Игры с роботами. Тест-драйв Lada Priora с роботизированной коробкой передач

16.09.2014

тест-драйв Лада Приора роботизированная коробка передач

Lada Priora. Как много в этом звуке для сердца русского сплелось… И действительно, несмотря на 20-летний возраст (а «Приора» есть не что иное, как глубоко моденизированная платформа ВАЗ-2110), автомобиль все еще не теряет актуальности, подвергаясь очередным доработкам. В сердцах же белорусских автолюбителей при слове «Приора» в сердце не шелохнется ни один клапан. Тем не менее, именно в Минске состоялся премьерный показ и тест-драйв обновленной Lada Priora для российских и белорусских журналистов. Почтил своим присутствием это событие и сам новый президент "АвтоВАЗ" Бу Андерссон. Domkrat.by пообщался с новым топ-менеджером из Швеции, а также испытал «вазовскую» новинку в деле. Но обо всем по порядку.

тест-драйв Лада Приора роботизированная коробка передач

Итак, чего ради, собственно, было устроена эта презентация? А с того, что Lada Priora начали оснащать роботизированной коробкой передач. На ВАЗе ее называют АМТ – автоматизированная механическая трансмиссия. Неужели? «Робот» на «Приоре»? Увы, чудес не бывает, даже с приходом шведского волшебника.

тест-драйв Лада Приора роботизированная коробка передач

Никакими двумя сцеплениями тут и не пахнет. Вазовцы пошли по давно проторенному и успешно забываемому всеми мировыми автопроизводителями пути. Приладили к стандартной «механике» (2180) блок автоматизированного переключения передач и включения-выключения сцепления. В принципе, даже не садясь за руль автомобиля, можно было предположить наличие главной проблемы всех роботизированных коробок такого типа (не считая, конечно, «робота», устанавливаемого на суперкары Ferrari или Maserati) – это задержки и клевки при переключениях что вверх, что вниз. Я был уверен, что конструкторы АвтоВАЗа вряд ли смогли избавиться от этих родовых недостатков.

тест-драйв Лада Приора роботизированная коробка передач

На пресс-конференции собравшиеся журналисты пообщались с представителями завода, которые рассказали о конструкции АМТ. Понятное дело, что своими силами «вазовцы» вряд ли бы справились. Впрочем, заводчане и не скрывали, что в помощь призвали признанного специалиста в этой области – компанию ZF. Электроактуаторы сцепления и переключения передач – ее производства и дальше будут изготавливаться в Германии. Сцепление – Valeo. Причем, как заявили конструкторы, оно необслуживаемое, и теоретически рассчитано на весь срок службы автомобиля.

тест-драйв Лада Приора роботизированная коробка передач

А как же традиционная гидротрансформаторная АКПП Jatco, которая устанавливается на ту же "Калину"? На этот вопрос инженеры дали простой ответ: «Jatco не подошла по компоновочным соображениям. Чтобы втиснуть коробку в «Приору», пришлось бы слишком много переделывать в конструкции автомобиля и, в первую очередь, кузова. А это дорого и невыгодно». Роботизированная же «надстройка» к стандартной механической коробке передач не требует серьезного вмешательства в конструкцию и стоит недорого. Если быть точным – 20.000 российских рублей или чуть больше 500 долларов, т.е. в два раза дешевле "автомата" Jatco. Именно на такую сумму Priora с АМТ будет дороже версии с обычной «механикой».

Остается еще один вопрос. Зачем морально устаревшему автомобилю проводить модернизацию в виде установки новой трансмиссии, когда самой Приоре уже давно пора на заслуженный отдых. Однозначного ответа журналисты не получили. Но суть, скорее всего, кроется в том, что на данный момент Приора стала просто «мулом» для обкатки и испытания новой трансмиссии. Потому что в перспективе ее начнут устанавливать и на другие модели АвтоВАЗ – «Гранта», «Калина» и «Веста». Есть еще один момент. АвтоВАЗ является частью альянса Renault-Nissan, и уже ходят слухи, что в перспективе должен появиться Renault Logan с… роботизированной коробкой передач. Не исключено, что им как раз станет вазовская разработка. Вряд ли два партнера станут городить огород с разными агрегатами.

Но довольно рассуждений. Мне лично очень интересно, как это работает. Ни Opel со своим Easytronic, ни Alfa Romeo со своей Selespeed, ни Toyota, ни Citroen со своими «роботами» в свое время меня не убедили в том, что роботизированная коробка передач с одним сцеплением может стать хорошей альтернативой традиционному «автомату». И тут Lada Granta. Думаю, вы понимаете, с каким скептицизмом я относился к тест-драйву. Зачем, если и так все понятно?

