Ресурсный тест летних шин Nokian Nordman SZ – опыт первого сезона эксплуатации

Автор: Егор Алесин Фото: автора
09.04.2019

Как известно, ведущие производители шин рекомендуют «переобувать» автомобили в летние покрышки, когда среднесуточная температура воздуха поднимается выше +7°С. Просмотрев прогноз погоды в Беларуси на следующую неделю, можно спрогнозировать, что массовый переход на летнюю резину совсем не за горами.

Чтобы облегчить проблему выбора шин, Domkrat.by наряду с другими авторитетными автомобильными изданиями уже несколько лет подряд проводит сравнительные тесты автомобильных покрышек. Впрочем, у таких испытаний шин есть один существенный недостаток – они не отвечают на важный вопрос: «Сколько лет прослужат шины?» Узнать это можно лишь в ходе долговременных ресурсных испытаний – штатной эксплуатации покрышек на дорогах общего пользования.

Представляем вашему вниманию первый отчёт по ресурсному тесту летней шины Nokian Nordman SZ, относящейся к сегменту «UHP», и прошедшей 14,5 тысяч километров по дорогам Беларуси и Европы.

Напомним, что предназначенные для мощных спортивных автомобилей низкопрофильные высокоскоростные покрышки класса «Ultra High Performance» (UHP) уже попадали к нам на ресурсный тест. Так, шины Nokian Hakka Black размерности 235/45 R17, прежде чем «выйти в отставку», за 3 летних сезона «намотали» почти 50.000 км.

В 2018 году компания Nokian Tyres повторно откликнулась на наше пожелание испытать летние шины в ходе реальной эксплуатации и предоставила для лонг-теста покрышки Nokian Nordman SZ 235/45 R17 97W XL, дебютировавшие на рынке в 2016 году.

Выбор модели не был случайным – с периодически возникающим вопросом выбора широких низкопрофильных летних шин сталкиваются не только владельцы новых автомобилей Е-класса, но и хозяева т.н. «б/у премиума», к примеру, таких автомобилей, как BMW 5-reihe (E39) и Audi A6 C5. И не всем «по карману» будут «играющие» в элитном дивизионе «UHP» покрышки размерности 235/45 R17, произведенные на заводах Continental, Michelin или Pirelli. Что касается компании Nokian Tyres, то стоимость летней резины Hakka Black, позиционируемой, как шины «премиум-класса», тоже «кусается»! Именно поэтому у многих ведущих шинных производителей имеются более дешевые покрышки т.н. «второй линии», выпускаемые менее раскрученными, относительно небольшими брендами, купленными или специально для этого созданными.

В подавляющем большинстве случаев шинники «второго эшелона» выпускают качественную и безопасную продукцию; при этом используются технологические наработки «материнской» компании, ранее применённые на премиальных моделях 5-8-летней давности. За счёт этого по своим характеристикам покрышки «второй линии» немного уступают современным топовым шинам своего концерна, зато по цене смотрятся гораздо их привлекательнее.

Вот и компания Nokian Tyres, производящая линейку достаточно дорогостоящих шин сегмента «премиум» Nokian Hakka/Hakkapeliitta, обзавелась собственным суббрендом Nokian Nordman, используя который, финский производитель продвигает на рынок вполне доступные по цене покрышки эконом-класса.

Для тех, кому уже наскучило длинное предисловие, и у кого нет желания дочитывать материал до конца, приводим достоинства и недостатки покрышек Nokian Nordman SZ, проявившиеся по результатам первого сезона эксплуатации.

Плюсы и достоинства:

• отличная управляемость на сухом асфальте (высокий уровень сцепления с покрытием) даже при движении на больших скоростях и при высоких температурах воздуха;

• хорошая управляемость на мокром асфальте (хороший уровень сцепления с покрытием);

• короткий тормозной путь на сухом асфальте;

• высокая износостойкость.

Минусы и недостатки:

• не очень высокие плавность хода и комфорт при движении по плохим дорогам;

• высокий уровень шума на больших скоростях;

• достаточно средняя высота защитной отбортовки.

Немного истории

Как и положено покрышкам «второй линии», у летней резины Nordman SZ есть «премиальный» предшественник – выпускавшиеся исключительно на заводе в Финляндии шины Nokian Hakka Z. Эти покрышки премиум-сегмента дебютировали в уже далёком 2008 году. Они были специально разработаны для мощных скоростных легковых автомобилей, владельцы которых, как известно, ценят комфорт не меньше, чем спортивную управляемость.

