Ресурсный тест летних шин Nokian Hakka Green 3: опыт первого сезона эксплуатации
Новая модель летних шин Nokian Hakka Green 3 поступила в продажу весной 2021 года. В это же время Domkrat.by получил от компании Nokian Tyres комплект шин для долговременного теста в реальных условиях на дорогах общего пользования. Так к нам на «лонг-тест» попали покрышки Nokian Hakka Green 3 205/55 R16 94V XL. Представляем итоги первого сезона испытаний!
Немного предыстории. Легковая автопокрышка Nokian Hakka Green 2 размерности 215/55R16 уже на протяжении трёх летних сезонов участвует в долговременных ресурсных испытаниях летних шин, проводимых порталом Domkrat.by. Мнение тест-пилота по итогам трёх лет эксплуатации – это отличная летняя резина для наших широт! В сентябре 2020 года компания Nokian Tyres представила миру «наследника» этой эффективной покрышки, совершенно новую модель, – летнюю шину Nokian Hakka Green 3. По заявлению инженеров Nokian, «successor» отличается от предшественника, Hakka Green 2, ещё более выдающимися эксплуатационными характеристиками. Что ж, проверим!
Третьи «зелёные»
Технологической основой для новой шины Hakka Green 3 стала концепция «Green Sense», позволяющая, по словам разработчиков, уменьшить тормозной путь автомобиля и предотвратить развитие аквапланирования при движении в дождь по неровным дорогам.
При создании покрышки Hakka Green 3 была использована новая резиновая смесь «Hakka Green Hybrid», специально разработанная для переменчивой летней погоды. По замыслу инженеров Nokian она в сочетании со специально подобранным рисунком протектора должна обеспечивать высокую износостойкость протектора начиная с первых дней весны и до осенних холодов. Одновременно должно обеспечиваться стабильное, точное и удобное управление как на сухом, так и на мокром покрытии.
Ещё одно важное отличие новинки от шины-предшественницы – увеличенная износостойкость. По результатам ресурсных испытаний, проведенных компанией-производителем в странах Северной Европы и России, заявляется, что износостойкость покрышек Nokian Hakka Green 3 на 35% выше, чем у шин Hakka Green 2.
Официальный пресс-релиз гласит: «Увеличение износостойкости новой модели Nokian Hakka Green 3 по сравнению с шиной-предшественницей составляет до 35%. В зависимости от стиля вождения, это может означать увеличение срока службы примерно на 10 000 километров пробега или на один летний сезон.
Широкий выбор типоразмеров шин Nokian Hakka Green 3 (от 13 до 18 дюймов), обеспечивающих комфортное и экологичное вождение, особенно хорошо подходит для семейных автомобилей малого и среднего размера. Многие типоразмеры шин специально разработаны для новейших автомобилей с гибридными двигателями и электромобилей. Наиболее распространенные индексы скорости: T (до 190 км/ч), H (до 210 км/ч) и V (до 240 км/ч). Основными рынками сбыта летних шин обновленного семейства Nokian Hakka являются страны Северной Европы, Россия, Беларусь и Казахстан.»
Весной 2021 года новые летние шины Nokian Hakka Green 3 стали доступны покупателям. Одновременно, представительство компании Nokian Tyres предложило Domkrat.by подвергнуть новинку долговременному ресурсному испытанию – длительной штатной эксплуатации на дорогах общего пользования. Так к нам на «лонг-тест» попали покрышки Nokian Hakka Green 3 205/55 R16 94V XL.
Представляем вашему вниманию первый отчёт в рамках ресурсного теста летней шины Nokian Hakka Green 3, «намотавшей» более 5 тысяч километров по дорогам Беларуси.
Для тех, кому уже наскучило длинное предисловие, и у кого нет желания дочитывать материал до конца, приводим достоинства и недостатки покрышек Nokian Hakka Green 3, проявившиеся по результатам первого сезона эксплуатации.
Плюсы и достоинства:
• отличная управляемость на сухом асфальте;
• хорошая управляемость на мокром покрытии;
• короткий тормозной путь на сухом и мокром асфальте; устойчивое прямолинейное замедление при экстренном торможении;
• высокий акустический комфорт при движении на больших скоростях;
• высокий комфорт и плавность хода при проезде через неровности.
Минусы и недостатки:
• невысокая устойчивость при движении на больших скоростях по дорогам без покрытия.
Цифры и факты
Резина, приехавшая с завода Nokian Tyres во Всеволжске, покинула конвейер на 12-й неделе 2021 года, на что указывает дата производства «1221», указанная на боковине покрышки.
Как известно, фирменный индикатор износа «DSI» («Driving Safety Indicator»), расположенный на центральном ребре всех покрышек Nokian Tyres, показывает ориентировочную остаточную высоту протектора в миллиметрах. Если верить отметкам шкалы «DSI», у новых шин Nokian Hakka Green 3 она равняется 8 мм.
Однако, проведенные с помощью штангенциркуля измерения показали, что реальная высота протектора составляет целых 8,3 мм! Что называется – с запасом.
Важная информация для правильного выбора и последующей эксплуатации шин указывается на т.н. «евростикере» – заводской этикетке, приклеенной к протектору резины. Согласно Регламента ЕС 1222/2009, на такой наклейке производители указывают потребительские свойства покрышек (тормозной путь, топливную экономичность, а также уровень создаваемого резиной шума) согласно принятым в Европейском союзе стандартизованным критериям маркировки шин (классы А, В, С и так далее).
