Глава "АвтоВАЗ" Бу Андерссон: "Мы хотим занять 20% рынка новых автомобилей в Беларуси"
10 лет в шведской армии, два десятилетия на ведущих должностях в General Motors, 4 года руководства "ГАЗом"... Бу Андерссон, занявший в начале 2014 года пост президента "АвтоВАЗ", является одним из самых успешных автомобильных топ-менеджеров в Европе. Его первым решением на "АвтоВАЗе" стало приведение в европейский цивилизованный порядок туалетов на Волжском автозаводе, а летом он заставил все руководство предприятием пересесть с роскошных внедорожников Infiniti на "Лады". В рамках презентации для прессы новой "Приоры" с роботизированной коробкой передач (тест-драйв Domkrat.by читайте здесь), Бу Андерссон приехал в Минск, чтобы заодно познакомиться и обсудить насущные вопросы с белорусским импортером "АвтоВАЗа" компанией "Минск-Лада". А для белорусских журналистов была организована небольшая, но достаточно познавательная пресс-конференция. В каком направлении движется "АвтоВАЗ", как решаются вопросы с качеством и каковы планы на будущее? На эти и другие вопросы отвечает новый глава "АвтоВАЗа".
- Возможно ли размещение производства компонентов или сборки автомобилей Автоваз в Беларуси?
- Я 5 лет проработал на "ГАЗе". У нас было очень хорошее развитие бизнеса в Беларуси. За это время мы смогли найти качественных поставщиков комплектующих в Беларуси. И одна из причин моего визита - найти поставщиков на конвейер АвтоВАЗа. Что касается сборки автомобилей - об этом пока говорить рано. Начнем с поставщиков, затем будем рассматривать вопрос с производством. У нас есть агрессивная цель - завоевать 20% рынка новых автомобилей в Беларуси. После этого можно будет думать и о сборке автомобилей. Пока же в этом нет экономического смысла. Еще один важный аспект - если правительство захочет размещать крупные заказы на поставку автомобилей при условии, что мы организуем сборку в Беларуси - мы также будем рассматривать такие варианты.
- Ваш план - занять 10% рынка, затем 20% рынка новых автомобилей в Беларуси. Какие шаги мы намерены предпринять, чтобы достичь этих целей?
- Во-первых, мы должны сделать так, чтобы люди снова начали гордиться автомобилями "Лада". Легко сказать - непросто сделать. Во-вторых, нам ничто не мешает стать конкурентоспособными. В-третьих, мы должны быть очень точными в нашей рекламе: "Зачем покупать подержанную 3-летнюю иномарку, если за эти же деньги можно купить новую "Ладу". Здесь нам предстоит много работы, потому что люди потеряли доверие к "Ладе". К примеру, 6 месяцев назад я ездил на служебном Infiniti, и для меня это не имело значения. Теперь мой служебный автомобиль - Lada Largus, который был построен специально для меня по моему проекту. Недавно мы запустили три специальные версии наших моделей: с 1 сентября наши клиенты смогут купить Lada Kalina Cross, с 1 октября в продажу поступает Niva 4x4 Urban, с 1 ноября станет доступна Lada Largus Cross. Но более важно то, что теперь все руководители на "АвтоВАЗе" ездят на автомобилях "Лада", а весь служебный автопарк из импортных автомобилей выставлен на продажу. Итак, три задачи: вернуть гордость к "Ладе", убедить потребителя в том, что новая "Лада" лучше подержанной иномарки, и приятно удивить наших клиентов позитивными нашими новыми моделями.
- Какие шаги вы намерены предпринять для повышения качества автомобилей "Лада"?
- Мы начали с того, чтобы пошагово повышать качество наших моделей. К примеру, в "Гранте" мы исправили проблему с плохим закрыванием задних дверей. Мы повысили прочность кузова, заменили уплотнители и изменили конструкцию замков. Далее - коробка передач. Проблема с включением задней передачи - решена. Проблема с переключением с первой на вторую передачу - решена. Шумность работы трансмиссии снижена на 50%. Второй вопрос - качество производства. К примеру, в январе этого года только 37% автомобилей "Лада Ларгус", сходивших с конвейера, проходили заводской контроль качества с первого раза. Сегодня этот показатель достигает 75%. Для "Калины" - 50% в январе и 85% сегодня. Повышение качества - одна из наших главных задач. Это то, на что в первую очередь обращает внимание потребитель. Три месяца назад мы открыли новый центр обслуживания клиентов под руководством одного из молодых и талантливых российских менеджеров. За первые месяцы работы я провел интервью с несколькими претендентами на эту должность и спросил их: "Кем бы вы хотели стать в будущем?". 9 из 10 сказали, что хотят стать вице-президентами "АвтоВАЗа". И только один был достаточно смелым, чтобы сказать, что он хочет стать президентом компании. Это был Андрей Солдатов. И я выбрал именно его. Он каждый день просматривает интернет-сайты, каждый день разговаривает с потребителями и дилерами. У него есть небольшая команда сотрудников, которая помогает ему в решении вопросов с качеством. Каждое утро в 7 утра я получаю его отчет по поводу отзывов потребителей. Часть вопросов касается качества узлов и агрегатов, часть - качества сборки.
