Тестируем зимние шины R17 для кроссоверов. Часть вторая: шипованные
Хотя в Беларуси суровые зимы с сильными морозами и нечищеными после обильных снегопадов дорогами скорее редкость, нежели закономерность, тем не менее приверженцев использования шипованных зимних шин хватает и в наших широтах. При этом чаще всего выбор в пользу зимней резины такого типа делают именно владельцы средне- и полноразмерных кроссоверов. А потому, наряду с фрикционными покрышками «скандинавского» типа в нашем тесте зимних шин сезона 2016/2017 гг. приняли участие и 7 комплектов шипованной резины типоразмера 235/65 R17.
Широкий выбор шин в наличии от премиальных и бюджетных производителей - в онлайн-гипермаркете 21vek.by.
Фрикционным шинам (так же известным, как "скандинавы"), о которых мы рассказывали в первой части нашего обзора зимних ниш, противостояли «зубастые» Vredestein ArcTrac SUV, Nokian Hakkapeliitta 8 SUV, Goodyear Ultra Grip Ice Arctic SUV 4×4, Continental IceContact 2 SUV, Nexen WinGuard WinSpike WS62, Michelin Latitude X-Ice North 2+ и Gislaved Nord Frost 100 SUV. В качестве автомобиля-носителя выступил всё тот же кроссовер Mercedes-Benz GLC.
Так же, как и фрикционные покрышки, шипованные зимние шины были подвергнуты полному циклу испытаний на всех типах дорожного покрытия: на снегу, льду, мокром и сухом асфальте.
Тесты на льду
Хотя программа ледовых испытаний шипованных зимних шин и включает четыре упражнения (разгон и торможение на льду, оценка поперечного сцепления на льду и оценка управляемости на скоростной ледяной трассе) – решающая роль здесь отводится тесту на торможение. И это неспроста – безопасность шины приоритетна над её прочими характеристиками!
Температура воздуха во время тестов была стабильной и составляла -10/-8С°. Торможение на льду выполнялось со скорости 34 км/ч. В этой дисциплине лучше всего себя показали покрышки Nokian и Continental. Причём, последний проиграл Nokian всего лишь 10 см! Почётное третье место заняли шины Goodyear, уступив лидеру 1,5 м. Отставание Gislaved и Michelin от победителя было уже существенным – 3 и 5,5 м соответственно. Хуже всех выступили голландский Vredestein и корейский Nexen. А, вообще, разброс результатов в торможении на льду по сравнению с лидером теста оказался довольно значительным: от 10 см у шин Continental до 7,63 м у «шиповок» Nexen! В реальных дорожных условиях это очень и очень много…
В ускорении на льду с 5 до 34 км/ч расстановка сил почти не изменилась – быстрее всего Mercedes разгонялся на шинах Nokian и Continental. Хуже всего автомобиль набирал скорость после «переобувки» в Vredestein и Nexen.
При оценке поперечного сцепления на льду (автомобиль двигался по ледяному кругу, достигая максимальной скорости движения) фаворит остался прежним. Здесь также лидировали покрышки Nokian, причём с заметным отрывом – разница с финишировавшими вторыми и пришедшими в этой дисциплине «ноздря в ноздрю», шинами Michelin и Goodyear составила целых 3 секунды! Комплекты резины Gislaved и Continental шли «плотнячком» за ними, уступая Goodyear всего лишь 0,6 и 0,8 секунды соответственно. В аутсайдеры опять попали Vredestein и Nexen с разницей между собой в 0,1 с и отставанием от лидера аж в 6 секунд!
На извилистой ледяной трассе оценки управляемости сюрпризом стали «провалившиеся» на третью строку рейтинга покрышки Nokian, уступившие победителю - шинам Continental, целых 2,6 секунды!
