Испытываем Renault Duster, Kaptur и новый Koleos горами Казахстана
"Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал..." Глядя сквозь лобовое стекло на красоты Тянь-Шаня, я снова и снова вспоминаю песню Высоцкого. Я первый раз в Казахстане - и сразу такая удача. Проехать две сотни километров по предгорьям Иле-Алатауского национального парка, заночевать прямо на дне Чарынского каньона и промчать по скоростной трассе по дороге обратно в аэропорт Алматы. И совершить это путешествие белорусской группе журналистов предстояло за рулем абсолютно стандартных (т.е. без специальной "внедорожной" подготовки) моделей Renault. Посмотрим, на что они способны в сложных условиях, да еще и в почти 40-градусную жару.
В нашем распоряжении все три модели класса SUV, которые Renault поставляет в Беларусь. Duster не нуждается в представлении - как-никак, бестселлер сегмента SUV на нашем рынке. Построенный на платформе Duster "красавчик" Kaptur тоже отлично стартовал в Беларуси - взгляд то и дело выхватывает его в городском потоке машин. А вот претендующий на "премиум" крупный "паркетник" Koleos - модель совершенно новая, в Беларуси появилась только осенью 2017 года. Она как бы напоминает нам, что Renault - это не только "бюджетники", но и большие комфортные автомобили, достойные наследники Safrane и Vel Satis.
Во внедорожных способностях Duster я не сомневался, его технический родственник Kaptur тоже не давал особых поводов для беспокойства. Больше всего было интересно, как поведет себя на горных дорогах Koleos - все-таки машина большая, тяжелая, с длинной колесной базой... Скажу сразу - без приключений не обошлось.
Итак, у нас шесть тестовых машин (плюс один Duster сопровождения с инструкторами), и целый день на то, чтобы проехать через Иле-Алатауский парк, миновать Бартогайское водохранилище и к вечеру добраться до еще одной "жемчужины" Казахстана: Чарынского каньона.
Начинаю по порядку - то есть с Renault Duster. Российское представительство Renault, которое организовало этот тест-драйв, предусмотрительно выбрало автомобили с самыми мощными моторами и полным приводом. Так что под капотом "наших" Duster - бензиновый мотор 2.0 (143 л.с.), скомпонованный с 6-ступенчатой "механикой". Привод 4WD - подключаемый полный, с блокируемой муфтой на задней оси, которая подключает задние колеса. Сейчас Duster 2.0 4WD можно купить у белорусских дилеров минимум за 26500 белорусских рублей (с учетом актуальной на момент публикации скидки в 2000 BYN).
Но у нас не совсем стандартный Duster, а лимитированная версия, названная Dakar - в честь знаменитого ралли-рейда, в котором с 2013 года участвует аргентинская команда Renault. Естественно, "дакаровский" прототип Duster, оснащенный мотором V8, имеет мало общего с серийной моделью, хотя внешне они и похожи.
"Наш" Duster из лимитированной серии Dakar отличается от других комплектаций, скажем так, "внедорожным марафетом". Весь нижний периметр кузова закрыт практичным черным пластиком, пороги в проемах дверей и багажника защищены хромированными накладками. Черные литые диски R16 "обуты" в шины Continental ContiCrossContact LX, которые справляются с легким бездорожьем лучше, чем обычная шоссейная "резина". И знаете что - на "пересеченке" Duster просто великолепен!
Недостатки модели, о которых говорят владельцы "Дастеров" - слабая шумоизоляция, дешевый пластик в салоне, не слишком удобный профиль сиденья с короткой "подушкой", по-французски загадочное расположение некоторых кнопок управления и т.д. - моментально забываются, как только ты съезжаешь с асфальта на проселочную дорогу.
Пожалуй, главное достоинство Renault Duster - не считая цены - его феноменально энергоемкая подвеска. Разбитый асфальт, поперечная колея, ямы, ухабы - "Дастеру" всё нипочем. По "проселку" можно смело мчать во весь опор, не опасаясь, что подвеску "пробьет".
