Обзор рынка новых автомобилей Беларуси за 2011 год
Несмотря на жесткий экономический кризис, захвативший Беларусь в 2011 году, в стране было продано 16275 новых автомобилей. В сравнении с "безрыбным" 2010 годом рост составил 26%. Российский автопром в прошлом году сдавал свои позиции автомобилям из дальнего зарубежья, а самой популярной моделью стал бюджетный седан Renault Logan. Далее - цифры и диаграммы, представленные 9 февраля белорусским импортером Volkswagen "Атлант-М Фарцойгхандель" на традиционной итоговой пресс-конференции.
Информация, представленная на пресс-конференции, основана на данных по продажам, которые были предоставлены в БАА белорусскими дилерами. К сожалению, мы не имеем общей картины по рынку, т.к. в первой половине года достаточно много автомобилей дорогих моделей Audi, BMW, Mercedes-Benz и Volvo активно ввозились частниками. Цифры по новым автомобилям, которые "ушли" в Россию, тоже остались за кадром - а это как минимум несколько сотен автомобилей. Хотя основные тенденции очевидны и понятны.
Как развивались события на рынке новых автомобилей в Беларуси в 2011 году?
Тут все просто. Традиционно низкий спрос в начале года. Затем традиционный сезонный взлет в марте (а то, со "средней зарплатой в 500 долларов"!), который был прерван валютным кризисом. Во второй половине года к нам - из-за разницы в ценах - активно потянулись россияне, оказав небольшую, но все же поддержку рынка. И в ноябре-декабре - хапун, связанный с хорошо пропиаренным в СМИ грядущим подорожанием автомобилей в связи с отменой льготы по НДС и сопутствующими массированными распродажами у многих дилеров.
Еще одна любопытная тенденция - в 2011 году продажи российских брендов упали на 33% по сравнению с 2010 годом и составили 2550 автомобилей. В то же время продажи импортных брендов выросли на 51% и достигли 13725 новых автомобилей.
По вышеуказанной причине белорусский любимец Volkswagen вернул себе лидерство и снова занял наибольшую долю рынка по итогам 2011 года (см. диаграмму ниже). Продукция АвтоВАЗа утратила свои позиции и сместилась на второе место. Закономерен взлет Renault на почетное третье место - он удвоил свою долю на рынке во многом благодаря хорошим ценам на Logan и Sandero. Не прошли даром сбытовые и маркетинговые акции импортера Ford, занявшего четвертое место по продажам. Обратите внимание на Audi - по-моему, впервые в истории белорусского автобизнеса премиум-бренд вышел в пятерку лидеров. Хорошо сработал дистрибьютор Kia, который по-прежнему умело "играет" ценой. Toyota вот уже второй год не может вернуться в "ТОП" - объясняют перебоями в поставках автомобилей, связанных в том числе и с обновлением модельного ряда. Увеличила свою долю на рынке Mitsubishi (в основном благодаря хорошим продажам "паркетников" ASX и Outlander), и Nissan, у которого весь год шли ценовые акции, которые по достоинству оценили в том числе и российские покупатели.
Рынок легковых автомобилей
По легковым моделям картина следующая. В принципе, повторяет общую картину по рынку на предыдущей диаграмме.
Если посмотреть на распределение и динамику продаж по классам, заметно, как наибольшей популярностью в Беларуси в 2011 году пользовались автомобили класса "В" (А0 по немецкой классификации) и всевозможные модели большого и разнообразного класса SUV. На удивление припали продажи в классе "А" (А00) - то есть, фактически, продажи модели Daewoo Matiz. И хочу обратить внимание на стремительный рост популярности пикапов - белорусы наконец распробовали эти практичные автомобили, которые по уровню комфорта практически сравнялись с классическими внедорожниками, но при этом предлагаются по гораздо более выгодным ценам.
ТОП-20 легковых моделей
Абсолютным лидером 2011 года стал Renault Logan. На втором месте "Лада" "Приора" (в 2010 году здесь была "семерка", но она уже не выдерживает конкуренции со своими более молодыми сородичами). Бывший лидер ТОП-20 Daewoo Matiz съехал аж на 6 место. А Samand, который в 2010 году, занимал третье место, вообще выбыл из списка. Хорошо продавался Ford Focus - за счет распродажи модели предыдущего поколения. И немного удивляет взлет нового Volkswagen Touareg - продано много, но в Минске их изобилия как-то незаметно. Ушли в регионы или на Восток?
