Первая встреча с Renault Arkana в вопросах и ответах

Автор: Егор Алесин Фото: автора и Renault
28.05.2019

Мировая премьера кроссовера Renault Arkana, состоявшаяся 23 мая в Москве, без сомнения, стала одним из самых значимых событий этого года для российского и белорусского автомобильных рынков. По такому случаю на премьерный показ прилетели операционный директор группы Renault по региону Евразия Николя Мор (на снимке крайний справа) и вице-президент по дизайну альянса Renault-Nissan Энтони Грейд (крайний слева).

Arkana - первый в истории марки Renault автомобиль, «рождённый» и презентованный не во Франции и не имеющий аналогов под «флагами» других брендов альянса! Кроме того, Arkana является первым купе-кроссовером от Renault - ведь эта модель класса SUV-C выполнена в модном стиле «кроссовер-лифтбек», с покатой дверью багажника. Да-да, как BMW X4/X6 и Mercedes-Benz GLC/GLE Coupe!

Впрочем, дизайн Arkana был разработан во французской студии Renault под руководством шеф-дизайнера компании Лоренса ван ден Акера. Непосредственно за стиль новой модели отвечал Франк ле Галл. Название модели происходит от латинского «arcanium», что в переводе означает «тайна», а само слово «Arkana» читается с ударением на вторую букву «а».

Премьера сопровождалась целым шквалом вопросов от журналистов и блогеров. Примерно таких:

«На наш взгляд, новый кроссовер от Renault – это чёрт знает что такое с точки зрения диспозиции на рынке! Зачем вам понадобился ещё один кроссовер сегмента «С», ведь у вас же есть продающийся в Европе и Китае Renault Kadjar? Как вы позиционируете Arkana? Какое у него конкурентное окружение? Кто потенциальные покупатели этого автомобиля?»

Представители Renault говорят, что при разработке «Арканы» учитывался целый ряд факторов. Несмотря на традиционную популярность в России седанов сегмента «В» и «С», всё больше потенциальных покупателей при выборе нового автомобиля обращает своё внимание на модели SUV, и в частности, на кроссоверы «С» и «B-класса». По прогнозам, к 2022 году доля моделей сегмента SUV будет составлять около 58% рынка новых автомобилей. Игнорировать эту тенденцию по меньшей мере было бы по меньшей мере неразумно.

Как и Renault Kadjar, продаваемый в Европе, кроссовер Arkana занимает в модельной гамме компании нишу между компактным «паркетником» Kaptur и среднеразмерным Koleos. Однако, проектируя «Аркану», в Renault решили начать всё с нуля и сделать специально для России новый, уникальный SUV, который будет практически идеальным, потому что при его создании учитывалось мнение российских потенциальных покупателей.

Попутно было решено максимально локализовать производство в России, чтобы получить конкурентоспособную цену и обеспечить объём продаж.

По мнению маркетологов Renault, покупателями «Арканы» станут активные, амбициозные люди возраста «35+», среди которых те, у кого никогда не было автомобиля Renault, но желающие поменять седан «С-класса» на свой первый новый SUV. Кроме того, предполагается, что на «Аркану» будут пересаживаться действующие клиенты Renault, «выросшие» из кроссовера Kaptur и пока финансово не достигающие Koleos.

Конечно, возможна некоторая внутренняя конкуренция и даже каннибализация между Kaptur и Arkana, и кое-кто будет колебаться в своём выборе между двумя моделями. Но, в Renault к этому готовы. Да и вообще, волноваться предлагается другим автопроизводителям, т.к. новый кроссовер должен увеличить долю Renault на рынке. Представители Renault считают, в конкурентах у «Арканы» и Kia Sportage, и Hyundai Creta и даже «собрат» по альянсу – Nissan Qashqai!

Если сравнивать Renault Duster и Arkana, то в чём главное отличие между ними касательно платформы, размеров, шасси и системы полного привода?

