Тест летних шин 225/45 R17 (есть и "Белшина"!): от "гольф"-класса до "бизнеса"

Автор: Егор Алесин Фото: Евгений Дударев, Павел Мурашко, Егор Алесин
28.04.2018

В прошлом году на летнем испытательном полигоне финской шинной компании Nokian Tyres мы протестировали летние покрышки размерности 185/65 R15, предназначенные для LADA Vesta, Hyundai Accent, Renault Logan, KIA Rio и других «бюджетников». Теперь пришла очередь шин для более дорогих и скоростных автомобилей - на этот раз мы тестируем высокоскоростные покрышки класса «High Performance» в размерности 225/45 R17.

Выбор покрышек для данного теста не был случайным – в такие шины часто «обувают» «заряженные» версии автомобилей гольф-класса. Например, покрышки 225/45 R17 могут быть установлены на «горячую» Skoda Octavia RS нынешнего третьего поколения (5E, A7) и мощный Volkswagen Golf VII GTI уже на заводском конвейере. Также, установка широких шин R17 является одним из самых доступных и распространенных вариантов «народного» тюнинга. Ведь любой, даже самый обычный и недорогой автомобиль выглядит гораздо эффектнее на широкой низкопрофильной резине 17 или 18-радиуса.

Впрочем, покрышки 225/45 R17 и так получили достаточно широкое применение на моделях различных автопроизводителей. Например, эти шины могут быть установлены, как на машины гольф-класса (VW Golf V-VII, Opel Astra H, Citroen C4 II, Peugeot 308, Mercedes C-klasse (W204), Volvo S40/V50), так и на автомобили сегмента «D» (Audi A4 B6 и B7, BMW 3-reihe (E90), Opel Vectra C, Volvo S60, VW Passat B5 и B6). В некоторых случаях, резиной этой размерности оснащали даже модели Е-класса (BMW 5-reihe (E39) и Audi A6 C5).

Поэтому рискнём предположить, что выбор в пользу той или иной модели шин размерности 225/45 R17, скорее всего, определяется причиной установки этих покрышек на автомобиль. Так, владелец 3-летнего VW Golf GTI, желая улучшить поведение машины на дороге, возможно, будет рассматривать варианты покупки резины сегмента «UHP» от премиального шинного бренда. Хозяина подержанной 15-летней «пятёрки» BMW E39, наверное, больше будет интересовать цена комплекта новых шин, нежели нюансы их управляемости.

Именно поэтому для нашего теста были подобраны покрышки трёх ценовых категорий: бюджетные, средней ценовой категории и т.н. «премиум-сегмента». Участниками нашего теста летних шин стали 8 комплектов резины типоразмера 225/45 R17. Среди них вполне «бюджетная» покрышка от отечественной «Белшины» – модель Бел-285 High Performance семейства «Artmotion», и две модели-новинки 2017 года от именитых производителей шин: Nokian Hakka Black 2 и Continental PremiumContact 6. Конкуренцию отечественной резине в «бюджетном» сегменте составили румынские покрышки Barum Bravuris 3HM и французские Matador MP47 Hectorra 3. В среднюю ценовую категорию попали польские шины Sava Intensa uhp 2, а также немецкие Goodyear Eagle F1 Asymmetrical 3. Ценовой сегмент «премиум» был представлен финской резиной Nokian Hakka Black 2 и французской Continental PremiumContact 6. Отдельно стоит упомянуть произведенные на заводе в Италии покрышки Pirelli Cinturato P7 Blue с «атомной» ценой аж в 326 белорусских рублей!

В качестве автомобиля-носителя, традиционно, выступил хэтчбек Volkswagen Golf VII.

«Вода, вода, кругом вода…»

Для того чтобы возможный износ покрышки-референта не повлиял на результаты испытаний, цикл тестов летних шин всегда начинается с самых щадящих для них упражнений – заездов на мокром асфальте. Эти тесты проводятся на специальных трассах, постоянно орошаемых водой. Причем, перед началом испытаний не менее 3 часов осуществляется полив дорожного полотна с целью обеспечения идеально равных условий на треке (создаваемый искусственным орошением уровень водяной пленки всегда одинаков, поскольку лишняя вода сразу уходит в канализацию).

В тестах оценки управляемости на мокром покрытии пилот старается проходить испытательную трассу с максимально возможной скоростью. При этом автомобилю приходится ускоряться и тормозить, а также проходить виражи различной крутизны.

