Тест летних шин 225/65 R17 для SUV сезона 2019 года – сюрприз от «Белшины»!

Автор: Егор Алесин Фото: Евгений Дударев
21.03.2019

«Ярно, а наша «Белшина» на мокром асфальте тормозила всего лишь на 30 см хуже, чем ваша «дождевая» Hakka Blue 2…» – эти слова очень удивили финского инженера, привыкшего к слабым результатам, демонстрируемым белорусскими покрышками в сравнительных тестах шин. Ничуть не подвергая наши данные сомнению, корректный финн отправился изучать «Белшину»: рассматривал протектор, измерял твёрдость резины по Шору в плечевых зонах и по беговой дорожке… Ещё бы – белорусская покрышка обошла таких признанных грандов, как Michelin, Dunlop, Pirelli и Goodyear!

Поводом для проведения тестов «кроссоверных» летних шин послужило начало выпуска компанией «Белшина» под брендом «AstartA SUV» новой линейки летних покрышек, предназначенных для автомобилей класса SUV (Sport Utility Vehicle). Добавлял интриги грядущим испытаниям и тот факт, что дебютировавшая в самом конце 2017 года новинка поставляется на конвейер СЗАО «БЕЛДЖИ» – уже в 2018 году в салонах дилеров были представлены Geely Atlas, «обутые» в отечественные шины. Более того, по имеющейся на официальном сайте ОАО «Белшина» информации, покрышки «AstartA SUV» изначально «предназначены для эксплуатации на легковых автомобилях «Geely» СЗАО «БЕЛДЖИ» и автомобилях аналогичного класса зарубежного производства».

Для тестов была выбран комплект летней резины «AstartA SUV» модели «BEL-411» размерности 225/65 R17. Эти покрышки устанавливаются на дорогие модификации Geely Emgrand X7 с «автоматом» и двухлитровым двигателем, а также на базовую версию Geely Atlas. Что касается «топовых» версий Atlas, то они «обуваются» в иные шины линейки «AstartA SUV» – покрышки «BEL-403» размерности 225/60 R18.

На сайте «Белшины» можно увидеть, что, кроме кроссоверов Geely, новинка «AstartA SUV» также предназначена для установки на, как минимум, 35 моделей автомобилей различных производителей. Причём, выбор в пользу белорусской резины могут сделать не только владельцы «китайцев» Chery Tiggo, «японцев» Suzuki Grand Vitara, Toyota RAV4 (II-IV), Mazda CX-5 и Nissan X-Trail, но и хозяева таких «премиумных» кроссоверов, как Lexus RX II, Mercedes-Benz GLK (X204) и Range Rover Evoque.

Полный список протестированных летних шин: Nokian Hakka Blue 2 SUV, Goodyear Efficient Grip SUV 4×4, Michelin Latitude Sport 3, Dunlop SP Sport FM800, Belshina BEL-411 Astarta SUV, Pirelli Scorpion Verde, Cordiant Sport 3, Toyo Proxes ST III. В качестве автомобиля-носителя выступили кроссоверы Volkswagen Tiguan первого и второго поколений.

Тем, у кого нет времени дочитать этот тест до конца, можем сказать, что большинство покрышек в целом неплохо проявили себя в испытаниях. Что касается отечественной покрышки, то на мокром асфальте она «перетормозила» почти всех именитых конкурентов! Да и в остальных дисциплинах «Белшина» выглядела отнюдь не «бледно» (см. итоговую таблицу). Как результат – заслуженное чётвертое место по итогам всех тестов. До подиума и «бронзы» нашей «белке» не хватило всего лишь 9 баллов.

По конкретным покрышкам наше мнение следующее: победитель испытаний, шина Nokian Hakka Blue 2 SUV, действительно оправдывает рекламный слоган «повелительница дождя», став лучшей почти во всех «мокрых» тестах. В заездах на сухом асфальте финская резина также «в топе». Эти покрышки особо рекомендуются для эксплуатации в условиях переменчивого и дождливого северного лета Скандинавии и Прибалтики. Но, и в среднеевропейских широтах, покупка шин Hakka Blue 2 будет отличным выбором.

