Ресурсный тест летних «коммерческих» шин Nokian Nordman SC

03.04.2020 Автор: Domkrat.by Фото: Domkrat.by

Представляем вашему вниманию отчёт о ресурсном тесте летней шины Nokian Nordman SC, «намотавшей» 97 тысяч километров по дорогам Беларуси.

Широкий выбор шин в наличии от премиальных и бюджетных производителей - в онлайн-гипермаркете 21vek.by.

На протяжении многих лет портал Domkrat.by участвует в сравнительных тестах летних и зимних шин, произведенных финской компанией Nokian Tyres. Но ни один из таких тестов не даёт ответ на очень важный для потребителя вопрос: «Как долго прослужит выбранная шина?» Понять это можно лишь в процессе реальной – и длительной – эксплуатации автопокрышек на обычных дорогах общего пользования. Поэтому с 2014 года портал Domkrat.by проводит долговременные ресурсные испытания шин Nokian Tyres. За это время у нас на «лонг-тесте» побывала не одна модель летних и зимних автопокрышек от этого скандинавского производителя.

В 2019 году, пожалуй, впервые в практике русскоязычных автомобильных интернет-ресурсов, мы подвергли долговременным ресурсным испытаниям летнюю шину, предназначенную для микроавтобусов и лёгких грузовиков! Нашим «подопытным кроликом» стала «коммерческая» резина Nokian Nordman SC 195/70 R15C 104/102S.

Чтобы испытания прошли действительно реально и объективно, условия эксплуатации для этих шин мы создали, что называется, «максимально приближённые к боевым». Носителем покрышек стал пассажирский микроавтобус Mercedes-Benz Sprinter 416 CDI, ежедневно «наматывающий» на пригородном маршруте около 500 км. По нашим предположениям, ожидаемый сезонный пробег комплекта резины Nordman SC 195/70 R15C должен был составить порядка 90.000-100.000 км. Добавлял уверенности в успешное проведение «лонг-теста» и тот факт, что и для «буса»-носителя, и для его хозяина Ильи, это будет третий сезон на шинах Nokian Nordman SC. Цифры и факты оставим на потом - первым делом предоставим слово непосредственно самому «тест-пилоту».

Впечатления и ощущения

Для меня и для многих моих коллег резина Nordman SC – оптимальный выбор с точки зрения сочетания «цена/качество». По опыту, ресурс этих шин составляет 120.000 км пробега (при износе до ограничителя). И это – реально неплохо. Да, конечно, покрышки Continental ContiVanContact могут «пробежать» даже под 180 тысяч км, но, с моими пробегами, этот дополнительный километраж меня не спасёт – на следующий сезон всё равно придётся покупать новые шины. Судите сами: Continental ContiVanContact моей размерности 195/70 R15C стоит 230 рублей за колесо. Цена одной шины Nordman SC 195/70 R15C – 149 рублей. И вот скажите – зачем мне выигрыш в 60 тысяч километров пробега при переплате в 40$ за колесо? У меня на «бусе» сзади «спарки», а значит за 6 колёс Continental придётся отдать на целых 240$ больше, чем в случае с резиной Nokian Nordman. И опять на следующий год покупать новые покрышки.

На «спарках» у нас ведь как: заднее внутреннее колесо, пусть и равномерно, но изнашивается сильнее. Ну, а передние шины, понятно, больше изнашиваются по наружным краям. Если на автобусе со «спарками» после 50 тысяч километров пробега сделать перестановку колёс, то можно на 20.000 км увеличить ресурс резины. (Подношенную покрышку переднего колеса перекинуть на заднюю ось, внутрь, а резину внутреннего заднего – на переднюю ось.) Вот так мы спокойно и проезжаем 120-130.000 км. А если не переставлять – то 90-100 тысяч точно.

