BMW Museum: изучаем историю баварской компании в автомобилях и не только
Если вы приехали в Мюнхен, вам нравятся автомобили BMW и есть полдня свободного времени - настоятельно рекомендую посетить музей BMW, который находится на севере города, рядом с Олимпийским парком. Круглое здание в виде чаши, наверное, знакомо каждому, кто интересуется баварской автомобильной компанией. Вход в музей стоит 6 евро для тех, кому до 18 и за 65, а также студентов, и 9 евро - для всех остальных. И он того стоит.
Основная экспозиция музея BMW теперь располагается в более привычном прямоугольном здании (на фото слева) - оно было пристроено несколько лет назад, во время реконструкции музея и строительства развлекательного комплекса BMW Welt, который расположен по соседству, через дорогу. А в самой "чаше" устраивают временные экспозиции. Тема нынешней - британский "бриллиант" в баварской короне. Rolls-Royce.
В главном холле - огромная панель на всю стену, которая демонстрирует в произвольном порядке движущиеся силуэты всех моделей компании.
Начинается экскурсия с "кинетической скульптуры": 714 металлических шариков, подвешенных на тонкой проволоке и управляемых электромоторами, синхронно двигаются вверх-вниз, образуя силуэты автомобилей BMW разных эпох.
На видео выглядит впечатляюще, а "вживую" просто завораживает.
Экспозиция в мюнхенском музее BMW организована не в строгом хронологическом порядке, а по темам: дизайн, бренд, мотоциклы, технологии, автоспорт, модельные серии, родстеры. Тем не менее, попробую сложить детали мозайки в цельное полотно. Итак, отправляемся в путешествие по истории баварской компании.
Начало
История BMW началась 7 марта 1916 года, когда была основана компания Bayerische Motoren Werke GmbH. Точнее, она была трансформирована из другой компании, занимавшейся производством авиационных двигателей. Модель была одна - BMW Illa - но зато какая! 6 цилиндров в ряд, 23 литра рабочего объема, 300 л.с. при 1650 об/мин.
Его конструкция обеспечивала хорошую мощность при полетах на большой высоте, что моментально оценили немецкие летчики-истребители на "Фоккерах" и "Юнкерсах", получившие полное превосходство в воздушных боях Первой Мировой войны. Кстати, этот же мотор, установленный на самолет DFW, позволил установить в 1919 году новый рекорд высоты полета для гражданских самолетов: 9760 метров.
Компания Bayerische Motoren Werke GmbH стремительно развивалась благодаря военным заказам и 13 августа 1918 года была преобразована в акционерное общество, получившее так хорошо знакомое всем название: BMW AG. Впрочем, успехи в авиации быстро закончились - в ноябре того же года Германия капитулировала, а союзники ввели запрет на производство самолетов и двигателей к ним. BMW AG пришлось на время забыть об авиации и переключиться на производство моторов для мотоциклов, лодок, автомобилей и грузовиков.
В начале 20-х годов ситуация в Германии немного улучшилась, и уже к 1922 году компания возобновила производство авиационных двигателей. А в 1923 году представила на моторшоу в Берлине свой первый мотоцикл: BMW R32. Оппозитный двухцилиндровый двигатель, карданный привод - концепция стала визитной карточкой BMW и применяется в некоторых моделях мотоциклов BMW по сей день.
В середине 20-х годов руководство компании задумалось о создании своего собственного автомобиля, но в 1928 году подвернулось более интересное предложение - купить фирму Fahrzeugfabrik Eisenach, которая выпускала по лицензии британскую модель Austin 7 под маркой Dixi.
Автомобиль был переименован в BMW 3/15 PS и стал первой серийной моделью баварского автопроизводителя. Помимо обычной версии выпускалась и грузопассажирская, с закрытым кузовом. Первый и последний коммерческий автомобиль в истории BMW. Была и двухместная спортивная версия без крыши - но о ней более подробно в разделе "Родстеры".
На базе модели 3/15 PS был создан даже спортивный открытый автомобиль - прадед современных родстеров BMW. У него было всего 18 "лошадок" под капотом, но для машины массой всего 410 килограмм этого было достаточно, чтобы разгоняться до 95 км/ч.
Превосходный минимализм! Интересно, что указателями поворота в то время служили вот такие выдвижные "семафоры".
