«Сгореть» на 144 метрах – что случилось с «Белшиной» после экстренного торможения без ABS?
Пронзительный визг тормозов, чёрные полосы на асфальте от «заживо» истирающихся шин, повисший в воздухе едкий сизый дым с запахом горящей резины – нет, мы не принимали участие в соревнованиях по драг-рейсингу и не наблюдали за посадкой тяжёлых транспортных самолётов! «Всего-навсего» мы выполняли экстренное торможение со скорости 150 км/ч с отключенной системой ABS на испытательном полигоне компании Nokian Tyres! Впрочем, обо всём по порядку.
Как мы уже писали ранее, начиная с 2009 года, команда белорусских автожурналистов проводит собственные тесты летних и зимних шин на испытательных полигонах финской шинной компании Nokian Tyres наряду с такими авторитетными автомобильными изданиями, как «Авторевю», «За рулем», «Автоцентр» и «AUTOBILD». Зимние шины тестируются в суровых условиях испытательного полигона, расположенного близ города Ivalo в Лапландии в 260 км севернее Полярного круга. А вот летние шины испытываются в умеренном климате юго-западной части Финляндии, на полигоне рядом с городом Nokia, где, собственно, и находится первый завод компании Nokian Tyres.
В этот раз на полигоне в Nokia тестировались 10 комплектов летних шин популярной размерности 185/65 R15. В сравнительном тесте, результаты которого будут опубликованы весной накануне сезона 2017 года, приняли участие и отечественные покрышки «Белшина Бел-280». По окончании намеченной программы испытаний им, вместе с именитым конкурентом Michelin Energy XM2, пришлось поучаствовать также в необычном эксперименте в стиле «Разрушителей легенд».
Поводом для экстремального теста послужила претензия к компании «Белшина» одного минского автолюбителя. Суть конфликта такова – после экстренного торможения на автомобиле, «обутом» в белорусские шины, появилось «биение» передних колёс. Специалисты шиномонтажа после неоднократных попыток балансировки колёс вынесли «приговор» — балансировка колёс и их дальнейшая эксплуатация невозможны. Попытка автовладельца воспользоваться 5-летней гарантией производителя оказалась безуспешной – описываемый случай не был признан гарантийным. Рекламационная комиссия «Белшины» отклонила заявление о замене покрышек «Artmotion Snow Бел-317», по причине того, что на них «имеются дефекты эксплуатационного характера, а именно – интенсивный местный износ рисунка протектора»…
Вышеописанная история нас заинтересовала. И не потому, что в ней фигурировали шины отечественного производителя, достаточного болезненно реагирующего на обсуждение качества выпускаемой им продукции на интернет-ресурсах. Нет, наше внимание привлёк зафиксированный рекламационной комиссией факт «интенсивного местного износа рисунка протектора». Получить такие повреждения покрышки могут только при полной блокировке колес и интенсивном торможении «юзом» на твёрдом покрытии. В свою очередь, полная блокировка колёс при экстренном торможении на асфальте возможна только на старых автомобилях, не оснащённых антиблокировочной системой тормозов, или же, независимо от возраста, на авто с неработающей ABS. Ведь, как ясно из ее названия, данная система призвана предотвращать полную блокировку колес при экстренном торможении автомобиля, тем самым обеспечивая его управляемость в данной критической ситуации.
Выяснилось, что злосчастные шины были установлены на автомобиле Renault Laguna 2002 года выпуска. Данная модель конструктивно «по умолчанию» оборудована ABS. Однако, о том, как функционировала данная система на конкретном авто и функционировала ли вообще, эта детективная история умалчивает. Между тем, из-за отнюдь немолодого возраста и своих конструктивных особенностей, ABS данного Renault Laguna вполне могла работать некорректно или же попросту находиться в аварийном режиме.
Подкреплял нашу уверенность в этой догадке и собственный многолетний опыт тестирования зимних и летних шин на испытательном полигоне Nokian Tyres. В ходе наших достаточно жестких испытаний ни одна из покрышек не получала одномоментно такого повреждения, которое делало бы её непригодной к дальнейшей эксплуатации. Справедливо это и в отношении как зимних, так и летних шин отечественной «Белшины». После серии торможений «в пол» на мокром и сухом асфальте (а суммарно это более 10 торможений со скорости 80 и 100 км/ч) на протекторе ни одной из них не появилось и малейших признаков неравномерного местного износа!
Понимая, что после десятков торможений с работающей ABS на мокром и сухом асфальте с шинами ничего криминального не произойдет, мы решили сразу же проверить наше предположение и выполнить экстренное торможение на машине с неисправной антиблокировочной системой.
