Холдинг "Атлант-М": итоги 2015 года в Беларуси, России и Украине и прогнозы на 2016 год
В 2016 году автомобильный холдинг "Атлант-М" будет отмечать свое 25-летие. Знаменательное событие немного омрачено не слишком радостными результатами деятельности за 2015 год, на которые повлияли негативные внешние факторы на всех рынках присутствия: в Беларуси, России и Украины. Подобная ситуация наблюдается впервые в истории: сильнейшая девальвация национальных валют, спад в экономике и снижение реальных доходов населения привели и к отрицательной динамике на автомобильных рынках сразу всех трех стран, в которых работает "Атлант-М".
Это отразилось на финансовых и сбытовых показателях компании: по данным, предоставленным пресс-службой "Атлант-М", суммарная выручка всех предприятий, входящих в структуру «Атлант-М», составила $371 млн, уменьшившись вдвое по сравнению с 2014 годом. Валовый доход сократился на 41% - до $74,4 млн. Основной причиной падения стала девальвация: российский рубль, украинская гривна и белорусский рубль потеряли от трети до половины своей стоимости.
Продажи новых автомобилей через автоцентры «Атлант-М» в 2015 году составили 10 798 штук (на 41% меньше, чем в прошлом году). При этом рынок Беларуси снова стал для холдинга приоритетным. Тем не менее, рыночная доля холдинга на белорусском рынке новых авто постоянно сокращается - с рекордных 50% в 2009 году до 22,1% в 2015-м. Всего белорусские автоцентры «Атлант-М» реализовали 5222 новых автомобиля. Таким образом, в 2015 году «Атлант-М» уступил пальму первенства белорусскому импортеру Renault "Автопромсервис", который реализовал за отчетный период 8070 новых авто (по данным автомобильной ассоциации БАА). Продажи марки Volkswagen увеличились на 4% и составили 3792 автомобиля. Модель Volkswagen Polo Sedan вновь стала абсолютным лидером на рынке РБ (2900 автомобилей, +28% по сравнению с 2014 годом).
В России холдингом продано 4448 новых автомобилей - примерно в 2 раза меньше, чем в 2014 году. Большое влияние на динамику продаж оказал уход с рынка марок Chevrolet DAT и Opel. В Украине продано 1128 новых автомобилей. Продажи компании снижались медленнее, чем рынок. В результате рыночная доля дилеров холдинга стала максимальной за всю историю работы на рынке Украины, превысив 2,2%.
В 2015 году отделениями «Атлант-М» было реализовано 661 тыс. нормо-часов сервиса и 245 тыс. нормо-часов кузовного ремонта. Направление сервиса оказалось самым устойчивым в кризисной ситуации: реализация сократилась всего на 10%. Положительной динамики нормо-часов добились «Атлант-М Британия» и «Атлант-М на Независимости» в Беларуси, «Атлант-М на Гагарина» в Украине, «Атлант-М Николаева» и «Атлант-М Лахта» в России. Реализация нормо-часов кузовного цеха снижалась в России и Украине, но в Беларуси возросла на 11%. Все кузовные цеха холдинга в Беларуси увеличили и выработку нормо-часов, и валовый доход.
В целом можно утверждать, что модель автомобильного бизнеса в России, Украине и Беларуси все больше приближается к западной: если раньше в структуре дохода большая часть приходилась на реализацию автомобилей и меньшая – на послепродажное обслуживание, то уже три-четыре года назад это соотношение было примерно 50/50. А по итогам прошлого года в общей структуре валового дохода «Атлант-М» доля от продажи автомобилей сократилась с 34% до 30%, а доля от послепродажного обслуживания превысила 60%. На долю автомобилей с пробегом, продаж дополнительного оборудования и финансового сервиса пришлось 9,5%.
Прогнозы на 2016 год в Беларуси
По мнению экспертов "Атлант-М", в 2016 году на белоруский рынок новых автомобилей будет по-прежнему подвержен влиянию общего спада в экономике и "ползучей" инфляции. При этом в начале года наметилась тенденция к сокращению "серого" ввоза автомобилей из России. Если в январе 2015 года официальные продажи дилерами составляли 1,6 тыс. новых автомобилей при 4,9 тыс. ввезенных автомобилей в частном порядке, то в январе 2016 года это соотношение составило 1,4 и 1 тыс. новых автомобилей в пользу официальных дилеров. Это связано с постоянным повышением цен на новые автомобили в России, а также переходом большинства белорусских дилеров на поставки из РФ (на данный момент это бренды Chery, Citroen (частично), Datsun, Ford (частично), Great Wall, Honda, Hyundai (частично), Jaguar, KIA (частично), LADA, Land Rover, Lifan, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Peugeot (частично), Renault, Skoda (частично), Subaru, Toyota, UAZ, Volkswagen (частично), Volvo.