Естественно, такой способ преодоления препятствий не подходит для горных дорог. Тактика меняется - едем медленно, тщательно выбирая оптимальную траекторию на подъемах и спусках, на которых оставили глубокие "шрамы" потоки воды, стекающие весной с горных вершин. Если зайти на очередную промоину под неправильным углом, можно повиснуть на днище - все-таки "Дастер" с его 21 сантиметрами дорожного просвета - не классический внедорожник.
Еще одна опасность - острые камни. Поэтому в багажнике каждой машины - по дополнительной "запаске". Как оказалось - совсем не зря. "Дастер" наших инструкторов, который вел колонну через горы, все-таки нашел "свой" камень, пробив одно колесо - к счастью, больше непредвиденных остановок не было.
Мой вам совет: если решили купить Duster для активной жизни (для поездок исключительно по асфальту есть и другие варианты), берите именно такой, с мотором 2.0, полным приводом и "механикой". Он всего на 2000 рублей дороже базовой переднеприводной версии с 1.6. За эту небольшую разницу вы получаете более мощный и быстрый автомобиль, с хорошим запасом тяги на всех четырех колесах. Опять же, 6-ступенчатая механическая коробка передач лучше доступного для этой модели 4-диапазонного "автомата". Первая передача у "механики" очень короткая - как более доступная альтернатива "понижайке", позволяющая плавно, без лишней пробуксовки, проезжать по грязи, бродам и забираться на склоны. А шестая передача поможет экономить топливо в скоростных поездках по автотрассам.
Меняемся машинами. Вторую треть пути я еду на Renault Kaptur. Тот же 2-литровый бензиновый мотор, тот же подключаемый полный привод. Но вместо "механики" - 4-диапазонный "автомат".
Renault Kaptur - интересная модель. С технической точки зрения - тот же Duster. Но поставь их рядом - и Kaptur выглядит солиднее и современнее. "Спасибо" за такой эффект нужно сказать в первую очередь главному дизайнеру Renault Лоренсу ван дер Акеру - на мой взгляд, в штаб-квартире французского автопроизводителя его должны носить на руках. Ведь именно он разработал новый фирменный стиль для всего модельного ряда Renault: яркий, эмоциональный, узнаваемый. Особенно на фоне последних работ его предшественника Патрика Ле Кемана, который слишком увлекся начертательной геометрией. "Я с детства не любил овал..."
При всей своей красоте Kaptur сохранил "плюсы" Duster - энергоемкую подвеску и хорошую проходимость (дорожный просвет равен 205 мм) - и при этом избавился от "минусов". В Kaptur более совершенная шумоизоляция, более качественная отделка салона, более богатое оснащение.
Естественно, всё это - не за бесплатно. Разнице в цене между моделями составляет несколько тысяч белорусских рублей. Прайс-лист на Kaptur начинается от 29900 белорусских рублей (минус актуальная скидка в 1000 рублей) за базовую комплектацию с мотором 1.6 и передним приводом. А такой, как у нас, топовый Kaptur 2.0 4WD на "автомате" в комплектации Style с двухцветной окраской кузова стоит 40400 рублей плюс еще по 800 рублей за "металлик" и отделку салона искусственной кожей.
У Kaptur чуть более длинный передний свес кузова с выступающей вперед серебристой накладкой на бампере. Поэтому перед каждым крутым подъемом я с замиранием серца ожидал услышать скрежет - но, к удивлению, каждый раз удавалось взять подъем чисто. И на спусках ни разу не уткнулись бампером в землю - можно констатировать, что с геометрической проходимостью у Kaptur, как и у Duster, все в порядке.
Я быстро привык к тому, с какой легкостью Duster взбирается, благодаря "короткой" первой передаче, на любую горку. И после него Kaptur на "автомате" показался менее легким на подъем. Да, система привода у моделей одинаковая, но передаточные числа автоматической КПП подобраны иначе. И былой послушности, с которой Duster устремлялся вверх, в "автоматическом" Kaptur уже нет. Приходится сильнее давить на "газ", колеса срываются в бесполезную пробуксовку - забираться в гору становится немного сложнее. Хотя нужно признать, что Kaptur все же взял все подъемы на маршруте с первого раза.
