Достучаться до премиума. Тест-драйв нового седана и универсала Volkswagen Passat B8
"Вам надо премиумов? Их есть у нас!" - заявили в Volkswagen, представив осенью в Париже Passat нового, восьмого поколения. На выставочном стенде пробиться к машинам было очень сложно - завсегдатаи европейских автосалонов знают, что так бывает каждый раз. когда Volkswagen выводит на рынок новые генерации своих бестселлеров. Какова новая модель в реальной жизни - Domkrat.by проверил на извилистых и далеких от идеала дорогах Сардинии. Ровно два года назад мы катали здесь Golf 7, теперь пришел черед Passat 8.
Народный автомобиль премиум-класса? Согласен, звучит странно, но новый Volkswagen Passat претендует именно на эту роль. Главное - понимать, для каких именно народов создавалось восьмое поколение этой модели. Пока мы раскупаем, как горячие пирожки, Polo Sedan, которые по-прежнему можно починить в любом гараже, и по старой привычке шутим про "бульбавозы" и "дiзялёчкi унiверсалы", зажиточная Западная Европа давно мыслит другими категориями. За последние семь лет соотношение между продажами массовых и премиальных моделей в классе "D" изменилось с 53/47 на 43/57. В борьбе за клиента Volkswagen, Opel и Ford изо всех сил тянутся вверх, все больше размывая физическую границу между "масс-маркетом" и "премиумом". И похоже, что новому Volkswagen Passat это удалось сделать лучше всех. Факты - далее по тексту.
Дизайнеры Volkswagen конечно же умеют создавать стильные проекты. Некоторые из них даже добираются до серийного производства - новый Scirocco тому подтверждение. Взгляните на скетч нового Passat - огонь! Этот стремительный силуэт придержат для "четырехдверного купе" Passat CC следующего поколения - которое, кстати, тоже не за горами. Серийный Passat B8, естественно, оказался более сдержанным. Но не скромным.
Федот, да не тот
Странное ощущение. Вроде никаких кардинальных изменений в дизайне не произошло, все фирменные "фишки" хорошо знакомы по предыдущим поколениям (В6 и В7). Да, фары чуть вытянулись, боковины кузова украсила рельефная выштамповка, на которой примостились дверные ручки... Но смотришь на новые седан и универсал - и не понимаешь: почему же новая модель производит впечатление более дорогого и роскошного автомобиля? Оказывается, все дело в пропорциях - и лучше всего это заметно в профиль.
"Восьмой" Passat построен на новой модульной платформе MQB, которая, помимо всего прочего, позволила изменить пропорции. Новая модель получилась чуть короче (4767 мм), чуть ниже (1456 мм) и чуть шире (1832 мм) своего предшественника. При этом колесная база увеличилась на 79 мм, из которых только 33 мм ушло на пассажирский отсек. Колеса сместились ближе к краям кузова, передний свес укоротился на 67 мм. Капот стал ниже, передние стойки кузова наклонились еще сильнее, пассажирский отсек сместился чуть назад - прием называется "cab backward". В результате новый Passat по пропорциям стал ближе к классическим заднеприводным автомобилям и в кузове "седан" неуловимо напоминает уменьшенную копию представительского Phaeton. А еще в некоторых ракурсах нет-нет, да и почудятся черты "тройки" BMW и Audi A6.
Обратите внимание, как четко вписаны в задний бампер трапеции выхлопных патрубков - правда, такая красота полагается только самым мощным версиям нового семейства Passat.
Светотехника нового Passat заслуживает отдельного разговора. Ксеноновые фары для этой модели вообще не предусмотрены: либо стандартные галогеновые, либо полностью светодиодные. Причем на выбор предлагается сразу два варианта передней LED-светотехники: более простой рефлекторного типа или более дорогой и футуристичный проекторного типа. И опять же, впервые на автомобилях Volkswagen - светодиодные фары с системой автоматического управления дальним светом Dynamic Light Assist.
Сзади тоже есть, чем полюбоваться. Все версии Passat стандартно оснащены светодиодными фонарями, но для топовой комплектации Highline был создан более навороченный вариант: с горизонтальными "габаритами" и вертикальными стоп-сигналами.