К 30-м годам баварцы наладили выпуск нескольких компактных серийных моделей, на которых впервые появились рядные 6-цилиндровые двигатели, а радиаторная решетка обрела знакомый дизайн из двух "ноздрей". В 1939 году была представлена первая роскошная модель - BMW 335 с 3,5-литровой рядной "шестеркой" под капотом.
Но самой яркой баварской моделью 30-х годов был спорткар BMW 328. Если говорить современным языком, стандартная версия выглядела вот так:
Впрочем, клиенты, да и сам производитель обращались к известным европейским ателье, которые предлагали эксклюзивные варианты открытых и закрытах кузовов.
В те времена понятие "спорткар" было совершенно конкретным - автомобиль для спорта. И 328 был очень успешным спортивным автомобилем. За свою карьеру эта модель одержала сотни побед в разных соревнованиях. Специально для гонок на дальние дистанции баварцы заказали у туринской фирмы Carrozzeria Touring облегченный кузов Superleggera, с которым автомобиль мог развить максимальную скорость 220 км/ч.
Самые громкие победы BMW 328 - в "Ле-Мане" в 1939 году (в классе автомобилей с двигателем до 2 литров) и "Mille Miglia" в 1940 году. Кстати, за 30 лет проведения этой гонки итальянские производители уступали первое место на подиуме только трижды: два раза Mercedes-Benz (SSK в 1931 году и 300 SLR в 1955 году) и один раз - BMW.
В "Mille Miglia" также участвовало уникальное купе BMW 328 Kamm Coupe. Его алюминиевый кузов, разработанный профессором по аэродинамике (коэффициент аэродинамического сопротивления составлял всего 0,25), и крепился к очень легкой несущей раме из сплава магния и алюминия, которая весила всего 32 килограмма. Масса автомобиля составляла 760 килограмм.
Судьба этого автомобиля печальная, но со счастливым концом. Мало того, что он не доехал до финиша "Mille Miglia" в 1940 году из-за технической поломки, так его еще и разбили в аварии и отправили в утиль после Второй Мировой войны. В начале 21 века отделение BMW Classic воссоздало легенду на основе сохранившихся записей и фотографий. Пространственная алюминиевая несущая рама выставлена в музее BMW, а сам BMW 328 Kamm Coupe снова принял участие в "Mille Miglia" в 2010 году - ровно через 70 лет после той легендарной победы.
История повторяется
Как вы помните, в 20-х годах BMW снова начала выпускать авиационные двигатели и заметно в этом преуспела. 12-цилиндровый оппозитный мотор от BMW внес свой вклад в развитие гражданской авиации.
Но во времена Второй Мировой войны старая история повторилась. Компания отказалась от выпуска автомобилей и мотоциклов (за исключением спецверсий для Вермахта) в пользу моторов для немецкой военной авиации, в результате чего ближе к концу войны завод в Мюнхене был полностью разрушен бомбардировками союзников, а после войны компании было запрещено производить даже мотоциклы. Пришлось перебиваться производством кастрюль и сковородок, пока в конце 40-х BMW снова не получила разрешение на мотоциклетное производство и начала выпускать модель R 24, которая была слегка модернизированной версией довоенного BMW R 23.
В конце 40-х годов руководство компании изучало различные варианты возобновления серийного производства легковых автомобилей. Технический директор Курт Донат предлагал выпускать по лицензии модели Ford и Simca, главный дизайнер Альфред Бенинг взялся за создание прототипа компактного автомобиля BMW 331, но директор по продажам Ханс Гревениг убедил руководство в том, что слабые производственные мощности компании больше подходили для выпуска роскошных автомобилей, на которых можно было бы хорошо зарабатывать. В 1951 году появилась модель BMW 501, а вслед за ней, в 1957 году - еще более роскошная модификация с - впервые в истории BMW - двигателем V8.
Кстати, конкуренты из Mercedes-Benz начали предлагать восьмицилиндровые моторы только в начале 60-х. Помимо четырехдверного седана выпускались двухдверное купе (на фото) и кабриолет. Впрочем, они не принесли компании ожидаемой выгоды - для немцев они были слишком дорогими, а в США аналогичных моделей было пруд пруди. Всего было выпущено менее полутора тысяч таких автомобилей.
