Тест зимних фрикционных шин 205/55 R16 (сезон 2018/2019): «премиальные» «скандинавы»

Автор: Егор Алесин Фото: автора и Евгения Дударева
30.10.2018

«Йоуни, получается, что ваша новая Hakka R3 у нас худшая по управляемости на льду…» – после этих слов на оставшуюся часть рабочего дня мне пришлось стать объектом шуток товарищей, а корректные финны отправились проверять измерительную аппаратуру. Но, всё было по-честному – беспристрастный измерительный прибор Racelogic V-boх зафиксировал «провал» шины Nokian Hakkapeliitta R3 на ледяной трассе управляемости. Этот «скандинав» от Nokian Tyres вчистую проиграл испытание на своём «домашнем поле» – заполярном полигоне «White Hell»!

«Скандинавские» зимние шины размерности 205/55 R16 мы тестировали уже не раз: в 2015 году, а в 2017 году повторили испытания. Зачем же было опять «городить огород» и год спустя опять испытывать линейку «скандинавов» той же размерности?

Перефразировав одну из книжек про муми-троллей замечательной финской писательницы Туве Янссон, скажем: «Всё дело в «Хакке!» А точнее, в дебютировавшей в январе этого года новой финской покрышке Nokian Hakkapeliitta R3. Отказаться протестировать комплект этой резины, попавший на полигон, что называется «с пылу, с жару», было бы, наверное, глупо… Компанию финской шине составила ещё одна новинка 2018 года, но уже от японских шинников – Yokohama IceGuard 50 Plus. А чтобы борьба за место на подиуме была максимально жёсткой, компанию им в наших тестах составили достаточно «свежие» покрышки от ведущих шинных брендов сегмента «премиум». Полный список протестированных нами нешипованных (фрикционных) зимних шин таков:

• Nokian Hakkapeliitta R3;

• Goodyear UltraGrip Ice 2;

• Michelin X-Ice 3;

• Continental ContiVikingContact 6;

• Pirelli Ice Zero FR;

• Yokohama IceGuard 50 Plus;

• Dunlop Winter Maxx WM02.

В качестве автомобилей-носителей выступили VW Golf VII и VW Golf VII GTI.

Тем, у кого нет времени дочитать этот тест, можем сказать, что «премиум» – есть «премиум». Провально выступающих шин, подобно тем изделиям китайских «товарищей», что участвовали в нашем недавнем тесте «кроссоверной» резины, в этих испытаниях не было. Все покрышки известных производителей в целом достойно проявили себя в тестовых заездах, показав итоговые результаты с разницей между первой и последней шиной около 70 баллов (см. итоговую таблицу).

По конкретным покрышкам наше мнение следующее: шины Nokian Hakkapeliitta R3 особо рекомендуются тем, кто живет за городом и всю зиму в основном ездит по нечищеным дорогам, покрытым глубоким снегом и льдом.

Покрышки Goodyear UltraGrip Ice 2 и Continental ContiVikingContact 6 правильнее относить к универсальным зимним шинам, которые, тем не менее, больше рекомендуются для эксплуатации в крупных городах и ближнем пригороде, где дорожное покрытие всё же регулярно чистится от снега и льда.

Michelin X-Ice 3 и Pirelli Ice Zero FR – типичные «городские» зимние шины, которые лучше всего подойдут тем, кто большую часть зимы ездит по очищенным до асфальта городским улицам и большим магистралям, лишь изредка попадая на снег.

Что касается самих испытаний, то всё проходило, как обычно: два этапа – два полигона.

Так как о самой методике сравнительных тестов шин, проводимых командой белорусских автожурналистов, говорилось уже не раз, переходим сразу к результатам испытаний.

Ледовое покрытие

Температура воздуха во время тестовых заездов на этом типе зимнего покрытия колебалась в диапазоне от -12 до -8 С°. 

Тормозной путь на льду, 30-5 км/ч, м

Разгон на льду, 5-30 км/ч, м

Оценку поперечного сцепления на льду проводили на гладкой поверхности замёрзшего озера. Автомобиль-носитель двигался по трассе в виде замкнутого круга. При этом достигалась максимально возможная скорость движения, на грани потери сцепления шины со льдом. Оценивалось время прохождения круга.

