620 километров по Беларуси на электрическом кроссовере BYD Tang

26.12.2023

Споры об электромобилях становятся все более горячими. Выгодно или нет? Надежно или нет? Аргументов с обеих сторон – предостаточно. Истина же, как говорится, где-то рядом. Мы вместе с «Атлант-М Электромобили» решили устроить эксперимент и отправились в большое путешествие по Беларуси за рулем одного из самых популярных в Китае электрических кроссоверов – BYD Tang. Интересно же: как ведет себя большой и комфортабельный электромобиль в реальных условиях белорусской зимы, и как далеко он способен уехать по трассе на одной батарее?

Кратко о модели. BYD Tang – среднеразмерный кроссовер SUV с габаритами 4,87 метра в длину, 1,95 метра в ширину, 1,725 метра в высоту при колесной базе 2,82 м. В нашем распоряжении – топовая версия модели. Полный привод с двумя электромоторами мощностью 517 л.с., батарея на 108 кВт*ч, разгон с 0 до 100 км/ч за 4,4 секунды. Производитель заявляет максимальный запас хода 635 км, но мы прекрасно понимаем, что в реальных условиях электромобили не дотягивают до расчетных цифр. Зато по комфорту и оснащению китайские модели не только догнали, но уже и перегнали своих конкурентов из других стран и континентов.

Судите сами. «Наш» BYD Tang – шестиместный, с двумя раздельными «капитанскими» креслами во втором ряду, которые оснащены не только подогревом, но и вентиляцией с массажем! Впрочем, как и передние сиденья. В центральном бардачке можно найти даже фирменный микрофон – для караоке!

Атмосферная подсветка салона – с красивыми паттернами и стильной иллюминацией центральной консоли с «космическим» селектором передач.

«Галерка» тесноватая – сиденья установлены очень низко, да и для ног места «в обрез». Ребенок или невысокий человек еще поместятся, а пассажирам среднего или высокого роста в дальней поездке будет неудобно. Кроме того, в шестиместной версии пробираться на задний ряд приходится «в три погибели» – через небольшой проем между креслами второго ряда. Да и багажник с шестиместной конфигурации совсем мелкий.

На водительском месте – удобно. 12,3-дюймовая виртуальная панель приборов сочетается с 15,6-дюймовым дисплеем мультимедийной системы, который оснащен поворотным механизмом. Нажал кнопку – установил вертикально. Еще раз нажал – вернул в более привычное «альбомное» положение. Русификации в тестовом «Танге» не было, но все системы достаточно качественно переведены на английский.

Пожалуй, единственная претензия к электронике – климат-контроль. Он автоматический, трехзонный, но добиться от него оптимальной температуры, которая устраивала бы всех пассажиров – задача не из легких. Впрочем, я не припомню ни одной китайской модели (из тех, что ездил сам) с безупречно настроенным климат-контролем, чтобы один раз выставил желаемую температуру и забыл. Постоянно какие-то «приколы»: то жарко, то холодно, то стекла потеют…

Зато настройки подвески BYD Tang однозначно понравились. В режиме «Comfort» раскачка чуть более заметная – особенно на дорогах с кривым асфальтом. Зато режим «Sport» можно включать по умолчанию и больше эту настройку на трогать: «Танг» отлично держится на высоких скоростях. А как мягко стелет на совершенно разбитых после грейдера грунтовках! И это на 20-дюймовых колесах!!! Главное - не забывать про небольшой дорожный просвет и батарею, которая закреплена под днищем.

Переходим к главной теме – электрической. На старте путешествия большая 108-киловаттная батарея нашего «Танга» заряжена на 95%. Бортовой компьютер показывает оптимистичный запас хода на 561 километр. Правда, он не знает, что первая часть маршрута пройдет по скоростной трассе М1 в сторону Бреста, нас в машине будет аж шестеро, и ехать мы будем быстро.

В первую очередь интересно проверить, сколько израсходует электромобиль в трассовом режиме, к которому привыкло большинство владельцев авто с ДВС. Едем с максимально разрешенной скоростью, ни в чем себе не отказывая: музыка, климат-контроль, обогрев и массаж сидений…

После первых 40 километров нашей поездки на панели приборов заряд батареи снизился до 80%, а расчетный запас хода сократился сразу до 451 километра. Борткомпьютер показывает среднюю скорость движения 115 км/ч, а средний расход электроэнергии (за последние 50 километров пробега) взлетает почти до 40 кВт*ч/100 км… Однако! В таком режиме BYD Tang - даже с максимальной батареей на 108 кВт*ч – не проедет и трех сотен километров…

Как следствие такой спешки, на первую зарядную станцию в Барановичах мы прибыли всего с 40% заряда батареи и расчетным запасом хода 218 километров. То есть всего за 140 километров пути мы израсходовали больше половины от исходного заряда батареи…

Мы специально не экономили, так как выбрали первой точкой на маршруте станцию «Маланки» по адресу Барановичи, улица Доменикана,4 - здесь скоростная зарядка мощностью аж 160 кВт! В теории, можно подзарядиться очень быстро – пока пьешь кофе с выпечкой – и мчать дальше. Сейчас проверим! Подключаемся к разъему CCS через переходник GB/T. Терминал вроде как «видит» машину, но не запускает зарядку. После нескольких попыток дисплей и вовсе сообщает нам о том, что станция ушла в режим «сервисного обслуживания». Звонок на инфолинию «Маланки» помогает решить проблему. Колонку перезагружают – пробуем еще раз.

