Ресурсный тест летних шин Nokian Nordman SX3 – опыт первого сезона эксплуатации

19.05.2023 Автор: Domkrat.by

Осенью 2021 года финская шинная компания Nokian Tyres анонсировала выход новой линейки летних автопокрышек. В числе дебютантов летние шины премиум-класса Hakka Blue 3 и Hakka Blue 3 SUV, а также более доступные покрышки «второго эшелона» Nordman SX3. Как и анонсировалось, весной 2022 года новинки поступили в продажу.

Новую модель летних автопокрышек среднего ценового сегмента Nordman SX3 маркетологи Nokian Tyres позиционируют, как «шину для небольших семейных автомобилей, обладающую сбалансированной управляемостью и износостойкостью». Не секрет, что именно цену и износостойкость большинство отечественных автолюбителей ставит во главу угла при выборе новой резины. Похоже, что у покрышек «второй линии» Nordman SX3 с этим всё в порядке: их заявленные характеристики обнадёживают, а сами шины дешевле представленных в премиальной летней линейке Hakka.

При этом, в ходе проектирования покрышек Nokian Nordman SX3 у резины Hakka был позаимствован целый ряд инновационных технологий. Так, был использован отлично зарекомендовавший себя асимметричный рисунок протектора, для которого была специально разработана новая резиновая смесь.

Внешнее плечо шины, с плотным расположением связанных между собой шашек протектора, остается жёстким при контакте с дорогой, что способствует точной и стабильной управляемости на сухом покрытии во время прохождения поворотов и при маневрировании.

За характеристики на мокром покрытии в большей степени отвечает внутреннее плечо покрышки. Так, агрессивные перьевые канавки «Blade Grooves» расширяются к внутреннему плечу, пересекают массивные рёбра в центральной части, эффективно удерживая воду и направляя её к продольным канавкам.

Применяемая здесь технология «Nokian Tyres Coanda», основанная на использовании эффекта Коанда, ускоряет отвод воды из продольной канавки и эффективно предотвращает аквапланирование.

В плечевых зонах канавки расширяющейся формы «Trumpet Grooves» также накапливают воду и ускоряют её удаление из поперечных канавок – это обеспечивает двойную эффективность против аквапланирования.

По замыслу создателей, шины должны сохранять свои эксплуатационные характеристики и противостоять аквапланированию в течение всего срока службы.

Способствовать этому должна новая резиновая смесь протектора. Ожидается, что она легко адаптируется к изменяющимся условиям движения, а также температуре воздуха и покрытия. Кроме того, она обладает повышенной устойчивостью к порезам и проколам, защищает конструкцию шины от ударов, тем самым обеспечивая дополнительную износостойкость и ходимость.

Проверенная в линейке Hakka инновация «Silent Groove Design» снижает шум шины и повышает акустический комфорт в салоне автомобиля. Её ключевая особенность заключается в полукруглых углублениях на продольных рёбрах, напоминающих форму мяча для гольфа и влияющих на поток воздуха в протекторе шины. Уменьшение сопротивления воздуха способствует снижению расхода топлива.

Весной 2022 года Domkrat.by получил от Nokian Tyres комплект резины Nordman SX3 для долговременного теста в реальных условиях эксплуатации на дорогах общего пользования. Так к нам на «лонг-тест» попали покрышки размерности 195/60 R15 88H.

Представляем вашему вниманию первый отчёт в рамках ресурсного теста летней шины Nokian Nordman SX3, «намотавшей» более 12 тысяч километров по дорогам Беларуси.

Приводим достоинства и недостатки покрышек Nokian Nordman SX3, проявившиеся по результатам первого сезона эксплуатации:

Плюсы и достоинства:

Минусы и недостатки:

·      хорошая управляемость (хороший уровень сцепления с покрытием) на сухом асфальте при движении на больших скоростях и при высоких температурах воздуха;

·      хорошая управляемость и сцепление с грунтом при движении по дорогам без покрытия;

·      хорошая управляемость (хороший уровень сцепления с покрытием) на тёплом и мокром асфальте;

·      высокое сопротивление аквапланированию;

·      невысокий уровень шума;

·      высокое сопротивление нагрузке и ударам о дорожные неровности;

·      высокая износостойкость протектора.

·      длинный тормозной путь на холодном и мокром покрытии;

·      посредственная управляемость на холодном и мокром покрытии;

·      скорее удовлетворительные комфорт и плавность хода при движении по плохим дорогам.

Цифры и факты


Резина, приехавшая с завода Nokian Tyres во Всеволожске, покинула конвейер на 8-й неделе 2022 года, на что указывает дата производства «0822», указанная на боковине покрышки.