На волне популярности шоукаров Mercedes-Benz 300SL и 190SL, представленных в Нью-Йорке в 1954 году, баварцы решили создать свой спорткар на базе модели 502. Американский импортер BMW Макс Хоффман одобрил дизайн-проект и пообещал руководству компании, что закажет 2000 автомобилей, если сможет продавать их по 5000 долларов за штуку. Летом 1955 года первый родстер 507 был представлен американской публике.
Очень красивый и быстрый автомобиль: 3,2-литровый V8 мощностью 150 л.с. позволял разгоняться до 220 км/ч. Но итоговая цена модели выросла в два раза от той, которую предполагал Хоффман - тот оказался от сделки. В Европе продажи тоже не пошли - конкурирующий Mercedes-Benz 300SL продавался в 10 раз лучше. Не помогли и "вип-клиенты" вроде Элвиса Пресли, который купил один из таких родстеров, когда проходил военную службу в Германии. В результате было выпущено всего две с половиной сотни автомобилей, а компания BMW понесла значительные убытки.
Стремление заработать на дорогих и роскошных автомобилях привело компанию к серьезным убыткам. Не помогла даже забавная модель Isetta, которую BMW начала выпускать в 1955 году.
"Холодильник на колесах", изначально разработанный итальянцами, был оснащен одноцилиндровым мотоциклетным мотором мощностью 12 л.с., который крутил задние колеса через 4-ступенчатую механическую коробку передач. Дверь была только одна - буквально передняя. К ней же крепилась и рулевая колонка.
Откидной тент крыши - не элемент роскоши, а необходимость. По требованиям безопасности, проем в крыше являлся аварийным выходом на тот случай, если в аварии заклинит единственную дверь.
BMW Isetta выпускалась с 1955 по 1962 годы - общий тираж составил 162 тысячи автомобилей. Но прибыль с нее была мизерная, да и европейцы к тому времени уже доросли до чуть более серьезной и вместительной модели. А в этой категории не было равных легендарному Volkswagen Beetle.
Кризис и "новый класс"
К 1959 году баварская компания была на грани банкротства. Ни одна из выпускаемых моделей не приносила большой прибыли, спрос на мотоциклы тоже упал. На собрании акционеров в декабре 1959 года председатель наблюдательного совета BMW Ганс Фейт предложил объединить компанию с Mercedes-Benz... Дилеры и миноритарные акционеры были против, но точку в споре поставили братья Квандт, члены одного из богатейших семейств Западной Германии, которые незадолго до этого купили большую долю акций компании и фактически являлись крупнейшим акционером BMW AG. В итоге баварская компания сохранила независимость.
"Спасителем" стала модель BMW 700, производство которой началось в 1959 году. Она предлагалась в двух вариантах кузова - седан и купе (на фото) - и продавалась очень неплохо: с 1959 по 1965 годы было выпущено более 188 тысяч автомобилей. Кстати, с этого момента индекс модели начал указывать на рабочий объем двигателя.
Автомобиль был простой, как барабан. 700-кубовый оппозитный мотор от мотоцикла R 67 был установлен сзади и развивал 40 л.с.
К началу 60-х годов в BMW была готова новая стратегия развития модельного ряда, которая получила название "Neue Klasse" - "Новый класс". Ее смысл заключался в создании гаммы компактных автомобилей, а первой моделью стал седан BMW 1500. Несущий кузов, независимая подвеска, передние дисковые тормоза, 4-цилиндровый двигатель М10 объемом 1,5 литра. И, впервые, фирменный изгиб задней стойки кузова "Hofmeister kink".
Все новое - хорошо забытое старое. Первая модель на нижнем фото: BMW 1600-2 или так называемая "02 серия", дебютировавшая в 1966 году. Ничего не напоминает? Да, "вторая серия" появилась почти полвека назад и обозначала двухдверную модификацию компактного седана BMW. А современные купе 2 Series, которые "отпочковались" от хэтчбека 1 Series - и есть "духовные наследники" той самой спортивной "двушки".
Правда, компактные модели "Нового класса" открыли дорогу другой модельной ветке: 3 Series, которая дебютировала в 1975 году. Первая "тройка" (Е21) выпускалась только в кузове "купе", зато второе поколение (Е30) предстало сразу в нескольких модификациях: седан, купе, кабриолет и универсал. Дальнейшую историю 3 Series можно легко проследить на улицах городов.
