Обзор рынка новых автомобилей в Беларуси за 2013 год
Импортер Volkswagen в Беларуси "Атлант-М Фарцойгхандель" провел традиционную итоговую пресс-конференцию, в ходе которой поделился общей статистикой по продажам новых автомобилей в РБ и, в частности, своими успехами в 2013 году. Далее - все подробности.
Есть рекорд! Напомню, что с 2008 года, когда в Беларуси было продано 25,3 тысячи новых автомобилей, рынок никак не мог снова взять эту планку. За эти шесть лет мы достигли "дна" (в 2010 году продажи составили 12,9 тысяч новых авто) и только в 2013 году смогли оправиться от всех экономических потрясений и достичь новой высоты. По данным Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), в прошлом году было продано 28810 новых автомобилей (+40% в сравнении с 2012 годом).
Правда, при более близком знакомстве со статистикой продаж 2013 года становится ясно, что поводов для радости не так уж много. Теперь лишь остается с ностальгией вспоминать, как в 2008 году новый Volkswagen Touareg стоил 40 тысяч долларов и был "номером 4" в списке самых продаваемых моделей в Беларуси. Нынешние реалии более суровые: первые места в хит-параде продаж занимают бюджетные модели, подавляющее количество которых собираются на российских заводах. Кстати, доля автомобилей "Сделано в России", продаваемых в Беларуси, растет с каждым годом - см. диаграмму.
Динамика продаж 2013 года наглядно демонстрирует, что никаких особых потрясений на белорусском рынке новых авто не наблюдалось. Как говорится, "все идет по плану": раскачиваемся зимой, весной выходим на стабильный уровень и закупаемся в декабре. Впрочем, информация о надвигающемся введении утилизационного сбора вполне могла повлиять на декабрьский бум продаж.
Интересно сравнить распределение долей на рынке новых автомобилей (легковые+коммерческие) по маркам за 2012 и 2013 годы.
Продукция "АвтоВАЗ" и "ГАЗ" постепенно сдает позиции - видимо, госпредприятия уже не закупаются с прежным размахом, а физлицам интересны только "Ларгус" с "Грантой". Не удивительно, что продажи российских автомобилей снизились еще на 7% - до 5628 единиц.
Зато продажи импортных автомобилей выросли сразу на 59% и достигли 23182 единиц. Volkswagen вернул себе титул "№1" - в том числе благодаря очень успешным продажам своего бестселлера Polo седана и коммерческой техники. Renault тоже продолжает наращивать темп - спасибо Sandero Stepway и Duster. Kia "бомбит" по всем фронтам: в классе бюджетных авто хорошо продается Rio, а Sportage лидирует в сегменте SUV своего ценового диапазона. Приятно удивил успех Skoda - несмотря на постоянные колебания курса евро и сравнительно высокие цены на новые авто, белорусский импортер вот уже который год подряд уверенно увеличивает свою долю на белорусском рынке. Skoda Octavia - хит продаж в "гольф"-классе, да и новый Rapid практически не отстает от "старшей сестры". Неплохо "выстрелил" Hyundai благодаря хорошим продажам Accent. Toyota тоже понемногу прибавляет, но о былых успехах (2 место по продажам и 14% рынка в 2009 году) пока можно только мечтать. Хороший рост демонстрирует и Nissan.
Легковые автомобили
Рынок легковых автомобилей вырос в 2013 году на 33% и достиг 23991 единицы. Распределение долей по производителям выглядит следующим образом:
Динамика продаж легковых автомобилей в 2013 году демонстрирует рост всех ключевых брендов, за исключением "ВАЗ" и Audi - они не смогли повторить рекордов 2012 года.
Разбивка по классам моделей снова может ввести в заблуждение. Можно подумать, что в Беларуси покупают только дешевые бюджетные модели малого класса и дорогие внедорожники. На самом же деле в классе SUV тоже преобладают "бюджетники" (см. ниже Топ-20).
