Шведский путь. Тест-драйв обновленного Volvo XC60
Шведский автопром всегда шел своей дорогой. Точнее, показывал всем остальным путь к безопасной мобильности. Можно долго перечислять системы безопасности, которые впервые появились именно на автомобилях Volvo: трехточечный ремень безопасности, система распределения энергии удара при боковом столкновении SIPS, боковые подушки безопасности и подушки типа "занавес", активные подголовники WHIPS, предотвращающие "плетевую" травму при наезде сзади, система мониторинга "слепых" зон BLIS и т.д.
Как оказалось, стремление к максимальной безопасности может спасти десятки тысяч жизней, но при этом погубить саму компанию. SAAB стал банкротом и сейчас находится в состоянии полной неопределенности. Volvo повезло больше - в 2010 году китайский автомобильный холдинг Geely выкупил убыточную компанию у Ford и намерен вернуть Volvo Cars в список самых популярных брендов премиум-класса. Китайцы инвестируют в развитие шведского автопроизводителя аж 11 миллиардов долларов, которые пойдут на полное обновление модельного ряда. Так что за Volvo Cars можно быть спокойным - у компании достаточно опыта и финансов, чтобы не сворачивать со своего пути. Первые шаги уже сделаны - обновленное семейство "шестидесятой" серии скрывает в себе гораздо больше, чем обычный рестайлинг. Это наглядная демонстрация нового направления в развитии Volvo.
Собственно, сам рестайлинг получился очень удачный. Несколько штрихов - и "лицо" XC60 обрело скандинавскую лаконичность, которой не хватало прежней модели. Эксперименты бывшего главдизайнера Стива Маттина остались в прошлом - "шестидесятая" серия перестала щуриться узкими полосками дневных светодиодов. Для них нашли более подходящее место - по краям бампера. Обновленный XC60 кажется шире - тут заслуга и новой, более крупной радиаторной решетки, и нового бампера с горизонтальной вставкой. Хорошо знакомая "вольвоводам" коробка радара сближения больше не мозолит глаза - теперь она выкрашена в черный глянец и практически сливается с общим фоном. Даже форсунки стеклоомывателей убрали с капота - чтобы не нарушать общую гармонию.
С нижнего периметра кузова исчезли черные пластиковые накладки, выхлопные патрубки интегрировали в бампер - и машина "заиграла" совсем по-другому. В качестве опции теперь можно заказать литые диски R20, которые, как уверяют шведы, не уступают в комфорте "девятнадцатым". Вот так и должен выглядеть скандинавский премиум!
Внутри шведская добротность заметна в каждой детали. Массивные дверные ручки. Пластик - приятной фактуры. Металл и дерево - настоящие. Новые спортивные сиденья действительно отлично удерживают водителя и пассажира в ходовых поворотах, плотно "обнимая" корпус. Шведы говорят, что сиденья протестировали на сотне добровольцев разного роста и комплекции - все остались довольны. Кроме того, новая форма спинок передних сидений оставляет больше места для задних пассажиров. Лично не проверял, но визуально свободного пространства хватит и для высокого человека.
В обновленном XC60 чуть больше металла в отделке передней панели, новые варианты вставок из дерева и новая обивка потолка. Новый руль и селектор КПП - от Volvo V40. Рулевое управление оснащено электроусилителем, который предлагает водителю три режима. Стандартный Low позволяет крутить руль на парковке одним пальцем, но на извилистых горных дорогах под Ниццей лучше всего было ехать в режиме High - обратной связи гораздо больше. Есть и промежуточный режим Medium, который скорее всего и будет выбран большинством водителей. Нужно только привыкнуть к "длинному" передаточному числу - руль приходится крутить на неожиданно большие углы, что особенно мешало на серпантинах. Хотя в наших равнинных условиях это не так актуально.
В качестве опции для ХС60 доступна и новая панель приборов от младшей модели - с большим 8-дюймовым цветным дисплеем, который приятно удивляет очень качественной графикой. Здесь, как и в V40, цвет подсветки меняется в зависимости от режима движения: стандартный лунный, экономичный зеленый и спортивный красный.