Удивили нас и «шиповки» Gislaved, занявшие второе место в данной дисциплине, а до этого державшиеся в середине турнирной таблицы. Шины Nexen и Vredestein опять провалили испытание – на обоих комплектах резины автомобиль проехал одинаково нестабильно. Даже в лучшем случае отставание от лидера составило практически 11 секунд!
Снежные дисциплины
В тестах на снегу комплекты шипованных шин приняли участие в трёх упражнениях (разгон, торможение, а также оценка безопасности управления на извилистой снежной трассе). Температура воздуха и снега во время тестов также составляла -10/-8С°.
Понятно, что укатанное снежное покрытие оказалось «по шипам» всем без исключения покрышкам – в ускорении на снегу с 5 до 30 км/ч (оценка продольного сцепления) разница между лучшей и худшей шиной невелика – всего лишь 0,25 с! Первое место в этом тесте разделили между собой Nokian и Continental с результатом в 2,97 секунды. На последнее место неожиданно «провалились» Michelin с результатом 3,22 с. Предпоследнее место в рейтинге заняла пара Gislaved/Vredestein, выступившая лучше аутсайдера на 0,3 секунды.
Совершенно невелик оказался разброс показателей у покрышек из тестовой группы при оценке тормозного пути на снегу. Основная масса шипованных шин отлично тормозит на этом виде покрытия.
В лидерах опять Goodyear, Continental и Nokian с практически идентичными результатами и разницей между собой всего лишь в 2 см (16,64, 16,66 и 16,68 м соответственно). В середине итоговой таблицы – Gislaved и Michelin, реабилитировавшийся в этом тесте после неудачного разгона на снегу. Компанию покрышкам Vredestein в номинальной группе аутсайдеров на этот раз составили шины Nexen. Однако, их отставание от лидера было незначительным – от 0,98 м у Vredestein до 1,22 м у «шиповок» Nexen!
Как правило, шипованные зимние шины известных производителей обеспечивают хороший уровень безопасности при экстренном торможении на укатанном снегу. Применение их на таком виде покрытия в многоснежные, морозные зимы оправдано!
В самом скоростном из зимних испытаний – езде по длинной извилистой снежной трассе оценки управляемости на снегу (тестирование продольных и поперечных сцепных свойств шин), лидером стал Continental, до этого буквально «дышавший в спину» Nokian в ряде дисциплин. Второе место осталось за покрышками Nokian, отставшими от лидера ровно на 1 секунду. Шины Goodyear и здесь продемонстрировали стабильность, заняв почётное 3-е место. (Разница их результата с покрышками Nokian составила всего лишь 0,4 секунды.) В середине итоговой таблицы вновь расположились Gislaved и Michelin, продемонстрировавшие достаточно скромные результаты. В конце списка – Vredestein и Nexen. В этот раз их проигрыш лидеру был серьёзным – 4,1 секунды у Vredestein и 6 секунд у Nexen!
Асфальт
Большую часть своей «жизни» шипованные покрышки должны проводить на заснеженном покрытии, попадая на асфальт еще реже, чем фрикционные шины «скандинавского» типа. Соответственно, испытания «шиповок» на асфальтовом полотне были проведены по укороченной программе – управляемость на мокром покрытии, торможение на мокром и сухом асфальте.
В торможении на мокром асфальте со скорости 80 км/ч наконец-то в полной красе проявили себя шины Goodyear – с лучшим результатом (34,54 м) они возглавили «табель о рангах». Но, как мы говорили раньше, подводя итоги тестов «скандинавов»: как правило, шины, средне выступающие в зимних дисциплинах, показывают хорошие результаты на асфальте. Впрочем, до этого державшиеся в лидерах покрышки Nokian и здесь не сдали своих позиций – второе место в тесте. Continental и Michelin со схожими результатами расположились в середине итоговой таблицы. Неожиданно худший результат – у шин Gislaved, проигравших лидеру 2,9 метра в торможении на мокром асфальте.