Информация для потенциальных покупателей. Важное отличие Kaptur от Duster - наличие версии с мотором 1.6 и вариатором. Разница в сравнении с базовой версией Life на "механике" - 3100 рублей (по актуальной на данной момент акции). При этом, помимо собственно вариатора, клиент получает автомобиль в более интересной комплектации Drive. В ней появляется обогрев сидений, кожаный руль, боковые подушки безопасности, круиз-контроль и очень полезная в морозы система дистанционного запуска двигателя. Кроме того, открывается доступ к опциям вроде климат-контроля, обогрева лобового стекла и датчиков парковки.
И все это - за 32 тысячи белорусских рублей. На мой взгляд, именно с таким сочетанием двигателя и трансмиссии, и именно в такой комплектации Kaptur - достаточно интересное ценовое предложение для тех, кто никуда не спешит и не любит окунать свой автомобиль в грязь. А высокий дорожный просвет будет хорошим бонусом на случай, если понадобится забраться на высокий бордюр.
Любопытный нюанс, о котором мало кто знает и задумывается - запасное колесо в Duster и Kaptur. Дело в том, что автомобили с передним приводом комплектуются полноразмерной "запаской", которая закреплена снаружи, за бампером. Благодаря этому объем багажника больше, чем у полноприводных версий, но достать запасное колесо сложнее. В версиях 4WD "запаска" лежит под полом багажника. Но это не полноразмерное колесо, а узкая "докатка", которая предназначена лишь для того, чтобы доехать до ближайшего шиномонтажа. Короче говоря, оба решения - компромиссные. Кстати, именно из-за этого нюанса организаторы нашего путешествия предусмотрительно положили в багажник каждого автомобиля по полноразмерному запасному колесу.
Новый Renault Koleos - как вишенка на торте. Импозантный автомобиль размерами 4,672х1,843х1,673 метра (колесная база 2705 мм) выглядит крупнее и солиднее практически любой модели класса SUV-C (Toyota RAV4, Mazda CX-5, Nissan X-Trail и далее по списку), превосходит по длине кузова некоторые модели класса SUV-D (Audi Q5) и лишь немного уступает по этому параметру новому Skoda Kodiaq.
При этом Koleos не разменивается по мелочам. Прайс-лист начинается (на момент публикации) от 57900 рублей, и за эти деньги вы сразу получаете хорошо "упакованный" автомобиль с бензиновым мотором 2.0 (145 л.с.), полным приводом и вариатором в богатой комплектации Business: климат, обогрев передних сидений, руля и лобового стекла, мультимедийная навигационная система с 7-дюймовым сенсорным дисплеем, передние и задние датчики парковки плюс камера заднего вида.
Как вы могли заметить, в этой комплектации нет кожаной отделки салона, или, к примеру, светодиодных фар. Да и мотор слабоват для такого большого автомобиля. Если душа просит большего - придется смотреть в сторону более мощных и дорогих вариантов. Таких два: с бензиновым мотором 2.5 (171 л.с.) и турбодизелем 2.0 (173 л.с.) Оба мотора доступны только в топовой комплектации Premium - такой Koleos будет стоить уже 67900 и 73500 белорусских рублей соответственно.
В принципе, топовые комплектации того же Volkswagen Tiguan или Mazda CX-5 стоят примерно столько же. Но не забываем, что Koleos - более крупный и просторный автомобиль, который не затеряется на фоне Hyundai Santa Fe или Kia Sorento.
Свою техническую родословную новый Renault Koleos ведет от Nissan X-Trail - он построен на той же платформе CMF-D, со стойками "МакФерсон" спереди и многорычажной подвеской сзади. Система с подключаемым полным приводом включает в себя электромагнитную муфту на задней оси. Водитель может выбрать один из трех режимов движение: переднеприводный 2WD, Auto с автоматическим подключением задней оси по необходимости и режим Lock, блокирующий муфту для разделения момента по осям в равной пропорции.