Пожалуй, единственная претензия к эргономике - центральная консоль. В движении - особенно когда едешь по горному серпантину и отвлекаться некогда - быстро и интуитивно найти нужную кнопку просто нереально. С этим придется мириться - до тех пор, пока шведы не разработают новую консоль для своих будущих моделей. Надеюсь, они не будут очень держаться за этот формат - даже Opel, долгое время убеждавший в удобстве подобной "клавиатуры", отказался от нее в обновленной Insignia.
В багажнике - без изменений. Правильная форма, практически не выступающие колесные арки, аккуратная отделка приятным ворсом. Дверь багажника можно оснастить сервоприводом - опция стоит 941 евро.
Спинки задних сидений складываются в горизонталь, образуя ровную поверхность с полом багажника.
По умолчанию покупатель обновленного Volvo XC60 получает ремкомплект, который находится в подполье. В качестве опции можно заказать и запасное колесо-"докатку" (опция за 158 евро). Полноразмерная "запаска" для этой модели недоступна.
Двигатели
Самое интересное в обновленном Volvo XC60 - новое семейство двигателей Drive-E. Дело в том, что шведы решили отказаться от пяти- и шестицилиндровых моторов. Причин несколько. Во-первых, Ford скоро прекратит поставки своих моторов для Volvo. Во-вторых, новая модульная архитектура SPA, на которой будут построены все последующие модели Volvo, рассчитана только на 4-цилиндровые двигатели. В-третьих, в сентябре 2014 года вступают в силу еще более строгие нормы токсичности Евро 6 (а там не за горами и Евро 7), с которыми нынешние "пятерки" и "шестерки" не справятся.
В будущем вся силовая гамма Volvo будет состоять из двух базовых агрегатов: бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбодизель Common Rail. Причем у них будет один и тот же (с необходимыми конструктивными отличиями) 4-цилиндровый алюминиевый блок рабочим объемом 1969 см3. За привычными обозначениями (D4, D5, T4, Т5, Т6) будут скрываться одни и те же моторы, только разной мощности: от 120 до 230 л.с. для турбодизеля и от 140 до 300 с лишним л.с. для бензиновой версии.
Бензиновые T5 и T6, которые первыми появились под капотами "шестидесятого" семейства моделей Volvo, развивают мощность 245 и 306 л.с. соответственно. Первый оснащен турбонаддувом. На втором, более мощном (на фото внизу) - в пару к турбине идет еще и механический компрессор. Специально спросил у шведского инженера, знакомы ли они с опытом Volkswagen, который отказался от комбинации турбонаддува и компрессора. Тот с улыбкой ответил: "да, мы внимательно изучили вопрос и считаем, что наша разработка будет более успешной". Если говорить об экономичности, успех очевиден: Т5 расходует в среднем 6,7 литра на 100 км. Новому 4-цилиндровому Т6 требуется в среднем 7,3 литра на 100 км, т.е. почти на 30% меньше, чем 6-цилиндровому Т6 аналогичной мощности.
Новые бензиновые моторы рассчитаны на эксплуатацию на бензине от АИ-92 до АИ-98. Поэтому на топливном люке фигурирует только стандартное требование: "неэтилированный бензин".
Турбодизель дебютировал в версии D4 мощностью 181 л.с. В нем применена уникальная технология, важность которой сами шведы сравнивают со своим же собственным изобретением лямбда-зонда. Называется она i-Art и заключается в следующем: вместо одного датчика давления на топливной рампе Common Rail (давление в которой, кстати, составляет целых 2500 бар) используется сразу четыре датчика - по одному на каждый цилиндр. Таким образом электроника может еще более точно регулировать подачу топлива в каждый цилиндр. Средний расход топлива - 4,4 литра с "механикой" и 4,6 литра - с "автоматом".