Что мне нравится в шинах Nordman SC – это их комфорт и прочность. Эти покрышки отлично «держат» автобус на влажном шоссе даже на больших скоростях. И плавность хода у них хорошая. С заплатками, трещинами и разными ямками в асфальте колёса машины справляются спокойно: без жёстких стуков и ударов, передающихся на подвеску и кузов «буса».

А ещё мне нравится, что шины Nordman SC не боятся ударов о разбросанные на трассе разные предметы. Вот сколько раз бывало – налетаешь на скорости на здоровенный болт (а с пассажирами в салоне особо в «объезд лося» не поиграешь) – тряхнёт. Смотришь потом в зеркало заднего вида – нормально, болт лежит и колёса целые. Вообще, что такое пробить колесо на резине Nordman SC – я не знаю. За 3 сезона эксплуатации ни на одном из комплектов этих шин у меня не было ни одного обращения на шиномонтаж по причине прокола покрышки. Вот на второй машине – новом Mercedes-Benz Sprinter Classic, обутом с завода в шины Pirelli российского производства, уже раз 5 заезжал на шиномонтаж. Не было у меня, и чтобы травило по ободу. Смонтировал резину на диск, отбалансировал – и забыл до конца сезона. Кстати, балансировка 100 тысяч километров точно выдерживает. Изнашивается покрышка правильно, ровно и, что хорошо, – в процессе износа её не рвёт.

Что ещё мне нравится: даже при штатных 4,5 атмосферах покрышки Nokian Nordman SC отлично выдерживают перегрузку автобуса – не «точат» диск и не «травят» по диску. А вот шины Pirelli в такой ситуации могут «подтравливать» по краю диска. Ещё хуже – это когда при перегрузке некоторые покрышки начинают «резать» диск – точить его внутреннюю «полку» вплоть до полного её отрыва! За Nordman SC такие штуки не водятся.

Цифры и факты

Присланные на «long-test» покрышки изготовили на российском заводе Nokian Tyres, где производится большинство шин Nokian, предназначенных для продажи в странах Европы.

Судя по дате производства «1119», указанной на боковине покрышки, приехавшая из Всеволжска резина была выпущена на 11-й неделе 2019 года.

По задумке производителя, индикатор износа протектора «DSI» («Driving Safety Indicator») показывает ориентировочную остаточную высоту протектора в миллиметрах и, тем самым, облегчает контроль над состоянием шин. У всех покрышек производства Nokian Tyres шкала «DSI располагается на центральном ребре. Судя по её отметкам, высота протектора новых шин Nokian Nordman SC составляет 8 мм.

Однако контрольные измерения с помощью штангенциркуля показали, что, на самом деле, высота протектора резины – целых 9 мм!

Вес покрышки Nordman SC – 11,5 кг. Что, в общем-то, не так и много, учитывая максимальную грузоподъемность шины в 900 кг.

Важная для последующей эксплуатации информация указывается на приклеенном к протектору резины заводском стикере – т.н. «евроэтикетке». На этой наклейке производители указывают потребительские свойства покрышек (тормозной путь, экономию топлива, а также уровень создаваемого резиной шума) согласно действующим в Европейском союзе критериям маркировки шин (классы А, В, С и так далее).

Если изучить представленную на «евронаклейке» информацию, то видно, что тестируемые нами «коммерческие» покрышки Nokian Nordman SC имеют эталонное сцепление с мокрым покрытием, определяющее их в высший класс «А».

К примеру, такое же отличное сцепление с мокрым асфальтом имеют и низкопрофильные высокоскоростные шины премиум-сегмента Nokian Hakka Black 2, специально предназначенные для мощных спортивных автомобилей.

На практике разница длины тормозного пути между покрышками класса «A» и шинами с оценкой «С» составляет 7 метров, при условии, что в обоих случаях автомобиль движется со скоростью 80 км/ч.