Учитывая, что система стабилизации и контроля тяги полностью не отключается практически на всех современных европейских автомобилях, субъективная оценка пилотом характеристик управляемости машины на мокром асфальте не учитывается. Единственным критерием оценки управляемости служит лишь время прохождения скоростной трассы.

Сюрприз, но первое место в тестах на мокрую управляемость у отнюдь непремиальных шин Sava Intensa uhp 2 – время круга составило 35,38 секунды. С отставанием от них в 0,55-0,8 секунды прибыл пул сразу из трёх покрышек известных производителей: – Goodyear Eagle F1 Asymmetrical 3, Nokian Hakka Black 2 и Pirelli Cinturato P7 Blue.

На звании «золотой середины» также претендовали три шины: Matador MP47 Hectorra 3, уступивший лидеру уже 1,17 секунды, Continental PremiumContact 6 и, что отрадно, отечественная Бел-285 High Performance, проигравшая Continental всего лишь 0,22 секунды, а фавориту теста – ровно 1,5 секунды.

В аутсайдерах – покрышки Barum, показавшие худшее время в этом испытании (+1,73 секунды к показателю лидера).

Важное испытание на мокром асфальте – тест на устойчивость шин к продольному аквапланированию. Выполняется он следующим образом: переднеприводный автомобиль колёсами левой стороны едет по сухому асфальту; колеса правой стороны въезжают в «бассейн», представляющий собой специальную тарированную канавку, заполненную слоем воды глубиной в 7 мм. Тестируемую шину при этом устанавливают на переднюю ось машины. Разгон автомобиля продолжается до тех пор, пока измерительные приборы не зафиксируют пробуксовку переднего правого колеса. Это означает потерю колесом сцепления с асфальтом и «всплытие» покрышки, а значит – развитие аквапланирования.

Достаточно ожидаемо первое место в этой дисциплине заняли шины Continental, сохранявшие контакт с покрытием вплоть до 76,5 км/ч! Очень достойный результат показали покрышки Goodyear, проиграв лидеру всего лишь 0,2 км/ч. Второе место с показателем в 76 км/ч у шин Barum. Третье место разделили между собой Sava и Matador, проиграв Barum, соответственно, 0,3 и 0,6 км/ч.

По сравнению с лидером, отечественная «Белшина» показала в этом тесте достаточно средний результат, сохранив контакт с асфальтом лишь до скорости в 73,7 км/ч. Тем не менее, она умудрилась «объехать» даже такого именитого соперника, как Pirelli!

Новинка от финских шинников – покрышки Hakka Black 2, неожиданно провалили это испытание, продемонстрировав наименьшую скорость, при которой наступает продольное аквапланирование («всплывают» уже при 72,7 км/ч). Учитывая размерность и предназначение шин, в этом году было решено оценить не только продольное, но и поперечное сопротивление аквапланированию – ведь на покрышках класса «High Performance» ездят быстро и по сухому, и по мокрому покрытию; а также, независимо от погоды, «вваливают» в виражах.

Суть теста в том, что автомобиль, постепенно увеличивая скорость, двигается по заполненной водой специальной тарированной дугообразной трассе. При этом испытательная аппаратура фиксирует вначале скорость начала скольжения, а затем и скорость полного всплытия шины. Данные двух испытаний по оценке устойчивости к аквапланированию засчитываются в итоговый рейтинг с коэффициентом 0,5.

Бесспорные лидеры в данной дисциплине – покрышки Goodyear. Эти шины возглавили «табель о рангах», продемонстрировав самые высокие скорости начала аквапланирования и полного «всплытия» покрышки. Комплекты резины Matador и Barum держались вплотную за лидером, уступив ему соответственно 0,7 и 1,1 км/ч в скорости начала скольжения и около 2,3 км/ч в скорости полного «всплытия» шины.

Достаточно неплохие показатели в этом тесте продемонстрировали покрышки Sava и Continental: проигрыш фавориту испытаний около 1,5 км/ч в скорости начала скольжения; а также 2,7 и 1,6 км/ч, соответственно, в скорости полного «всплытия» шины.

Как мы помним, комплект резины от Nokian «провалил» испытание на продольное аквапланирование. Не оправдали надежды финские шины и в тесте на поперечное сопротивление аквапланированию, показав достаточно посредственный результат ближе к концу рейтинговой таблицы. (Проигрыш лидеру более 3,4 км/ч по обоим показателям.) Что интересно, их предшественник – шины Nokian Hakka Black, в своё время также не «блистали» в этой дисциплине во время сравнительных испытаний высокоскоростных летних шин размерности 225/45 R17, проведенных журналом «Авторевю».

