Goodyear и Continental. Наконец-то поднялись до среднего уровня и покрышки Vredestein. А вот доселе неплохо державшаяся «всесезонка» здесь стала аутсайдером. Впрочем, это единственное испытание, в которых Vector 4Seasons проиграл чисто зимним шинам…

В оценке управляемости на снегу вполне ожидаемо лидерами стали всё те же Nokian и Michelin. Результаты «всесезонки» не порадовали – Goodyear Vector 4Seasons показал предпоследний результат. Ну, а комплект Vredestein с треском провалил тест – последний результат в группе!

Асфальт

Аквапланирование на снежной шуге (талом снегу) – промежуточный тест, открывающий серию тестов на асфальте. Специально для этого теста снег собирают и хранят, а когда температура воздуха поднимается до +7С°, его полосой выкладывают на отдельном участке асфальта. Толщина такого слоя шуги составляет 35 мм. Разгоняясь, автомобиль начинает движение по шуге. Электроника по каналам ABS считывает скорость, при которой начинается пробуксовка колёс.

Дольше всего «всплытию» сопротивлялись всесезонные покрышки Goodyear. Хорошие результаты показали Pirelli, Nokian и зимние шины Goodyear. В аутсайдерах – Vredestein и Hankook.

Мокрый асфальт при низких, но не морозных температурах – родная стихия для «еврозимы». Большую часть времени эти покрышки призваны проводить на мокром и холодном асфальте, а также в подтаявшем, мокром снегу.

В торможении на мокром асфальте наименьший тормозной путь зафиксирован на шинах Michelin и Nokian. Ожидаемо хорошо показала себя и «всесезонка». Комплект от Vredestein, до этого плохо выступивший на льду и снегу, и тут не смог реабилитироваться. Шины Hankook окончательно провалили осенний «экзамен», показав наихудший результат в этой дисциплине.

Управляемость на мокрой трассе – еще одна номинация, в которой обычно хорошо выступают фрикционные зимние шины «европейского» типа. И это неспроста - производители специально «оттачивают» поведение своих моделей в таких условиях движения.

В этом виде испытаний несколько неожиданно вперед вырвались шины Continental ContiWinterContact, до этого не занимавшие первые строки в рейтинге. Тем не менее, они продемонстрировали одинаковое время и потому разделили первое место с комплектом дебютировавших Nokian WR D4. Остальные шины выступили лишь немногим хуже, чего не скажешь о покрышках Hankook, которые, опять оказавшись в аутсайдерах, окончательно провалили осеннюю «сессию». А вот «всесезонку» Goodyear Vector 4Seasons беспристрастная аппаратура в этом тесте несколько неожиданно поставила на предпоследнее место.

Наименьший тормозной путь на сухом асфальте обеспечили всесезонные покрышки Goodyear. А вот их зимний собрат, напротив, останавливал машину хуже всех. Но, в основном, в этом тесте большинство шин выступило неплохо – разброс результатов с виду небольшой, всего около 8%. Хотя на практике (при торможении со 100 км/ч) это эквивалентно 4 метрам тормозного пути, которых в определённой ситуации может попросту не хватить…

Сопротивление качению

Оценка легкости качения производилась на специальном стенде с металлическим барабаном. Коэффициент сопротивления качению выражается в кг/т (или Н/кН). Коэффициент в 7 кг/т означает, что, если на шину давит груз в одну тонну, к ней нужно постоянно прилагать силу в 70 Н, чтобы не дать ей возможность потерять скорость под воздействием сопротивления качению. Самый низкий коэффициент сопротивления качению у зимних шин Goodyear и Nokian. Самый высокий – у Hankook.

Место 1    Nokian WR D4

Индекс нагрузки    91 H
Твердость резины по Шору*    70
Глубина протектора, мм    8,6
Страна изготовления    Финляндия
Минимальная цена    1.265.000

Покрышки с выдающимися сцепными свойствами на обоих типах зимних поверхностей. Обеспечивают отличное сцепление с дорогой и высокий уровень безопасности управления, как на укатанном снегу, так и на льду. Не сдают своих позиций и на асфальте, обеспечивая самый высокий уровень безопасности на мокром асфальте.

Место 2    Michelin    Alpin A5

Индекс нагрузки    94 H
Твердость резины по Шору*    60
Глубина протектора, мм    8,4
Страна изготовления    Германия
Минимальная цена    1.270.000

Покрышки с отличными сцепными свойствами на зимних типах поверхностей. Обеспечивают высокий уровень безопасности управления на снегу и асфальте, чуть слабее показывают себя на льду. Тормозной путь на мокром асфальте – кратчайший, но на сухом покрытии шины показывают достаточно средний результат.