Как дома
Эргономика - еще один "конек" инженеров Volkswagen. Конечно, были и "проколы" - достаточно вспомнить синюю подсветку циферблатов, которая плохо читалась в темноте - но все они остались в прошлом. Сегодня же интерьер любой новой модели из Вольфсбурга - образец для подражания. И новый Passat не является исключением из этого правила.
На первый взгляд, никаких глобальных изменений в сравнении с моделью седьмого поколения нет. Наметанный глаз заметит разве что новый руль с глянцевой отделкой, да новый дизайн передней панели с воздуховодами, замаскированными в горизонтальных хромированных планках.
Помимо эстетической красоты от такого решения есть и практическая польза - благодаря более широким вентиляционным отверстиям системы кондиционирования работают эффективнее и тише.
Пожалуй, главная инновация в салоне Passat B8 называется Active Info Display. Полностью цифровыми цветными дисплеями вместо аналоговых приборов прежде могли похвастать только некоторые новые модели премиум-класса от Audi, BMW, Jaguar, Land Rover, Mercedes-Benz... Volkswagen - один из первых производителей "масс-маркет", предлагающих своим клиентам прикоснуться к этому чуду - в новом Ford Mondeo тоже может быть TFT-"приборка", но попроще). В случае с новым Passat данная опция доступна для комплектаций Comfortline и Highline (в Германии - за 650 и 500 евро соответственно).
Кроме шуток - 12,3-дюймовый дисплей с разрешением 144х540 выглядит просто роскошно. Нажатием кнопки на мультируле водитель может выбирать один из нескольких режимов - в зависимости от того, какая информация ему нужнее в данный момент. Особенно впечатляет крупная "картинка" навигационной карты между уменьшенных "кругляшей" виртуальных тахометра и спидометра.
Начиная с комплектации Comfortline новому Passat полагается переднее водительское сиденье ergoComfort с регулировкой в 12 направлениях. Поясничный упор регулируется сервоприводом, остальное - механически. Помимо привычных регулировок сиденье ergoComfort позволяет водителю настроить под себя угол наклона подушки сиденья, а также выдвинуть ее передний элемент. Так что теперь и люди ростом ниже среднего, и великаны будут довольны, как никогда.
За доплату все то же самое можно получить с сервоприводами всех регулировок плюс вентиляцией передних сидений и функцией массажа.
Удобная продольная регулировка подголовников с надежной фиксацией положения - тоже плюс. Такое решение понравилось еще на тесте нового Porsche Macan.
Водитель и передний пассажир могут вытянуть свои подголовники вперед на несколько щелчков, подстроив под себя, или, если нужно, сдвинуть назад, разблокировав стопор кнопкой сбоку.
Перебираемся на задний диван. Здесь простора столько же, сколько и в Passat предыдущего поколения, но комфорта прибавилось. Для нового Passat предлагается либо базовый полуавтоматический кондиционер, либо (стандарт для Comfortline и Highline) - 3-зонный климат-контроль с отдельным блоком для задних пассажиров. Плюс в качестве опции можно заказать обогрев задних боковых сидений и розетку на 230В.
Обратите внимание на то, как заботливо отделаны внутри мягким ворсом все вещевые отсеки, включая небольшой откидной "кармашек" слева от рулевой колонки (в левом углу - не огрехи сборки, а выемка под монеты). Можно сколько угодно твердить про "премиальность", но реально она выражается именно в таких казалось бы мелочах, на которых до сих пор экономят некоторые конкуренты.
Отныне все Passat оснащены запуском двигателя с кнопки (Keyless Go) на центральной консоли, рядом с рычагом коробки передач. Поэтому новый красивый ключ-брелок можно вообще не вынимать из кармана.
Несмотря на то, что кузов нового Passat чуть короче предшественника, объем багажника, напротив, увеличился. В седане - на 21 литр до 586 литров, а в универсале - на 47 до 650 литров (до 1780 литров при сложенных спинках задних сидений).