Оказавшись вдали от цивилизации и асфальта, Koleos будто спрашивает нас: "Зачем я здесь?" И действительно, большому кроссоверу в горах не место. На укатанном грунте подвеска еще успевает продемонстрировать свою неплохую энергоемкость, но когда начинаются каменистые подъемы, Koleos становится жалко. Представьте, что вы надели свои любимые ботинки-челси на кожаной подошве и пошли в них в поход.
Нет, Koleos не жаловался и упорно двигался вперед. Только на самый сложный по маршруту подъем с диагональным вывешиванием никак не хотел забираться "внатяг" - колесам не хватало зацепа, чтобы тянуть дальше вверх тяжелый автомобиль. Да и вариатор со своим "плавающим" передаточным числом больше мешал, чем помогал, размывая связь между двигателем и колесами. Плюс еще и я со своим недостатком внедорожного опыта никак не мог найти правильную траекторию, чтобы не терять скорость, когда машина остается висеть на двух колесах. Короче, "все звезды сошлись". В результате пришлось скатываться вниз, чтобы разогнаться, как следует. Со третьей попытки, вырывая колесами камни из грунта и буквально прыгая с кочки на кочку, забрался наверх.
Водные процедуры были скорее для красивых кадров, чем для проверки автомобилей - глубина горной речки в том месте, где мы ее пересекали, была сантиметров тридцать.
Зато финальный отрезок пути первого дня - укатанный грейдерами жесткий грунт на подъезде к Чарынскому каньону, показал, что дороги типа "стиральная доска" Koleos тоже не любит. Большие и тяжелые колеса R18 никак не могли найти успокоение в колесных арках, а на руле такое ощущение, будто рулевым тягам и рейке скоро придет конец. А может, нужно было просто немного сбавить скорость - вместо того, чтобы изображать из себя участника ралли-рейда "Дакар"?
В каньон спускались уже на закате. Да, это вам не Колорадо, но от красоты и величия все равно захватывает дух.
Особенно когда петляешь по дну каньона, едва вписываясь в узкие своды каменных глыб высотой в несколько этажей.
Обратная дорога расставила все точки над "ё". Специально подгадал, чтобы ехать по трассе в аэропорт на Koleos - и не прогадал. Отличная шумоизоляция, четкая "рулежка" на скоростных дугах, удобные сиденья с вентиляцией, насыщенный звук аудиосистемы Bose, более чем достаточная динамика - родная стихия нового Koleos здесь, на асфальте. Поехать на таком через всю Европу к Атлантике? Да хоть сегодня!
Что же мы имеем в итоге? У каждой из трех SUV-моделей Renault - свой характер. Duster идеален для тех, кому часто приходится ездить по плохим дорогам и легкому бездорожью. Kaptur почти так же хорош вне асфальта, но при этом дарит больше комфорта в городе. Этакий универсальный автомобиль для молодой семьи, которая любит активный отдых. А новый Koleos - настоящий глава семейства. При необходимости может совершить марш-бросок по "пересеченке", но смысл? Как говорят в армии, "генерал никогда не бегает, потому что в мирное время это вызывает смех, а в военное - панику".
Касательно рыночных перспектив Koleos в Беларуси - мне кажется, всё понятно. Белорусы уже успели привыкнуть к тому, что Renault - это простые и доступные автомобили. Желающих отдать 30-40 тысяч долларов за Renault - пусть даже такой "навороченный", как Koleos - найдется немного. Но уже само присутствие этой модели в шоурумах дилеров способно изменить сложившийся у нас имидж французской марки. Глядишь, вспомним, что Renault - это не только Logan и Sandero Stepway. А там, возможно, и новый Espace с большим седаном Talisman к нам подтянутся...
Текст: Артем Гонцов
Фото: Renault Россия
За кадром
Жителям Алматы можно только позавидовать - такая красота буквально за городом!