«Танцы с бубном» заняли минут двадцать – зато потом и правда всё завертелось! Примерно за 0,5 часа и 24 белорусских рубля мы получаем около 48 кВт*ч, пополнив батарею до 82%.

Заезжаем на короткую экскурсию в очень интересный зооландшафтный парк «Диприз» на окраине Баранович. Покормить ланей, страусов и барашков здесь можно прямо с рук! Затем отчаливаем в сторону Гродно на полном позитиве.

Следующая остановка – зарядная станция на территории АЗС «Лукойл» под Слонимом. Она интересна нам в первую очередь наличием «родного» для китайских электромобилей разъема GB/T. Быстро подключаемся, выпиваем еще кофе и примерно за полчаса набираем 24 кВт*ч электричества (на 12 рублей).

Последняя зарядка на маршруте – в Гродно. Зарядные станции на парковке ТРЦ «Тринити» пользуются спросом – нам повезло найти один свободный слот по соседству с «Теслой». Быстро подключаемся – и спешим на долгожданный «обедо-ужин». Пожалуй, это и есть самый удобный шаблон эксплуатации электромобиля – когда владелец оставляет машину заряжаться на парковке, а сам идет на работу в офис или с семьей на шоппинг в торговый центр. За те полтора часа, что мы вкусно и неспешно дегустировали грузинскую кухню, наш «Танг» зарядился практически «до отсечки», набрав 66 кВт за 33 рубля. Обратите внимание, что даже при 99% заряда батареи автомобиль продолжает заряжаться "по максимуму". Это одно из преимуществ фирменных литиево-железо-фосфатных батарей BYD по сравнению с более распространенными литий-ионными батареями, которые вынуждены снижать скорость зарядки по достижению 80%.

На обратной дороге по трассе М6 Гродно-Минск решаем экономить электричество и держим скорость 90-100 км/ч. Средний расход топлива снижается до 30 кВт*ч/100 км, вселяя надежду, что до финиша мы доедем уже без остановок и «дозаправок».

Так и получилось: мы преодолели 280 километров от центра Гродно до финальной точки нашего вояжа примерно за 3 часа и поздним вечером вернулись к автоцентру на Шаранговича, где базируется офис «Атлант-М Электромобили». Общий пробег за весь день составил около 620 километров.

На финише в батарее BYD Tang осталось 20% заряда – думаю, еще километров 70-80 мы бы проехали. Путем нехитрых расчетов устанавливаем, что в зимнее время (при околонулевой температуре воздуха) и при полной загрузке 108-киловаттный BYD Tang может проехать по трассе примерно 350 километров – это если не торопиться и держать скорость 90-100 км/ч. Похоже, это и есть минимум, на который способна данная модель. Естественно, в более благоприятных условиях – лето, город, минимум пассажиров – этот кроссовер будет расходовать меньше электричества и, соответственно, проезжать на одном заряде гораздо больше километров. Более точные цифры подскажут только владельцы «Тангов».

Подводим итоги поездки. На старте маршрута у нас в батарее было 95% заряда или примерно 102 кВт*ч. Еще 140 кВт*ч мы добавили на зарядных станциях по ходу движения. Всего мы проехали 620 километров и на остатке заряда могли бы проехать еще около 80 километров. Итого примерно 700 км на двух почти полных батареях. Если посчитать совсем приблизительно, получается, что BYD Tang тратил в среднем примерно 30 кВт*ч на каждые 100 километров нашего зимнего путешествия. В деньгах получается около 15 рублей за каждые 100 километров пробега (исходя из актуальной стоимости электричества на «Маланках»: 0,49 белорусских рубля за 1 кВт*ч). Много это или мало для 2,5-тонного 4,9 метрового с шестью взрослыми на борту? Смотря с чем сравнивать. И не будем забывать, что зарядка от домашней сети, да еще и в ночное время, обойдется в 2-3 раза дешевле.

Очевидно, что на данный момент электромобили – совсем не про экономию. Самые доступные модели из Китая стоят от 45 тысяч белорусских рублей – это миниатюрные городские хэтчбеки с небольшой батареей. BYD Tang в топовой комплектации – с двумя электромоторами мощностью 517 л.с. и разгоном 0-100 км/ч за 4,4 секунды – можно купить в Беларуси примерно за 160 тысяч рублей. Тут у большинства белорусских автолюбителей возникает резонная мысль: «Да за такие деньги можно заказать крутую «бэушку» из Европы!»

Поклонников «электричек» в Беларуси пока еще совсем немного – но процесс, как говорится, пошел. Даже я, будучи заядлым «петролхедом», после каждой поездки на электромобиле все больше теряю свою «бензиновую веру». Ощущая раз за разом эту катапультную разгонную динамику в сочетании с тишиной в салоне и отсутствием механических вибраций, возвращаться к обычным машинам на ископаемом топливе с каждым разом всё труднее…

© 2010 - 2023 domkrat.by