Что будет с НДС и ценами на новые автомобили в Беларуси в 2012 году? (обновлено 17.01.2012)
Дополнено 17.01.2012 Сегодня президентом подписан указ №36 "О внесении изменений и дополнения в указы Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2005 г. № 546 и от 4 апреля 2009 г. № 175". Главный его смысл - отмена льготы по НДС при реализации автомобилей, ввезенных юрлицами. Проще говоря, "случилось страшное", о котором так долго говорили дилеры. Готовимся к новым ценам на новые автомобили у белорусских дилеров. Осталось только выяснить, с какого же числа вступает в силу этот указ. Надеюсь, что комментарий чиновника Минфина (см. ниже) сбудется, и потенциальные покупатели смогут спокойно выбрать и купить новое авто из тех, что есть в наличии в автосалонах.
Дополнено 31.12. Как я и предполагал, никаких изменений по взиманию НДС при продаже новых автомобилей с 1 января НЕ БУДЕТ. Об этом же официально заявил 30 декабря на пресс-конференции начальник главного управления налоговой политики и доходов бюджета Министерства финансов РБ Дмитрий Кийко. "Проект изменений в указ №546 по-прежнему находится на рассмотрении. Если он будет одобрен, то предусмотренные в нем меры вступят в силу, скорее всего, с 1 числа месяца, следующего за подписанием указа", - сказал Дмитрий Кийко.
Естественно, ко всем официальным заявлениям у нас давно принято относится со здоровой паранойей. Так что порядок взимания НДС на новые автомобили может измениться в любой день. А может и не измениться - если правительство решит оставить все так, как есть. В любом случае, пока что цены на новые автомобили в Беларуси остаются прежними - все подробности как всегда в нашем каталоге. Domkrat.by будет держать руку на пульсе событий.
Дополнено 07.12. Слухи начинают подтверждаться. Министерством финансов РБ подготовлены изменения в Указ №546, согласно которым НДС будет уплачиваться на полную стоимость автомобиля. Если эти изменения примут, новый порядок исчисления НДС будет применяться как к автомобилям, ввезенным юрлицами с 1 января 2012 года, так и к автомобилям, отпускаемым покупателям с 1 января 2012 года, независимо от даты их ввоза в страну. Теперь главная интрига - будут ли приняты эти изменения, и с какого срока вступят в силу?
Откуда шумиха по поводу возможного подорожания новых автомобилей в следующем году? Кому все это выгодно? Бежать за новым авто в декабре или подождать еще больших скидок? Давайте разбираться.
Как известно, в настоящее время белорусские дилеры при продаже автомобилей уплачивают НДС (20%) с разницы между ценой реализации и ценой приобретения автомобиля. Тем временем российские дилеры уплачивают НДС (18%) с полной стоимости автомобиля (которая включает «растаможку», акцизы и прочие платежи). То есть, у нас цены на подавляющее большинство моделей новых автомобилей (за несколькими исключениями) ниже, чем в России. И, естественно, чем дороже сама модель, тем существеннее разница – по дорогим моделям премиум-брендов Audi, BMW, Mercedes-Benz, Land Rover или Porsche она может достигать один, а то и пару десятков тысяч долларов. Вот несколько примеров:
Модель | Цена в Беларуси | Цена в РФ |
Audi Q5 2.0 TFSI (211 л.с.) | от 33 000 EUR | от 1 804 900 RUR (43 490 EUR) |
BMW X5 xDrive 3.5i | от 52 935 EUR | от 2 919 000 RUR (70 337 EUR) |
Nissan Qashqai 2.0 4WD CVT SE | от 30 900 USD (с учетом скидки) | от 1 040 000 RUR (33 656 USD) |
Subaru Outback 2.5 CVT | от 39 740 USD (с учетом скидки) | от 1 391 100 RUR (45 000 USD) |
Toyota Land Cruiser 200 4.5D 60th Anniversary | 92 000 USD (с учетом скидки) | 3 183 000 RUR (103 000 USD) |
Белорусские дилеры постарались использовать сложившуюся ситуацию по максимуму и, в том числе благодаря российским клиентам, последние месяцы чувствуют себя очень хорошо. Хорошо было всем, кроме российских дилеров, которые попытались - более или менее успешно - бороться с демпингом. В основном, жаловались российским импортерам и пугали клиентов отказом в гарантийном обслуживании новых авто, купленных в Беларуси.
Впрочем, российский автобизнес едва ли воспринимает сложившийся белорусский автомобильный оффшор, как серьезную угрозу. Даже если в Россию в этом году уйдет пара тысяч новых автомобилей, они не сделают там никакой погоды, т.к. объем российского рынка в этом году оценивается примерно в 2,5 миллиона новых легковых и коммерческих автомобилей. Тем более, что осенью российский рубль подешевел примерно на 10%, и разница между ценами на новые автомобили в Беларуси и России моментально сократилась (российские рублевые прайс-листы не «болтаются» вслед за валютными курсами, как у нас). Россиянам стало не так интересно ездить к нам - разве что за дорогими моделями.
Но белорусским дилерам нужно по-прежнему продавать – у многих на складах десятки автомобилей, да и запланированные поставки никто не отменял. Все эти машины должны быть проданы до Нового года - во-первых, чтобы вернуть вложенные при закупке финансы и получить прибыль. Во-вторых, чтобы 1 января эти автомобили не превратились в "прошлогодние". Что делать? Как водится, завлекать людей скидками. И, для дополнительного стимулирования спроса, не помешала бы «страшилка» про повышение цен. Старая песня про «растаможку», которую дружно пели каждые полгода на протяжении нескольких лет, уже не актуальна. Зато подозрительно кстати появился слух о возможных поправках в указ №546, который регламентирует порядок исчисления НДС при продаже автомобилей. Мол, с 1 января 2012 года будем платить НДС со всей стоимости автомобиля – как в России. Что означает рост цен на 16-20%, т.е. до уровня российских и даже выше. Кто запустил этот слух? Древние римляне в таких случаях вопрошали – «cui bono». Кому это выгодно? Ответ очевиден. Насколько реальна возможность ввода "полного" НДС? Никто толком не знает, но сами дилеры, похоже, решили перестраховаться и затеяли в декабре очередную массовую распродажу.
Так что, покупать сейчас или подождать до лучших времен? Если вы планировали купить новый автомобиль в ближайшее время – сейчас действительно подходящий момент. Скидки на некоторые модели достигают 20%, некоторые дилеры предлагают дополнительные бонусы в виде бесплатной страховки «КАСКО» или бесплатного сервисного обслуживания на весь гарантийный период. Выбор моделей по специальным ценам достаточно широкий - от компактных городских хэтчбеков до роскошных внедорожников. Почему бы и не сэкономить? Думаю, что с такой шумихой дилерам удастся распродать в декабре свои склады, и в январе каких-то глобальных распродаж уже не будет. Скорее всего, в наличии останется только самый неликвид.
Введут ли в Беларуси НДС на полную стоимость автомобиля и когда именно - вопрос открытый. Если все-таки «случится страшное» - цены на новые автомобили действительно вырастут. Но тогда местным импортерам и дилерам придется договариваться с производителями о снижении отпускных цен - иначе уже белорусы начнут ездить за новыми автомобилями в Россию. Кроме того, не за горами вступление в ВТО и снижение «растаможки» с 30 до 25%. Так что, даже при самом пессимистичном прогнозе по НДС, все равно есть предпосылки к тому, что во второй половине 2012 года новые автомобили в России и Беларуси хоть ненамного, но снова подешевеют.