Как известно, фирменный индикатор износа «DSI» («Driving Safety Indicator»), расположенный на центральном ребре всех покрышек Nokian Tyres, показывает ориентировочную остаточную высоту протектора в миллиметрах. Судя по отметкам на шкале «DSI», высота протектора покрышек Nordman SX3 должна равняться 8 мм.

Измерения, проведенные с помощью штангенциркуля, показали, что реальная высота протектора составляет 8,2 мм. Что называется – с небольшим запасом.

Важная информация для правильного выбора и последующей эксплуатации шин указывается на т.н. «евростикере» – заводской этикетке, приклеенной к протектору резины. Согласно Регламента ЕС 1222/2009, на такой наклейке производители указывают потребительские свойства покрышек (тормозной путь, топливную экономичность, а также уровень создаваемого резиной шума) согласно принятым в Европейском союзе стандартизованным критериям маркировки шин (классы А, В, С и так далее).

Представленная на «евронаклейке» информация позволяет понять различия между «топовыми» покрышками и т.н. «шинами второй линии». К примеру, «индекс мокрого сцепления» WGI характеризует длину тормозного пути на мокрой поверхности.

На практике разница длины тормозного пути между покрышками класса «A» и шинами с оценкой «С» составляет 7 метров, при условии, что в обоих случаях автомобиль движется со скоростью 80 км/ч!

Дальше – хуже: разность тормозного пути шин класса «А» и класса «E» составляет целых 12 метров! А это уже суммарная длина целых трёх легковых автомобилей!

Более того, в то время, когда машина на резине класса «А» уже остановится, автомобиль на шинах класса «E» продолжит двигаться со скоростью более 40 км/ч! И это при том, что обе машины начинали своё торможение со всё тех же 80 км/ч!

Именно поэтому все ведущие производители автопокрышек стремятся довести уровень сцепления шин на влажном покрытии, как минимум, до класса «C».

Тестируемые нами покрышки «второй линии» Nokian Nordman SX3 по уровню сцепления на мокром асфальте относятся к классу «С».

Ещё один важный показатель, имеющийся на «евронаклейке» – класс топливной эффективности шины. Определяющий фактор для того или иного класса – коэффициент сопротивления качению «RRC». Как известно, от него зависит практически 20% расхода топлива автомобилем! И, чем выше у покрышки сопротивление качению, тем выше у машины расход топлива.

Так, шина класса «А» имеет самое низкое сопротивление качению и позволяет автомобилю расходовать меньше топлива, чем покрышка класса «E».

В абсолютных цифрах это означает, что разница в расходе горючего между двумя соседними классами топливной эффективности составляет около 0,1 литра на каждые 100 километров пути. Значит, применяя шины высшего класса «А», можно рассчитывать на экономию топлива около 0,5 литра на 100 км пути по сравнению с шинами класса «E».

По уровню сопротивления качению резина Nordman SX3 относится, как говорится, к «крепким середнячкам» – топливная эффективность у этой покрышки на уровне класса «С».

Ещё один важный показатель, позволяющий косвенно оценить качество шин и то, как они будут «катиться» – вес грузов, использованных на шиномонтаже для балансировки колеса «в сборе». У покрышек премиум-класса этот показатель, как правило, не превышает одного-двух десятков грамм.

Тестовые шины отбалансировались без каких-либо проблем. Максимальный вес грузиков на одну сторону составил 25 грамм.

13 мая 2022 года покрышки Nordman SX3 195/60 R15 были установлены на автомобиль Opel Astra G. Сезонный пробег шин к моменту их замены на зимнюю резину 15 ноября 2021 года составил 12 206 км.

По окончании первого сезона эксплуатации была визуально оценена и инструментально измерена остаточная высота протектора тестируемой резины.

Судя по индикаторам износа, остаточная величина протектора всех четырёх шин составила больше 7 мм.

Выполненные с помощью штангенциркуля замеры показали, что реальная глубина протектора покрышек передних колёс равна 7,5 мм, задних – 7,6 мм.

По аналогии с ранее проведенными ресурсными тестами шин был рассчитан т.н. «средний расход резины» – условный показатель, применяемый нами для оценки изностойкости покрышек.

В случае установки на ведущую ось автомобиля, «расход резины», рассчитанный для шин Nokian Nordman SX3, составляет около 1 мм на каждые 17 437 км пути.

С такой динамикой «расхода» 6 мм высоты протектора, остающихся до индикатора износа, должно хватить примерно на 100 тыс. км пробега! А это не менее 5 летних сезонов эксплуатации.