И седан, и универсал можно заказать с сервоприводом крышки/двери багажника.
Неистовый дизель
Для нового Volkswagen Passat будут доступны бензиновые моторы семейств ЕА211 и ЕА888: 1.4 TSI (125 и 150 л.с.), 1.8 TSI (180 л.с.) и 2.0 TSI (220 и 280 л.с.). Турбодизели семейства ЕА288 включают в себя 1.6 TDI (120 л.с.) и 2.0 TDI (150, 190 и 240 л.с.). Кроме того, в 2015 году выйдет и гибридная версия (plug-in hybrid) Passat GTE с силовой установкой мощностью 216 л.с. и моментом 400 Нм, расходующая 2 литра топлива (в заводском цикле NEDC) и способная проехать до 50 км на электротяге.
Но для нашего тест-драйва доступны только 150-сильный 1.4 TSI, а также два турбодизеля, включая новый, самый мощный 240-сильный TDI с двумя турбинами. Его оставим "на закуску", а начнем с бензиновой версии - тем более, что в Беларуси "бензинки" за последние годы стали более актуальными, чем моторы на дизтопливе.
Хорошая тяга с "низов" (максимальные 250 Нм уже при 1500 об/мин), образцово четкие переключения 6-ступенчатой "механики", идеально настроенная подвеска, которая не трясет даже на потрепанных дорогах Сардинии, но при этом позволяет смело атаковать извилистые серпантины - придраться решительно не к чему. Разгон с 0 до "сотни" за 8,4 секунды, максимальная скорость 220 км/ч и заявленный средний расход 5,2 литра на 100 километров - эта версия Passat будет достаточной для большинства клиентов.
Гораздо интереснее, что представляет из себя новый 2.0 TDI, который раскочегарили аж до 240 л.с.! Самый мощный за всю историю Volkswagen четырехцилиндровый турбодизель получил сразу две турбины - низкого и высокого давления - благодаря которым мотор развивает впечатляющие 500 Нм в диапазоне 1750-2500 об/мин.
6,1 секунды на разгон с места до 100 км/ч, максимальные 240 км/ч, 7-ступенчатая DSG (диски сцепления работают в масле) и полный привод 4MOTION - по умолчанию. Это уже не легковушка - спорткар! На старте электроника бережет трансмиссию, но разгоны с хода дарят массу эмоций, дорога извивается серпантином, хочется еще и еще! И тут как нельзя кстати оказывается "прогрессивное" рулевое управление, которое впервые можно заказать для нового Passat. Доплачивать за эту опцию в Беларуси нет смысла, но здесь, на Сардинии, она позволяет почувствовать себя заправским гонщиком - от упора до упора "баранка" совершает всего 2,1 оборота, тогда как со стандартным рулевым управлением - 2,75 оборота. Адаптивная подвеска DCC второго поколения - тоже интересная, но малополезная опция. Да, она позволяет выбирать один из нескольких режимов работы амортизаторов, но в реальности разница ощущается только между крайностями: "комфортом" и "спортом". Кроме того, с такой подвеской дорожный просвет уменьшается на 1 сантиметр, а для наших условий более актуальным будет пакет "для плохих дорог".
И расход порадовал - уж мы душили-душили этот Passat, а борткомпьютер показал на финише всего 7,8 литра на "сотню".
Чтобы эффективнее нейтрализовать вредные выбросы, 240-сильный 2.0 TDI оснащается катализатором SCR, который работает на мочевине AdBlue. Заправка удобная - через отдельную горловину рядом с топливной. 13-литрового бака AdBlue хватает примерно на 9000 километров пробега.
Премиум-электроника
От изобилия электронных систем, которые облегчают жизнь водителя нового Passat, может пойти голова кругом. Если заказать всю электронику, которая доступна для этой модели, придется потратить полдня на изучение всего арсенала. Системами контроля за полосой движения или выдвижным проекционным дисплеем под лобовым стеклом сейчас уже мало кого можно удивить, но для "восьмого" Passat это лишь верхушка айсберга.