Проигравшие лидеру всего лишь 2 балла шины Michelin Latitude Sport 3 можно отнести к универсальным летним покрышкам – они одинаково хорошо показали себя, как на мокром, так и на сухом покрытиях, а потому отлично подойдут для эксплуатации в нашем климате.

Шины Dunlop SP Sport FM80 также можно порекомендовать для переменчивого белорусского лета, однако, в отличие от покрышек Michelin, они больше подойдут водителям, исповедующим спокойный стиль езды.

Шины Belshina BEL-411 Astarta SUV – типичные «хорошисты», на которых можно безопасно, вполне комфортно и спокойно отъездить всё лето. Однако, автолюбителям, любящим активную езду и, тем более, «вваливать» в поворотах, всё же стоит обратить своё внимание на модели других производителей.

В «середнячках» и покрышки Pirelli Scorpion Verde. Хорошие характеристики управляемости этих шин соседствуют с достаточно усреднёнными показателями безопасности. Поэтому водителям, предпочитающим активный стиль вождения, лучше присмотреться к более «спортивным» моделям летней резины. Ну, а если не участвовать в гонках на квотер, то на покрышках Pirelli можно вполне безопасно и комфортно отъездить всё лето.

Тесты шин были проведены в конце августа 2018 года на летнем испытательном полигоне компании Nokian Tyres, расположенном в юго-западной части Финляндии. Температура воздуха во время испытательных заездов составляла +15…18 С°.

О самой методике сравнительных испытаний летних шин мы подробно рассказывали в предыдущих тестах покрышек для «бюджетников» и низкопрофильных высокоскоростных шин 225/45 R17, а потому переходим сразу к результатам тестов.

Дела «мокрые»

Чтобы износ покрышек, естественно возникающий в ходе испытаний на сухом покрытии, не повлиял на их конечные результаты, цикл тестов летних шин всегда начинается с самых щадящих для резины упражнений – заездов на мокром асфальте. Торможение на мокром покрытии выполнялось на специально орошаемом участке испытательной трассы со скорости в 80 км/ч.

В тестах оценки управляемости на мокром асфальте пилот старается с максимально возможной скоростью двигаться по испытательной трассе, представляющей собой большую «восьмерку» с постоянным орошением покрытия. При этом автомобилю приходится ускоряться и тормозить, а также проходить виражи различной крутизны. Данное испытание показывает, насколько безопасно и удобно автомобиль управляется на мокрой трассе.

Не менее важный тест, проводимый на мокром асфальте, – испытание на устойчивость шин к продольному аквапланированию. «Аквапланировали» в специальном «бассейне», увеличивая скорость движения кроссовера до фиксации измерительными приборами начала пробуксовки переднего правого колеса, означающей достижение скорости «всплытия» покрышки.

Солнечно и сухо

Торможение на сухом асфальте выполнялось со скорости в 100 км/ч.

Тесты управляемости на сухом дорожном покрытии, как правило, оказываются разрушительными для шин. Поэтому их делают последними.

Точность и безопасность управления автомобилем пилот оценивает субъективно, анализируя уровень сцепления шин и их поведение на скоростной «змейке» или при выполнении «лосиного теста» (имитация объезда внезапно возникшего препятствия).

Сопротивление качению

Результаты данных испытаний отражают топливную эффективность шин – чем меньше сопротивление качению, тем большей топливной экономичностью обладает тестируемая покрышка.

Итоговая таблица (полноразмерная картинка открывается по клику)

1 место Nokian Hakka Blue 2 SUV

Индекс грузоподъёмности (кг) 106 XL (950)

Индекс скорости (км/ч) H (210)

Глубина протектора, мм 8,1

Вес шины, кг 12,0

Treadwear 500

Страна-производитель Финляндия

Минимальная цена, BYN 238

Шины с очень высоким уровнем безопасности на обоих типах летних поверхностей: обеспечивают самый короткий тормозной путь на мокром асфальте и короткий тормозной путь на сухом покрытии. Кроме того, в активе у этих покрышек отличная, можно сказать эталонная, управляемость, как на мокром, так и на сухом асфальте. Также, у финской резины в «плюсах»: самое низкое в группе сопротивление качению, достаточно глубокий протектор, а также относительно небольшой вес шины!