По задумке конструкторов, эта скоростная шина создавалась для эксплуатации в самых сложных климатических и дорожных условиях. Во время предсерийных тестов Hakka Z отлично зарекомендовала себя в сложном климате с дождливым летом и переменчивой погодой, стабильно работая в условиях резких перепадов температуры и влажности, не страшась разбитых дорог и грубого асфальта.

О серьёзности намерений финских шинников потеснить соперников по дивизиону «UHP» говорили скоростные индексы новинки (W – до 270 км/ч и – Y до 300 км/ч), а также применённые при разработке покрышки Hakka Z инновационные технологии, к примеру – «Nokian Cool Zone Concept». Эта концепция объединила в себе три инновационных на тот момент решения, применённых в конструкции шины: многослойную конструкцию протектора, особый профиль протектора (с более плоским радиусом кривизны) и резиновую смесь на основе наносилики.

Дебютировавшие покрышки Hakka Z были тепло приняты потребителями и продавались очень неплохо, пока в конце 2014 года им на смену не пришла легендарная летняя резина Nokian Hakka Black. Но, шины Nokian Hakka Z не канули в лету – в конце 2015 года финские шинники представили их «реинкарнацию», летнюю резину Nokian Nordman SZ.

Как и предшественник, покрышки Nordman SZ предназначены преимущественно для мощных и скоростных легковых автомобилей различных классов. При этом Nordman SZ имеют фактически тот же протектор, что и шины Hakka Z, но относятся совсем к другому ценовому сегменту. Кстати, о протекторе – как и покрышки Hakka Z, производитель предлагает Nordman SZ в двух вариантах исполнения, отличающихся друг от друга индексами скорости, а внешне – двумя различными вариантами протектора. Правда, сами индексы скорости у резины Nordman SZ поменьше, чем у предшественника: V – до 240 км/ч и W – до 270 км/ч.

От летней резины Hakka Z шинам Nordman SZ достались воплощённые в технологии «Nokian Cool Zone» решения: двухслойный протектор, где нижний «базовый» слой имеет повышенную жёсткость, а верхний слой изготовлен из эластичного компаунда с большим содержанием наносилики.

Цифры и факты

Как и большинство шин, производимых компанией Nokian Tyres для рынков Европы, покрышки «второй линии» Nordman SZ были произведены на расположенном под Санкт-Петербургом российском заводе Nokian. Приехавшая из Всеволжска резина покинула конвейер на 15-й неделе 2017 года, на что указывает дата производства «1517», указанная на боковине шины.

Мы уже не раз говорили, что фирменный индикатор износа «DSI» («Driving Safety Indicator»), расположенный на центральном ребре покрышек Nokian Tyres, показывает ориентировочную остаточную глубину протектора в миллиметрах. Судя по отметкам на шкале «DSI», высота протектора покрышек Nordman SZ должна равняться 8 мм. Измерения с помощью штангенциркуля подтвердили, что его реальная высота, действительно, составляет 8 мм.

Также был измерен и ещё один важный для низкопрофильной резины параметр – высота защитной отбортовки, предохраняющей колесный диск от повреждения («rim protector»). Как мы ранее писали, у протестированных покрышек Nokian Hakka Black, этот показатель был скорее символическим. С шинами Nordman SZ дело обстоит лучше: 4 мм отбортовки – это уже хоть какая-то защита края диска.

Большой интерес вызвала и приклеенная к протектору резины т.н. «евроэтикетка» – наклейка, на которой потребительские свойства покрышек указаны согласно принятым в Европейском союзе стандартизованным критериям маркировки шин.

Если изучить представленную на «евронаклейке» информацию, то становится ясным, какие различия имеются между топовыми покрышками и шинами «второй линии» одного и того же производителя. К примеру, «индекс мокрого сцепления» WGI характеризует длину тормозного пути на мокрой поверхности. Тестируемые нами шины Nokian Nordman SZ по уровню сцепления на мокром асфальте относятся к классу «С».

В то же время современные шины премиум-сегмента Nokian Hakka Black 2 схожей размерности 225/45 ZR17 имеют эталонное сцепление с покрытием, позволяющее отнести их к высшему классу «А».

На практике разница длины тормозного пути между покрышками класса «A» и шинами с оценкой «С» составляет 7 метров, при условии, что в обоих случаях автомобиль движется со скоростью 80 км/ч.

Ещё один важный показатель, нанесённый на «евронаклейку» – сопротивление качению, определяющее топливную эффективность автошины. Как известно, от неё зависит приблизительно 20% расхода топлива автомобилем. И, чем выше у покрышки сопротивление качению, тем выше у машины расход топлива.

