Бестселлер. Издание второе. Тест-драйв и "разборка" нового Renault Sandero Stepway
Три дня, три журналиста и новый Renault Sandero Stepway - в городе, за городом и на подъемнике. Павел Мурашко, Артем Гонцов и Егор Алесин делятся своими впечатлениями об одной из самых популярных моделей Renault в Беларуси.
Павел Мурашко: "Летящей походкой".
Во всей Европе вектор популярности поворачивается в сторону SUV, кроссоверов, «паркетников». Белорусы в этом плане – не исключение. Но так как мы в массе своей куда беднее тех же европейцев, то и выбор автомобилей повышенной проходимости у нас смещается в сторону бюджетных классов, причем выбор весьма ограничен. По большому счету, кроме Sandero Stepway и выбрать-то нечего!
Концепция Sandero Stepway проста - как и сам автомобиль. В основу модели легла укороченная платформа седана Logan. Базовый хэтчбек Sandero "обернули" пластиковым обвесом по периметру кузова, украсили бамперами а-ля «кроссовер» и повысили дорожный просвет при помощи иных пружин и амортизаторов. В первом поколении автомобиль имел клиренс 175 мм. По сути он оставался все тем же кондовым Logan, но псевдовнедорожный антураж делал свое дело. Выглядел Stepway куда привлекательнее своего чисто асфальтового близнеца, а стоил лишь немногим дороже. И совсем неудивительно, что в 2014 году Sandero Stepway побил по продажам седан Logan, причем более чем в полтора раза. И вот уже настала пора посмотреть, что собой представляет второе поколение этой модели. Поэтому выходные я провел в компании Renault Sandero Stepway, тщательно размышляя, есть ли жизнь в бюджетных автомобилях и как далеко сможет меня увезти псевдовнедорожник.
Обсуждать внешность бюджетного хэтча – дело неблагодарное. Но, по моему мнению, вполне нормальный автомобиль. Выглядит антуражненько, с претензией казаться дороже, чем есть на самом деле. На этом, пожалуй, можно и закончить с этим аспектом. Куда важнее другие его характеристики и качества. Например, дорожный просвет вырос аж до 195 мм, причем, как утверждают официальные данные, это показатель в загруженном состоянии, а в незагруженном - еще на 1 см больше. С учетом весьма коротких свесов геометрические параметры проходимости здесь на высоте. Во всех смыслах. Если внимательно изучить перечень новшеств, то приходит мысль, что новый Sandero Stepway должен не только казаться, но и быть - комфортнее, дороже в ощущениях, просторнее. Была улучшена звукоизоляция, рулевое управление здесь адаптивное, материалы отделки салона более качественные, а в списке опций есть круиз-контроль и подогрев лобового стекла. Просто мечта, а не автомобиль?
Интерьер производит приятное впечатление. Во всяком случае, визуальное. Симпатичная и современная панель приборов, большой цветной экран мультимедийной системы, понятное управление климат-контролем. Казалось бы, езди и радуйся. Но я не радуюсь. Зачем мне цветной экран, если я не могу нормально усесться за рулем? Рулевая колонка регулируется только по углу наклона, а мне так хочется вытянуть руль на себя. Иначе приходится слишком близко придвигаться к педалям и сидеть с задранными коленями. Есть еще вариант – максимально высоко поднять кресло, благо такая возможность есть. Но я хочу сидеть в автомобиле, а не на барном стуле. Толщина рулевого колеса, обшитого кожей, впечатляет. И откровенно мешает. Мало того, что в местах хвата сделаны совершенно лишние «приливы», так еще и кожа скользкая.