Несколько разочаровала нас достаточно слабая устойчивость к продольному аквапланированию, но и это ничуть не помешало покрышке Nokian вырваться в лидеры по результатам проведенных тестов.

В «минусах» – высокая цена шины.

«Дождевая» покрышка Nokian Hakka Blue 2 действительно оправдывает рекламный слоган «повелительница дождя», став лучшей почти во всех «мокрых» тестах. В заездах на сухом асфальте финская резина также «в топе». Эти покрышки особо рекомендуются для эксплуатации в условиях переменчивого и дождливого северного лета Скандинавии и Прибалтики. Но, и в наших среднеевропейских широтах покупка шин Hakka Blue 2 будет отличным выбором!

2 место Michelin Latitude Sport 3

Индекс грузоподъёмности (кг) 102 (850)

Индекс скорости (км/ч) V (240)

Глубина протектора, мм 7,6

Вес шины, кг 12,2

Treadwear 220

Страна-производитель Польша

Минимальная цена, BYN 260

Шины с отличными сцепными свойствами на сухом асфальте. Обеспечивают стабильное, полностью нейтральное и безопасное поведение при маневрировании, чёткие отклики на управление, а также высокой уровень безопасности, благодаря самому короткому по величине тормозному пути на сухом покрытии.

Очень хорошо покрышки Michelin проявили себя и в тестах на мокром асфальте: отличные характеристики управляемости, хорошее сопротивление продольному аквапланированию и короткий тормозной путь на мокром покрытии.

В минусах: самый неглубокий в группе протектор и высокая цена.

Проигравшие лидеру тестов всего лишь 2 балла шины Michelin Latitude Sport 3 можно отнести к универсальным летним покрышкам – они одинаково хорошо показали себя, как на мокром, так и на сухом покрытиях, а потому отлично подойдут для эксплуатации в наших широтах.

3 место Dunlop SP Sport FM800

Индекс грузоподъёмности (кг) 102 (850)

Индекс скорости (км/ч) V (240)

Глубина протектора, мм 7,9

Вес шины, кг 11,4

Treadwear -

Страна-производитель Тайланд

Минимальная цена, BYN 188

Хорошие шины, обладающие достаточно сбалансированными характеристиками на обоих типах летнего дорожного покрытия. На мокром асфальте эти покрышки отличились очень высокой устойчивостью к продольному аквапланированию, а также показали средний по величине тормозной путь. В торможении на сухом асфальте шины Dunlop стали третьими. А ещё у них приемлемая топливная эффективность, самый маленький вес и вполне доступная цена!

Однако, любителям активной езды эти шины не очень понравятся – и на мокром, и на сухом асфальте они продемонстрировали достаточно среднюю по своим характеристикам управляемость. Тест-пилотам не понравились несколько «размазанные», запаздывающие реакции на управление и скольжения, возникающие при маневрах на больших скоростях.

Шины Dunlop SP Sport FM80, проигравшие покрышкам Michelin всего лишь 6 баллов, несомненно, также можно порекомендовать для переменчивого белорусского лета. Однако, в отличие от тех же покрышек Michelin, они больше подойдут водителям, исповедующим спокойный стиль езды.