При разговоре об «Аркана» в Renault старательно дистанцируются от упоминания о «дастеровской» «тележке» «В0» (она же «Global Access») и терпеливо объясняют, что главное отличие кроссовера Arkana от других моделей Renault – новая серьезно изменённая платформа. Собственного названия у неё сейчас нет, и в российском офисе Renault её пока что условно называют «платформа Арканы». Тем не менее, для Arkana «тележка» «В0» подверглась настолько сильной модернизации, что действительно должна иметь отдельное обозначение.

Длина автомобиля 4545 мм (почти на 200 мм больше Renault Duster), при этом его колёсная база составляет 2721 мм. По данному параметру «Аркана» превзошла Volkswagen Tiguan (2677 мм), Mazda CX-5 (2700 мм) и Geely Atlas (2670 мм). Из-за серьезно увеличенной по сравнению с Kaptur и Duster (2673 мм) колёсной базы «Аркана» получила новые панели пола и полностью изменённую силовую структуру кузова. Кроме того, у машины иной, новый моторный щит. Всего доля новых компонентов в конструкции шасси достигает 55%. Кроме панелей кузова кроссовер получил свой набор пружин и амортизаторов и новые стабилизаторы поперечной устойчивости. Передний стабилизатор стал жёстче по сравнению с «каптюровским» на 38%, а задний – на все 55%. В конструкции рулевого управления вместо гидроусилителя руля теперь трудится более эффективный электроусилитель (ЭУР). Благодаря новой конструкции рулевая колонка в Arkana регулируется не только по высоте, как в Duster и Kaptur, но и по вылету.

По заявлению представителей Renault, пружины, амортизаторы и электроусилитель руля специально подбирались таким образом, чтобы добиться от кроссовера улучшенной управляемости. Так, при настройке его шасси ориентировались на оценки управляемости около 10 моделей других производителей, имеющих схожую с Arkana ценовую категорию. От удачных, проверенных временем конструктивных решений отказываться не стали – поэтому в шасси кроссовера Arkana имеется около 45% конструктивных элементов от других моделей Renault. Так, тормозную систему «Аркана» унаследовала от Kaptur, кроме того была сохранена «дастеровская» архитектура передней и задней подвесок, а также конструкция системы полного привода.

Переднеприводный Renault Arkana имеет полунезависимую заднюю подвеску, а версия 4×4 – независимую многорычажку. Кстати, полноприводная «Аркана» имеет сертификат Одобрения типа транспортного средства (ОТТС) по категории M1G, то есть как «внедорожный автомобиль» (спасибо «генам» Duster)! А вот моноприводная модификации отнесена в легковую категорию M1. В любом случае дорожный просвет нового «паркетника» такой же, как и у Renault Duster – 205 мм.

Будет ли и дальше Renault разрабатывать модели специально для России? И будет ли кроссовер Arkana производиться под другими брендами альянса Renault-Nissan для продажи на рынках Европы и других стран?

Тут всё просто: учитывая ёмкость российского рынка и стран Таможенного союза, компания Renault планирует и в дальнейшем разрабатывать и производить модели для России. «Аркана» на этом пути – всего лишь первая ласточка. Что касается второго вопроса, то, как ни странно, ни сам Renault, ни другие бренды альянса не будут использовать модель для продаж на рынках Европы и других стран.

Как будут строиться продажи кроссовера в России и когда автомобиль станет доступен к заказу в Беларуси?

В день презентации, 23 мая, начался старт интернет-продаж «Арканы». Пока кроссовер можно купить только в онлайн-шоуруме российского представительства Renault и только в стартовой лимитированной топ-версии «Edition One», выпущенной ограниченным тиражом. При этом дилер Renault стремится осуществить полный цикл интернет-продаж: по запросу потенциального клиента автомобиль будет доставлен для тест-драйва в удобное для покупателя место и даже к нему на дом. В случае желания совершить сделку, кроссовер также доставят прямо к клиенту, а также прямо на месте оформят продажу. К сожалению, это предложение ограничено территорией России. Схема оказалась более чем успешной – уже за первые полчаса работы онлайн-шоурума было продано четыре машины, а первые 100 машин раскупили за 3 часа.