Но в противовес недостаткам есть и достоинства. Например, полноценные внутренние ручки передних дверей, перчаточный ящик с подсветкой и даже подлокотник, хоть и несколько купированный. Ограничитель скорости и круиз-контроль включаются неприметной клавишей на центральной консоли. Там же расположены кнопки управления задними стеклоподъемниками. С точки зрения эргономики – явно не фонтан, но зато укладывается в концепцию экономии. Мультимедийная система имеет разъем USB, а управлять ей можно при помощи сенсорного дисплея. Еще недавно это было настоящим чудом, но после чутких емкостных дисплеев современных смартфонов срабатывающий через раз резистивный экран мультимедийной системы производства LG (на что указывает соответствующий логотип при включении) вызывает порой раздражение. Впрочем, ситуацию спасает удобный подрулевой пульт управления «музыкой».
Увы, но в роли заднего пассажира я бы не хотел оказаться. При длине колесной базы в 2589 мм более-менее комфортно себя будут чувствовать только люди с ростом до 175 см, сидящие за такими же «среднеразмерными» товарищами спереди. А с моими 186 сантиметрами я упираюсь коленями в спинки передних кресел. Ну хоть потолок головой не подпираю. Полноценными дверными ручками задних пассажиров обделили - есть только выемки в жестких подлокотниках.
Как человек семейный, я обратил внимание на наличие креплений Isofix на задних сиденьях. Отлично! Эксперимент с установкой напросился сам собой. Пристегнуть кресло удалось без проблем, благо петли Isofix хорошо доступны и не прячутся в недрах кресла. А вот потом снова печаль… Мой длинноногий двухлетний сын уперся грязными ботинками в спинку переднего кресла. Причем если передний пассажир сядет так, как ему удобно, малышу сзади останется только задрать ноги на подголовник. Так что при перевозке ребенка в детском кресле придется ущемлять в пространстве переднего пассажира.
Багажник для начала удивил архаичной кнопкой замка. Вспомнил Жигули, на которых начинал свою водительскую карьеру. Ну да не такой уж большой недостаток. Багажник предлагает 320 литров. Вполне себе среднеклассовый показатель, так что сетовать не буду. У конкурентов не лучше. По моим прикидкам, детская коляска должна влезть. Есть петли для крепления груза и подполье с запаской. Последний факт радует, поскольку в предыдущем поколении запасное колесо хранилось снаружи. Спинки задних сидений можно сложить. Ровной грузовой площадки не получится, но зато полезный объем увеличится до 1200 литров.
Механизм складывания спинок задних сидений не так прост. Из-за торчащих подголовников спинки заднего дивана нужно либо сдвигать передние кресла, либо вынимать сам и подголовники.
Я не поленился преклонить колени и заглянуть под днище. Узрел солидную металлическую защиту картера двигателя, отсутствие торчащих элементов и успокоился. От внедорожных дисциплин Sandero Stepway у меня не отвертится. Но до внедорожных приключений я погарцевал на Stepway по городу в поисках спящих полицейских, ям, трамвайных путей и высоких бордюров. Все это в Минске имеется в изобилии, но совершенно не беспокоит за рулем Sandero Stepway. К высоким бордюрам я парковался до упора, причем не бампером, а колесами. Бампером – нереально. Уж больно высоко расположен. Трамвайные пути и спящие полицейские – только ходом. Чтобы пробить подвеску, скорость должна быть совсем уж неприличной. Жаль, сугробов не было. Обзорность и управляемость в городском потоке меня вполне устроила, кроме настроек электроусилителя. Едешь, словно на компьютерном симуляторе. Ну да в городе это не критично, хотя на трассе немного утомляет. Динамики лично мне хватило с лихвой, с полным осознанием того, что под капотом – бензиновые 1,6 литра и 102 лошадиные силы. Нужно только привыкнуть к короткой первой передаче. В общем потоке в городе только раза в два более мощные автомобили могли заставить меня почувствовать себя ущербным. Что же касается звукоизоляции, то я не берусь оценивать ее улучшения без прямого сравнения с машиной предыдущего поколения. Субъективно же уровень шума для моих ушей высоковат. И солистом в этом фоне выступает голосистый мотор. Ему подпевает тихим воем трансмиссия. С ростом скорости вступают шины и ветер. Но, с учетом цены и класса, это приемлемо.