4 место Белшина Бел-411 AstartA SUV

Индекс грузоподъёмности (кг) 102 (850)

Индекс скорости (км/ч) H (210)

Глубина протектора, мм 8,5

Вес шины, кг 12,8

Treadwear 240

Страна-производитель Беларусь

Минимальная цена, BYN 115

Крепкий «хорошист» – шины с достаточно сбалансированными, хотя и несколько усреднёнными характеристиками. На мокром покрытии отечественные покрышки отличились отличной надёжностью управляемости, разделив II место в тесте с шинами Michelin и Pirelli! Но, особенно сильно впечатлили результаты «Белшины» в торможении на мокром асфальте – и в этой дисциплине «белка» заняла второе место на подиуме, проиграв Nokian всего лишь 29 см! Позади остался пул шин, включающий таких грандов, как Michelin, Dunlop, Pirelli, Goodyear и Toyo!

Омрачил радость победы в «мокрых» дисциплинах предпоследний результат в тесте на устойчивость продольному аквапланированию.

Не всё так радужно для наших шин сложилось и на сухом асфальте: средний по величине показатель тормозного пути и достаточно средние характеристики управляемости. Пилот отметил довольно хорошие отклики на руль, но, несмотря на это, при маневрировании отчетливо ощущается снос, снижающий общий темп слалома. В минусах и достаточно средняя точность управления при движении по дуге на больших скоростях. Пару ложек дёгтя в бочку мёда добавили высокое сопротивление качению (предпоследний результат в группе) и достаточно большая масса шины.

Зато, у отечественных покрышек один из самых глубоких в группе протекторов и самая маленькая цена! В общем, если бы не низкие баллы за устойчивость к аквапланированию и сопротивление качению, у комплекта резины AstartA SUV были бы все шансы бороться за место на подиуме – шинам Dunlop, занявшим III место, наша «белка» уступила ровно 9 баллов.

Шины Belshina BEL-411 Astarta SUV можно без колебаний отнести в разряд крепких «серядняков» – на этих покрышках можно безопасно, вполне комфортно и спокойно отъездить всё лето. Однако, водителям, любящим активную езду и, тем более, «вваливать» в поворотах, всё же стоит обратить своё внимание на другие модели.

5 место Pirelli Scorpion Verde

Индекс грузоподъёмности (кг) 102 (850)

Индекс скорости (км/ч) H (210)

Глубина протектора, мм 8,5

Вес шины, кг 12,6

Treadwear 400

Страна-производитель Россия

Минимальная цена, BYN 213

Ещё один «середнячок»: проигрыш всего лишь в 1 балл комплекту резины производства «Белшина» (IV место в рейтинге) и 10 баллов «бронзовому призёру» соревнований! В активе у этой покрышки второе место в управляемости на мокром асфальте (раздёлённое с Michelin и «Белшиной»), а также достаточно хорошая управляемость на сухом покрытии. Тест-пилотам понравились точные реакции на повороты руля и хорошее поперечное сцепление шин с дорогой, а также хорошая, без тенденции к сносу, устойчивость при движении на высоких скоростях. Чуть испортили общее впечатление небольшие скольжения, возникающие при скоростном маневрировании.

В остальных дисциплинах покрышки Pirelli так не «блистали», однако продемонстрировали стабильные, пусть и усреднённые результаты: средний по величине тормозной путь на мокром и сухом асфальте и неплохое сопротивление аквапланированию. А ещё у этих шин один из самых глубоких в группе протекторов!

В минусах: достаточно большие потери на сопротивление качению, немаленький вес шины и немаленькая цена.

Pirelli Scorpion Verde – летняя резина из разряда крепких «серядняков». Хорошие характеристики управляемости соседствуют с достаточно усреднёнными показателями безопасности. Поэтому, водителям, предпочитающим активный стиль вождения, всё же лучше присмотреться к более «спортивным» моделям шин. Ну, а если не участвовать в гонках на квотер, то на покрышках Pirelli можно вполне безопасно и комфортно отъездить всё лето.

6 место Cordiant Sport 3

Индекс грузоподъёмности (кг) 106 (950)

Индекс скорости (км/ч) H (210)

Глубина протектора, мм 8,4

Вес шины, кг 13,2

Treadwear 400

Страна-производитель Россия

Минимальная цена, BYN 122

Покрышки с очень нестабильными и странными характеристиками. Судите сами – лучшая в тестовой группе сопротивляемость продольному аквапланированию сочетается с весьма посредственной управляемостью и очень длинным тормозным путём на мокром асфальте.