Управляемость на мокрой трассе (оценка поперечных сцепных свойств) – номинация, в которой шипованные зимние шины по определению обычно «не блещут». Впрочем, первое место по результатам испытаний снова у Nokian. Впервые отлично проявили себя покрышки Vredestein, разделившие 2-е место с шинами Gislaved, до этого также «не хватавшими звёзд с неба» в наших тестах. С небольшой разницей от них (менее 1 с) приехали Continental и Michelin. Замыкают список шины Goodyear, державшихся в «середнячках» на зимнем полигоне.
В торможении на сухом асфальте наименьший тормозной путь зафиксирован на шинах Michelin. Весомую конкуренцию им составили Nokian – разница с лидером составила всего лишь полметра! Достойно выступили покрышки Goodyear и, неожиданно, Nexen, до этого державшиеся в конце наших тестов. Шины Vredestein и, демонстрировавший хорошие результаты зимой, Continental, не сдали «осенний экзамен» по данной дисциплине, показав наихудший результат в группе. Впрочем, справедливости ради, нужно сказать, что худший результат всего на 6,3% отличается от лучшего, продемонстрированного покрышками Michelin.
Причина такого незначительного разброса результатов в том, что все шипованные зимние шины, независимо от бренда, изначально не предназначены для езды по чистому сухому асфальту! Конструкция шин этого типа и состав их резиновой смеси специально разрабатываются для работы на снегу и льду!
При экстренном торможении на сухом асфальтовом покрытии все шипованные зимние шины начинают «плыть», демонстрируя длинный тормозной путь. А при резких маневрах их мягкий протектор быстро истирается, интенсивно изнашиваются шипы. Кроме того, в ходе такой эксплуатации покрышки начинают интенсивно терять свою ошиповку! Категорически не рекомендуется использовать шипованные зимние шины летом. Покрышки этого типа не обеспечивают должного уровня безопасности на сухом асфальте!
Сопротивление качению
Оценка лёгкости качения производилась на специальном стенде с металлическим барабаном. У шипованных шин для проведения этого теста пришлось извлекать шипы. Коэффициент сопротивления качению выражается в кг/т (или Н/кН). Коэффициент в 9 кг/т означает, что, если на шину давит груз в одну тонну, к ней нужно постоянно прилагать силу в 90 Н, чтобы не дать ей возможность потерять скорость под воздействием сопротивления качению. Чем ниже этот показатель, тем легче катится шина, и тем выше её топливная экономичность. Самый низкий коэффициент сопротивления качению у зимних шин Nokian и Continental. Самый высокий – у Vredestein и Nexen.
Автор: Егор Алесин
Фото: Евгения Дударева и Павла Мурашко
Итоговая таблица результатов (нажмите на картинку, чтобы открыть таблицу в полном размере)
1 место (1425 баллов): Nokian Hakkapeliitta 8 SUV
Индекс нагрузки 108 T
Глубина протектора, мм 9,6 мм
Высота выступания шипов 0,9 мм
Количество шипов 198 шт
Вес шины 14,3 кг
Страна изготовления Финляндия
Минимальная цена, бел.руб. 411
Покрышки с весьма сбалансированными характеристиками и выдающимися сцепными свойствами на обоих типах зимних поверхностей. Обеспечивают отличное сцепление с дорогой и высокий уровень безопасности управления, как на укатанном снегу, так и на льду. Не сдают своих позиций и на твёрдом покрытии, демонстрируя достаточно короткий тормозной путь на сухом и мокром асфальте и тем самым обеспечивая высокий уровень безопасности. Из «минусов» – самая высокая цена в группе.