Поэтому, шина класса «А» имеет самое низкое сопротивление качению и позволяет автомобилю расходовать меньше топлива, чем покрышка класса «G».

Кстати, с сопротивлением качению у шин Nordman SZ дело обстоит ничуть не хуже, чем у резины Hakka Black 2 – по топливной эффективности обе покрышки относятся к классу «С». И дело, не в том, что шинникам Nokian Tyres не удалось создать экономичную покрышку, а в том, что все шины шириной в 225-235 мм имеют большую площадь пятна контакта и сопоставимое по величине сопротивление качению.

В качестве автомобиля-носителя был взят всё тот же турбодизельный Audi A6 Avant Quattro.

Если верить индикаторам износа, то после 14.600 км, пройденных за сезон 2018 года, остаточная величина протектора на всех четырёх колесах составила около 7 мм. Выполненные с помощью щупа замеры показали, что и настоящая глубина протектора равна 7 мм.

По аналогии с ранее проведенными ресурсными тестами шин был рассчитан т.н. «расход резины», придуманный нами условный показатель, позволяющий оценить изностойкость покрышек. «Расход резины» для шин Nokian Nordman SZ составил 1 мм на 14.600 км пути.

Впечатления и ощущения

После «переобувки» Audi A6 с мягких зимних шин Nokian WR D4 205/55 R16 на низкопрофильную летнюю резину Nordman SZ появилось субъективное ощущение, что ход автомобиля стал значительно жёстче. Причём, не только по сравнению с зимними шинами, но и с ранее протестированными низкопрофильными покрышками Nokian Hakka Black. «Обутый» в шины Nordman SZ автомобиль стал более чувствительно преодолевать поперечные стыки, трещины и выбоины дорожного покрытия, а также «спящих полицейских». Тем не менее, с ямочным ремонтом на трассе колёса справляются вполне безболезненно, без неприятных стуков и ударов, передающихся на детали подвески и кузов машины…

Настоящее ресурсное испытание шинам Nordman SZ мы устроили в июле 2018 года во время 4.375-километровой поездки из Минска в Черногорию и обратно. В ходе этого путешествия покрышкам пришлось проехаться, как по словацким и венгерским автобанам, так и по далёким от совершенства извилистым дорогам Сербии и Черногории. Отдельная «песня» – 317 км настоящего горного серпантина от сербского города Чачак до черногорской Подгорицы.

Но, обо всём по порядку – что касается скоростных участков маршрута, то разгоняться до максимально допустимой для шин Nordman SZ скорости в 270 км/ч, естественно, никто не собирался. Учитывая ограничение скоростного режима на автомагистралях в Венгрии (130 км/ч) – это дорого и небезопасно.

Впрочем, и нескольких часов «полёта» со скоростями от 130 до 160 км/ч (со скоростью транспортного протока) по венгерскому, а затем и по видавшему виду сербскому автобану (местами с трещинами, ямками в асфальте и явлениями колейности) хватило, чтобы убедиться в хорошей курсовой устойчивости автомобиля, обеспечиваемой шинами Nordman SZ в таких режимах движения.

При этом тестовые покрышки продемонстрировали не самый лучший акустический комфорт – субъективно ощущается, что гудит резина Nordman SZ на больших скоростях достаточно сильно, хотя и вполне переносимо. Однако, данный недостаток шин с лихвой компенсируется такими, важными для летних покрышек характеристиками, как отличные устойчивость и управляемость на сухом асфальте.

Так, извилистые горные серпантины Сербии и Черногории стали бóльшим испытанием для нервов водителей, нежели для тестируемой летней резины. Даже самые крутые повороты горных дорог автомобиль проходил уверенно, как по рельсам, без малейшего намёка на возможность развития сноса (или, не дай Бог, заноса) из-за потери поперечного сцепления шин с дорожным полотном.

Что касается «водных процедур», то летом 2018 года устойчивость к аквапланированию шин Nordman SZ нам оценить не удалось – просто не довелось форсировать большие и глубокие лужи. А вот двигаться на тестовой резине в ливень по скоростной трассе было комфортно и вполне безопасно – в активе у покрышек Nordman SZ достаточно небольшой тормозной путь на мокром асфальте и неплохая устойчивость в поворотах.

P.S. Свой второй сезон эксплуатации «подопытные» шины начали 27 марта 2019 года. Теперь они установлены на другой автомобиль, которым управляет новый водитель. Каково будет его мнение о покрышках Nordman SZ, и как проявит себя в дальнейшем тестируемая резина – мы узнаем уже в конце летнего сезона 2019 года. Следите за нашими публикациями!