Впечатления и ощущения

Для Владимира, человека военного, основными критериями при выборе летних шин являются: надёжность, как у автомата Калашникова, износостойкость и цена. О том, на сколько оправдались ожидания от «подопытных» покрышек, расскажет сам «тест-пилот».

Конечно, сравнение шин Nordman SX3 с изношенными покрышками «Белшина», установленными на автомобиль до этого, не может претендовать на объективность. Тем не менее, перемены в поведении машины после замены резины оказались разительными.

Наиболее ощутимо управляемость автомобиля улучшилась на дорогах без твёрдого покрытия. На грунтовке шины Nordman SX3 показали очень неплохую курсовую устойчивость и хорошее сцепление с дорогой. А вот плавность хода при проезде неровностей была скорее удовлетворительной. Но – это не главное. Важно, что эти покрышки отлично противостоят ударам о дорожные неровности. Бывает едешь в сумерках, дорога реально «кандагар» – яма на яме, как воронка на воронке. Чуть что не увидел – удар такой, что думаешь, наверное, амортизаторные стойки пробили свои стаканы. А что ж тогда случилось с шинами? Наверное, в лохмотья? Выходишь посмотреть – абсолютно никаких повреждений: ни разрывов, ни даже «булок». И это на полностью загруженной машине!

На асфальте тоже всё «красиво»: чёткая управляемость, хорошая курсовая устойчивость и плавный ход. На дороге стоя́т хорошо, к полотну «липнут», держат. А в жару держат даже лучше. Что касается уровня шума при движении по трассе – так больше 120 км/ч я не гоняю. А на таких скоростях эти «нордманы» шумят несильно – на 1 балл по 5-бальной шкале.

Отдельно нужно отметить высокую износостойкость протектора резины Nordman SX3 даже при высокой температуре дорожного покрытия. Не истирается кусочками, не выкрашивается. Если бы не исчезновение цифры «8» на беговой дорожке протектора, то и говорить об износе шины было бы сложно.

Не менее хорошо тестовые покрышки показали себя и в ходе «форсирования водных преград». Тут у них в «плюсах» хорошая устойчивость на мокром асфальте. Двигаться на этих шинах в сильный дождь вполне безопасно и комфортно. Что понравилось особенно – это высокое сопротивление аквапланированию. Даже визуально наблюдаешь хороший отвод воды из-под колеса. Влетаешь в лужу – вода в стороны фонтанами, но чувствуешь, что сцепление с дорогой не теряется.

А вот холодный и мокрый асфальт способен преподнести сюрпризы. Резина в утренние заморозки «дубеет», машина при этом рулится вяло, да и тормозной путь на холодном асфальте увеличивается. Так что с осенней «переобувкой» затягивать не стоит. Лучше до первого снега и морозов.

P.S. Свой второй сезон эксплуатации шины Nokian Nordman SX3 начали 3 мая 2023 года. Как проявит себя резина этим летом, мы узнаем уже в конце этого летнего сезона. Все подробности - на Domkrat.by.

Новый HAVAL JOLION - скидки
до 10 400 BYN!
"Автоцентр на МКАД"
Забирайте Tugella в Geely Атлант-М от 3.5% в BYN!
Автоцентры GEELY в Атлант-М
От 96 900 рублей! Успеть купить те Nissan в "рассрочку" на 2 года, которые ввезены по старым ставкам утильсбора!
"ДрайвМоторс"
Новый пикап JAC T9 с АКПП.
В наличии у всех официальных дилеров JAC в Беларуси!
jacauto.by
Большая распродажа Hyundai: скидки до 21 000 BYN! Дополнительная выгода 5 000 BYN* при сдаче вашего автомобиля Hyundai в Trade-in!
"Хёндэ АвтоГрад"
BAIC X55. Стильный и технологичный. Двухцветный кузов. Панорамная крыша.
10" дисплей мультимедиа.
"BAIC Центр Минск"
Обновленный Audi Q8 в наличии на выгодных условиях!
"Audi Центр Минск"
Грандиозная распродажа!
Dongfeng MAGE - 75 500 BYN
C максимальной скидкой!
Авто в наличии
DONGFENG.BY
Кроссовер Haima 8S по специальной цене 82 980 BYN. Количество ограничено.
5 лет гарантии, официальный сервис.
Автосалон ПарадАвто
Ликвидация склада! Грандиозные скидки! LADA в наличии
lada.by
Новинки MAZDA в Атлант-М! Новые авто с гарантией от официального дилера!
Автоцентр MAZDA Атлант-М
Новые автомобили HAVAL по программе "Рассрочка 0,1%"
до 4 лет!
"Автоцентр на МКАД"
© 2010 - 2025 domkrat.by