Отечественная «Белшина» заняла в этой дисциплине предпоследнее место, тем не менее, опять умудрившись опередить такого титулованного конкурента, как Pirelli!

Однако, решающая роль в «мокрых» испытаниях отводится тестам на торможение: в итоговой сводной таблице баллы за них умножаются на 2. И это неспроста – оценки безопасности шины приоритетны над её прочими характеристиками!

Торможение на мокром асфальте проводится на специальном, постоянно орошаемом участке дороги. При этом вода полностью покрывает поверхность асфальта ровным слоем толщиной 3 мм (что соответствует состоянию дорожного покрытия в обильный ливень).

Тестовое торможение выполняется со скорости 80 км/ч до 5 км/ч, при этом специальная аппаратура измеряет протяжённость тормозного пути. Всего проводится 10-12 попыток, затем высчитывается средний результат.

В торможении на мокром асфальте отлично проявили себя шины Nokian – реабилитировавшись после не самого удачного выступления в аквапланировании, они возглавили «табель о рангах» с лучшим результатом величины тормозного пути.

Комплект резины от Continental уступил лидеру 47 см и занял вторую ступеньку на пьедестале. Третье место (проигрыш лидеру почти метр) разделили между собой пришедшие «паровозиком» (с разницей в 16 см) покрышки Matador и Goodyear. Польские шины Sava и румынская резина Barum продемонстрировали достаточно посредственные результаты – они тормозили на 1,73 и 2,12 метра хуже фаворита испытаний.

В аутсайдерах теста опять «Белшина» и «премиумные» Pirelli. Правда, на этот раз итальянским покрышкам удалось взять реванш и обойти белорусские шины, которые, сместились на последнее место в итоговой таблице.

Лето, солнце и асфальт

Испытаниям на сухом покрытии также отводится очень важная роль. Большую часть своего пробега летние шины «наматывают» по сухому асфальту. Кроме того, по сухому покрытию обычно двигаются с более высокими скоростями… На большом внешнем круге испытательного центра компании Nokian Tyres покрышки проходят сразу два теста одновременно – оцениваются комфорт и управляемость автомобиля на высоких скоростях.

Комфорт оценивается по двум параметрам: шум качения шин и их жёсткость при прохождении тарированных препятствий на основании субъективной оценки пилота. Точность и безопасность управления автомобилем при движении на высоких скоростях пилот также оценивает субъективно, анализируя уровень сцепления шин и их поведение во время прохождения скоростного виража и при выполнении змейки или «лосиного теста» (имитация объезда препятствия). Торможение проводится со скорости в 100 км/ч. Принцип все тот же: серия из 10-12 торможений, а затем высчитывается результат.

В итоговой сводной таблице баллы за торможение на сухом асфальте, как и в случае с мокрым покрытием, также умножаются на 2.

Самый короткий тормозной путь на сухом покрытии обеспечили шины Continental. Второе место на подиуме заняли покрышки Nokian, также показавшие короткий тормозной путь – отставание от Continental составило всего лишь 75 см. Проигрыш лидеру шин Sava, показавших третий результат в этом испытании, был более значительным – их тормозной путь оказался почти на 1,5 метра больше.

Покрышки Goodyear в данном тесте заняли 4-е место в общем зачёте – при торможении на сухом покрытии эти шины «укатились» на целых 1,76 метра дальше фаворита.

Почти на 3 метра дальше шин Continental остановились покрышки Pirelli и, что интересно, отечественная «Белшина»! В аутсайдерах теста французские шины Matador и румынская резина Barum – они тормозили на 3 и 4 метра хуже фаворита испытаний.

Тесты управляемости на сухом асфальте зачастую оказываются губительными для шин. Поэтому их делают последними.

Здесь на высоте были покрышки Nokian – 8 баллов за отличную управляемость, высокий уровень сцепления с дорогой и безопасное, стабильное поведение при маневрировании, как в штатных режимах, так и за гранью сцепных свойств резины. Такой же результат и у шин Goodyear, продемонстрировавших мягкие и плавные отклики на руль вкупе с хорошей скоростью реакций, а также в целом достаточно безопасный характер при управлении автомобилем.

Хорошую оценку (7 баллов) получили за управляемость сразу три шины: Pirelli, Sava и Barum. Причина пенализации в 1 балл – особенности поведения на переставке: у Sava – резкие реакции на управление и резкий срыв в скольжение; у Pirelli – в меру резкие реакции, но более низкая скорость прохождения «змейки».