Плохо обстояли дела и с результатами тестов на сухом асфальте: тут шины Cordiant продемонстрировали один из самых длинных тормозных путей (предпоследнее место в итоговой таблице) и плохую надёжность управления. Пилоты отметили продолжительные, с тенденцией к заносу, скольжения на слаломе, а также невысокое сцепление покрышек с дорогой на скоростной дуге, и рано проявляющийся снос. Для возвращения машины на дугу требуются значительные отклонения руля, при этом реакции автомобиля на управление происходят с запаздываниями. Кроме того, в минусах: самые высокие в тестовом пуле потери на сопротивление качению и большая (вторая по величине) масса шины.

Из «плюсов» лишь глубокий протектор и маленькая цена.

По итогу – покрышка с весьма посредственными характеристиками на обоих типах летних покрытий. Российским «шинникам» есть над чем работать, а за эти деньги вполне можно купить покрышки, стабильно и безопасно работающие, как на мокром, так и на сухом асфальте! К примеру, те же «Белшина» AstartA SUV.

7 место Goodyear Efficient Grip SUV 4×4

Индекс грузоподъёмности (кг) 102 (850)

Индекс скорости (км/ч) H (210)

Глубина протектора, мм 8,2

Вес шины, кг 11,9

Treadwear 440

Страна-производитель Германия

Минимальная цена, BYN 235

Несмотря на «премиальную» цену и именитое происхождение, в цикле испытаний эти покрышки, прямо скажем, «не блистали»: они продемонстрировали достаточно посредственную управляемость на мокром покрытии, плохое сопротивление продольному аквапланированию, очень длинный тормозной путь, как на мокром асфальте (предпоследний результат), так и на сухом покрытии.

Управляемость на сухом асфальте можно назвать «удовлетворительной»: при движении по скоростной дуге на больших скоростях ощущается тенденция к скольжению, при этом – отклики автомобиля на руль плавные, слегка замедленные. На скоростной «змейке» – та же «мягкость» на фоне скольжений, развивающихся при резких манёврах. Также в «минусах» – высокая цена шины.

Из плюсов – небольшой вес покрышки.

По результатам всех тестов – итоговая оценка ниже средней. По совокупности «цена-качество» – брать не рекомендуем. За эту же цену можно купить лидирующие в нашем тесте шины Nokian Hakka Blue 2.

8 место Toyo Proxes ST III

Индекс грузоподъёмности (кг) 106 XL (950)

Индекс скорости (км/ч) V (240)

Глубина протектора, мм 7,9

Вес шины, кг 13,3

Treadwear 500

Страна-производитель Япония

Минимальная цена, BYN 266

Овеянные ореолом спортивности, любимые доморощенными гонщиками-любителями, покрышки Toyo стали главным разочарованием нашего теста.

Судите сами – провал во всех трёх «мокрых» дисциплинах и в одной «сухой»… Эти японские шины продемонстрировали худшие надёжность управления на мокром асфальте и устойчивость к продольному аквапланированию, а также самый длинный тормозной путь, как на мокром, так и на сухом асфальте.

«Отличились» эти шины и в тесте оценки надёжности управления на сухом асфальте, показав на скоростной дуге слабое поперечное сцепление с покрытием, проявляющиеся уже на скорости около 105 км/ч скольжения передней оси, а также вялые и невнятные отклики на коррекцию рулём. Дополнительный минус «в карму» покрышек Toyo – самая высокая цена. (одна шина стоит, как две покрышки «Белшина» AstartA SUV!)

Несмотря на то, что некоторые японские кроссоверы, (к примеру – Mazda СХ-5), уже на конвейере комплектуются покрышками Toyo, покупать это «детище» японских «шинников» мы не рекомендуем. За такие деньги можно приобрести любую из участвовавших в тесте и хорошо проявивших себя летних покрышек. А то, и целых две.