В двадцатке самых продаваемых легковых моделей в 2013 году новый бестселлер: Volkswagen Polo седан. Стремительнее всех взлетел в тройку лидеров Renault Duster, хороший прогресс у Hyundai Accent. Отличный дебют у модели Skoda Rapid, продажи которой стартовали лишь весной - так что в 2014 году чешская модель может подняться еще выше. При этом Топ-20 покинули более дорогие модели: Volvo XC60, Audi Q5, Skoda Superb. Вместо них теперь Geely SC7, Peugeot 408 да Nissan Juke. Примечательно, что бестселлер 2012 года Lada Priora скатился сразу на 11 место.
Доля юридических лиц среди покупателей новых легковых автомобилей заметно сократилась - опять же по причине падения спроса на российские автомобили и роста продаж бюджетных моделей, которые в основном покупают физлица.
Коммерческие автомобили
В 2013 году рынок коммерческих автомобилей вырос всего на 3,3% и достиг 4816 единиц.
Горьковский автозавод по-прежнему в лидерах, хотя его продажи падают, а доля сокращается. Citroen оказался в серьезном "минусе", хотя это скорее всего связано с перерывами в поставках во время передачи контракта новому дилеру ("Ситэ-Авто").
Класс компактных коммерческих моделей CDV хоть немного, но прирос, тогда как более крупный Т5 остался практически на месте.
Топ-20 коммерческих моделей в 2013 году по-прежнему демонстрирует любовь юрлиц к российской технике.
Volkswagen
Естественно, импортер Volkswagen остановился более подробно на своих результатах. Как мы уже выяснили, немецкая марка заняла первое место по продажам в общем зачете и вторые места - в классах легковых и коммерческих автомобилей. Диаграмма продаж легковых моделей недвусмысленно указывает на успех Polo седана. Еще немного, и можно давать титул "Народный автомобиль Беларуси". На этом фоне внедорожник Touareg что-то совсем "сдал", да и Amarok теряет позиции, хотя класс пикапов прирос на 1,5%.
Зато у Volkswagen всегда были сильные позиции в сегменте коммерческой техники, и 2013 год не стал исключением.
Перспективы на 2014 год
В 2013 году белорусские операторы продолжили развивать свои дилерские сети - особенно в этом преуспели Volkswagen, Renault, Skoda и Kia. Не знаю, каково соотношение по продажам новых автомобилей в Минске и за его пределами, но предположу, что оно постепенно меняется в пользу регионов. Тем более, что там как раз должны пользоваться спросом бюджетные автомобили. Не удивительно, что белорусский импортер Volkswagen собирается строить новые дилерские центры в Бресте и Солигорске, а в планах до 2017 года - открытие еще пяти автоцентров (в Барановичах, Мозыре, Пинске, Гомеле и Витебске).
На снижение процентных ставок по кредитам надеяться в 2014 году не стоит, так что единственными вариантами для тех, кому не хватает денег на новый автомобиль, останутся финансовые программы, предлагаемые некоторыми дилерами и лизинговыми компаниями.
Самая "больная" тема - утилизационный сбор. Конкретики до сих пор нет - известно только, что соответствующий указ подписан и вступит в силу с 1 марта 2014 года. Ставки УС должны быть равны российским (см. постановление правительства РФ здесь). Но до опубликования указа остается масса вопросов. Будет ли взиматься повторно сбор с автомобилей, производимых или поставляемых из России? Будет ли снижена ставка "растаможки" с 30% до 25%, как в России? Ясно одно - автомобили российской сборки подорожают, поскольку с 1 января 2014 года утилизационный сбор в России распространяется и на них. Зато при условии снижения нашей "растаможки" на 5% импортные автомобили, ввозимые из-за пределов Таможенного союза, могут даже подешеветь. И чем дороже автомобиль, тем значительнее должно быть снижение цены. В любом случае, четкие ответы на все вопросы даст только опубликованный указ. Если, конечно, даст...