6 баллов от пилота получила «Белшина». Такую же оценку заслужили и покрышки такого именитого производителя, как Continental. Французские шины стабильно держатся на скоростной дуге, но имеют проблемы с управляемостью на «змейке» (мягко срываются в скольжение уже на скорости в 70-75 км/ч). У комплекта белорусской резины ситуация с точностью до наоборот – на «змейке» «Белшина» порадовала хорошей цепкостью и стабильной управляемостью на скоростях до 80 км/ч. А вот на скоростной дуге у этих покрышек были слегка размазанные отклики на управление.

Шины Matador с оценкой в 5 баллов, к сожалению, в аутсайдерах теста. Причина – низкий уровень сцепления с покрытием на слаломе. Эта покрышка скользит уже на скорости в 70 км/ч, вследствие чего требует активной коррекции траектории. При активных, «острых» перестроениях – срывается резко, заставляя ESP жёстко вмешиваться в поведение автомобиля. На скоростной дуге шины Matador характеризуются высокой тенденцией к потери сцепления на скоростях порядка 120 км/ч, менее информативным усилием на руле и слегка размазанными реакциями.

Оценка лёгкости качения производится на специальном стенде по стандарту ISO 28 580: на шины оказывается нагрузка в 80% от максимально допустимой, а внутреннее давление составляет 2,5 бара. В испытании используются запасные колёса из каждого комплекта (в дорожных тестах они не участвуют). Коэффициент сопротивления качению выражается в кг/т (или Н/кН). Значение в 9 кг/т означает, что, если на шину давит груз в одну тонну, к ней нужно постоянно прилагать силу в 90 Н, чтобы не дать ей возможность потерять скорость под воздействием сопротивления качению.

В итоговой сводной таблице весомость тестов на сопротивление качению составляет 30%. Соответственно, баллы за данное испытание начисляются с коэффициентом 0,3.

Несколько неожиданно, что самый низкий коэффициент сопротивления качению (и первое место) у шин Matador, обычно не лидирующих в этой дисциплине. Второе место у покрышек Pirelli и третье у Nokian, наоборот, никого не удивили, ведь производители этих марок уделяют немало сил повышению экономичности своих шин. Много надежды возлагалось на комплект резины от концерна Continental. Однако, их PremiumContact 6 в этих испытаниях лишь четвёртый, хотя результат в 8,71 кг/т совсем не плох. В «середнячках», с очень похожими результатами в 9 и 9,1 кг/т, соответственно, покрышки Barum и Sava. Отечественная «Белшина» Bel-285 Artmotion HP заняла предпоследне место в этом тесте. Провал шин Goodyear, откровенно говоря, стал сюрпризом. С потерями на сопротивление качению в 9,8 кг/т они расположились на последней, восьмой строчке в рейтинговой таблице.

1 место 635 баллов Continental PremiumContact 6

Индекс грузоподъёмности, кг 91 (615)

Индекс скорости, км/ч Y (300)

Глубина протектора, боковые/центральные дорожки, мм 7,25/7,60

Высота защитной отбортовки (rim protector), мм 3

Вес шины, кг 8,98

Твёрдость резины по Шору, ед. 70

Uniform Tire Quality Grade (UTQG) - Классификация шин для рынка США:

Treadwear 280

Traction AA

Temperatyre A

Маркировка шин по нормам EC (по стандарту ISO 28580):

Сцепление на мокром асфальте A

Сопротивление качению (топливная эффективность) C

Уровень шума снаружи автомобиля, dB 71

Страна-производитель Франция

Дата производства (неделя-год) 07-2017

Минимальная цена, BYN ** 220

Шины с высоким уровнем безопасности на обоих типах летних поверхностей – обеспечивают короткий тормозной путь на мокром асфальте, самый короткий тормозной путь на сухом покрытии, а также лучше соперников противостоят продольному аквапланированию.

Однако, любителям активной езды эти покрышки вряд ли понравятся – и на мокром, и на сухом асфальте они продемонстрировали достаточно среднюю по своим характеристикам управляемость. Но, как мы уже писали выше, по используемой нами методике испытаний приоритетными считаются параметры безопасности, из-за чего баллы за результаты торможения на сухом и мокром асфальте умножаются на 2. Поэтому – подиум и I место. А вот если бы при оценке результатов испытаний в приоритете были бы управляемость и субъективные ощущения пилотов, то, скорее всего, расстановка сил в призовом пуле была бы иной… И не факт, что это был бы подиум: за управляемость на мокрой трассе тест-пилоты поставили средние оценки, равно как и за управляемость на сухой.