Место 3    Goodyear    Ultragrip 9

Индекс нагрузки    94 H
Твердость резины по Шору*    70
Глубина протектора, мм    8,6
Страна изготовления    Словения
Минимальная цена    1.260.000

Эти шины обеспечивают хороший уровень сцепления на зимних видах поверхностей, но показывают довольно средние результаты торможения на льду и снегу, едва дотягивая до оценки «хорошо». Так, тормозной путь на мокром асфальте средний, а на сухом – самый длинный. Но, в целом безопасность управления на мокрой трассе довольно высокая.

Место 4    Goodyear    Vector 4Seasons

Индекс нагрузки    91 H
Твердость резины по Шору*    69
Глубина протектора, мм    8,5
Страна изготовления    Словения
Минимальная цена    1.550.000

Всесезонные покрышки Goodyear, хоть и демонстрировали неплохие результаты в отдельных зимних дисциплинах, но все же слабоваты на льду и снегу. Уровень сцепления с этими типами поверхностей очень средний или ниже того. Заветные баллы «всесезонка» набрала в асфальтовых дисциплинах, вполне ожидаемо показав уровень сцепления с покрытием выше, чем у большинства зимних покрышек. Да и тормозной путь на сухом асфальте у нее кратчайший.

Место 5    Continental    ContiWinterContact TS850

Индекс нагрузки    91 H
Твердость резины по Шору*    67
Глубина протектора, мм    8,8
Страна изготовления    Румыния
Минимальная цена    1.620.000

Покрышки ContiWinterContact TS850 слабоваты на льду, но при этом очень неплохо показали себя на снегу: по результатам в этой дисциплине они незначительно отстают от лучших в этом тесте шин. Характеристики на асфальте в целом ниже среднего, однако стоит отметить безопасную управляемость на мокром асфальте.

Место 6    Pirelli    Snowcontrol Serie 3 Winter 190

Индекс нагрузки    91 T
Твердость резины по Шору*    62
Глубина протектора, мм    8,3
Страна изготовления    Италия
Минимальная цена    1.070.000

Несмотря на именитость бренда, во всех тестах шины Pirelli Snowcontrol Serie 3 показали весьма скромные результаты с оценками ниже среднего. К положительным характеристикам нужно отнести достаточно короткий тормозной путь на льду, сухом и мокром асфальте.

Место 7    Hankook    Winter I*cept RS

Индекс нагрузки    91 H
Твердость резины по Шору*    70
Глубина протектора, мм    8,4
Страна изготовления    Венгрия
Минимальная цена    1.210.000

Корейские шины Hankook порадовали высоким уровнем сцепления на льду, но неожиданно «провалились» в снежных тестах. Результаты «асфальтовых» дисциплин также весьма неоднозначны: наилучшая устойчивость к аквапланированию на шуге и один из аутсайдеров в «мокрых» тестах.

Место 8    Vredestein    Wintrac Xtreme S

Индекс нагрузки    94 V
Твердость резины по Шору*    65
Глубина протектора, мм    8,3
Страна изготовления    Нидерланды
Минимальная цена    1.400.000

Vredestein Wintrac Xtreme S сложно назвать шинами для зимы. Результаты во всех зимних тестах очень слабые. Да и на асфальте, если не считать устойчивость к аквапланированию на шуге, они показали результаты ниже среднего. Данные шины подойдут только для очень теплой южно-европейской зимы, с чистыми дорогами безо льда и снежных заносов. Так что эти покрышки было бы уместнее отнести к категории всесезонных.

*только резина на протекторе

Итоговая таблица

(нажмите, чтобы открыть в оригинальном размере)

Послесловие

Пожалуй, экономные белорусы могут радоваться - их ставка на всесезонные шины оправдана. В ходе испытаний «всесезонка» доказала, что ее круглогодичная эксплуатация - вполне реальный вариант при условии, что и в этом году зима будет такой же мягкой, как и в прошлом. Однако нужно помнить, что в данной серии тестов была испытана качественная брендовая модель, а не дешевый аналог от малоизвестного производителя. Как поведут себя в зимних условиях дешевые всесезонные шины, предположить сложно…

Автор: Егор Алесин

Фото: Павел Мурашко, Павел Козловский, Евгений Дударев