- В настоящее время импортные производители активно покоряют российский рынок. Есть ли какая-то программа "реверса", т.е. покорения европейского рынка?
- Да. Я недавно был в Германии, на встрече с клубом поклонников "Нивы". Германия является очень важным рынком для нас. Я люблю факты и даты: просматривая данные по регистрации автомобилей в Германии, я обратил внимание на одну цифру: за первые 6 месяцев этого года в Германии было продано всего 519 автомобилей "Лада". При этом мы продали на 100 автомобилей больше, чем Infiniti. Да, Германия никогда не будет для нас большим рынком. Мы уже потеряли как минимум 5 лет, мне не нравится работать по выходным, но сейчас у меня нет выбора. Мы стараемся работать быстро - к примеру, разработка "Лада Калина Кросс" заняла всего 12 недель. И в ближайшее время вы увидите еще много интересных моделей "Лада". В ближайшие 2 года мы запускаем три совершенно новые модели: Lada Vesta, Lada X-Ray и Lada X-Ray Cross. С этими моделями мы сможем конкурировать с европейскими производителями на их территории. Но главным рынком сбыта для нас по-прежнему остается Россия. Потому что ни одна компания не может быть успешным экспортером, если она не лидирует на домашнем рынке. Сегодня 33% всех автомобилей, продаваемых в России, производятся на "АвтоВАЗа". Еще один момент - мы сократили структуру руководства "АвтоВАЗом": до моего прихода в компании было 9 уровней руководителей, у каждого из которых было еще и по заместителю. Сегодня осталось только 5 уровней: мастер, контролер, начальник смены, начальник цеха и руководитель бренда. "АвтоВАЗ" сейчас собирает не только "Лады", но и автомобили Renault, Nissan и Datsun, которые конкурируют друг с другом на рынке. Да, конкуренция на европейском рынке интересна, но нам прежде всего нужен российский рынок.
- Какие марки являются, на ваш взгляд, главными конкурентами "Лады" на белорусском рынке. Как вы оцениваете шансы, к примеру, Geely, которая поддерживается белорусским правительством?
- Я люблю конкуренцию, потому что она заставляет тебя развиваться. Если посмотреть на статистику продаж новых автомобилей в Беларуси и сравнить с данными по России, заметны две большие разницы. Одна из них - сильные позиции Geely в Беларуси. Я знаю их продуктовый продукт, т.к. во время моей работы на "ГАЗе" мы рассматривали возможность производства Geely на нашем конвейере в России. Сегодня у Geely сильный модельный ряд, но я не вижу причин, по которым "Лада" не могла бы конкурировать с Geely. Кроме того, я не вижу оснований, по которым мы не можем конкурировать с Toyota. Мы конкурируем в России с Renault и Nissan, Volkswagen и Skoda, Hyundai и Kia. Наша цель - 10% рынка новых автомобилей в Беларуси. Когда мы достигнем этой цели, будем ставить новые. Что касается Geely, то мы готовы конкурировать. Скажу лишь одну вещь: сейчас "АвтоВАЗ" производит более 600 тысяч автомобилей в год, тогда как Geely не выпускает такого количества автомобилей по всему миру. Так что я не боюсь конкуренции.
- Каким будет "АвтоВАЗ" через 5 лет?
- 5 лет - это большой срок. Я бы сфокусировался на 2016 году. Потому что в этом году "АвтоВАЗ" начнет получать полную выгоду от альянса с Renault-Nissan. Потому что к этому моменту мы будем производить новые модели Lada X-Ray и Lada X-Ray Cross. Как вы знаете, обе эти модели построены на платформе Renault, но имеют свой собственный дизайн. К этому моменту должны окупиться все инвестиции, которые были сделаны в этот проект. К этому году производство большинства автомобилей "Лада" будет пересено в новые цеха: у нас будет новый цех сварки, окраски и сборки. Так что 2016 год будет очень важным для нас. У нас будут новые продукты, 20% рынка, двукратное увеличение экспорта... Цели амбициозные, но я уверен, что у нас все получится. Мне нравится автобизнес, потому что это очень сложный бизнес. Но если ты знаешь, что делать, тогда все просто и легко.
Бу Андерссон действительно произвел впечатление человека, который четко знает, что делает - и что нужно сделать для развития "АвтоВАЗа". И в том, что он сам сел за руль одной из "роботизированных" "Приор", привезенных для презентации, чтобы отвезти своих подчиненных дальше по программе визита, не было ни грамма показухи. Интересно, когда же белорусские чиновники пересядут на Geely?