«Плюсы»:

• самый короткий тормозной путь на сухом асфальте;

• короткий тормозной путь на мокром асфальте;

• лучшее сопротивление продольному аквапланированию;

• отличная управляемость на мокром и сухом асфальте;

• одна из самых комфортных шин при движении по сухому асфальту;

• невысокий вес шины.

«Минусы»:

• средняя устойчивость поперечному аквапланированию;

• средняя управляемость на сухом асфальте;

• средняя управляемость на мокром асфальте;

• очень небольшая высота защитной отбортовки (rim protector);

• достаточно высокая цена.

2 место 632 балла Nokian Hakka Black 2

Индекс грузоподъёмности, кг 94 (670)

Индекс скорости, км/ч Y (300)

Глубина протектора, боковые/центральные дорожки, мм 6,61/7,17

Высота защитной отбортовки (rim protector), мм 3

Вес шины, кг 10,07

Твёрдость резины по Шору, ед. 69

Uniform Tire Quality Grade (UTQG) - Классификация шин для рынка США:

Treadwear нет данных

Traction нет данных

Temperatyre нет данных

Маркировка шин по нормам EC (по стандарту ISO 28580):

Сцепление на мокром асфальте нет данных

Сопротивление качению (топливная эффективность) нет данных

Уровень шума снаружи автомобиля, dB нет данных

Страна-производитель Финляндия

Дата производства (неделя-год) 26-2017

Минимальная цена, BYN ** 262

Шины с отличными сцепными свойствами на сухом асфальте. Обеспечивают стабильное, полностью нейтральное и безопасное поведение при маневрировании. Кроме того, обладают высоким уровнем безопасности – обеспечивают короткий тормозной путь на сухом асфальте.

Однако, на влажном покрытии эти покрышки выступили весьма неоднозначно: впервые за всю историю наших шинных тестов комплект резины от Nokian провалил одно из «мокрых» испытаний – новинка, летняя шина Hakka Black 2 показала худшую устойчивость к продольному аквапланированию. Да и в сопротивлении поперечному аквапланированию у этих покрышек достаточно посредственные показатели. При этом, в остальных «влажных» дисциплинах покрышки Nokian на высоте: лучшие результаты в торможении на мокром асфальте, хорошие характеристики управляемости на мокром асфальте. В общем, если бы не провал в аквапланировании – эти шины вполне могли бы претендовать на I место на подиуме. Но, итоговый результат всё равно отличный – заслуженное II место.

«Плюсы»:

• самый короткий тормозной путь на мокром асфальте;

• короткий тормозной путь на сухом асфальте;

• отличная надежность управления на сухом асфальте;

• хорошая надежность управления на мокром асфальте;

• высокие сцепные свойства сухом асфальте;

• низкое сопротивление качению.

«Минусы»:

• худшее сопротивление продольному аквапланированию;

• посредственное сопротивление поперечному аквапланированию;

• низкая субъективная оценка комфорта управления на сухом асфальте;

• самая большая масса шины;

• самая маленькая высота протектора;

• очень небольшая высота защитной отбортовки (rim protector);

• высокая цена.

3 место 621 балл Goodyear Eagle F1 Asymmetric 3

Индекс грузоподъёмности, кг 91 (615)

Индекс скорости, км/ч Y (300)

Глубина протектора, боковые/центральные дорожки, мм 7,75/8,15

Высота защитной отбортовки (rim protector), мм 4

Вес шины, кг 9,21

Твёрдость резины по Шору, ед. 72

Uniform Tire Quality Grade (UTQG) - Классификация шин для рынка США:

Treadwear 300

Traction AA

Temperatyre A

Маркировка шин по нормам EC (по стандарту ISO 28580):

Сцепление на мокром асфальте A

Сопротивление качению (топливная эффективность) E

Уровень шума снаружи автомобиля, dB 68

Страна-производитель Германия

Дата производства (неделя-год) 25-2016

Минимальная цена, BYN ** 188

Шины с отличными сцепными свойствами на сухом асфальте. Обеспечивают стабильное, полностью нейтральное и безопасное поведение при маневрировании, а также удовлетворительный уровень безопасности и средний по величине тормозной путь на сухом покрытии.

Очень неплохие характеристики покрышки Goodyear показали и в тестах на мокром асфальте: хорошая надёжность управления, лучшее сопротивление поперечному аквапланированию и высокая устойчивость к продольному аквапланированию, а также средний по величине тормозной путь на мокром покрытии.