В 1968 году баварцы запустили линейку роскошных моделей, которые получили название "Новая шестерка". Под "шестеркой" имелась в виду не серия, а рядный шестицилиндровый двигатель М30. Первым в продажу пошел седан BMW 2500 (индекс Е3) с мотором объемом 2,5 литра, затем литраж постепенно увеличивался и достиг 3,3 литра на топовых версиях.
Самой спортивной моделью серии "New Six" было купе BMW 3.0 CSi (индекс Е9), выпущенное в 1971 году. 3-литровый мотор развивал 220 л.с. и позволял разгоняться до 220 км/ч.
Самой дорогой и роскошной модификацией являлся выпущенный в 1975 году седан BMW 3.3 Li с удлиненной на 10 см колесной базой и двигателем 3,3 литра, оснащенным инжектором.
Нетрудно догадаться, что большое купе стало отправной точкой для купе и кабриолетов 6 Series, а седан превратился в следующем поколении в 7 Series. Возникает вопрос: а откуда же берет свое начало "пятерка"? От этой же серии "New Six" - менее мощные модификации седанов и послужили основой для первой "пятерки" с индексом Е12.
Вот так в 70-х годах прошлого века образовалась новая номенклатура моделей BMW, к которой мы все привыкли.
Самые "свежие серийные модели в экспозиции - родстеры. На нижнем этаже собраны все самые значимые двухместные открытые автомобили, которые когда-либо выпускала BMW. Рядом с самым первым родстером 3/15 PS 30-го года выпуска, знаменитым BMW 328 и роскошным BMW 507, с которыми мы уже знакомы, стоит первооткрыватель современной Z-линейки - Z1, выпускавшийся с 1988 по 1991 годы.
Его "фишка" - оригинальные двери, которые не открываются, а опускаются вниз, скрываясь в высоких порогах кузова.
Пожалуй, самый красивый BMW новой эпохи - BMW Z8. Он был создан по мотивам того самого BMW 507 и выпускался с 1999 по 2003 годы. Благодаря 5-литровому V8 мощностью 400 л.с. от седана BMW M5 этот родстер может разогнаться с места до 100 км/ч менее чем за 5 секунд. Максимальная скорость - 250 км/ч. Всего было построено 5703 таких автомобиля. Сейчас цены на Z8 с небольшими пробегами начинаются в Германии от 150 тысяч евро, а самые хорого сохранившиеся экземпляры предлагаются за 200 тысяч евро.
BMW M
Один из залов музея BMW - Мекка для настоящих фанатов BMW. M Power! Но для соблюдения хронологии сперва познакомимся с самым первым спорткаром баварской компании, который выставлен прямо на входе в музей. Это концептуальный BMW Turbo, созданный к летним Олимпийским играм, которые проходили в Мюнхене в 1972 году - Олимпийский парк находится в двух шагах от музея.
Автор дизайна - француз Поль Брак, также нарисовавший первую баварскую "семерку". Как понятно из названия, этот концепткар был оснащен турбированным мотором: 2 литра, 280 л.с. Разгон с места до 100 км/ч занимал 6,6 секунды, максимальная скорость - 250 км/ч. Всего было построено два таких автомобиля.
Двери конструкции "крыло чайки", широченные пороги, на которых нашлось место даже для пепельницы, футуристичный кокпит - даже спустя сорок лет все это выглядит впечатляюще.
Именно BMW Turbo стал "исходником" для одной из легенд BMW - М1.
Первый и единственный серийный среднемоторный суперкар BMW. Первая серьезная разработка тогда еще молодого отделения BMW Motorsport. Вообще-то этот автомобиль должен был разрабатываться совместно BMW и Lamborghini, но из-за сложной финансовой ситуации в итальянской компании баварцам пришлось доводить дело до конца самостоятельно. Зато итальянцам следует сказать "спасибо" за дизайн - его разрабатывал сам Джорджетто Джуджаро. Хотя он явно был вдохновлен формами концептуального BMW Turbo.
Мотор, естественно - баварский. Естественно, рядная "шестерка" М88 объемом 3,5 литра, в стандартной модификации развивавшая 277 л.с. Этого было достаточно, чтобы разгоняться до максимальных 262 км/ч. На гоночных версиях этот мотор был оснащен турбонаддувом, который выжимал из 3,5 литров до 850 л.с. Всего с 1978 по 1981 годы было выпущено 456 автомобилей - в настоящее время одного из этих "красавцев" можно поймать на автомобильных аукционах. Цены на удивление низкие для такого редкого спорткара: около 250 тысяч долларов.
