Зимние шины с шипами и без против "всесезонки" и летних: на чем ездить зимой?
Споры по поводу выбора шин на зиму - в самом разгаре. Самые подкованные выбирают между "липучкой" и шипами. Рачительные хозяева думают обойтись "всесезонкой". Самые отчаянные собираются и дальше - в нарушение ПДД - ездить на "лете". Вместо теории предлагаем немного практики - едем на полигон в Липки и замеряем тормозной путь на различных типах шин. Результаты впечатляют!
Сразу договоримся: этот эксперимент не является полноценным испытанием шин, которые обычно проводятся на специальных испытательных полигонах в Финляндии. Но условия - максимально приближенные к "боевым". Во-первых, скорость и тормозная дистанция замеряется не на глаз, а профессиональным прибором Racelogic VBOX. Во-вторых, помимо тестовых комплектов шин применяется еще один - "референтный". Его используют в начале и конце испытаний - на случай, если в процессе изменятся погодные условия и нужно будет внести поправки в итоговые результаты.
В день испытаний с погодой просто повезло. Идеально ровный асфальт полигона в Липках немного припорошило снегом. Температура - "каля нуля". Под колесами - "каша". Примерно так и выглядит среднестатистическая зимняя белорусская дорога, пока ее не расчистят и зальют реагентами. Начинаем!
В тестах участвуют четыре комплекта шин, предоставленных интернет-гипермаркетом 21vek.by. Премиальных и дорогих покрышек в списке нет - все шины из бюджетного сегмента. Для испытаний выбран грузовой микроавтобус Citroen Jumpy, для которого нужны шины с маркировкой "С" (размерность 215/65 R16 С). Участники эксперимента (слева направо):
- зимние шипованные шины Viatti Vettore Inverno V-524;
- летние шины КАМА Euro LCV-131;
- "всесезонка" LingLong GreenMax Van 4S;
- зимние нешипованные шины Tigar CargoSpeed Winter.
Цель эксперимента - проверить, насколько хороши (и плохи) различные типы шин в зимних условиях. Задача для водителя - разогнать автомобиль до скорости 90 км/ч, доехать до "ворот" из конусов и там ударить по педали тормоза, имитируя экстренное торможение до полной остановки. Прибор Racelogic VBOX настроен так, чтобы измерить тормозной путь со скорости 80 км/ч и 40 км/ч. На каждом комплекте шин производится несколько "заходов", чтобы максимально исключить погрешности и убедиться, что результаты заездов максимально близки.
Что лучше зимой: зимние шины или летние?
Ответ на вопрос очевиден. Можно, конечно, порассуждать о теплой зиме и реагентах, которыми обильно поливают городские дороги. Но как только асфальт заметает снегом, у летних шин не остается ни одного шанса. Во время нашего эксперимента Citroen тормозил со скорости 80 км/ч целых 94 метра! Со скорости 40 км/ч ему понадобилось 23,3 метра до полной остановки. Для сравнения, лучший результат показали зимние фрикционные шины: 53,7 метра со скорости 80 км/ч и 14,6 метра со скорости 40 км/ч.
40 лишних метров торможения на трассе! Почти 10 лишних метров торможения в городских условиях! В реальных условиях на этих метрах может оказаться что и кто угодно: пробка из машин, пешеходы...
Что выбрать: зимние шины или "всесезонки"?
На торможении со скорости 80 км/ч всесезонные шины показывают хороший результат: 55,9 метра. Со скорости 40 км/ч получается и вовсе лучший показатель среди всех испытуемых: 14,3 метра. Получается, шины All-Season с заветной пиктограммой "снежинка в горах" лучше зимних? Скажем так: данная конкретная модель всесезонных шин показала себя лучше других конкретных моделей зимних шин в данном конкретном торможении на данном конкретном покрытии. Профессиональные тесты давно доказали, что всесезонные шины - это компромисс. Всё равно, что круглый год ходить в демисезонной куртке.
Шипованные шины против нешипованных (фрикционных): кто кого?
На шипованных шинах тестовый Citroen укатился на 67,8 метра со скорости 80 км/ч и на 16,6 метра - со скорости 40 км/ч. Результаты заметно хуже, чем у зимних фрикционных шин и даже у "всесезонки". Но это, судя по всему, проблема конкретной модели шипованных шин с неудачным составом резиновой смеси и рисунком протектора. Потому что премиальные шипованные шины отлично ведут себя на всех типах покрытия: от чистого асфальта до укатанного снега. Не говоря уже про лед.
Дорогие шины или эконом-вариант?
Как показывают результаты профессиональных испытаний, шины известных мировых брендов дают больше уверенности в сложных погодных условиях, чем шины эконом-класса. Просто потому, что эти производители могут позволить себе потратить больше денег на разработку, новые технологии и новые высокотехнологичные компаунды. Однако это совершенно не означает, что дешевые шины никуда не годятся. Да, они будут тормозить и держаться за дорогу немного хуже, чем победители сравнительных тестов. Но водителю достаточно просто держать этот факт в голове и выбирать более безопасную скорость движения. Главное - выбирать шины по сезону. Зима близко!
Широкий выбор шин в наличии от премиальных и бюджетных производителей - в интернет-гипермаркете 21vek.by.