Поставки «Арканы» в Беларусь начнутся одновременно со стартом продаж автомобиля «вживую» в шоу-румах российских дилеров. Ожидается, что это будет в конце июня – начале июля – московский завод Renault уже приступил к выпуску товарных партий кроссовера. Как и в России, у белорусских дилеров Renault к заказу первоначально будут доступны только машины в максимальной комплектации. Подробный прайс-лист и варианты оснащения «Арканы» будут объявлены ближе к старту продаж.

Какие силовые агрегаты и трансмиссии будут доступны для кроссовера Arkana?

Представленная во время показа лимитированная топ-серия «Edition One» была оснащена топовым мотором, который будет доступен для этой модели. Это новый 1,3-литровый бензиновый турбомотор TCe 150 (150 л.с. и 250 Нм), работающий в паре с вариатором CVT8 (Jatco JF016E).  Силовой агрегат привозят из Испании, а вариатор – из Мексики. Arkana с 1,3-литровым турбодвигателем и вариатором первоначально будет доступна как с передним, так и с полным приводом. Вариант с «механикой» появится позже.

Турбомотор TCe 150 представляет собой плод совместного «творчества» инженеров Renault и Mercedes-Benz. Он был представлен в 2017 году сразу под двумя заводскими индексами – как Renault H5Ht и, как Mercedes М282 (по таким обозначением он устанавливается на автомобили Mercedes А-class и В-class). Немецкие мотористы отвечали за разработку верхней части двигателя: головки блока цилиндров и системы впрыска, а французы спроектировали блок цилиндров и детали цилиндро-поршневой группы. Возможно, поэтому французский вариант силового агрегата не получил «мерседесовскую» систему отключения при малых нагрузках двух средних цилиндров путём закрытия впускных и выпускных клапанов. А может всё гораздо проще, и причина – банальная дороговизна для Renault двигателя с системой деактивации цилиндров.

Новый турбомотор – типичное детище царящего в современном моторостроении «даунсазинга». Для того чтобы снять 150 «лошадок» с небольшого рабочего объёма, силовой агрегат TCe 150 помимо турбонагнеталя получил сравнительно высокую степень сжатия (10,6:1) и непосредственный впрыск с давлением 250 бар. При этом заявленное топливо для мотора – бензин с октановым числом «92». Однако, на лючке горловины топливного бака «Арканы» чётко указано: «минимум 95-98»... Сенсации не случилось – технические специалисты Renault поспешили разъяснить, что хотя двигатель сертифицирован для работы на высокооктановом топливе АИ-95, он уже прошёл полный цикл внутренних испытаний и на «92»-бензине. Обратной стороной непосредственного впрыска под таким серьёзным давлением является повышенная требовательность двигателя к качеству топлива. Тем более, что комбинированного впрыска (в цилиндр и во впускной коллектор), уменьшающего риск возникновения смолисто-сажистых отложений на впускных клапанах, у турбомотора TCe 150 нет.

Из хорошего – новый силовой агрегат получил достаточно надёжный привод ГРМ с двухрядной цепью и, как на большинстве современных моторов, фазорегуляторами на впуске и выпуске.

Ещё одна дань современным тенденциям двигателестроения – отсутствие в легкосплавном блоке цилиндров стальных или чугунных гильз. Конечно, стенки цилиндров имеют специальное покрытие: с помощью технологии электродуговой металлизации слоем в 0,1–0,15 мм нанесен железосодержащий сплав, который в немецких рекламных проспектах называется «Nanoslide», а во французских – «Bore Spray Coating». И, вроде бы, всё должно быть хорошо, ведь Daimler AG впервые апробировал эту технологию в уже далёком 2006 году на высокофорсированных двигателях «придворного» тюнингового ателье AMG. Вот только при износе поверхностей цилиндров турбомотора TCe 150 придётся менять блок цилиндров целиком или же гильзовать его у «неофициалов». Впрочем, на пробег агрегата TCe 150 в 200-250 тысяч километров до «капиталки» рассчитывать можно.