При наличии почти 20-сантиметрового клиренса асфальтовые заезды меня мало интересовали. Меня тянуло на бездорожье, хотелось грязи и приключений. Слегка остужало пыл только отсутствие полного привода. Его нет, и не будет. Ни ранг, ни цена не позволяют. Есть система стабилизации. Может хоть она умеет имитировать блокировку переднего дифференциала? Увы, не умеет. Коварно выполненное диагональное вывешивание остановило продвижение Sandero Stepway вперед. С другой стороны, солидная геометрическая проходимость и энергоемкая подвеска позволяют в определенных случаях проходить препятствия сходу.
На самом деле я не питал особых иллюзий относительно внедорожных возможностей Sandero Stepway, равно как и любого другого кроссовера с передним приводом. Причем по части геометрических параметров Sandero Stepway даст фору большинству «паркетников». Его удел – городское «бездорожье». А вне асфальта Sandero Stepway позволяет «лупить» по проселочным и лесным дорогам, не вжимая голову в плечи после проезда каждой кочки. Как показывает практика, этого бывает достаточно, чтобы сделать выбор в пользу такого вот хэтчбека повышенной проходимости.
Если попробовать обрисовать аудиторию Renault Sandero Stepway, то она получится весьма разношерстной. И дело, видимо, в универсальности самого автомобиля. Молодая пара? Да. Для ежедневных поездок по городу и выездов на пикники отличный вариант. Пожилые дачники? Вполне. Багажник, конечно, не ахти для дачных авралов, но прицепы и багажник на крыше никто не отменял. Строители, прорабы, мастера? Почему бы и нет. На многие строительные объекты можно добраться только на грузовике. А теперь еще и на Sandero Stepway. Но для семей с детьми я бы этот автомобиль не рекомендовал. Уж слишком мало там места для установки детского кресла. И с ростом больше 180 сантиметров вряд ли возможно добиться удобной посадки. Мое личное пожелание конструкторам Renault Sandero Stepway – я готов мириться с отсутствием электрических стеклоподъемников сзади, я готов крутить и нажимать кнопки на обычной стереосистеме и даже могу сам регулировать свою скорость без круиз-контроля. Но поставьте в автомобиль более удобные кресла и добавьте регулировку руля по вылету. И Sandero Stepway запросто может стать вторым автомобилем в семье. После вместительного полноприводного кроссовера.
Артем Гонцов: "Не для неженок"
"Бюджетный автомобиль" - это не только распространенный эпитет, который используют журналисты, чтобы не обидеть его словом "дешевый". Как известно, чудес не бывает - при разработке моделей нижнего ценового сегмента инженеры просто обязаны экономить на каждой детали, чтобы максимально снизить себестоимость. Естественно, откровенный "шарабан" никто покупать не будет, поэтому производители стараются найти баланс, который устроил бы и бухгалтерию, и потребителя. У компании Renault это удалось - на зависть всем. В свое время семейство Logan/Sandero/Sandero Stepway первого поколения совершило настоящий прорыв, предложив непритязательным автолюбителям много нового и достаточно качественного автомобиля по цене чуть дороже "Жигулей". Концепция оказалась очень успешной во всех регионах присутствия Renault - в том числе и у нас. На протяжении последних лет Logan, Sandero и Sandero Stepway стабильно входили в список самых продаваемых моделей, а в 2014 году марка Renault впервые вышла на первое место по продажам новых авто в РБ - под натиском не устоял даже Volkswagen.
Концепция семейства Logan/Sandero/Sandero Stepway второго поколения немного изменилась. Самое главное - благодаря новому, очень удачному дизайну все модели обрели солидный и стильный внешний вид, а Stepway и вовсе превратился из приподнятого хэтчбека в этакий мини-внедорожник с внушительным дорожным просветом. Отделка интерьера и комплектации стали богаче: кто бы мог представить года три назад, что для этих моделей будет доступен, к примеру, электрообогрев лобового стекла, система стабилизации или навигационная система с большим цветным сенсорным дисплеем?! (Актуальный прайс-лист можно посмотреть здесь). "Фасад" получился действительно красивый, но вот что за ним? А за ним - практически та же конструкция первого "Логан", со всеми его достоинствами и недостатками. Вот по этим достоинствам и недостаткам, которые потенциальный покупатель может не заметить за 10 минут дилерского тест-драйва, я и пройдусь.
