"Не прячьте ваши денежки". Чего ждать от введения утилизационного сбора в Беларуси? (обновлено 27.02)
4 февраля 2014 года Президентом Республики Беларусь был подписан Указ №64 "Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств" - полный текст можно найти здесь. Как говорится в тексте "В целях обеспечения рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также максимального вовлечения отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья".
Данный указ фактически идентичен российскому закону об утилизационном сборе, который был введен еще в 2012 году и, по большому счету, должен был защитить местных автопроизводителей и заодно компенсировать потери российского госбюджета от снижения таможенных пошлин на импортируемые автомобили с 30% до 25% в рамках вступления в ВТО. Правда, Евросоюз пожаловался в ВТО на ущемление Россией прав иностранных автопроизводителей (российские были освобожденые от уплаты утильсбора), и в конце прошлого года в закон были внесены изменения, вступившие в силу 1 января 2014 года. А именно - в этом году утильсбор в России должны платить все: и импортеры, и местные производители.
С 1 марта 2014 года утилизационный сбор начнут взимать и в Беларуси - согласно указу №64. В последний рабочий день перед вступлением указа в силу, 27 февраля, Советом Министров РБ было подписано постановление №172, которое устанавливает ставки и коэффициенты утильсбора, а также фактически особождает от его уплаты белорусских автопроизводителей, включая "БелДжи" и "Юнисон".
Как и предполагалось, Совмин скопировал ставки, которые действуют в России. Итак, базовая ставка для легковых автомобилей равна 20 000 российских рублей. Расчетные ставки в зависимости от возраста и типа легкового автомобиля приведены в таблицах ниже (курс на 26.02.2014: 1 USD = 35,5 RUR). Кстати, это не окончательные суммы - утильсбор должен уплачиваться дилером при ввозе автомобиля в Беларусь. Соответственно, он, как и таможенные сборы, будет включен в итоговую стоимость автомобиля, на которую начисляется еще и 20% НДС.
Автомобили не старше 3-х лет
Транспортные средства категории М1, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальные и специализированные транспортные средства данной категории | Коэффициент | Итого, в рос. рублях | Итого, в USD |
с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой | 0,86 | 17200 | 485 |
с двигателем рабочего объема не более 1000 см3 | 0,86 | 17200 | 485 |
с двигателем рабочего объема свыше 1000 см3, но не более 2000 см3 | 1,34 | 26800 | 755 |
с двигателем рабочего объема свыше 2000 см3, но не более 3000 см3 | 2,56 | 51200 | 1440 |
с двигателем рабочего объема свыше 3000 см3, но не более 3500 см3 | 3,47 | 69400 | 1955 |
с двигателем рабочего объема свыше 3500 см3 | 5,5 |
110000 |
3100 |
ввозимые физическими лицами для личного пользования независимо от объема двигателя | 0,1 | 2000 | 56 |
Автомобили старше 3-х лет
Транспортные средства категории М1, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальные и специализированные транспортные средства данной категории | Коэффициент | Итого, в рос. рублях | Итого, в USD |
с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой | 5,3 | 106000 | 2986 |
с двигателем рабочего объема не более 1000 см3 | 5,3 | 106000 | 2986 |
с двигателем рабочего объема свыше 1000 см3, но не более 2000 см3 | 8,26 | 165200 | 4654 |
с двигателем рабочего объема свыше 2000 см3, но не более 3000 см3 | 16,12 | 322400 | 9082 |
с двигателем рабочего объема свыше 3000 см3, но не более 3500 см3 | 28,5 | 570000 | 16056 |
с двигателем рабочего объема свыше 3500 см3 | 35,01 |
700200 |
19724 |
ввозимые физическими лицами для личного пользования независимо от объема двигателя | 0,15 | 3000 | 85 |
Более подробно о ставках на транспортные средства других категорий можно узнать из текстов официального постановления Совмина.
Прогнозы для рынка новых авто в Беларуси
На данный момент самый насущный вопрос: будет ли решена ситуация с фактически двойной оплатой утильсбора по автомобилям, поставляемым из России? Ведь речь идет не только о продукции "АвтоВАЗа", но и обо всех остальных моделях российской сборки, включая бестселлеры 2013 года Volkswagen Polo седан, Renault Sandero Stepway и Renault Duster. Более того, под двойное обложение утильсбором попадают белорусские дилеры, которые работают с российскими импортерами и получают автомобили с их складов: Jaguar и Land Rover, Toyota, Nissan, Subaru, Suzuki.
Тут вся надежда только на то, что белорусский Совмин доворится с российскими коллегами о взаимных уступках: мол, мы не облагаем утильсбором автомобили из России, а вы - из Беларуси. А договариваться нужно - и дело не в заботе о белорусских покупателях новых авто. Для государства критично, что из-за утильсбора подорожают, к примеру, грузовики и автобусы "МАЗ", а также самосвалы "БелАЗ", продажи которых в Россию придется как-то субсидировать.
Если же двойную оплату утильсбора оставят, как есть, советую обратить внимание на последние строчки в таблицах, с коэффициентами для физлиц. В 2013 году белорусы и так ввезли из России несколько тысяч новых автомобилей в частном порядке - по некоторым маркам и моделям получается ощутимая экономия. В 2014 году желающих сэкономить еще и на утилизационном сборе будет больше - ведь физлицам придется платить сбор в 10 раз меньше, чем юрлицам, т.е. белорусским дилерам.
Второй, не менее важный вопрос - собирается ли белорусский ГТК снижать пошлины на новые автомобили до уровня российских, т.е. до 25%. Белорусские дилеры ожидают это пятипроцентное снижение, т.к. оно позволит как минимум компенсировать утильсбор, а дорогие модели (по оценкам белорусских экспертов авторынка, ценой свыше 30 тысяч евро) могут даже подешеветь.
Правда, тут есть еще один нюанс. Когда в 2010 году в Беларуси произошло последнее (надеюсь) серьезное повышение таможенных пошлин, белорусские дилеры и импортеры старались уговорить производителей на более низкие отпускные цены. Теперь может пойти обратный процесс - при снижении ставок "растаможки" наши операторы лишатся одного из козырей в переговорах о ценах будущих поставок. А значит снижения розничных цен может и не быть.
Судя по "запретительным" коэффициентам утильсбора на автомобили старше 3-х лет, ввозимые юрлицами, этот бизнес снова переквалифицируется на оказание "услуг по выбору и доставке автомобиля" с оформлением на частников.
Единственная категория, которую не затрагивает утилизационный сбор - автомобили с гибридной силовой установкой. Видимо, они и так превосходно справляются с охраной окружающей среды, самостоятельно превращаясь во вторсырье по окончанию срока службы.
В любом случае, сейчас предельно ясно одно - с 1 марта 2014 года новые автомобили в очередной раз подорожают. Интересно, Беларусь когда-нибудь дождется того счастливого дня, когда автомобили станут дешевле?