Обзор рынка новых автомобилей в Беларуси за 2012 год
Белорусский импортер Volkswagen поделился на традиционной итоговой пресс-конференции статистикой продаж новых автомобилей за 2012 год от БАА. Всего в прошлом году было продано 20648 легковых и коммерческих автомобилей - на 27% больше, чем в 2011 году. Сводная таблица по маркам выглядит следующим образом:
1 | VAZ | 2951 |
2 | Volkswagen | 2586 |
3 | Renault | 2067 |
4 | GAZ | 1760 |
5 | Kia | 1334 |
6 | UAZ | 1245 |
7 | Skoda | 1026 |
8 | Audi | 850 |
9 | Ford | 656 |
10 | Toyota | 577 |
11 | Daewoo | 567 |
12 | Volvo | 491 |
13 | Peugeot | 489 |
14 | Chevrolet | 472 |
15 | Hyundai | 448 |
16 | Nissan | 408 |
17 | Mazda | 392 |
18 | Mercedes-Benz | 292 |
19 | Mitsubishi | 283 |
20 | Citroen | 253 |
21 | Opel | 171 |
22 | Fiat | 143 |
23 | BMW | 133 |
24 | Honda | 129 |
25 | Samand | 110 |
26 | Izhmash | 107 |
27 | ZAZ | 99 |
28 | Porsche | 96 |
29 | Subaru | 78 |
30 | Iveco | 66 |
31 | Lexus | 61 |
32 | Great Wall | 56 |
33 | Chery | 51 |
34 | Land Rover | 48 |
35 | Suzuki | 44 |
36 | Jeep | 17 |
37 | Dodge | 13 |
38 | VIS | 13 |
39 | Mini | 12 |
40 | Infiniti | 10 |
41 | Cadillac | 9 |
42 | Chrysler | 8 |
43 | MG | 6 |
44 | Geely | 4 |
45 | Seat | 3 |
46 | SsangYong | 3 |
47 | Acura | 2 |
48 | Jaguar | 2 |
49 | Lancia | 2 |
50 | Saab | 2 |
51 | Bentley | 1 |
52 | GMC | 1 |
53 | Maybach | 1 |
Общий итог |
20648 |
Любопытно сравнить диаграммы с долями марок за 2011 и 2012 годы:
Как видим, российские производители (ВАЗ, ГАЗ и УАЗ) заметно потеснили импортные бренды: в 2012 году продажи российских автомобилей выросли на 138% (6067 автомобилей), тогда как продажи импортных автомобилей выросли всего на 6% (14572 автомобиля). Впрочем, это и не удивительно - "погоду" на белорусском рынке новых автомобилей делали юрлица. Даже в сегменте легковых автомобилей их доля выросла с 25% в 2011 году до 53% в 2012 году, не говоря уже о сегменте коммерческих автомобилей, где доля юрлиц выросла с 88 до 97%. Еще одна показательная статистика: продажи легковых автомобилей выросли на 19% (15986 автомобилей), так и не достигнув прогнозируемого уровня в 17,5 тысяч автомобилей. Зато рынок коммерческих автомобилей прирос на 64% (4662 автомобиля).
Напрашивается печальный вывод: рост белорусского рынка новых автомобилей в 2012 году происходил за счет юрлиц, покупавших автомобили российских производителей.
Как вы помните, после январского введения НДС при продаже новых автомобилей, никаких потрясений, нововведений, слухов и связанным с ними ажиотажом на белорусском рынке не было. Что наглядно демонстрирует и статистика продаж новых авто по месяцам:
Глядя на следующую диаграмму, можно подумать, что белорусское общество продолжает расслаиваться на богатых и бедных: самыми популярными классами в 2012 году стали малый класс (В) и класс SUV. Некогда популярный класс семейных MPV вообще сжался до 313 автомобилей - то есть в три раза в сравнении с 2009 годом, когда было продано 996 однообъемников всех мастей.
Но затем смотришь на ТОП-20 самых популярных моделей и видишь, что в списке лидеров 2012 года сплошь и рядом "бюджетники" (за редким исключением вроде Skoda Octavia и Kia Sportage). Так что никакого расслоения - скорее, обеднение.
Шутки про любимый белорусами "дизелек-универсал" скоро станут историей - по статистике импортера Volkswagen, доля новых автомобилей Volkswagen с дизельными двигателями сократилась за пять лет с 68% до 23%. Думаю, что по другим маркам, предлагающим на нашем рынке новые авто с дизельными двигателями, это соотношение будет еще больше в пользу "бензинок".
Что будет в текущем, 2013 году? Скорее всего, примерно то же самое. По прогнозам представителей белорусского автобизнеса, прирост продаж может составить 10-30%. Дилеры будут делать ставку на новые модели малого и малого среднего класса, собираемые в России, а также на постепенно развивающийся "трейд-ин". Операторы рынка пытаются убедить белорусское правительство снизить ставку НДС на новые автомобили, чтобы увеличить объемы продаж - в том числе и за счет российских покупателей. Снижение ставок по кредитам в белорусских рублях и возврат к кредитованию в валюте тоже помогли бы оживить рынок, но тут перспективы совершенно туманны. Одним словом, добро пожаловать в новую реальность...
Далее предлагаю вашему вниманию цифры по продажам моделей по классам (разбивка по классам - по версии БАА, не судите строго ))).
Особо малый класс (А)
Малый класс (В)
Малый средний класс (С)
Средний класс (D)
Бизнес-класс (E)
Представительский класс (F)
Класс MPV-B
Класс MPV-C
Класс MPV-D
Класс SUV-B
Класс SUV-C
Класс SUV-D
Класс SUV-E
Класс SUV-F
Класс "пикапы"