А что же «дастеровский» 2,0-литровый бензиновый «атмосферник» F4R? Кроссовер Arkana его не получит. Ведь турбомоторы – современный тренд и наше всё! Тем более, что руководство корпорации очень довольно новым силовым агрегатом. По словам представителей Renault, 1,3-литровый турбодвигатель на 20% эффективнее старого 2,0-литрового «атмосферника», экологичнее и экономичнее его, да и вообще, гораздо лучше едет. Что ж, ждём грядущего тест-драйва чтобы проверить эту информацию. Недоступен для Arkana и полюбившийся многим владельцам Renault Duster тяговитый и экономичный 110-сильный турбодизель 1,5 dCi.

Как уже говорилось, в паре с турбомотором TCe 150 будет работать японский вариатор CVT8 (Jatco JF016E). Этот «автомат» устанавливается на целый ряд автомобилей Nissan, Renault и Mitsubishi (например, Nissan X-Trail / Renault Koleos). АКП Jatco JF016E производится с 2012 года, и считается, что все её «детские болезни» успешно побеждены. Во всяком случае, пробег в, как минимум, 150-200 тысяч километров для этого «автомата» не проблема.

Базовым двигателем для «Арканы» станет производящийся в России «всеальянсовый» 1,6-литровый бензиновый «атмосферник» H4M (114 л.с. и 156 Нм), хорошо знакомый нам по другим моделям Renault и Nissan. Для базового мотора предусмотрены 3 варианта трансмиссии: передний привод с 5-ступенчатой МКП, передний привод с вариатором, а также полный привод с 6-ступенчатой механической коробкой передач. Версии 4×4 с «автоматом» и мотором 1,6-литра не будет, ибо устанавливающийся исключительно на малообъёмные атмосферные бензиновые моторы «слабенький» и не самый надёжный вариатор CVT7 (Jatco JF015E) не предназначен для работы с полноприводной трансмиссией. Впрочем, свои 100-150 тысяч километров он вполне «выхаживает».

Какова будет цена кроссовера Arkana в максимальной и базовой комплектации?

Моноприводный кроссовер лимитированной спецверсии «Edition One» начали продавать за 1 миллион 420 тысяч российских рублей (около 22.000$). В перечне оборудования: турбомотор TCe 150 в паре с вариатором, климат-контроль, шесть подушек безопасности, полностью светодиодная передняя оптика, подогрев всех кресел, руля, лобового стекла, наружных зеркал, форсунок омывателя, а также электроусилитель руля с автоматически настраиваемым усилием и ряд других «плюшек». За полный привод придётся доплатить 80 тысяч RUR. Таким образом, стоимость топовой версии Renault Arkana составит около 1,5 млн. российских рублей, что в пересчете составит около 23.200$.

Цену базовой версии «Арканы» Renault пока не разглашает. Логично можно предположить, что базовая Arkana будет дороже самого доступного Каптюра. А вот насколько – пока приходится только догадываться.

P.S. Премьерный показ Renault Arkana оставил много вопросов о «тайнах» этого кроссовера: почему эффектная «вау» внешность «почти BMW X6» сочетается с «дубовым» «бюджетным» пластиком салона? А почему при такой большой колесной базе Arkana предлагает такое скромное пространство для пассажиров второго ряда? И почему «Аркана» демонстрирует фактически полное отсутствие электронных помощников? И ведь это ещё не весь список! С какими из этих нюансов можно мириться, а что может стать «ложкой дёгтя»? На эти и другие вопросы ответит обстоятельный тест-драйв новой модели, который состоится совсем скоро. Следите за нашими публикациями!