Прямо в сердечко! Тест-драйв электрического кроссовера VOYAH Free PRO
В голове не укладывается. Большой полноприводный электрический кроссовер размером с Audi e-tron или BMW iX. С эффектным дизайном, довольно качественным салоном и премиальным оснащением, а также официальным сервисом и гарантией. Независимый от зарядной инфраструктуры благодаря бензиновому ДВС в роли электрогенератора. И всё это – всего за 115 900 белорусских рублей… Мы взяли новый VOYAH Free PRO на большой 450-километровый тест-драйв – чтобы найти, где же кроется подвох. И вот что у нас получилось!
Прорыв
Летом 2024 года исполнился один год с того момента, как бренд VOYAH официально вышел на белорусский рынок. Так вот, по итогам этих 12 месяцев белорусские дилеры под управлением официального дистрибьютора «Автопромсервис» реализовали 909 новых автомобилей VOYAH! Подавляющее большинство – естественно, кроссоверы Free и Free PRO. Продажи продолжают расти из месяца в месяц, так что по итогам 2024 года у нас ожидается явный бестселлер сразу в нескольких категориях: и в своем классе, и среди электромобилей, и среди моделей класса «премиум».
Очень интересно наблюдать за ценообразованием. На старте продаж летом 2023 года VOYAH Free (еще в дорестайлинге) предлагался примерно за 185 тысяч белорусских рублей. В принципе, на тот момент это была вполне адекватная цена за большой премиальный кроссовер с таким щедрым набором технологий и оснащения. Но потом начался самый настоящий демпинг. В конце 2023 года к нам приехал рестайлинговый Free PRO, с более эффектным дизайном, обновленным интерьером и батареей увеличенной емкости – уже за 159 000 рублей. А к лету 2024 года дилеры сделали на Free PRO предложение, от которого просто невозможно отказаться: 115 900 рублей!
Что вообще происходит? Если бы мы знали, что это такое… Но мы не знаем, что это такое. Но очень интересно! Любопытно, каким образом корпорация Dongfeng Motor, которой принадлежит бренд VOYAH, умудряется предлагать VOYAH Free PRO по такой цене? Ведь сама модель совершенно не производит впечатление автомобиля, на котором экономили. Наоборот – в каждой детали чувствуется желание сделать максимально красиво и качественно. Если ли на белорусском рынке новых авто хоть один конкурент, который может предложить за эти же деньги то же самое, что предлагает VOYAH Free PRO? Я таких не знаю.
Зато после тест-драйва я знаю, что VOYAH Free PRO – автомобиль с ярким и интересным характером, у которого много «плюсов» и мало «минусов». Далее – все подробности.
Философия и концепция модели
VOYAH Free PRO принадлежит к классу SUV-E. На фотоснимках этот кроссовер может показаться не таким уж и большим, но по факту это обман зрения из-за нестандартных пропорций с достаточно низким силуэтом. Его габариты составляют 4905 мм в длину, 1950 мм в ширину и 1690 мм в высоту при колесной базе 2955 мм. То есть это прямой конкурент таких электрических флагманов, как Audi e-tron и BMW iX.
Автомобиль на зеленых номерах с «пистолетом» АИ-92 или АИ-95, вставленным в горловину топливного бака – к такому местные автолюбители еще не привыкли…
Важнейшее и принципиальное отличие VOYAH Free PRO от обычных «электричек» скрывается под его широким плоским капотом. Это 1,5-литровый бензиновый турбомотор, единственная задача которого – при отсутствии зарядок вырабатывать электричество для батареи, питающей два тяговых электромотора общей мощностью 490 л.с. Помните фото «Теслы» с дизельным генератором на фаркопе?
Оказывается, идея вполне рабочая, если всё сделать по уму. Что и сделали инженеры корпорации Dongfeng Motor. В результате заявленный запас хода Free PRO при полном заряде батареи и полном баке бензина достигает 1201 километров – в расчетном цикле CLTC. В реальности – естественно, меньше.
Владелец VOYAH Free PRO может заряжать штатную тяговую батарею у себя дома или на зарядных станциях.
А может вообще забыть про электричество и просто заправляться бензином на АЗС – под вопросительные взгляды из соседних машин. Преимущества очевидны: VOYAH совершенно не зависит от зарядной инфраструктуры и может смело отправляться в дальние путешествия без риска оказаться с пустой батарей где-нибудь в глуши между Минском и Мурманском.