Время прохождения ледяного круга, с

Объективная оценка управляемости шины на льду производится путём измерения времени прохождения специально подготовленной ледовой трассы каждой тестируемой шиной.

Время прохождения ледяной извилистой трассы, с

Впервые в истории наших тестов покрышка Nokian оказалась худшей в одном из испытаний. В тесте оценки управляемости на льду Hakkapeliitta R3 показала самое большое время прохождения извилистой ледяной трассы, отстав от лидера теста почти на 10 секунд! Провал этой шины-новинки в такой важной зимней дисциплине не то чтобы сильно взволновал, однако, несколько озадачил финских товарищей. Впрочем, убедившись, что наши замеры были произведены корректно, а для всех шин были обеспечены одинаковые условия испытаний, они не стали спорить с результатами и делать из этого трагедию. Лишь было предложено, чтобы, ради интереса, данный тест повторил кто-нибудь из финских испытателей…

Уже на следующий день замечательный парень с хорошим раллийным именем Mikka на своём Golf GTI «наматывал» круги по ледяной трассе управляемости… Конечно же, чуда не случилось – пилот Nokian Tyres показал несколько лучшее время прохождения трассы для каждой шины, но в итоговой таблице все покрышки остались на своих позициях. Результат, показанный Hakka R3, так и остался худшим…

Впрочем, статус «самой медленной» покрышки на трассе ледовой управляемости не означает, автоматически, звание «самой небезопасной» шины на льду. Пусть, на покрышках Hakkapeliitta R3 не удавалось эффектно промчаться по испытательной трассе с большой скоростью, однако, их реакции на управление были правильными. В ответ на критический рост скорости развивался плавный снос колёс передней оси, и, вполне предсказуемо, автомобиль скользил наружу поворота.

Снежные дисциплины

Для проведения тестовых заездов снежное покрытие испытательных трасс специально подготавливается – снег максимально прессуется тракторами-ратраками до состояния укатанной дороги. Температура воздуха во время «снежных» тестов составила -12…-8 С°. Торможение на снегу выполнялось со скорости 30 км/ч.

Тормозной путь на утрамбованном снегу, 30-5 км/ч, м

Ускорение на снегу измерялось специальной аппаратурой со скорости 5 до 30 км/ч.

Разгон на утрамбованном снегу, 5-30 км/ч, c

График

«Подъём на холм» или, как его называют в англоязычной литературе, «Snow Hill», по идущей в гору длинной извилистой трассе используется для оценки управляемости шины на снегу, а точнее, проверки продольных и поперечных сцепных свойств испытываемой покрышки. Это самое скоростное испытание в череде зимних тестов шин.

Время прохождения идущей в гору извилистой снежной трассы, с

Не менее важным испытанием для фрикционной зимней резины становится оценка её управляемости и на специально подготовленной извилистой снежной трассе.

Время прохождения извилистой снежной трассы, с

Асфальт

Имитацию дорожного покрытия в оттепель, а также в осеннее или весеннее межсезонье осуществляют путём проведения испытаний на сухом и мокром асфальте. Чтобы избежать влияния на результаты тестов сильного износа резины, всегда возникающего после заездов на зимних шинах по сухому покрытию, вначале проводят комплекс «мокрых» тестов и только потом – испытания на сухом асфальте. Температура воздуха во время тестов на твёрдом покрытии составляла 5…+7 С°.

Тормозили на мокром асфальте на специально орошаемом участке испытательной трассы со скорости 80 до 5 км/ч.

Тормозной путь на мокром асфальте, 80-5 км/ч, м

Для оценки управляемости шин на мокром асфальте автомобиль двигается по трассе с постоянным орошением покрытия, представляющей собой большую «восьмерку» с поворотами разной степени крутизны. Измеряется время прохождения трассы.

Данные тесты показывают, насколько удобно и безопасно управляется автомобиль на мокрой трассе.

Время прохождения мокрой асфальтовой трассы, с

Торможение на сухом асфальте выполнялось со скорости 100 км/ч. 