Продажи легковых автомобилей по классам
Класс "А" (особо малый класс)
Класс "В" (малый класс)
Класс "С" (малый средний класс или "гольф"-класс)
Класс "D" (средний класс)
Класс "Е" (большой средний класс или бизнес-класс)
Класс "F" (представительский класс)
Класс "Суперлюкс"
В этом классе зарегистрировано два автомобиля: Bentley Continental (видимо седан Flying Spur) и Porsche Carrera GT. Если ничего не напутали с названием, этот суперкар нельзя назвать новым, т.к. его производство закончилось в 2006 году.
Класс MPV-В (однообъемники малого класса)
Класс MPV-С (однообъемники малого среднего класса)
Класс MPV-D (однообъемники среднего класса)
Класс MPV-E (однообъемники большого среднего класса)
В этом классе было официально продано 4 автомобиля модели Mercedes-Benz R-class.
Класс SUV-В (полноприводные автомобили малого класса)
Класс SUV-С (полноприводные автомобили малого среднего класса)
По какой-то причине составители данной статистики вписали в этот класс Kia Sorento, который по-хорошему нужно было записать в следующий класс.
Класс SUV-D (полноприводные автомобили среднего класса)
Здесь тоже какая-то мешанина. Непонятно, что в этой диаграмме делает Kia Mohave, Nissan Patrol и другие большие внедорожники.
Класс SUV-Е (полноприводные автомобили высшего класса)
Класс SUV-F (полноприводные автомобили представительского класса)
Пикапы
Плюс к этому списку был зарегистрирован один Dodge Ram.
Коммерческие автомобили
На рынке коммерческой техники ситуация такая же, как в и "легковом" сегменте. Российские производители уступают позиции европейским.
При этом продажи коммерческой техники сократились в сравнении с 2010 годом. Значительное снижение спроса на российские автомобили не смог компенсировать даже рост продаж автомобилей европейских производителей.
ТОП-20 коммерческих моделей
Если в 2010 году отрыв "Газели" от остальных коммерческих моделей был более, чем двукратным, в 2011 году эта разница сократилась. Причина простая - "Газелей" было продано в три раза меньше, чем в 2010-м. При этом продажи европейских брендов заметно подросли.
Класс CDV (легкие коммерческие автомобили)
Класс Т5-В
Класс Т5-С
Что будет в 2012 году?
Директор "Атлант-М Фарцойгхандель" Сергей Михневич предположил, что в 2012 году продажи новых автомобилей в Беларуси могут снова упасть до уровня 2010 года - это около 12 тысяч автомобилей. И назвал основные "угрозы" текущего года: подорожание автомобилей в связи с переходом на начисление НДС с полной стоимости автомобиля, дальнейшее снижение покупательской способности, возможная девальвация белорусского рубля и ценовые войны игроков автомобильного рынка. При этом есть и положительные перспективы: вступление России в ВТО и заявленное снижение (хоть и небольшое) таможенных пошлин, возможное снижение налога на прибыль, отсутствие "серого" импорта, который негативно влиял на официальные продажи с января 2010 года по июнь 2011 года. Также дилеры надеятся на юридических лиц, которые имеют возможность зачета НДС.
Ну а физлица, скорее всего, будут отдавать предпочтение в основном бюджетным моделям. Тем более, что сейчас их на рынке все больше: компанию Renault Logan и Sandero в прошлом году пополнили Volkswagen Polo седан, Hyundai Solaris (хэтчбек и седан), Kia Rio (седан и, в ближайшем времени) хэтчбек). Интересно, как в Беларуси примут Lada Granta. И, конечно же, более состоятельные клиенты будут по-прежнему покупать модели класса SUV.
Еще один пока открытый вопрос - насколько подорожают новые автомобили в Беларуси после введения "полного" НДС. Если цены будут выше, чем с России (а по некоторым моделям уже так и есть), белорусы начнут ездить за автомобилями в Москву, где всегда большой выбор автомобилей в наличии плюс повсеместные сезонные распродажи.
Артем Гонцов