Для Passat впервые предлагается система кругового обзора Area View. Впервые она появилась на новом Touareg в 2010 году, но для Passat систему немного модернизировали. К примеру, картинка с четырех камер, установленных в переднем бампере, зеркалах заднего вида, и под задним логотипом, не только отображается на дисплее мультимедийной системы. Электроника анализирует получаемое изображение при помощи специальных алгоритмов, чтобы определить препятствия, которые не попали в "поле зрения" ультразвуковых датчиков. В результате, даже если водитель "проглядит" помеху на дисплее, система предупредит его звуковым сигналом.
Новое поколение системы Park Assist умеет автоматически маневрировать (заезжать и выезжать) при диагональной и перпендикулярной парковке. Причем "в гараж" автомобиль зарулит самостоятельно как задним ходом, так и передним. Кроме того, при выезде задним ходом из парковки система Side Assist предупредит водителя об автомобилях, которые двигаются по главной дороге на расстоянии до 50 метров.
Еще одно новшество нового Passat - система Trailer Assist. Еще одна малоактуальная опция для Беларуси (у нас для буксировки прицепов предпочитают использовать внедорожники), но внимания заслуживает.
Маневрирование задним ходом с прицепом - задача не из простых, даже для опытного водителя. Но с Trailer Assist электроника не просто показывает картинку с камеры заднего вида - она тоже берет "рулежку" на себя.
Водителю необходимо только выбрать необходимый угол и направление маневра (для этого используется джойстик регулировки зеркал), а рулевое управление система берет на себя.
На словах это кажется сложным, но, судя по видеоролику, ничего сложного нет.
Но более сильное впечатление производит работа адаптивного круиз-контроля в сочетании с уже знакомыми по другим моделям Volkswagen системами Side Assist и Lane Assist. Электроника способна автоматически удерживать автомобиль в полосе (естественно, при наличии хорошо заметной разметки), "висеть на хвосте" у другого автомобиля, замедляясь и разгоняясь вместе с ним (на расстоянии и в пределах максимальной скорости, выбранных водителем). Новая функция Traffic Jam Assist позволяет безопасно использовать все эти возможности при движении в пробке: на низких скоростях Passat будет сам держаться посередине свой полосы движения и разгоняться и тормозить по мере продвижения затора. Водителю вообще ничего делать не нужно - разве что держать руки на руле, чтобы система не подумала, что вы совсем отвлеклись от управления. Впрочем, "умельцы" научились обманывать электронику и здесь - в сети уже есть видеоролики с примотанной к рулевому колесу банкой "газировки"...
Из всех инноваций нового Passat 8 вопросы вызывает только система MirrorLink. Идея, конечно, хорошая - смартфон транслирует изображение со своего тачскрина на более крупный и удобный сенсорный дисплей бортовой мультимедийной системы. Звонки и сообщения, навигационные карты, социальные сети, музыка и кино - всем, что есть в вашем смартфоне, вы можете управлять с большой дисплея. Но, в отличие от аналогичных систем у Opel и Chevrolet, MirrorLink поддерживает далеко не все модели смартфонов. Точнее, из крупных брендов к MirrorLink на данный момент можно подключить только Samsung и HTC. Большинство остальных смартфонов на Android, а также смартфоны Apple системой MirrorLink пока не поддерживаются.
Уверенность в завтрашнем дне
Volkswagen сделал все возможное, чтобы новый Passat сохранил лидирующие позиции на двух крупнейших для этой модели рынках сбыта: в Европе и Азии. В Западной Европе (особенно, в Германии), он имеет все шансы удержать титул самого популярного корпоративного автомобиля. В Китае, скорее всего, скоро появится длиннобазная версия "восьмого" Passat, которая будет выглядеть еще более солидно. Что касается Беларуси, то мы пока-что выбираем другой "народный автомобиль" - Polo седан. Но если, несмотря на моду на "паркетники", вы продолжаете любить классические седаны и универсалы, новый Volkswagen Passat - одна из лучших моделей в среднем классе. Ближе к премиуму - только сам премиум.
Текст: Артем Гонцов
Фото: автора и Volkswagen