Тормозной путь на сухом асфальте, 100-5 км/ч, м

Тесты управляемости на сухом асфальте практически всегда оказываются губительными для зимних шин. Именно поэтому их делают последними. Точность и безопасность управления автомобилем пилот оценивает субъективно, анализируя уровень сцепления шин и их поведение на скоростной «змейке» или при выполнении «лосиного теста» (имитация объезда внезапно возникшего препятствия).

Сопротивление качению

Результаты данных испытаний отражают топливную эффективность шин – чем меньше сопротивление качению, тем меньше топлива будет расходовать автомобиль, "обутый" в шины тестируемой модели.

Потери на сопротивление качению, кг/т

Итоговая таблица (открывается в полном размере по клику)


1 место Nokian Hakkapeliitta R3

Nokian Hakkapeliitta R3 особо рекомендуется тем, кто живет за городом и всю зиму в основном ездит по нечищеным дорогам, покрытым глубоким снегом и льдом!

Индекс грузоподъёмности (кг) 94 (670)

Индекс скорости (км/ч) R (170)

Глубина протектора, мм 8,8

Вес шины, кг 8,4

Страна-производитель Финляндия

Минимальная цена, BYN 225

Впервые в истории наших тестов покрышка Nokian «провалилась» в одном из испытаний. В тесте оценки управляемости на льду Hakkapeliitta R3 показала худшее время прохождения извилистой ледяной трассы, отстав от лидера теста почти на 10 секунд! Провал этой шины-новинки в такой важной зимней дисциплине не то чтобы сильно взволновал, однако, несколько озадачил финских товарищей. Впрочем, убедившись, что наши замеры были произведены корректно, а для всех шин были обеспечены одинаковые условия испытаний, они не стали спорить с результатами и делать из этого трагедию. Лишь было предложено, чтобы, ради интереса, данный тест повторил кто-нибудь из финских испытателей… Уже на следующий день замечательный парень с хорошим раллийным именем Mikka на своём Golf GTI «наматывал» круги по ледяной трассе управляемости… Конечно же, чуда не случилось – пилот Nokian Tyres показал несколько лучшее время прохождения трассы для каждой шины, но в итоговой таблице все покрышки остались на своих позициях. Результат, показанный Hakka R3, так и остался худшим.

Впрочем, статус «самой медленной» покрышки на трассе ледовой управляемости автоматически не означает звание «самой небезопасной» шины на льду. Пусть, на покрышках Hakkapeliitta R3 не удавалось эффектно промчаться по испытательной трассе с большой скоростью, однако, их реакции на управление были правильными. В ответ на критический рост скорости развивался плавный снос колёс передней оси, и, вполне предсказуемо, скольжение автомобиля наружу поворота.

Однако во всех остальных зимних дисциплинах эта покрышка-новинка действительно оказалась лучшей! Разгон и торможение на льду, оценка поперечного сцепления на льду; разгон и торможение на снегу – в этих испытаниях ни одни шины не смогли опередить покрышки Nokian!

Кроме того, в «плюсах» - самое низкое в группе сопротивление качению, а также самый глубокий протектор и самый маленький вес шины!

Ну, а теперь о минусах… Вполне ожидаемо, что в тестах на твёрдом покрытии эта покрышка будет выглядеть достаточно «бледно». Ведь, как мы не раз писали – сделать фрикционную зимнюю резину, одинаково хорошо ведущую себя и на льду, и на снегу, и на асфальте – практически невозможно. Вот и «блиставшая» в снежных заездах Hakka R3 попала в тройку «аутсайдеров» в торможении и управляемости на мокром покрытии.

Впрочем, и в «асфальтовых» дисциплинах нас тоже ждал сюрприз – лидировавшая в снежных тестах покрышка Nokian стала лучшей и в торможении на сухом асфальте!

В «минусах» – высокая цена шины.

2 место Goodyear UltraGrip Ice 2

Несмотря на позиционирование покрышки Goodyear UltraGrip Ice, как «скандинава», по нашему мнению правильнее отнести её к универсальным зимним шинам, в том числе подходящим для переменчивой белорусской зимы. Особенно хорошо она подойдёт для эксплуатации в больших городах и ближнем пригороде, где дорожное покрытие всё же регулярно чистится от снега и льда. Из дополнительных плюсов – достаточно «вменяемая» цена.

