Городской кросс. Тест-драйв LADA 4x4 Urban, Kalina Cross и Largus Cross
"АвтоВАЗ" взял курс на выпуск кроссоверов, а Domkrat.by взял три новинки – Lada 4x4 Urban, Lada Kalina Cross и Lada Largus Cross – и отправился в наряд на песчаный карьер. Три машины, три подхода и три часа на все про все. Выводы следующие: старая "Нива" на новый Urban-лад так и не стала "горожанкой", зато "Кроссы" вполне могут прижиться в сельской местности. Далее - все подробности.
Начнем с "Кроссов": LADA Kalina Cross и LADA Largus Cross. Рецепт приготовления этих двух автомобилей традиционно прост: пластиковый обвес по периметру кузова и увеличенный дорожный просвет. Поэтому ничего сверхъестественного я от этих автомобилей не ожидал.
Первой под руку попалась Kalina Cross. Универсалу увеличили клиренс на 23 мм (до внушительных 208 мм), из которых 6 мм дала установка шин с более высоким профилем, а еще 17 получили за счет лифта подвески. Хотя, скорее всего, ограничились иными пружинами. Это самый дешевый и безболезненный способ увеличить клиренс. Получилось неплохо.
Выглядит автомобиль органично и цельно. По грунтовке едет неплохо, но подвеска отрабатывает неровности уж слишком громко, с явным стуком при ходе амортизатором на отбой. Но в актив запишу бойкий мотор, удобную посадку за рулем и неплохие кресла, хотя и несколько тесноватые. Для бездорожья переднеприводный универсал, конечно, не предназначен, но именно как городской кроссовер оправдывает себя на 100%. Однако попытка сымитировать маневр «переставка» привела к тому, что на безобидной городской скорости Kalina Cross встала на два колеса.
Получается, что работа над управляемостью кроссоверной версии прошла даром. Газомаслянные стойки, усиленное крепление рулевой рейки и более мощная задняя опора двигателя не помогли машине обрести устойчивость.
На мой взгляд, самый верный курс оказался у Largus Cross.
Дорожный просвет не так впечатляет, конечно. Его увеличили со стандартных 145 мм до 170 мм. В принципе, уже это позволяет в меньшей степени переживать за сложный рельеф и высокие бордюры. Нужно только помнить о внушительной колесной базе, чтобы на перекатах не цеплять порогами. А вот едет Largus Cross наиболее породисто. Сразу чувствуется, что этот автомобиль – другого порядка.
С нормальной инженерной проработкой, с выверенным шасси, которое с увеличением клиренса ничуть не потеряло в плавности хода и энергоемкости. Конечно, у Largus Cross есть свои недостатки – это и дешевые материалы отделки, и недостаточная звукоизоляция.
Сверхкомфортным он может показаться только после получасового заезда на старушке "Ниве". И все же у вазовцев благодаря французской инженерии получился очень сбалансированый автомобиль, который, к тому же, может быть еще и семиместным.
"Легенду" мы оставили на "десерт" - новая модификация знаменитой "Нивы" называется Lada 4x4 Urban. Хотя теперь она называется не "Нива", потому что права на это имя принадлежат концерну GM, и пользуется им модель Chevy Niva. Вазовскому автомобилю досталась аббревиатура «4х4», а обновленная версия получила "городское" название Urban.
Откуда вообще взялась Lada Urban, если ВАЗ-2121 должен был прекратить свое существование еще в 2006 году, как раз на момент 30-летнего юбилея? Оказалось, что вазовский внедорожник продолжает пользоваться стабильным спросом. Дожив до 2009 года, автомобиль перенес небольшую техническую модернизацию, которая свелась к доработке подвески. Установили поворотные кулаки и нижние рычаги от Chevy Niva, поменяли буферы отбоя и сжатия, установили более длинноходные амортизаторы. Что же касается именно Urban, то тут история такая. Изначально планировалось превратить старую "Ниву" в подобие городского внедорожника, отказавшись от «понижайки» и снабдив машину современными опциями, а также обновленной внешностью. Начнем с последнего. Снаружи Lada Urban может похвастаться пластиковыми бамперами, иной решеткой радиатора и… все! На этом урбанистические мотивы заканчиваются. Хотя скажу, что ее залихватско-ковбойский вид мне пришелся по душе.