Кстати, 3,5-литровый мотор впоследствии устанавливался на первом седане М5 (кузов Е28), который был представлен в 1984 году...
... и купе BMW M635CSi (кузов Е24), дебютировавшем на автосалоне во Франкфурте в 1983 году.
Некоторые считают BMW M3 CSL в кузове Е46 последним "настоящим" М3 - с атмосферным рядным шестицилиндровым двигателем. Как известно, следующее поколение М3 (Е90) оснащалось 4-литровым V8, а самый новый М3 (в кузове "седан" F80) и М4 (в кузове "купе" F82) снова получил рядную "шестерку", но уже с турбонагнетателями.
Мотоциклы
В нашем представлении BMW ассоциируется прежде всего с автомобилями, хотя вся история компании связана не только с ними, но и с мотоциклами. Причем история мотоциклов BMW более давняя - в прошлом году компания отпраздновала 90-летний юбилей своего мотоциклетного направления BMW Motorrrad. Именно ему посвящена отдельная... стена высотой в три этажа.
За 90 с лишним лет компания BMW выпустила более 2 миллионов мотоциклов, большая часть которых была собрана на заводе BMW, расположенном в пригороде Берлина - Шпандау. В 2012 году был установлен очередной рекорд продаж: 106358 мотоциклов.
BMW R 39 (1925-1927) - первый мотоцикл BMW с одноцилиндровым мотором
BMW R 2 (1931-1936)
Компания первой перевела все свои модели на штампованные стальные рамы, включая самый дорогую из бюджетных моделей - R 2. В те времена на мотоциклах вроде R 2 (объем двигателя до 200 см3) в Германии можно было ездить без водительского удостоверения.
BMW R 51 (1938-1940)
Компания BMW первой начала серийно оснащать свои мотоциклы телескопической вилкой с гидравлическими амортизаторами и задней плунжерной подвеской. BMW R 51 был одинаково хорош как на гоночных трассах, так и на бездорожье.
BMW R 24 (1948-1950)
После Второй Мировой войны BMW снова пришлось начинать с мотоциклов. Модель BMW R 24, первой в своем классе оснащенная 4-ступенчатой коробкой передач, помогла выжить компании в сложные послевоенные годы.
BMW R 25/3 (1953-1956)
В 50-е годы Западная Европа начала оживать, а люди - пересаживаться с мотоциклов на автомобили. Многие массовые производители мотоциклов были вынуждены свернуть свой бизнес, но BMW Motorrad удалось пережить этот "мотоциклетный кризис", предлагая дорогие "семейные" модели с коляской, а также модификации специального назначения.
BMW R 50/2 (1960-1969)
Мотоциклы для полиции и официальных кортежей - одно из важных направлений BMW Motorrad, которое приносило прибыль во все времена. Компания выпускала версии для госорганов начиная с 20-х годов, хотя наибольшую известность обрели модели BMW R 50 и R 50/2, продержавшиеся на конвейере 15 лет - они служили в полиции и кортежах более 100 стран мира.
BMW RS 500 Kompressor Typ 255 (1938-1939)
В мотоспорте BMW тоже было чем похвастаться. BMW R 500 Kompressor - уникальная модель с оппозитным 0,5-литровым двигателем мощностью 60 л.с., который с завода оснащался механическим нагнетателем. Максимальная скорость - 220 км/ч. Обладатель многочисленных побед в своем классе "Гран При Германии" до и после Второй Мировой войны.
Еще один любопытный экспонат выставки - мотоцикл BMW WR 500 в аэродинамичном обтекателе, созданный для гонщика Эрнста Якоба Хенне. Впервые тот побил рекорд скорости в 1929 году на стандартном мотоцикле, а в 1937-м установил на этом "болиде" новый рекорд - 280 км/ч. Рекорд продержался до 1951 года. Интересно то, что WR 500 был оснащен далеко не самым мощным мотором из выпускавшихся в то время: всего 500 кубов и 108 л.с.
Отделение BMW Motorrad успешно участвует во многих соревнованиях и в наши дни: на счету заводских команд 6 побед в ралли "Париж-Дакар", а также подиумы в чемпионатах Superbike World Championship и FIM Superstock 100 Championship.