Индекс грузоподъёмности (кг) 94 (670)

Индекс скорости (км/ч) T (190)

Глубина протектора, мм 8,4

Вес шины, кг 8,8

Страна-производитель Польша

Минимальная цена, BYN 155

Шина с очень противоречивыми характером и достаточно неоднозначными результатами как в «зимней сессии», так и весенне-осенних дисциплинах. Судите сами: хорошее ускорение на льду и при этом худший показатель в оценке поперечного сцепления на ледяном круге, а также предпоследнее место в управляемости на этом типе зимнего покрытия.

Также в зимних тестах покрышка Goodyear показала отличные результаты в торможении и управляемости на снегу и при этом «умудрилась» провалиться на предпоследнее место в ускорении на снежном покрытии и подъёме на холм.

Отличные торможение и управляемость на мокром покрытии, а также сравнимая с летней шиной, практически эталонная, управляемость на сухом асфальте помогли этой шине вырваться в лидеры по результатам осенних тестов. И даже худший результат в торможении на сухом покрытии не помешал этому.

3 место Michelin X-Ice 3

«Скандинав» Michelin X-Ice 3 – типичная «городская» зимняя шина. А потому лучше всего подойдёт тем, кто большую часть зимы ездит по очищенным до асфальта городским улицам и большим магистралям, лишь изредка попадая на снег.

Индекс грузоподъёмности (кг) 94 (670)

Индекс скорости (км/ч) H (210)

Глубина протектора, мм 8,2

Вес шины, кг 9

Страна-производитель Испания

Минимальная цена, BYN 165

Покрышка этого известного производителя разочаровала нас в зимних испытаниях, выступив в них достаточно «бледно». Худшие результаты в разгоне и управляемости на снегу, посредственный результат в торможении на снегу – в снежных тестах шине Michelin удалось реабилитироваться лишь в «подъёме на холм», где она заняла второе место. Может быть, причина неудачного выступления самый неглубокий протектор среди всех протестированных шин?

Громкое имя «X-Ice» не помогло и в заездах на льду: предпоследнее место в ускорении на льду, посредственный результат в тесте на управляемость, среднее время на ледовом круге. Лишь в торможении на самом скользком зимнем покрытии этой покрышке удалось пробиться в тройку лидеров.

А вот в «осенней сессии» шина Michelin реабилитировалась благодаря попаданию в тройку на подиуме во всех испытаниях на асфальте.

В итоге – третье место по сумме всех испытаний.

4 место Continental ContiVikingContact 6

Эту модель можно отнести к универсальным зимним шинам, неплохо подходящим для нашей переменчивой зимы. Одинаково хорошо она подойдёт для эксплуатации и в крупных городах, и ближнем пригороде, где дороги всё же регулярно очищаются от снега и льда. Жаль только, что цена у неё самая большая из всех протестированных шин.

Индекс грузоподъёмности (кг) 94 (670)

Индекс скорости (км/ч) T (190)

Глубина протектора, мм 8,3

Вес шины, кг 8,7

Страна-производитель Германия

Минимальная цена, BYN 260

Лучшая управляемость на льду, второй результат в торможении на льду и в оценке поперечного сцепления на ледовом круге – пожалуй, именно эта покрышка лучше всего показала себя в заездах на самом скользком зимнем покрытии во время испытаний на полигоне в Лапландии.

А вот тесты на снегу ContiVikingContact 6 провел хуже: посредственный разгон на снегу, предпоследнее место в торможении и управляемости на снежном покрытии и лишь в «подъёме на холм» попадание в тройку лидеров. Несмотря на это, в итоговой таблице после зимних испытаний эта шина была второй, уступала лишь только покрышкам Nokian, а значит, имела все шансы на место на подиуме.

Однако в «мокрых» осенних тестах она показала достаточно средние результаты, ни разу не став худшей. Заезды на сухом асфальте были гораздо удачнее: второй результат в торможении и отличная, почти, как у летней шины управляемость. В итоге – 4 место в группе. Хотя правильнее будет говорить о том, что покрышки Continental разделили 3 место с Michelin – разница между ними составила лишь 3 балла!