В качестве автомобиля-носителя была взята одна из двух Lada Vesta, закупленных компанией Nokian Tyres у питерского дилера Lada около года назад, и с тех пор исправно несущих службу на испытательном полигоне. Итак, полностью деактивируем ABS, просто выдергивая из щитка соответствующий предохранитель. Тормозить решено на сухом асфальте, предварительно разогнав Lada Vesta до 150 км/ч на длинном прямике испытательного полигона.
Итак, разгон до заданных 150 км/ч, и педаль тормоза «в пол»!.. В популярных ТВ-передачах в таких случаях в кадре появляется надпись: «Не повторять! Опасно!» И в самом деле, в реальных дорожных условиях торможение юзом с таких скоростей ничего хорошего не сулит! При экстренном торможении с отключённой ABS/ESP, автомобиль может внезапно потерять устойчивость, просто попав колесом в дорожную неровность. Или же, тормозящую «на юз» машину, может попросту развернуть и опрокинуть из-за неравномерности срабатывания тормозных механизмов разных колёс.
Однако, сопровождаемая пронзительным визгом шин и шлейфом сизого дыма, тестовая Lada Vesta тормозит прямолинейно. На удивление, перегрузка от экстремального торможения минимальна – вместо ожидаемого интенсивного замедления автомобиль плавно скользит блокированными передними колёсами по кашице из дымящейся резины и плавящегося асфальта! Тормозной путь неправдоподобно огромен – 144 метра!
Чтобы оценить состояние протектора непосредственно в пятне контакта с полотном, нужно дать колесу чуть-чуть прокрутиться. Передние шины буквально отлипают от асфальта с характерным звуком отдираемой резиновой присоски.
Состояние покрышек передних колес плачевное – и без инструментальных замеров видно, что в месте контакта шины с асфальтом рисунок протектора стал плоским, как-будто колесо специально обточили на наждаке, чтобы вызвать пресловутый «интенсивный местный износ протектора». Жирные черные следы на асфальте, усыпанные многочисленными резиновыми катышами с запахом горелой резины, недвусмысленно указывали, во что превратилась резина при торможении юзом.
Доказывать, что больше эксплуатировать эти покрышки невозможно, нет нужды – шины ощутимо бьет при движении. При попытке увеличить скорость, автомобиль начинает ощутимо трястись на ходу, при этом явно слышен стук ставших плоскими частей покрышек.
Во избежание обвинений в нашей ангажированности западными компаниями-производителями шин повторяем данный эксперимент с покрышками Michelin Energy XM2. И для них результат стал столь же плачевным: протектор стесан, шины бьют на ходу, что делает их дальнейшую эксплуатацию невозможной. Впрочем, «на глазок» прикидываем, что остаточная глубина протектора в месте «интенсивного местного износа» у шин Michelin все же больше, нежели чем у отечественной «белки».
Инструментальный замер остаточной глубины протектора подтверждает наше наблюдение: в месте пятна контакта с полотном у «Белшины Бел-280» осталось около 2,5-2,6 мм рисунка при его изначальной глубине в 7,2 мм.
А вот протектор покрышек Michelin Energy XM2 оказался более стойким к торможению юзом: сохранилось около 3,7–4 мм рисунка при его изначальной глубине в 7,4 мм. Хотя, эти данные не имеют никакого практического значения – все шины, подвергшиеся экстремальному испытанию, стали одинаково непригодными для дальнейшей эксплуатации по назначению.
Итоги испытаний очевидны: экстренное торможение «юзом» с больших скоростей приводит к интенсивному локальному износу протектора. И, как минимум, шины колёс передней оси будут повреждены так, что потребуется их замена. Кроме того, экстренно тормозить с неисправной ABS даже на сухом асфальте – дело рискованное. Как показал наш тест, эффективность такого торможения невысока - тормозной путь «юзом» гораздо продолжительнее, чем при торможении с ABS, которая не допускает блокировки колес, удерживая их на грани срыва в скольжение. Кроме того, из-за блокировки колес при торможении «юзом» возникает риск потери управляемости автомобилем. (А на скользкой дороге он существенно возрастает!)
Ну, и в заключение нужно отметить, что интенсивное торможение с блокировкой колёс на твёрдых покрытиях действительно может вызывать локальный неравномерный износ шин, что в конечном итоге потребует их преждевременную замену. Нами доказано, что ни отечественная «Белшина», ни шина из премиум-дивизиона не способны противостоять «интенсивному местному износу рисунка протектора», вызванному экстремальным торможением!
Смотрите видео этого экстремального испытания "Белшины" на Youtube-канале наших коллег "Test-drive TV".
Егор Алесин, фото автора и Евгения Дударева.