Под новые моторы были разработаны и новые коробки передач, которые делают свой вклад в экономичность. Точнее, 6-ступенчатая "механика" была немного модернизирована, а "автомат" - совершенно новый, 8-диапазонный.
Пока что новое семейство моторов Drive-E компонуется только с передним приводом. Впрочем, обновленный Volvo XC60 по-прежнему доступен с большинством моторов "старой школы" и полноприводной трансмиссией.
Есть 3-литровый 6-цилиндровый рядный бензиновый Т6 (304 л.с.) с 6-диапазонным автоматом. Есть и 2,4-литровые 5-цилиндровые турбодизели мощностью 163, 181 и 215 л.с., которые компонуются с "механикой" или "автоматом" на выбор. Кстати, если вы хотите купить мощный полноприводный Volvo XC60 - сейчас самое время. У белорусского дилера "Элитавто" действуют хорошие скидки - подробный прайс-лист можно скачать здесь.
Программа тест-драйва была очень короткой, так что получилось попробовать в деле только XC60 с самой мощной версией нового бензинового мотора Т6, который идет в паре с новым 8-диапазонным "автоматом" и передним приводом. Пик максимального момента в 400 Нм этот мотор достигает уже при 2100 об/мин, так что в спокойном режиме коробка незаметно и быстро перебирает передачи, стараясь пораньше перейти на более высокую ступень.
По заводским ТТХ, разгон с 0 до 100 км/ч занимает 6,9 секунды. По ощущениям, около секунды уходит на то, чтобы двигатель и трансмиссия среагировали на нажатие педали газа в пол и принялись за дело. Примерно то же самое происходит и тогда, когда нужно "выстрелить" при обгоне - сперва короткая заминка, затем динамичный подхват. От мотора мощностью за 300 "лошадей" по привычке ожидаешь характерный "саунд" рядной "шестерки", но 4 цилиндра звучат попроще. В любой ситуации все происходит без спорткаровского надрыва - ускоряемся уверенно, но сохраняя достоинство. Да и максимальная скорость по шведской традиции ограничена на 210 км/ч, хотя этот XC60 явно способен на большее. Безопасность и комфорт - приоритеты Volvo не меняются.
Безопасность
Безопасность - многие выбирают Volvo именно по этой причине. Компания поставила перед собой амбициозную цель - чтобы к 2020 году не было ни одного ДТП со смертельным исходом и тяжелыми травмами, в которые попали новые автомобили Volvo. Поэтому каждый год шведы оснащают свои модели все новыми и новыми системами активной безопасности.
На обновленном XC60 дебютировала передняя светотехника Active High Beam Control, которая больше не требует от водителя переключаться с ближнего света на дальний и наоборот.
Фары постоянно светят "дальним", при необходимости регулируя световой пучок таким образом, чтобы не слепить встречных и попутных водителей.
При этом система реагирует только на автомобили - пешеходы на обочине будут по-прежнему хорошо освещены и видны водителю.
Система слежения за пешеходами и велосипедистами позволяет контролировать сразу несколько объектов и, при необходимости, замедлить или полностью остановить автомобиль. Система работает на городских скоростях - т.е. до 50 км/ч.
Еще одна очень полезная "фишка" - Cross Traffic Alert. При движении задним ходом датчики парковки мониторят пространство на более широкий угол, чем обычно, чтобы предупредить водителя о возможной опасности.
Мне нравится путь Volvo. А XC60 считают лучшим предложением в современной гамме шведского автопроизводителя. После тест-драйва могу сказать с полной уверенностью: это одна из моделей, которую я выбрал бы в качестве семейного авто. Похоже, что клиенты Volvo с данной идеей полностью согласны - XC60 является самой продаваемой моделью компании, в том числе и в Беларуси.
Более подробно о технических характеристиках, оснащении и ценах на обновленный Volvo XC60 - в каталоге Domkrat.by.
P.S. Спасибо белорусскому дилеру Volvo "Элитавто" за организацию поездки на международный тест-драйв Volvo XC60.
Артем Гонцов
Фото автора и Volvo