О самом автомобиле хотелось бы сказать коротко. 20 лет пластической хирургии мало чем помогли автомобилю. Неудобная посадка водителя, трясущаяся на неровностях рулевая колонка, слабая звукоизоляция, заставляющая на скорости выше 100 км/ч повышать голос на собеседника. Зато в салоне – большой цветной экран мультимедийной системы. А на правом подрулевом рычажке – кнопки управления бортовым компьютером и круиз-контролем. Правда, чтобы разобраться в логике работы «круиза», понадобились мозговой штурм трех опытных журналистов и вдумчивое чтение инструкции по эксплуатации. В общем, заработало, но осадок остался.

тест-драйв Лада Приора роботизированная коробка передач

Из достоинств подвески можно отметить только ее энергоемкость. Такое понятие, как управляемость и устойчивость, шасси неизвестно. Кажется, я начал понимать любовь определенных слоев населения России к «низким» «Приорам». Можно еще отнести в список достоинств довольно просторные задние места да вместительный и на удивление аккуратный багажник.

тест-драйв Лада Приора роботизированная коробка передач

Под капотом Priora с АМТ устанавливается «топовый» 1,6-литровый мотор мощностью 106 л.с. Но пока небольшой экскурс в правила пользования трансмиссией. В общем, ничего нового. Работает она в двух режимах – автоматическом и ручном. Причем конструкторы утверждают, что в ручном режиме скорость переключений выше, чем в «автомате». Есть у АМТ и парочка секретов. Например, в ручном режиме при движении на первой передаче не происходит автоматического переключения на вторую при достижении максимальных оборотов. Это сделано для безопасного заезда на эстакады, винтовые пандусы и прочие крутые подъемы. Со второй по пятую передачу даже в ручном режиме происходит автоматическое переключение вверх по достижении 6000 об/мин. Есть тут и «защита от дурака». То есть в ручном режиме при 100 км/ч первую передачу не включишь. Ну а чтобы завести двигатель, необходимо обязательно выжать педаль тормоза.

тест-драйв Лада Приора роботизированная коробка передач

Итак, двигатель я завел. Перевожу селектор АМТ в режим «Авто» и отпускаю педаль тормоза. Автомобиль стоит на месте. Таков принцип работы роботизированной коробки. Для старта нужно нажать на педаль акселератора. Вот теперь диски сцепления смыкаются и автомобиль трогается с места. Это нужно учитывать при старте на наклонных поверхностях. Чтобы не покатиться назад, нужно трогаться или с ручника, или удерживать машину рабочим тормозом левой ногой.

А вот дальше я был если не поражен, то удивлен. Вазовский «робот» работает лучше всех тех, на которых я ездил до этого! Это удивительно, но это – правда. Конечно, чудес не бывает, и полностью избавиться от родовой болезни всех «роботов» - клевков и пауз при переключениях – не удалось. Но удалось как минимум эти паузы сократить, а рывки сделать плавными и едва заметными. В спокойном режиме коробка вообще работает очень адекватно. А если еще сбросом газа ей «подсказывать» моменты переключений, то АМТ и вовсе превращается в очень покладистый агрегат.

тест-драйв Лада Приора роботизированная коробка передач

Кроме дикого шума, 106-сильный мотор поразил динамикой. Если неаккуратно нажать на газ, то на мокром асфальте "Приора" еще добрых 5 секунд шлифует асфальт передними колесами. Впрочем, частично я это отношу к слабым сцепным свойствам шин. И все же назвать "Приору" медленной язык не поворачивается. С места срывается как бешеная. При активной езде рывки при переключениях становятся заметнее, но сильного дискомфорта не вызывают. Особенно, если ты знаешь, что они есть. Обгоны на трассе особых затруднений не вызывают. Педаль газа в пол – и спустя секунду коробка скидывается с пятой передачи на третью. Можно делать это и в ручном режиме. Субъективно переключения в «мануале» происходят действительно чуть быстрее.

В общем, АМТ оставила довольно приятные впечатления. В таком виде она действительно может стать хорошей и недорогой альтернативой традиционным «автоматам». Да, у роботизированной коробки передач с одним сцеплением есть свои недостатки, связанные с конструкцией и принципом работы, но вазовским конструкторам совместно со специалистами ZF удалось довести АМТ до ума. С учетом того, что самые главные элементы АМТ будут изготавливаться в Германии, можно рассчитывать на высокую надежность агрегата.

Производство Lada Priora с роботизированной коробкой передач началось на Волжском автозаводе 10 сентября. Российские цены уже объявлены: от 428 тысяч российских рублей или около 11600 долларов за комплектацию "Норма". Цены для Беларуси будут объявлены чуть позже - ближе к старту продаж на нашем рынке, который запланирован на конец осени-начало зимы 2014 года.

тест-драйв Лада Приора роботизированная коробка передач

Автор: Павел Мурашко

Фото: "АвтоВАЗ"