Сцепление шин с влажным покрытием на уровне класса «А» – для «коммерческих» покрышек это, действительно, отличный показатель. А для резины Nordman SC – вдвойне. Ведь в отличие от достаточно дорогостоящих шин сегмента «премиум» Nokian Hakka/Hakkapeliitta, суббренд Nordman относится к линейке автопокрышек т.н. «второго эшелона» компании. Под этой маркой Nokian Tyres продвигает на рынок вполне доступные по цене шины эконом-класса. По своим характеристикам резина «второй линии», как правило, немного уступает современным топовым покрышкам материнского бренда, однако, выглядит гораздо привлекательнее их по цене.

Ещё один важный показатель, нанесённый на «евронаклейку» – сопротивление качению, определяющее топливную эффективность шины. Как известно, от неё зависит приблизительно 20% расхода топлива автомобилем. И, чем выше у покрышки сопротивление качению, тем выше у машины расход топлива. Так, резина класса «А» имеет самое низкое сопротивление качению и позволяет автомобилю расходовать меньше топлива, чем шина класса «G».

С сопротивлением качению у резины Nokian Nordman SC дело обстоит неплохо – по топливной эффективности покрышка относится к классу «С». Такой показатель имеет множество легковых шин, в том числе и ряд низкопрофильных высокоскоростных покрышек элитного дивизиона «UHP».

В активе у шин Nordman SC также и хороший акустический комфорт: уровень шума качения шины – 70 dB против 72 dB у премиальной резины Nokian Hakka Black 2.

14 апреля 2019 года покрышки Nokian Nordman SC 195/70 R15С были установлены на микроавтобус Mercedes-Benz Sprinter.

К 1 августа 2019 года пробег тестируемой резины составил 45.000 км. При этом индикаторы износа «DSI» показывали, что остаточная величина протектора на шинах передней оси равна примерно 6 мм, на покрышках задней оси – примерно 5 мм. (Ориентировочно, износ резины составил 3 и 4 мм, соответственно.)

Сезонный пробег покрышек к моменту их замены на зимнюю резину 28 октября 2019 года составил 97.222 км.

Судя по индикаторам износа, после пройденных за сезон 2019 года 97 тысяч километров, высота протектора шин передней оси составляла порядка 4 мм, покрышек задней оси – около 3 мм.

Выполненные с помощью щупа замеры показали, что реальный остаток протектора резины задних колёс в плечевой зоне – 3 мм, по беговой дорожке – около 2 мм. Результаты измерений показали, что наш «лонг-тест» окончен. Ведь, согласно действующим ПДД, шины автобусов должны иметь остаточную высоту рисунка протектора не менее 2 мм.

Как и в ранее проведенных ресурсных испытаниях, для шин Nokian Nordman SC был рассчитан т.н. «итоговый расход резины» – придуманный нами условный показатель, позволяющий оценить изностойкость покрышек.

В случае установки шин на ведущую ось автобуса, «расход резины» составляет около 1 мм на каждые 13.890 км пути.

Плюсы и достоинства:

• отличная управляемость на сухом асфальте (высокий уровень сцепления с покрытием);

• отличная управляемость на мокром асфальте (высокий уровень сцепления с покрытием);

• короткий тормозной путь на мокром и сухом асфальте;

• высокий комфорт при вождении;

• высокая прочность;

• низкий уровень шума при качении;

• хорошая износостойкость;

• большая высота протектора;

• невысокая цена;

• хорошее соотношение/качество.

Минусы и недостатки:

• не выявлено.

Заметки на полях

В процессе эксплуатации покрышка Nordman SC изнашивается ровно и правильно. Отдельно надо отметить, что при этом резину не рвёт.

К моменту полного окончания срока службы поверхность протектора шин покрылась «сетью» поверхностных трещин, не проникающих до каркаса шин.

Беговая дорожка протектора шин износились сильнее по сравнению с плечевыми зонами. Так, на покрышках колёс, снятых с ведущей (задней) оси автомобиля, глубина центральной канавки протектора составила около 2 мм, а глубина боковой – 3 мм.

© 2010 - 2020 domkrat.by