Современный модельный ряд мотоциклов BMW предлагает широчайший выбор: от макси-скутеров и туринговых мотоциклов до эндуро и супербайков. Кстати, скоро с ними можно будет познакомиться и в Минске - в новом автоцентре дилера "Автоидея", который должен вот-вот открыться.
Автоспорт
Компания BMW оставила заметный след в автоспорте - начиная от легендарных побед в довоенные годы, о которых можно прочитать выше, до чемпионских титулов и кубков конструкторов в сезонах DTM этого десятилетия.
Костюм пилотов довоенных Гран-при сейчас вызывает только улыбку - особенно на фоне современных "формульных" комбинезонов.
В "Формуле-1" самыми успешными для баварцев были 80-е годы, когда компания поставляла моторы для команды Brabham. Именно на Brabham BMW BT 52 Нельсон Пике завоевал чемпионский титул в 1983 году. Через два года болид Brabham BT54 Turbo получил 4-цилиндровый 1,5-литровый турбированный мотор, развивавший на квалификациях до 1100 л.с. Правда, болид с наклейками нового спонсора - Olivetti - был менее успешен. Нельсон Пике смог добиться только одной победы в сезоне 1985 года - в "Гран-при Франции" на трассе "Поль Рикар".
Второй выход BMW на трассы "Формулы-1" состоялся в 2000 году - компания обеспечивала моторами команду Williams. В 2006 году BMW выступила уже самостоятельно, создав команду BMW Sauber F1. Победы в этапах были, но никто не мог угнаться за Михаэлем Шумахером на Ferrari и Фернандо Алонсо на Renault.
В кузовных чемпионатах успех BMW был несравнимо выше. К примеру, седан BMW 2000 TI стал первым автомобилем, который смог проехать "Нюрбургринг" менее, чем за 10 минут.
С созданием в 1972 году заводского спортивного отделения BMW Motorsport (сегодня называется BMW M GmbH) баварцы триумфально вернулись в автогонки. BMW 3.0 CSL одержал победу в европейском кузовном чемпионате в 1973 году.
BMW 320 сразу не достиг высот, несмотря на хороший спрос на автомобили от частных гоночных команд. В 1978 году, со сменой двигателя на 1,4-литровый турбированный агрегат, дела пошли лучше: победа в немецком кузовном чемпионате DTM была за BMW.
Самым результативным гоночным автомобилем BMW стал легендарный М3 (в кузове Е30). В первым же сезоне - в 1987 году - М3 принесли победы пилотам сразу в трех чемпионатах: WTCС, европейском кузовном чемпионате и DTM. Всего за шесть сезонов эти купе одержали одну победу в мировом чемпионате, двух европейских чемпионатах, более 60 национальных чемпионатах, пяти ралли-трофи, а также восемь побед в гонках на "Нюрбургринге" и в "Спа". Таким образом, BMW M3 был признан самым успешным спорткаром в мире.
Еще один знаменитый автомобиль: BMW M3 GTR. Он был разработан для участия в американской серии "Ле-Ман" ALMS и в первом же своем сезоне в 2001 году победил в семи этапах из восьми. BMW Motorsport получил и командный кубок, и кубок конструкторов. BMW M3 GTR завершил спортивную карьеру триумфом: первое и второе место в гонке "24 часа Нюрбургринга" в 2004 и 2005 годах.
За кадром
Помимо самих автомобилей в мюнхенском музее BMW можно познакомиться с процессом создания будущих моделей и уникальными концепткарами вроде BMW GINA.
На отдельном стенде выставляют по очереди автомобили "расписной" коллекции BMW Art Collection.
В настоящее время временная экспозиция в музее BMW посвящена марке Rolls-Royce. Но это, как говорится, совсем другая история. Знакомство с которой можно начать в Мюнхене, а продолжить в частном автомобильном музее в австрийском городе Дорнбирн (Dornbirn), где собрана уникальная коллекция из 70 "Роллс-Ройсов" и более чем 1000 экспонатов, связанных с британской компанией. Кстати, из Мюнхена до него ехать всего 200 км или 2 часа езды на автомобиле. Как раз по пути в Женеву, где каждую весну проходит один из крупнейших международных автосалонов )))
P.S. Спасибо генеральному импортеру BMW и MINI в Беларуси компании "Autoimex" за организацию персональной экскурсии по музею.
Артем Гонцов
Фото автора