«Атлант-М» в Беларуси: итоги 2022 года и планы на 2023
Автомобильный холдинг «Атлант-М» представил свои достижения в Беларуси по итогам сложного 2022 года, а также поделился планами на не менее сложный 2023 год. Главная тенденция: на смену хорошо знакомым бестселлерам в Беларусь идут новые автомобильные бренды из Китая, которые собираются перекрыть практически все пустующие ниши: от доступных моделей до настоящего премиума.
2022
Немного аналитики от Domkrat.by по итогам прошлого года - для понимания происходящего. 2022 год стал переломным для большинства белорусских автодилеров - и, к сожалению, далеко не в позитивном смысле. Бизнесы, которые выстраивались и развивались на протяжении последних десятилетий, попали в «идеальный шторм». Дилеры не успели отойти от задержек с поставками запчастей и автомобилей из-за ковидной пандемии и перебоев в производстве полупроводников, как весной 2023 года начался массовый исход зарубежных автопроизводителей с рынков РФ и РБ. На складах у дилеров закончились бестселлеры от Volkswagen, Skoda, Kia и Hyundai – производство Polo, Rapid, Rio, Accent, Creta и других популярных моделей в России свернуто и вряд ли будет возобновлено в обозримом будущем. Модельные ряды Renault и LADA заметно поредели и одновременно подорожали почти в два раза. Многие премиальные бренды тоже свернули или значительно ограничили свою деятельность в Беларуси – официальные поставки новых моделей в сочетании с полноценной заводской гарантией сохранили только Audi и BMW. Что-то из «премиума» можно купить благодаря «серому» ввозу – но и там цены взлетели до небес.
И вот результат 2022 года: по данным ассоциации БАА, белорусские дилеры, входящие в ее состав, реализовали всего 17 234 новых авто (из них 14 843 – легковые модели). То есть в ТРИ раза меньше, чем в 2021 году, и в ЧЕТЫРЕ раза меньше, чем в рекордном 2019 году. Лидером продаж по итогам 2022 года в Беларуси стала китайская марка Geely (4355 новых авто), на втором месте Lada (3782 авто) и Kia (1462 авто).
Продажи дилеров, входящих в состав холдинга «Атлант-М» - Volkswagen, Kia, Toyota, Lexus, Ford, Mazda, Jaguar, Land Rover, Geely, JAC - составили по итогам 2022 года 4024 новых авто (легковые модели плюс легкие коммерческие автомобили).
2023
2023 год для белорусского автобизнеса можно смело объявлять «китайским». И дилеры «Атлант-М» принимают активное участие в изменении автомобильного ландшафта. Генеральный директор МАХ «Атлант-М» Игорь Сукач и его коллеги-директоры «атлантовских» дилерских центров поделились своими коммерческими планами на ближайшие месяцы.
В январе 2023 года марка Geely заняла аж 72% всего рынка новых авто в Беларуси и, судя по всему, будет удерживать эту внушительную долю в 3/4 рынка протяжении всего года. Тем более, что бренду есть, что предложить белорусским автолюбителям: от совершенно нового седана С-класса Emgrand по отличной цене – от 45 тысяч рублей – до хитов Coolray, Atlas Pro и Tugella, компанию которым очень скоро составят еще два новых крупных SUV: пятиместный Monjaro и семиместный Okavango. И не забываем про выгодные кредитные программы, ставки по которым снизились в феврале 2023 года до 4,4% годовых в белорусских рублях.
Похоже, что дилерскую сеть Geely пора расширять – и у холдинга «Атлант-М» уже готово решение. «Атлант-М Боровая», который является дилером Geely с 2020 года, планирует открыть в Минске еще один автоцентр этого бренда. Где он будет располагаться? Скорее всего, в одном из автоцентров холдинга в Уручье, где уже несколько месяцев простаивает без дела роскошный шоурум Lexus. Если так, то это уже даже не ирония судьбы, а настоящая насмешка – ведь в свое время дилер Geely на Орловской тоже заехал в здание, которое изначально строилось под Lexus…
Официальным представителем JETOUR в Беларуси стал «Атлант-М Альянс», который известен своими дилерскими контрактами Toyota и Lexus. Первый белорусский автоцентр JETOUR расположится в Минске по адресу пр. Независимости, 202/1 - то есть "Джетур" займет именно тот шоурум, где раньше были представлены модели Toyota. Старт продаж - весна 2023 года.
Первым на наш рынок выйдет кроссовер JETOUR X70, ожидаемый в первом квартале 2023 года, а за ним последуют как более крупные модели X70 Plus, X90 Plus, так и стильный компактный кроссовер JETOUR X1 (Dashing).
Марка JETOUR входит в китайский холдинг Chery. Модели для нашего рынка будут собираться на заводе компании "Аллюр" в казахстанском городе Костанай.
Новый игрок в сегменте премиальных автомобилей - китайский бренд EXEED. Официальные продажи должны стартовать весной 2023 года в новом шоуруме "EXEED Центр Атлант-М Домбровская" на улице Домбровской, 3 - рядом с официальным дилером Jaguar Land Rover "Атлант-М Британия". Соседство - не случайное. За долгие годы "британцы" досконально изучили белорусский рынок дорогих авто, разработали отличную систему лояльности с множеством премиальных сервисов, а также понимают портрет клиента, который может заинтересоваться премиальными автомобилями из Китая. Так что "Атлант-М Британия" - все карты в руки.
В гамме моделей: компактный кроссовер EXEED LX (размером с "Тигуан"), среднеразмерный кроссовер полноразмерный люксовый кроссовер EXEED TXL (конкурент Kia Sorento и Hyundai Santa Fe), а также 5-метровый 7-местный флагман EXEED VX.
Автомобили с пробегом
В 2022 году белорусские автомобильные дилеры обратили еще более пристальное внимание на рынок подержанных авто. Раньше на дилерских площадках были представлены в основном автомобили, которые сдавались клиентами по программе "трейд-ин" в зачет новых авто. Теперь же у каждого дилера - полноценные отделы по работе с "бэушкой", которые активно занялись выкупом подержаных авто у банков, лизинговых компаний и частников. В холдинге "Атлант-М" было создано отдельное направление "Автомобили с пробегом", которое показало достаточно серьезный результат в 2022 году - клиентам было продано 2835 подержанных авто.
Поставки "бэушки" из Европы белорусским официальным дилерам по-прежнему неинтересны - из-за 140-й указа, который ставит юрлиц и физлиц с льготами в неравные условия.