Обзор рынка новых автомобилей в Беларуси в 2010 году
Импортер Volkswagen в Беларуси "Атлант-М Фарцойгхандель" провел итоговую пресс-конференцию, на которой была представлена познавательная статистика БАА по рынку новых автомобилей в 2010 году в Беларуси. Это был первый год в условиях новых таможенных тарифов – сложный для одних игроков рынка, успешный для других. Но, в любом случае, очень непростой и очень интересный.
Итак, по данным БАА, в 2010 году белорусскими официальными дилерами было продано 12889 новых легковых и коммерческих автомобилей. Рынок новых автомобилей сократился еще на 31% по сравнению с кризисным 2009 годом. Сегмент легковых автомобилей упал на 40% - до 9177 автомобилей, в то время как продажи коммерческих автомобилей выросли на 16% - до 3722 автомобиля. При этом продажи российских автомобилей выросли на 81% (3813 единицы), тогда как продажи импортных автомобилей упали на 45% (9086 автомобилей).
Причин падения несколько. Всем понятно, что главная – разница в таможенных пошлинах для юрлиц и физлиц. Дилеры подняли цены на новые автомобили, их потенциальные клиенты с удвоенной прытью пошли на рынки и поехали за рубеж за "бэушкой". Но есть еще один нюанс. Помните громкие дилерские распродажи 2009 года, скидки в 20-30% и натуральные очереди в шоурумах Toyota и Volkswagen? Это был хапун №1, который, кстати, спас тогда рынок новых автомобилей от тотального падения. Ближе к концу 2009 года дилеры начали пугать заоблачными ценами в связи с новой "растаможкой" и спровоцировали хапун №2. Вот и получается, что большинство тех, кто хотел и мог позволить себе новый автомобиль, постарались сделать это еще в 2009 году.
В 2010 году погоду на рынке новых автомобилей делали юрлица (в частности, госпредприятия). На это указывает буквально каждый график статистики БАА
На это же указывает и статистика по производителям. В 2009 году мы видим обычную для последних лет картину - в тройке лидеров привычные имена Volkswagen, Toyota, Peugeot. А в 2010-м на первые места вышли традиционные фигуранты госзакупок - ВАЗ и ГАЗ. Да что там говорить - УАЗ взлетел с 15 на 5 место благодаря единственной модели 3909 Farmer, более известной, как "буханка"!
Тем не менее Volkswagen удалось удержаться на третьем месте в общем зачете - во многом благодаря популярности своей коммерческой линейки: Caddy, T5, Crafter. Четвертое место Daewoo – заслуга бестселлера Matiz. Кстати, он и стал самым продаваемым новым автомобилем в Беларуси в 2010 году. С Peugeot тоже все понятно – хорошие цены на легковой модельный ряд плюс традиционно сильные позиции коммерческой техники. Можно поздравить и импортера Skoda – им удалось увеличить свою долю на рынке за счет успешных продаж легковых моделей юрлицам. Любопытно, что Octavia заняла третье место в гольф-классе, пропустив вперед только ВАЗ 2107 и Samand, а Superb вышел в лидеры в среднем классе, опередив даже "народный" Volkswagen Passat. На этом фоне необычно выглядит 12-е место Toyota, которая в 2009 году заняла второе место. Хотя ничего удивительно нет – всему виной рост цен, особенно заметный на фоне "сладких" распродаж склада в 2009 году, и перерывы в поставках, связанные с обновлением модельного ряда.
Легковые автомобили
ТОП-20 новых легковых моделей
Статистика продаж по классам также указывает на то, что физлица все чаще стали отдавать предпочтение более дешевой "бэушке". Сильнее всего от этого пострадал сегмент однообъемников (традиционно семейные автомобили) - падение продаж составило 77% - и класс "D" (-67%). Наименьшее падение продаж – в классе SUV (-29%), поскольку здесь также правят бал "юридические" модели ВАЗ 2121 и Chevy Niva. Правда, к ним в компанию неожиданно "затесался" хорошо прорекламированный Mitsubishi Outlander. Единственный легковой класс, продажи которого выросли в 2010 году – А00 (+28%), благодаря все тому же Matiz.
Статистика продаж легковых моделей по классам
Класс А (особо малый класс)
Класс В (малый класс)
Класс С (малый средний класс)
Класс D (средний класс)
Класс Е (большой средний класс)
Класс F (представительский класс)
Высший класс
В 2010 году в Беларуси зарестрированы 2 автомобиля: Ferrari 458 Italia и Rolls-Royce Ghost.
Класс MPV-В (однообъемники малого класса)
Класс MPV-С (однообъемники малого среднего класса)
Класс MPV-D (однообъемники среднего класса)
Класс MPV-E (однообъемники высшего среднего класса)
Зарегистрировано 4 автомобиля Mercedes-Benz R-class.
Класс SUV-B (малый класс)
Класс SUV-С (малый средний класс)
Класс SUV-D (средний класс)
Класс SUV-E (большой средний класс)
Класс SUV-F (представительский класс)
Коммерческие автомобили
В сегменте коммерческих автомобилей наблюдался небольшой, но прирост - видно, что юрлица чувствуют себя даже лучше, чем в 2009 году. Хотя класс CDV немного сократился, класс T5 вырос аж на 31%. Опять же, благодаря ГАЗу и его "Газели", продажи которой составили более 80% всего класса Т5.
Статистика продаж коммерческих моделей по классам
Класс CDV (легкие коммерческие автомобили)
Класс Т5-В
Класс Т5-С
Тенденции 2010 года
Ведение таможенных пошлин оказалось не таким страшным, как его малевали дилеры. Тем не менее, самые предприимчивые устремились за новыми автомобилями за границу. За автомобилями среднего ценового сегмента поехали в Литву и Польшу – возврат НДС фактически является 20-процентной скидкой от прайсовой цены. Дорогие автомобили премиум-класса по-прежнему везут из США - там традиционно более низкие цены по сравнению с европейскими, и разница в цене (даже с учетом доставки и растаможки) может достигать 10-20 тысяч долларов.
Тем временем россияне поехали за новыми автомобилями к нам – у белорусских дилеров цены чуть ниже, чем у российских, из-за разной схемы взимания НДС. Теоретически, иностранные компании-производители не разрешают своим дилерам продавать автомобили приезжим покупателям из других стран – мол, у каждого дилера свой регион ответственности. Но на практике покупку можно "провести" через белоруса, да и многие приезжие на самом деле оказываются гражданами Беларуси, которые живут и работают в России.
Что будет дальше?
Все зависит от того, что произойдет с таможенными пошлинами после 1 июля 2011 года. Если поднимут пошлины для физлиц до уровня юрлиц, как это и должно произойти в рамках Таможенного союза, Беларусь пойдет по пути, уже пройденном Россией и Украиной. Ввоз подержанных автомобилей сократится в разы, а рынок "б/у" начнет вариться в собственном соку. Рынок новых автомобилей постепенно пойдет в рост, но покупать будут в основном бюджетные модели. В Беларусь начнут активно поставлять импортные автомобили российской сборки: Vokswagen Polo седан, Hyundai Solaris и далее по списку (кстати, бензиновые Renault Logan и Sandero к нам уже идут из России). Остается только надеяться, что нам дадут на них нормальные квоты, иначе дефицит и очереди будут такими же, как в России.
Если же таможенные пошлины вдруг не уравняют, будем жить по-старому. Ездить на "б/у" и потихоньку копить деньги на новый автомобиль. Толькi б не была вайны…