Представленная на «евронаклейке» информация позволяет понять различия между «топовыми» покрышками и т.н. «шинами второй линии». К примеру, «индекс мокрого сцепления» WGI характеризует длину тормозного пути на мокрой поверхности.
На практике разница длины тормозного пути между покрышками класса «A» и шинами с оценкой «С» составляет 7 метров, при условии, что в обоих случаях автомобиль движется со скоростью 80 км/ч!
Дальше – хуже: разность тормозного пути шин класса «А» и класса «F» составляет целых 18 метров! Это суммарная длина, как минимум, четырёх легковых автомобилей!
Более того, в то время, когда машина на резине класса «А» уже остановится, автомобиль на шинах класса «F» продолжит двигаться со скоростью почти в 50 км/ч! И это при том, что обе машины начинали своё торможение со всё тех же 80 км/ч! Учитывая данный факт, все производители автопокрышек стремятся довести уровень сцепления шин на влажном покрытии, как минимум, до класса «C».
Тестируемые нами покрышки премиум-сегмента Nokian Hakka Green 3 имеют отличное сцепление с покрытием, что определяет их в высокий класс «B».
Ещё один важный показатель, имеющийся на «евронаклейке» – сопротивление качению. Именно оно определяет топливную эффективность шины. Как известно, от неё зависит приблизительно 20% расхода топлива автомобилем! И, чем выше у покрышки сопротивление качению, тем выше у машины расход топлива.
Так, шина класса «А» имеет самое низкое сопротивление качению и позволяет автомобилю расходовать меньше топлива, чем покрышка класса «G».
В абсолютных цифрах это выражается тем, что разница в расходе топлива у двух соседних классов сопротивления качению составляет около 0,1 литра на каждые 100 километров пути. Значит, применяя шины высшего класса «А», можно рассчитывать на экономию в 0,66 литра топлива на 100 км по сравнению с шинами низшего класса «G».
С сопротивлением качению у резины Hakka Green 3 дело обстоит просто великолепно – по топливной эффективности эта покрышка относится к высшему классу «А».
Ещё один важный показатель, позволяющий косвенно оценить качество шин и то, как они будут «катиться» – вес грузов, использованных на шиномонтаже для балансировки колеса «в сборе». У покрышек премиум-класса этот показатель, как правило, не превышает одного-двух десятков грамм.
Тестовые шины Hakka Green 3 отбалансировались без каких-либо проблем. А максимальный вес грузиков на одну сторону не превысил 20 грамм.
23 апреля 2021 года шины Hakka Green 3 205/55 R16 были установлены на автомобиль Volvo V50. Сезонный пробег покрышек к моменту их замены на зимнюю резину 24 ноября 2021 года составил 5.210 км.
По окончании первого сезона эксплуатации была визуально оценена и инструментально измерена остаточная высота протектора всех четырёх шин.
Судя по индикаторам износа, остаточная величина протектора на шинах передней (ведущей) оси составляла явно больше 6 мм, на покрышках задней оси – почти 8 мм.
Выполненные с помощью штангенциркуля замеры показали, что реальная глубина протектора резины передних колёс равна 7,5 мм, задних – 7,9 мм.
По аналогии с ранее проведенными ресурсными тестами шин был рассчитан т.н. «средний расход резины» – условный показатель, применяемый нами для оценки изностойкости покрышек.
В случае установки на ведущую ось автомобиля «расход резины», рассчитанный для шин Nokian Hakka Green 3, составляет около 1 мм на каждые 6.512 км пути.
Что интересно, итоговый «расход резины» у предшественников, покрышек Nokian Hakka Green 2, был примерно таким же – 1 мм на каждые 6.733 км пути. А как же улучшенная до 35% износостойкость, обещанная маркетологами? Будем думать, что первый сезон эксплуатации был для шин Hakka Green 3 «обкаточным», а во втором сезоне «подопытная» резина покажет себя во всей красе.
Впечатления и ощущения
Для тест-пилота Дмитрия, заядлого автопутешественника и рыбака, основными критериями при выборе летних шин всегда являлись комфорт и безопасность, износостойкость и цена. Посмотрим, как обстоит дело с этими характеристиками у наших «подопытных» покрышек. Слово испытателю.
После «переобувания» VolvoV50 с изношенных летних шин европейского производителя «второго дивизиона» на летнюю резину Nokian Hakka Green 3 появилось субъективное ощущение, что ход машины изменился. Автомобиль стал ощутимо мягче преодолевать поперечные стыки, трещины и выбоины дорожного полотна. И с пересечением железнодорожных путей дело улучшилось. С рельсами на ж/д переезде колёса машины стали справляться без жёстких стуков и ударов, передающихся на детали подвески и кузов автомобиля.
Если субъективно оценивать такие важные для летних покрышек характеристики, как устойчивость и управляемость на сухом покрытии, то нужно отметить чёткие и быстрые реакции шин Hakka Green 3 на поворот руля. Это делало перестроения при обгоне комфортными и не требующими от водителя дополнительных усилий.
Не менее хорошо тестовые шины показали себя и в ходе «форсирования водных преград». Двигаться на них в сильный дождь по трассе М1 было вполне безопасно и комфортно. По собственным ощущениям, резина Hakka Green 3 показала высокую устойчивость в поворотах и короткий тормозной путь на мокром асфальте.
При движении на больших скоростях покрышки продемонстрировали хороший акустический комфорт – субъективно ощущается, что даже на 150-160 км/ч шины Hakka Green 3 очень и очень тихие.
P.S. Как проявят себя летние шины Nokian Hakka Green 3 на втором году эксплуатации - мы узнаем в конце сезона 2022 года. Все подробности - как всегда, на Domkrat.by.