В салоне можно отметить новый руль и клавишу включения кондиционера. Рычаги «раздатки» никуда не исчезли, так что Urban – по-прежнему полноценный внедорожник со всеми своими достоинствами и недостатками.
Удобно устроиться за рулем Urban у меня так и не получилось. «Эргономика», «регулируемая рулевая колонка», «анатомическое кресло» - все эти слова никогда не использовались при разработке ВАЗ-2121. Не интерьер, а один сплошной анахронизм с некачественным пластиком и неудобной посадкой. Кресло установлено на полу, рулевая колонка задрана верх, к рычагу переключения передач приходится тянуться.
А чтобы открыть багажник, нужно заглянуть за спинку водительского кресла. Там, на левой боковой панели приютилась ручка-крючок, которая ведает замком багажника. Безусловно, «нивоводы» со стажем знают об этом эргономическом чуде и к нему привыкли, но основной идеей создания Urban было привлечь новую молодую аудиторию, а ей такие выкрунтасы ни к чему.
Под капотом Urban все тот же мотор – 1.7i мощностью 83 л.с. В городе его возможностей еще более-менее хватает для того, чтобы разгоняться в потоке наравне с "Газелями", но на трассе любой обгон превратится в испытание на стрессоустойчивость. Однако еще хуже – это просто безумный вой трансмиссии, от которого за свои 35 лет "Нива" так и не избавилась. Звук на скорости 100 км/ч – примерно такой же, как во взлетающем самолете. Если бы мне в этот момент позвонили, можно было смело говорить, что я в аэропорту и уже взлетаю. Хорошее алиби для жены, если вместо командировки вы поехали в любовнице.
Управляемость? Окститесь! Прямую Urban держит, но с трудом, без постоянных подруливаний никак не обойтись. Обратная связь в поворотах? Нет, спасибо, что просто поворачивает в нужную сторону. Резкие маневры этому вездеходу противопоказаны по причине высокого цента тяжести. В общем, для звания городского кроссовера Lada 4x4 Urban явно не дотягивает.
Но когда под колесами заканчивается асфальт, все встает на свои места. Urban из гадкого утенка превращается в прекрасного лебедя, если такое сравнение вообще уместно в отношении кондового внедорожника. Длинноходная подвеска позволяет лупить поразбитой грунтовке ту же сотню, и даже вой трансмиссии уже не так донимает.
Прекрасная геометрическая проходимость – короткая база, высокий клиренс и практически отсутствующие свесы – делают Urban прекрасным проходимцем, чего и стоило ожидать. Хотя новые пластиковые бамперы чуть ухудшили углы въезда-съезда, да и оторвать их как-то неприятно, в отличие от металлических бамперов старой машины. Она, кстати, тоже была у нас в качестве печки, от которой пляшут. Отличий, честно говоря, крайне мало, да и те сводятся лишь к деталям, на общее ощущение автомобиля не влияющим.
С заблокированным центральным дифференциалом Urban с легкостью берет диагональное вывешивание, а с «понижайкой» - крутые песчаные горки. И все же мотора катастрофически не хватает. Под капот простится хороший двухлитровый мотор с нормальной тягой. Нынешний же работает в очень узком диапазоне оборотов. Часто получается, что при включении «понижайки» на первой передаче не хватает скорости, а на второй – тяги мотора. Решение только одно – первая передача и педаль газа в полу. Желательно с затычками в ушах. Да, с «городским» названием на Автовазе поторопились. Ездить каждый день на Urban по городу? Нет уж, увольте. Только как второй автомобиль, да и то, если он будет ждать меня у края болота, до которого я могу добраться на обычном автомобиле.
Технические характеристики, варианты оснащения и цены на новые автомобили LADA в Беларуси - в каталоге Domkrat.by.
Спасибо официальному импортеру "АвтоВАЗ" в Беларуси "МИНСК-ЛАДА" за предоставленные на тест автомобили.
Автор: Павел Мурашко
Фото: автора и компании-производителя