«Плюсы»:

• отличная надежность управления на сухом асфальте;

• лучшая устойчивость поперечному аквапланированию;

• высокое сопротивление продольному аквапланированию;

• хорошая управляемость на мокром покрытии;

• хорошее сочетание «цена-качество».

«Минусы»:

• низкая субъективная оценка комфорта управления на сухом асфальте;

• самое высокое сопротивление качению.

4 место 619 баллов Sava intensa uhp 2

Индекс грузоподъёмности, кг 91 (615)

Индекс скорости, км/ч Y (300)

Глубина протектора, боковые/центральные дорожки, мм 7,35/7,8

Высота защитной отбортовки (rim protector), мм 5

Вес шины, кг 8,77

Твёрдость резины по Шору, ед. 75

Uniform Tire Quality Grade (UTQG) - Классификация шин для рынка США:

Treadwear 280

Traction AA

Temperatyre A

Маркировка шин по нормам EC (по стандарту ISO 28580):

Сцепление на мокром асфальте A

Сопротивление качению (топливная эффективность) C

Уровень шума снаружи автомобиля, dB 66

Страна-производитель Польша

Дата производства (неделя-год) 02-2017

Минимальная цена, BYN ** 163

Крепкий «середняк» – шины с весьма сбалансированными, хотя и несколько усреднёнными характеристиками. Хороший уровень сцепления с сухим покрытием, стабильное и безопасное поведение при маневрировании, а также средний по величине тормозной путь на сухом асфальте.

На мокром покрытии покрышки отличились лучшей надёжностью управляемости, а также продемонстрировали хорошую устойчивость продольному и поперечному аквапланированию. А ещё у этих шин очень небольшая масса! В общем, если бы не низкий балл за комфорт управления на сухом асфальте и средний показатель на мокром торможении, у комплекта резины от Sava были бы все шансы бороться за место на подиуме: эти покрышки уступили всего лишь 2 балла шинам Goodyear, занявшим III место.

«Плюсы»:

• лучшая управляемость на мокрой трассе;

• хорошая управляемость на сухом асфальте;

• хорошая устойчивость к аквапланированию;

• неплохой результат при торможении на сухом асфальте;

• большая высота защитной отбортовки (rim protector);

• низкий вес шины;

• умеренная цена.

«Минусы»:

• достаточно высокое сопротивление качению;

• низкий уровень комфорта управления на сухом асфальте.

5 место 616 баллов Matador MP47 Hectorra 3

Индекс грузоподъёмности, кг 91 (615)

Индекс скорости, км/ч Y (300)

Глубина протектора, боковые/центральные дорожки, мм 8/8,45

Высота защитной отбортовки (rim protector), мм 5

Вес шины, кг 8,95

Твёрдость резины по Шору, ед. 68

Uniform Tire Quality Grade (UTQG) - Классификация шин для рынка США:

Treadwear 420

Traction A

Temperatyre A

Маркировка шин по нормам EC (по стандарту ISO 28580):

Сцепление на мокром асфальте C

Сопротивление качению (топливная эффективность) E

Уровень шума снаружи автомобиля, dB 71

Страна-производитель Франция

Дата производства (неделя-год) 12-2017

Минимальная цена, BYN ** 115

Ещё один «середнячок»: проигрыш всего лишь в 3 балла шинам Sava (IV место в рейтинге) и 5 баллов «бронзовому призёру» соревнований! В активе у этой покрышки третье место в торможении на мокром асфальте и второе в сопротивлении поперечному аквапланированию. Кроме того, комплект резины от Matador продемонстрировал лучшие сопротивление качению и комфорт при управлении на сухом покрытии.

В минусах – управляемость на сухом асфальте в предельных режимах: тут шины продемонстрировали достаточно «нервозный» характер. Не ахти у них и торможение на сухом асфальте – предпоследнее место в рейтинге. Тем не менее – в целом, очень неплохое сочетание цены и потребительских качеств.

«Плюсы»:

• очень хорошая устойчивость поперечному аквапланированию;

• короткий тормозной путь на мокром асфальте;

• одна из самых комфортных шин при движении по сухому асфальту;

• лучшее (самое низкое) сопротивление качению;

• большая высота протектора;

• большая высота защитной отбортовки (rim protector);

• низкая цена.

«Минусы»:

• плохая управляемость на сухом асфальте;

• длинный тормозной путь на сухом асфальте.