Спокойно подкатываюсь к бордюру на хорошо знакомой парковке и чувствую, как правое переднее колесо уходит в яму, скрытую в луже. В голове мысль молнией - "Ну вот, приплыли, сейчас хрустнет бампер, зацепится за высокий бордюр, и начнутся танцы с домкратом вокруг машины..." Но нет, все тихо. Вышел, посмотрел, успокоился - вот она, сила 20-сантиметрового дорожного просвета!
Клиренс, подвеска и мотор - вот три главных, реальных преимущества Renault Sandero Stepway. Ну и цена, конечно же. В остальном это сделка с ограниченным бюджетом - когда хочется не "пузотерку", как называет обычные легковушки наш коллега Паша Козловский, а "проходимца". Но на нормальный SUV денег не хватает.
Двери – легкие, уплотнители – «эконом-вариант». У задних дверей двойной уплотнитель идет только по верху, остальной периметр – одинарный. Несмотря на температуру воздуха "каля нуля", в салоне устойчиво пахнет пластиком нового бюджетного автомобилем. Акцентирую внимание – не воняет, как это было в «китайцах» десятилетней давности, а именно «пахнет». Не Rolls-Royce, понятное дело, и даже не «гольф»-класс. Одним словом, бюджетник
К месту водителя тоже есть претензии. Сиденье со слабой боковой поддержкой установлено достаточно высоко и обладает легким «выталкивающим эффектом» - хотелось бы сесть чуть поглубже. Рулевая колонка регулируется только по высоте и это не дает возможности подобрать оптимальное положение – чтобы дотянуться запястьем до верхнего края руля, как тому учат в школах водительского мастерства, нужно или слишком сильно придвинуть сиденье вперед или поднять более вертикально спинку. Я выбрал второй вариант и получил «командирскую посадку» - а что, прям как в Land Rover! Хорошо хоть, что у ступенчатой регулировки наклона спинки небольшой шаг фиксированных положений - можно подобрать более-менее удобный угол.
Зеркала заднего вида играют с водителем незлую шутку при маневрах задним ходом. Дело в том, что и боковые зеркала, и салонное, обладают большим коэффициентом увеличения. В движении на это не обращаешь внимание – может, так и нужно с точки зрения хорошего обзора. Но парковка задним ходом превращается в «угадайку»: по зеркалам ты уже давно должен упереться в соседнюю машину, но датчики парковки предательски молчат. Может, глючат, или я их случайно отключил, пока разбирался со всеми кнопками? Выхожу из машины, смотрю – а между бамперами еще добрых два метра! Так что мой вам совет – берите Sandero Stepway в комплектации Luxe с задними парктрониками – на этой модели они будут совсем нелишними даже для опытного водителя.
Когда вижу за рулем Sandero Stepway мадам или мадмуазель, мне их немного жаль - потому что рычаг переключения передач и руль требуют большой и сильной мужской руки.
Рычаг переключения передач непривычно высокий, зато им достаточно удобно орудовать, не отрывая руки от подлокотника. Ходы рычага – на удивление короткие, а фиксация - на удивление четкая. Правда, усилия на рычаг нужно прилагать недетские – предположу, что девушки предпочли бы более легкие манипуляции с рычагом. Кстати, рычаг обтянут чем-то вроде искусственной кожи с грубым швом, который неприятно упирается прямо в ладонь при переключениях на нечетные передачи. Руль – с непривычно толстым ободом, тоже в не очень приятной на ощупь скользкой оплетке из кожзама, да еще и с массивными приливами на «без десяти два», которые ему совершенно не нужны. Гидроусилитель хорошо помогает при маневрах на парковке, но в движении – как тренер в фитнес-клубе: «Ты давай сам, а я немного помогу, если что».