5 место Pirelli Ice Zero FR

Ещё одна типично «городская» зимняя шина. Впрочем, при цене от 150 рублей покрышка Pirelli Ice Zero FR может стать вариантом зимней резины для тех, кто большую часть зимы ездит по очищенным до асфальта городским дорогам, лишь изредка попадая на снег.

Индекс грузоподъёмности (кг) 94 (670)

Индекс скорости (км/ч) T (190)

Глубина протектора, мм 8,6

Вес шины, кг 9

Страна-производитель Россия

Минимальная цена, BYN 150

Тот случай, когда именно конкурентное окружение определяет место, занимаемое «премиальной» шиной в той или иной строчке рейтинговой таблицы. Хотя покрышка Pirelli с грозным названием «Ice Zero FR» «провалилась» только в разгоне-торможении на льду, она стала худшей во всём цикле зимних испытаний. И это – несмотря на попадание в тройку лидеров в тестах на управляемость и оценку поперечного сцепления на льду! Более того, эта итальяно-российская шина была лучшей в «подъёме на холм» и третьей в тестах снежной управляемости, да в остальных «снежных» дисциплинах показала себя крепким «середнячком». И при всём этом – только последнее место по итогу зимних испытаний!

Впрочем, осенние испытания позволили «реабилитироваться» шине «Ice Zero FR»: покрышка попала в тройку лидеров в торможении и управляемости на мокром асфальте, а также стала одной из лучших в заездах на оценку управляемости на сухом асфальте. Как промежуточный результат – 3 место в группе после тестов на твёрдом покрытии.

Ну, и по итогам нашего теста – пятое место в рейтинговой таблице.

6 место Yokohama IceGuard 50 Plus

По итогу – покрышка с достаточно посредственными характеристиками на разных типах зимних покрытий. Японским «шинникам» есть, над чем работать. За эти деньги стоит присмотреться к покрышкам, более стабильно работающим на зимних покрытиях!

Индекс грузоподъёмности (кг) 91 (615)

Индекс скорости (км/ч) Q (160)

Глубина протектора, мм 8,3

Вес шины, кг 9,5

Страна-производитель Япония

Минимальная цена, BYN 151

Эта новинка от японских «шинников» показала в наших тестах весьма неоднозначные результаты. Так нигде и не став лучшей, покрышка Yokohama «умудрилась» стать худшей сразу в трёх испытаниях – в торможении на снегу, управляемости на мокром асфальте и в оценке сопротивления качению. Кроме того, у неё достаточно неглубокий протектор и самый большой вес среди всех протестированных шин.

И хотя в большинстве зимних и осенних тестов Yokohama IceGuard 50 Plus показала средние или же посредственные результаты, в ускорении на льду и снегу этой покрышке удалось занять 3 место на подиуме.

7 место Dunlop Winter Maxx WM02

В принципе, при цене от 125 рублей эту резину можно использовать, как вариант зимних шин для исповедующих спокойный стиль зимней езды жителей небольших городков и посёлков, где большую часть времени приходится ездить по нечищеным от снега дорогам.

Индекс грузоподъёмности (кг) 94 (670)

Индекс скорости (км/ч) T (190)

Глубина протектора, мм 8,3

Вес шины, кг 9,5

Страна-производитель Япония

Минимальная цена, BYN 125

Неслучайно шины Dunlop и Yokohama в итоговой рейтинговой таблице разделяет всего лишь 5 баллов. Во многом эти покрышки похожи: у зимней резины Dunlop такой же, как и у Yokohama, достаточно неглубокий протектор и самый большой вес среди всех протестированных шин.

Как и шины Dunlop, в большинстве зимних и осенних тестов покрышки Yokohama не продемонстрировали ничего выдающегося. Впрочем, стоит отметить, что в отличие Dunlop, резина Yokohama была худшей лишь в одной номинации – торможении на мокром асфальте.

Из «плюсов» – третье место в заездах оценки управляемости на льду и торможении на снегу, второе место в ускорении на снегу, а также самая маленькая цена.