6 место 604 баллов Pirelli Cinturato P7 Blue

Индекс грузоподъёмности, кг 91 (615)

Индекс скорости, км/ч Y (300)

Глубина протектора, боковые/центральные дорожки, мм 6,9/7,52

Высота защитной отбортовки (rim protector), мм 4

Вес шины, кг 8,86

Твёрдость резины по Шору, ед. 70

Uniform Tire Quality Grade (UTQG) - Классификация шин для рынка США:

Treadwear 260

Traction AA

Temperatyre A

Маркировка шин по нормам EC (по стандарту ISO 28580):

Сцепление на мокром асфальте A

Сопротивление качению (топливная эффективность) B

Уровень шума снаружи автомобиля, dB 71

Страна-производитель Италия

Дата производства (неделя-год) 48-2016

Минимальная цена, BYN ** 326

Несмотря на «премиальную» цену и именитое происхождение, в цикле испытаний эти покрышки, прямо скажем, «не блещут» – они продемонстрировали худший показатель устойчивости к поперечному аквапланированию, плохое сопротивление продольному аквапланированию, очень длинный тормозной путь на мокром асфальте, а также достаточно длинный тормозной путь на сухом покрытии.

Хорошо хоть, что к управляемости в целом претензий нет – тут шины Pirelli показали неплохую надёжность управления на обоих типах летних поверхностей. Но, по результатам всех тестов, итоговая оценка ниже средней. А по совокупности «цена-качество» – брать не рекомендуем…

«Плюсы»:

• хорошая управляемость на мокром асфальте;

• хорошая управляемость на сухом покрытии;

• хороший комфорт при движении по сухому асфальту;

• небольшая масса шины;

• низкое сопротивление качению.

«Минусы»:

• очень длинный тормозной путь на мокром асфальте;

• худший показатель устойчивости к поперечному аквапланированию;

• плохое сопротивление продольному аквапланированию;

• достаточно длинный тормозной путь на сухом асфальте;

• маленькая высота протектора;

• самая высокая цена.

7 место 600 баллов Barum Bravuris 3HM

Индекс грузоподъёмности, кг 91 (615)

Индекс скорости, км/ч Y (300)

Глубина протектора, боковые/центральные дорожки, мм 8/8,7

Высота защитной отбортовки (rim protector), мм 3

Вес шины, кг 9,26

Твёрдость резины по Шору, ед. 68

Uniform Tire Quality Grade (UTQG) - Классификация шин для рынка США:

Treadwear 420

Traction AA

Temperatyre A

Маркировка шин по нормам EC (по стандарту ISO 28580):

Сцепление на мокром асфальте С

Сопротивление качению (топливная эффективность) Е

Уровень шума снаружи автомобиля, dB 71

Страна-производитель Румыния

Дата производства (неделя-год) 12-2017

Минимальная цена, BYN ** 130

Покрышки с очень нестабильными и странными характеристиками. Судите сами – хорошая управляемость на сухом покрытии сочетается с самым длинным тормозным путём на сухом асфальте.

Неоднозначны и показатели в «мокрых дисциплинах»: достаточно большой тормозной путь и худшая надёжность управления на мокром асфальте; одновременно с этим – хорошая устойчивость к поперечному и продольному аквапланированию. В итоге – предпоследнее место в нашем сравнительном тесте. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что проигрыш этих румынских шин покрышкам Pirelli составил всего лишь 4 балла.

«Плюсы»:

• хорошая управляемость на сухом покрытии;

• невысокое сопротивление аквапланированию

• хорошая устойчивость к поперечному и продольному аквапланированию;

• большая высота протектора;

• достаточно низкая цена.

«Минусы»:

• худшая надёжность управления на мокром покрытии;

• достаточно большой тормозной путь на мокром асфальте;

• самый длинный тормозной путь на сухом асфальте;

• очень небольшая высота защитной отбортовки (rim protector)/

8 место 588 баллов Белшина Artmotion Бел-285 High Performance

Индекс грузоподъёмности, кг 94 XL (670)

Индекс скорости, км/ч W (270)

Глубина протектора, боковые/центральные дорожки, мм 7,29/8,20

Высота защитной отбортовки (rim protector), мм 5

Вес шины, кг 10,02

Твёрдость резины по Шору, ед. 70

Uniform Tire Quality Grade (UTQG) - Классификация шин для рынка США:

Treadwear нет данных

Traction нет данных

Temperatyre нет данных

Маркировка шин по нормам EC (по стандарту ISO 28580):

Сцепление на мокром асфальте нет данных

Сопротивление качению (топливная эффективность) нет данных

Уровень шума снаружи автомобиля, dB нет данных

Страна-производитель Беларусь

Дата производства (неделя-год) 08-2016

Минимальная цена, BYN ** 84

К сожалению, сенсации не случилось и по набранным баллам отечественная покрышка опять на нижней строчке итоговой таблицы. Если разобраться в причинах, то из откровенных «провалов» лишь торможение на мокром асфальте – в этой дисциплине «Белшина» «укатилась» дальше лидера аж на целых 4 метра! В остальных тестах либо отечественная покрышка выступала пусть и посредственно, но не хуже всех.