Впрочем, у этого «дуализма» есть и обратная сторона. Тяговая батарея Free PRO имеет емкость всего 39,2 кВт*ч – как минимум в два раза меньше, чем мы привыкли видеть в больших электрических кроссоверах. Это означает, что одного полного заряда хватает в лучшем случае на пару сотен километров в городском цикле, и еще меньше – в загородном. Кто-то возразит: «Так он же может ехать на бензине!» Да, может. И едет. Но. Когда на трассе батарея разряжается до минимума, бензогенератору приходится потрудиться, чтобы обеспечить машину необходимой электроэнергией. И пусть ДВС даже на максимальных оборотах едва слышен в салоне, но разгонная динамика заметно слабеет – обгоны даются совсем не так легко, как с заряженной батареей. Да и индикатор запаса хода не успевает за реальным (и достаточно высоким) расходом топлива. Водителю нужно быть начеку и дозаправиться заблаговременно – иначе можно встать посреди трассы и с пустой батареей, и с пустым топливным баком.
Ровно с того момента, когда владелец VOYAH Fre PRO понял – и принял – вышеописанные технологические нюансы, он начинает получать реальный кайф за рулем. Потому что этот кроссовер имеет все основания называться премиальным.
Шик, блеск, красота
VOYAH Fre PRO не может похвастать громким именем и легендарной историей. Взамен он предлагает красивую внешность от ателье ItalDesign. В дорестайловом Free было что-то неуловимое от Maserati, тогда как Fre PRO получил обновленную фронтальную часть в более строгом техно-стиле. В любом случае, кроссовер VOYAH получился на удивление самобытным – его никогда не перепутаешь с масс-маркетом из Китая.
Интерьер и вовсе выполнен по канонам автопроизводителей класса «люкс». Разве что вместо натуральной кожи используется искусственная «наппа». Но настолько хорошего качества, что разницу заметит только искушенный специалист. «Дерево» на дверных панелях тоже ненастоящее. Но в остальном – настоящий шик! Красивая прострочка на сиденьях и дверях, очень приятный на ощупь двухцветный руль, контрастные кантики на сиденьях…
Очевидно, что дизайнеры вдохновлялись роскошными «британцами». И им удалось – визуально и тактильно – передать этот узнаваемый стиль «тихой роскоши».
По оснащению здесь тоже всё на высоком уровне. Обогрев, вентиляция и массаж в передних сиденьях, очень качественная аудиосистема Dynaudio с сабвуфером в багажнике, шумоизолирующие передние стекла, система кругового обзора с HD-картинкой – этим никого не удивишь. А как вам передняя панель с тремя дисплеями общей диагональю больше 1 метра, которую можно целиком регулировать по высоте при помощи сервопривода?! Функциональность этого решения сомнительна, но эффект на пассажиров определенно производит.
В салоне VOYAH Fre PRO не только красиво, но и удобно. Водитель среднего роста располагается за рулем с максимальным комфортом. У высоких людей могут быть вопросы к высоте потолка – есть пара реальных отзывов.
Сзади – королевский простор. Плоский пол, много свободного пространства для ног, красивая отделка спинок передних сидений, удобные откидные кармашки, большая панорамная крыша над головой… Что еще нужно для счастья? Можно было бы добавить, как минимум, обогрев задних сидений, а как максимум – развлекательную систему с отдельными дисплеями, чтобы детям было чем занять себя в дальней дороге.
Дверь багажника – с электроприводом. Можно открывать из салона, с кнопки на основании стеклоочистителя (как в Porsche Macan) или взмахом ноги. Заявленный объем 560 литров в пятиместной конфигурации салона или 1320 литров при сложенных (почти в горизонталь и с минимальной ступенькой) спинках задних сидений.
Обратите внимание на отделку багажника: толстый мягкий ворс, изящно интегрированный сабвуфер, идеальная подгонка панелей, удобные крючки для фиксации сумок, розетка 12В. Красиво и практично.