Щетки стеклоочистителя лобового стекла имеют три режима работы. Первый, как водится, прерывистый. Но интервал между взмахами щеток составляет около 5 секунд и никак не регулируется. Вечером в сумерках я как раз попал под небольшой дождь: при этом в первом режиме "лобовик" успевал за 5 секунд покрыться водой до состояния «почти ничего не вижу», а во втором режиме щетки работали слишком быстро, да еще и с противным скрипом. Скрипящие щетки на новом автомобиле? Товарищи, которые отвечают за закупку комплектующих на российские заводы Renault, пожалуйста, закажите у ваших поставщиков резинки чуть подороже и покачественней! А если бы инженеры еще и добавили функцию регулировки интервального режима – было бы вообще здорово. Зато за удобное расположение горловины "омывайки" - отдельное спасибо.
И еще одно спасибо - за амортизатор на капоте. С одной стороны, в моторный отсек нового авто приходится заглядывать нечасто - в основном для долива "омывайки". Но как же приятно, когда тебе не нужно самому поднимать тяжелый капот, пытаясь попасть кочергой-упором в маленький и незаметный паз.
Еще один привет из прошлого - на дворе давно XXI век, а пробка топливного бака запирается на ключ. На "заправке" неудобно - или носить с собой крышку с ключами на кассу, или снимать ее с ключа и искать, куда бы пристроить (на крышке никаких креплений под нее нет). Или сначала платить, а потом, под косыми взглядами водителей из очереди, начинать манипуляции со шлангом.
Первое впечатление после начала движения: шумно! Инженеры Renault говорят, что шумоизоляция в новом Sandero Stepway была улучшена по сравнению с моделью первого поколения, но кардинальные изменения не заметны на слух. Солирует всё, что крутится: мотор, трансмиссия,шины . С набором скорости децибелы прибавляются, а в дождь появляется еще и шум воды и песка, которые мечутся в задних арках.
Зато 16-клапанный бензиновый мотор 1.6 – песня! Да, поет он грубовато, но зато как тянет! Подхватывает с самых низов, легко крутится и придает Sandero Stepway отличное для своего рабочего объема ускорение. Главное – не слушать электронного «подсказчика», который включает зеленую стрелку «вверх» на панели приборов, ненавязчиво советуя переключаться на следующую передачу. Кстати, зеленый индикатор загорается даже на «пятой» - смотрите, не включите случайно «шестую» - там как раз задний ход. А то получится, как в том анекдоте: «А теперь включаем «R» – «ракета»!
Подвеска – пожалуй, главное инженерное чудо Sandero Stepway. Если просто ехать по условно ровному асфальту, она ненавязчиво транслирует все волны и мелкие дефекты покрытия - настроена плотно. Зато машина не валкая - площадь Победы Stepway проходится на максимальной разрешенной скорости без излишних кренов. А когда под колесами начинается полный ад, ты понимаешь, что вот она, стихия «Степвея». Специально проехался по всем глубоким колдобинам, которые обычно аккуратно объезжаю во дворе – хоть бы хны. Промчался по «стиральной доске» улицы Богдановича - от Бангалор до сельхозпоселка и назад. Отлично! Вспомнились паркетники Subaru – они, как и этот Renault, исповедуют принцип «больше газа, меньше ям».
Мой вердикт таков: для городских неженок, избалованных "бэушным премиумом", Sandero Stepway грубоват, но в регионах, с разбитыми дорогами, где большинство выросло на "вазах" и прочих "тазах" - то, что доктор прописал!
"Разборку" нового Renault Sandero Stepway от Егора Алесина со всеми техническими подробностями и нюансами читайте в отдельном материале.
Павел Мурашко, Артем Гонцов
Фото: авторов.