2 место (1386 баллов) Continental IceContact 2 SUV
Индекс нагрузки 108 T
Глубина протектора, мм 8,3 мм
Высота выступания шипов 0,6 мм
Количество шипов 222 шт
Вес шины 14,9 кг
Страна изготовления Россия
Минимальная цена, бел.руб. 392
Шины со сбалансированными характеристиками. Демонстрируют лучшую управляемость на льду и снегу и высокий уровень безопасности при маневрировании на зимних типах поверхностей. При этом слабоват уровень поперечного сцепления на льду и достаточно средний показатель управляемости на мокром асфальте. Из явных «минусов» – длинный тормозной путь на сухом асфальте и достаточно высокая цена.
3 место (1366 баллов) Goodyear Ultra Grip Ice Arctic SUV 4×4
Индекс нагрузки 108 T
Глубина протектора, мм 10,1 мм
Высота выступания шипов 0,7 мм
Количество шипов 128 шт
Вес шины 14,2 кг
Страна изготовления Германия
Минимальная цена, бел.руб. 239
Неплохие зимние шины со сбалансированными, но достаточно усреднёнными характеристиками. Средний уровень сцепления на зимних типах покрытия и такой же уровень безопасности при маневрировании на льду и снегу. Самый короткий тормозной путь на мокром асфальте, достаточно короткий тормозной путь на сухом, но довольно посредственная безопасность управления при маневрировании на мокром асфальте. Из «плюсов» – самый глубокий протектор.
4 место (1315 баллов) Gislaved Nord Frost 100 SUV
Индекс нагрузки 108 T
Глубина протектора, мм 9,2 мм
Высота выступания шипов 0,9 мм
Количество шипов 112 шт
Вес шины 15,6 кг
Страна изготовления Германия
Минимальная цена, бел.руб. 265
«Середнячок» - зимние шины с весьма усреднёнными характеристиками. Средний уровень сцепления на зимних типах покрытия и такой же уровень безопасности при маневрировании на льду, и снегу. Отличились самым длинным тормозным путём на мокром асфальте. При этом у покрышек в активе хороший показатель управляемости на мокрой дороге. Из явных «минусов» – это самая большая по весу покрышки.
5 место (1301 балл) Michelin Latitude X-Ice North 2+
Индекс нагрузки 108 T
Глубина протектора, мм 9,5 мм
Высота выступания шипов 1,0 мм
Количество шипов 116 шт
Вес шины 14,1 кг
Страна изготовления Франция
Минимальная цена, бел.руб. 300
Эти покрышки продемонстрировали неожиданно низкий уровень сцепления с покрытием на льду и снегу, а также весьма средний уровень безопасности при маневрировании на обоих типах покрытия. При этом шины оказались хороши на сухом асфальте, и одновременно продемонстрировали весьма средние показатели на мокром покрытии. Из «плюсов» – это самая лёгкая по весу покрышка.
6 место (1253 балла) Vredestein ArcTrac SUV
Индекс нагрузки 108 T
Глубина протектора, мм 8,8 мм
Высота выступания шипов 1,3 мм
Количество шипов 130 шт
Вес шины 14,8 кг
Страна изготовления Нидерланды
Минимальная цена, бел.руб. 232
Покрышки с низким уровнем сцепления на льду, снегу и асфальте. Очень низкий уровень безопасности при маневрировании на обоих типах зимнего покрытия. Средний уровень безопасности управления на мокрой дороге. Длинный тормозной путь на сухом и мокром асфальте. Высокий уровень сопротивления качению.
6 место (1253 балла) Nexen WinGuard WinSpike WS62
Индекс нагрузки 108 T
Глубина протектора, мм 9,9 мм
Высота выступания шипов 0,5 мм
Количество шипов 115 шт
Вес шины 14,2 кг
Страна изготовления Корея
Минимальная цена, бел.руб. 178
Эти шины очень похожи на предыдущие – такой же низкий уровень сцепления на льду, снегу и асфальте. Низкий уровень безопасности при маневрировании на зимней дороге. Небезопасные характеристики на мокром асфальте. Длинный тормозной путь на сухом и мокром асфальте. Высокий уровень сопротивления качению. Из «плюсов» только глубокий протектор и самая низкая цена.