Нужна ли бюджетному автомобилю система стабилизации? Выясняем на льду за рулем LADA Vesta
Ответ, конечно же, очевиден - ни одна система безопасности не бывает лишней. Но насколько эффективна ESC в реальных условиях? Мы выяснили это на закрытом треке в режиме гонки LADA Vesta Cup, организованной белорусским импортером LADA "Минск-Лада".
LADA Vesta вышла на белорусский рынок без малого год назад и пока демонстрирует далеко не самые успешные результаты: по итогам 2016 года в Беларуси было продано всего 320 новых автомобилей этой модели. Т.е. даже меньше, чем LADA Granta (380 автомобилей), не говоря уже о бестселлерах сегмента бюджетных седанов: Volkswagen Polo (3345 автомобилей) и Renault Logan (1770 автомобилей). На мой взляд, у "Весты" есть потенциал для роста - ведь модель получилась достаточно интересной с точки зрения дизайна и комфорта, а по соотношению "цена/оснащение" ей вообще нет равных среди моделей малого класса, представленных на нашем рынке. К примеру, Vesta - единственный седан В-класса, который уже в "базе" укомплектован системой стабилизации ESC. О других преимуществах и будущем нового седана LADA мы поговорим чуть позже, а пока что перейдем к самому интересному: гонке LADA Vesta Cup.
Дано: десяток белорусских журналистов и блогеров, две "Весты" и извилистая трасса длиной около километра, на которой проходят зимние трек-дни для любителей, организуемые проектом prodriver.by.
На легком морозе трасса представляла собой прямые участки хорошо укатанного снега с редкими "проплешинами" чистого асфальта и покрытые ледяной коркой повороты. Одним словом, идеальное место для проверки водительских навыков и работы системы стабилизации.
Каждому участнику - два круга: ознакомительно-прогревочный и зачетный, со стартом "с хода". Систему стабилизации можно отключить или оставить активной - по желанию пилота.
Я решил ESC не отключать - во-первых, было интересно посмотреть, как она работает в реальных условиях. Во-вторых - электроника все-равно активируется при достижении 50 км/ч, и шарить по передней панели в поисках заветной кнопки, когда подлетаешь к крутому повороту после скоростного "прямика", не входило в мои планы. В общем, с самого начала у меня была какая-то тактика, и я ее придерживался)))
Скользко, очень скользко. На старте машины с отключенной ESC отчаянно шлифуют шинами лед на первых двух передачах, еле-еле набирая ход. Первый поворот - и сразу становится понятно, что "ручник" лучше вообще оставить в покое. Переборщил со скоростью при заходе в вираж - получи снос передней оси, перекрутил руль - "корма" тут же срывается в занос.
Быстрее всего получается ехать "на грани": максимальное замедление перед поворотом (под стрекот ABS), легкое скольжение в повороте и выход из него по широкой траектории. До тех пор, пока водитель не начинает "ловить" машину, вращая руль в сторону заноса, ESC не вмешивается в процесс. Но, как только электроника понимает, что "всё пропало", тут же подтормаживает одно из задних колес и отключает подачу топлива, резко и эффективно стабилизируя автомобиль.
В обычных дорожных условиях - именно то, что нужно, чтобы уберечь от вылета в кювет или на "встречку". Но в условиях гонки каждое срабатывание системы стабилизации - потеря драгоценного времени. Подача топлива восстанавливается только через пару секунд, а до этого "Веста" вообще не реагирует на нажатие педали "газа".
Мое мнение: LADA Vesta со своей штатной системой стабилизации способна отлично справиться с критической ситуацией на скользкой дороге, когда за рулем находится обычный среднестатистический водитель без навыков контраварийного вождения. Естественно, законы физики система ESC отменить не способна и вряд ли "словит" машину, которая вылетает на лед на скорости "за сотню". Но, как свидетельствуют зимние сводки ГАИ, зачастую серьезные аварии происходят в, казалось бы, безобидных ситуациях на "городских" скоростях. И именно в них система стабилизации может спасти и сам автомобиль, и здоровье и жизни водителя и пассажиров.
Что касается спортивных состязаний, то тут от системы стабилизации никакого толку нет - она только мешает. Естественно, если за рулем находится водитель с соответствующими навыками. Иначе не поможет ни ESC, ни отлично работающая коробка передач "Весты", ни грамотно настроенная подвеска, ни хорошее рулевое управление. Здравствуй, сугроб, прости, передний бампер.
Я и сам немного перестарался. Заезд на "пит-лейн" был практически сразу же после финишной линии - чтобы попасть в него, нужно было притормозить перед финишем... Или финишировать на полном ходу - но в этом случае просто физически не успеваешь оттормозиться, рискуя пропахать целину.
Я выбрал второй вариант - и, как потом оказалось, показал лучшее время в абсолютном зачете, выиграв гонку LADA Vesta Cup. С включенной системой стабилизации! Так что, тише едешь в поворотах - быстрее доедешь до финиша))
Смотрите, как все было, в видеорепортаже наших коллег на Youtube-канале Test-drive TV:
LADA Vesta и конкуренты
Понятное дело, что белорусский импортер LADA затеял эти гонки не для потехи журналистов, а для продвижения своей модели. Поэтому вернусь к тому, с чего начал - о непростой судьбе "Весты". Как же так получилось? Новая модель "АвтоВАЗа" объективно ни в чем не уступает тому же Renault Logan, который продается в Беларуси в разы лучше. Они вообще "братья", сконструированные на одной и той же платформе, только с использованием разных элементов. Vesta хорошо рулится, мчит по разбитым дорогам так же беззаботно, как и Logan. Дизайн - интересный. Салон и место водителя - не без изъянов, но в общем и целом достаточно качественные и удобные для своего ценового диапазона.
Если же сравнивать цены и оснащение, то LADA Vesta и вовсе оказывается более выгодным приобретением в сравнении с Renault Logan. И еще более выгодным в сравнении Volkswagen Polo.
Судите сами: к примеру, отлично "упакованная" Vesta с мотором 1.6 (106 л.с.) в комплектации Comfort Image стоит 18890 белорусских рублей. В эту комплектацию входят 2 фронтальные подушки безопасности, система стабилизации ESC, регулировка рулевой колонки по высоте и вылету, регулировка сиденья водителя по высоте, подогрев передних сидений, обогрев лобового стекла, кондиционер, аудиосистема c bluetooth, задние датчики парковки и литые колеса 16 дюймов.
Для сравнения, Logan с мотором 1.6 (113 л.с.) в комплектации Privilege стоит 18200 белорусских рублей. При этом из вышеперечисленного списка в нем нет ни регулировки руля по вылету, ни системы стабилизации (опция за 700 рублей, также включает в себя передние боковые подушки безопасности), ни обогрева сидений и лобового стекла (опция за 500 рублей), ни литых дисков, ни датчиков парковки.
Цены на Volkswagen Polo вообще начинаются от 19780 рублей за базовую комплектацию Trendline, в которой есть разве что кондиционер, 2 подушки безопасности, ABS и аудиоподготовка.
Успех бестселлера белорусского рынка новых автомобилей Volkswagen Polo можно объяснить давней любовью отечественных автолюбителей к заветным буквам VW, а лидерство марки Renault - низкими ценами и массированной рекламой. У маркетологов LADA - бюджеты поскромнее, да и над имиджем бренда еще нужно поработать. Мое же мнение за этот год не изменилось: у "Весты" есть потенциал, который оценили в России - там она уже успела потеснить и "Поло", и "Логан". Посмотрим, как быстро произойдет ломка стереотипов в Беларуси.