Есть и свои, хоть маленькие, но успехи: в испытании на устойчивость продольному аквапланированию «белка» обошла таких серьёзных соперников, как Pirelli и Nokian; в торможении на сухом асфальте «Белшина» показала такой же результат, как и Pirelli. По комфорту управления наша шина сопоставима с резиной производства Barum. А управляемость на сухом покрытии у белорусской покрышки находится на одном уровне с шинами Continental!

Впрочем, тесты тестами, а для многих покупателей при выборе новых покрышек сегмента «High Performance» (особенно для «переобувки» б/у автомобилей) решающим фактором всё же становится стоимость шины. А здесь у «Белшины» конкурентов практически нет - цена резины в 2-2,5 раза ниже лидеров, конечно же, решает.

«Плюсы»:

• средняя надёжность управления на сухом асфальте;

• большая высота защитной отбортовки (rim protector);

• самая низкая цена.

«Минусы»:

• худший показатель торможения на мокром асфальте;

• посредственное сопротивление продольному аквапланированию;

• плохое сопротивление поперечному аквапланированию;

• низкая надёжность управления на мокром асфальте;

• достаточно длинный тормозной путь на сухом асфальте;

• высокие потери на сопротивление качению;

• большая масса шины.

Примечания:

**в интернет-магазинах на 07.04.2017 г.

Немного теории

О методике испытаний летних шин мы подробно рассказывали в прошлогоднем тесте, поэтому сейчас напомним лишь пару основных моментов. Так, в программу испытаний летних шин входят тесты на сухом и мокром асфальте. На мокром асфальте оцениваются торможение и управляемость; на сухом – эффективность торможения, а также комфорт и управляемость автомобиля на высоких скоростях. Кроме этого, имеется спецучасток, где покрышки проходят испытания на сопротивление аквапланированию на мокром асфальте. Основные принципы профессиональных испытаний шин – повторяемость результата и абсолютно идентичные условия испытаний для каждой из тестируемых покрышек.

Для обеспечения выполнения последнего условия, ведущие компании-производители покрышек строят специальные испытательные полигоны, где удаётся обеспечить идеальные, абсолютно идентичные условия для проведения тестов шин. А вот чтобы обеспечить повторяемость результатов и их независимость от погодных и прочих условий, применяется метод контроля по т.н. «референтной шине» – выбирается любой комплект резины, который испытывается в каждом упражнении, как минимум, три раза: в начале, середине и конце теста.

Референтная покрышка может быть совершенно любой, даже с весьма посредственными характеристиками. Главное - чтобы результаты, показанные ей в начале, середине и конце каждого испытания отличались друг от друга не более, чем на 3%. Если результат теста изменился больше, чем на 3% – значит условия, в которых он проводился, не были идентичными ранее проведенному испытанию. Такой тест считается некорректным, и данное упражнение приходится переделывать заново.

За каждое испытание все тестируемые покрышки получают баллы. Заработанные очки суммируются в итоговой рейтинговой таблице. К баллам, полученным в некоторых упражнениях, применяются поправочные коэффициенты в соответствии с важностью того или иного теста в структуре испытаний. Сравнение суммы баллов, заработанных шиной в течение всей программы испытаний, позволяет выбрать лидеров тестов – покрышки с наиболее сбалансированными характеристиками.

Важно отметить, что только совокупность всех свойств летней резины проявленных в испытаниях на разных покрытиях, определяет её место в итоговой рейтинговой таблице. (Не редкость, когда покрышки, уверенно выступающие на сухом покрытии, полностью «проваливаются» на мокром; и наоборот.)

Кроме того, решающее значение в сравнительных тестах шин имеют параметры безопасности – торможение на сухом и мокром асфальте. (Поэтому, в итоговой сводной таблице баллы за них умножаются на 2.) Из этого следует, что если летняя резина отлично тормозит лишь на одном типе покрытий, то высокого места в общем зачёте ей точно не видать.