Движение без забот
VOYAH Free PRO – достаточно быстрый кроссовер. Два электромотора развивают совокупную мощность 490 л.с. и крутящий момент 720 Нм. Заявленное время разгона с места до 100 км/ч – 4,8 секунды. По субъективным ощущениям – где-то так и есть. Но самое парадоксальное заключается в том, что на Free PRO не хочется никуда спешить. Устраиваешься поудобнее в водительском кресле, активируешь вентиляцию с массажем, запускаешь любимую музыку, переводишь селектор на рулевой колонке в «Drive» – и расслабленно катишь по улицам города, по возможности пользуясь преимуществами полосы для общественного транспорта. Никакой суеты, никакого шума, никаких забот…
Большие электрические кроссоверы обычно обладают хорошей плавностью хода, а VOYAH Free PRO можно смело записывать в «отличники». По конструкции шасси эта модель тоже по праву претендует на «премиум». Спереди установлена независимая подвеска на сдвоенных рычагах – более дорогое и эффективное решение по сравнению с «МакФерсоном». Сзади – естественно, независимая многорычажная подвеска. Причем здесь регулируемая пневматическая подвеска, которая обеспечивает отличную плавность хода и позволяет изменять дорожный просвет в диапазоне 113-213 миллиметров. «Пневма» отлично справляется практически с любым вызовом: от грунтовки до латанного-перелатанного асфальта вильнюсской трассы под Воложином, который наконец-то начали ремонтировать. А как приятно мчать на Free PRO по гродненской трассе! По навигатору мы едем 120 км/ч, а по ощущениям – максимум 90.
Единственный участок, который стал сложным испытанием для кроссовера – мядельская трасса, на которой 2,5-тонную машину начинает ощутимо раскачивать во все стороны. На особо волнистых участках эта «качка» начинает утомлять даже при разрешенных 90 км/ч – появляется желание сбросить 10-20 км/ч, чтобы не испытывать вестибулярный аппарат. Впрочем, эта претензия – не к автомобилю, а к качеству некоторых отечественных дорог. Но для тех, кто регулярно ездит в направлении Мяделя, этот нюанс лучше принять к сведению.
Тайны экономики
Что касается расхода, тут без 0,5 не разберешься. Панель приборов показывает какие-то нереальные цифры по расходу электричества и бензина. В определенный момент движения по трассе можно было увидеть очень оптимистичные 4,6 литра на «сотню». При этом бортовой компьютер уверял, что машина расходует дополнительно к бензину не больше 2 кВт*ч электричества на 100 км. Но по факту исходные 78% заряда батареи (напомню, емкостью 39,2 кВт*ч) упали до минимальных 13% уже где-то после первых двух сотен километров пробега по трассе. Естественно, практически все это время кроссовер ехал в режиме «REV», когда работает бензиновый электрогенератор.
Кстати, ДВС расходовал бензин гораздо активнее, чем об этом сообщал «бортовик». К примеру, на одном из этапов поездки, когда батарея уже давно была практически полностью разряжена, и уровень топлива опустился до минимума, я засек пробег (2840 км) и запас хода (181 км). Спустя 34 километра реального пробега запас хода показывал всего 128 километров. То есть расчетный запас хода сокращался где-то в полтора раза быстрее, чем реальный. Возможно, я чего-то не понял и открыл не ту вкладку в бортовом меню…
Впрочем, остановиться на трассе с пустым бензобаком не так страшно, как остановиться на трассе с пустой батареей. Так что у владельца VOYAH Free PRO не будет пресловутой фобии, которая одолевает некоторых новоиспеченных владельцев классических электромобилей. Но в любом случае, на его месте я бы не очень ориентировался на расчетные данные и старался не доводить дело до сигнальной лампы низкого уровня топлива. Как говорит китайская пословица, «на электронику надейся, но сам не плошай».
Конкуренты
Впечатление, которое VOYAH Free PRO производит на потенциального клиента, во многом зависит от того, насколько адекватно он оценивает окружающую действительность. Представим себе человека, который сравнивает китайский кроссовер с электрическими Audi e-tron или BMW iX. Естественно, имидж и субъективное восприятие будут в пользу «немцев» – и вполне заслуженно. Но как только разговор заходит о ценах, VOYAH не оставляет ни одного шанса.
Новый BMW iX в наличии у официального минского дилера стартует от 275 тысяч рублей, а на рынке подержанных авто самый доступный вариант (3-летний и без гарантии) предлагается за 185 тысяч рублей. 5-летний Audi e-tron с пробегом свыше 100 000 километров можно найти минимум за 100 тысяч рублей. Новый, естественно, тоже будет стоить примерно в 2,5 раза дороже. Если есть бюджет на покупку нового iX или e-tron – решение очевидно. Если же нет – можно, конечно, испытать судьбу с «бэушкой». А можно заехать к дилеру VOYAH на тест-драйв. Ничего не могу сказать про надежность или ликвидность на вторичном рынке. Но и с экономической, и с субъективной точки зрения новый Free PRO за 115 900 рублей, с официальной гарантией, полноценным сервисом и развитой дилерской сетью по всей Беларуси – это просто сделка века.