Идем на рекорд Гиннесса в честь 70-летия Land Rover

Автор: Артем Гонцов Фото: Андрей Барашко, Артем Гонцов, Land Rover

Ранним утром 21 апреля 2018 года наша команда из белорусских журналистов стартовала в Москву - для того, чтобы войти в историю. Или, по крайней мере, попытаться. Дело в том, Land Rover празднует в этом году свой 70-летний юбилей, и российское представительство Jaguar Land Rover решило отметить его с размахом. Один из юбилейных проектов - побить рекорд Гиннесса в категории "самый длинный парад автомобилей одной марки".

Белорусский дилер JLR "Атлант-М Британия" внес свою лепту в общее дело: в виде двух новеньких Discovery и одного Discovery Sport. Вот на них мы и отправились в дорогу, чтобы этой же ночью присоединиться к невероятному каравану из более чем 2 тысяч британских внедорожников, которые попытаются установить рекорд Гиннесса на московском Третьем транспортном кольце.

Пока мы едем по отличной трассе М1 в сторону Москвы, самое время вспомнить, с чего же начиналась история Land Rover. Кстати, если будете в Москве до 10 мая - зайдите в "ГУМ". Там работает небольшая, но очень увлекательная экспозиция Land Rover на эту тему.

Официальный отсчет истории Land Rover ведется с 30 апреля 1948 года - именно в этот день на автосалоне в Амстердаме британская компания Rover представила прототип своего первого внедорожника.

Один из этих прототипов был найден в январе этого года в Великобритании - в достаточно хорошем для его возраста состоянии. Вот таким его привезли на реставрацию в заводское отделение Land Rover Classic.

В том же далеком 1948 году модель со скромной шильдой "Land Rover" на радиаторной решетке пошла в серийное производство.

Для компании Rover, которая до Второй мировой войны успешно выпускала роскошные автомобили, такой "ход конем" может показаться странным. Но тут нужно понимать, что послевоенная Британия вряд ли нуждалась в дорогих седанах. Гораздо нужнее был максимально дешевый автомобиль для сельской местности - "рабочая лошадка", на которой хоть по дороге, хоть по полю.

Автор проекта, главный дизайнер Rover Морис Уилкс, не скрывал, что идея была позаимствована у американского армейского джипа Willys, который тот с удовольствием эксплуатировал на своей ферме. По задумке Уилкса, Land Rover должен был стать настоящим помощником по хозяйству, сочетая в себе практичность легкового автомобиля с проходимостью трактора. Первый Land Rover получился именно таким.

Конструкция автомобиля была очень простой. Стальная несущая рама "лестничного" типа. На ней - алюминиевый кузов. Это сейчас алюминий считается в автопроме прогрессивным металлом, который применяют для снижения массы автомобиля. А в те времена выбор "крылатого" металла объяснялся совсем другими причинами - после войны железа катастрофически не хватало, тогда как алюминий был в избытке. Плоские кузовные панели с правильно очерченными колесными арками - тоже не дизайнерский ход, а банальное стремление удешевить серийное производство. Кстати, характерный зеленый "военный" цвет всех первых Land Rover - из той же "оперы". Дело в том, что после Второй мировой остались неиспользованные запасы краски, в которую красили британские истребители.

Первый Land Rover получился компактным (колесная база всего 80 дюймов, т.е. чуть больше 2 метров) и достаточно легким (1,2 тонны). 50-сильный бензиновый мотор был скомпонован с 2-ступенчатой "раздаткой" и 4-ступенчатой механической коробкой передач. Этого было вполне достаточно, чтобы взять на борт 450 кг груза, и даже впахивать на полях. В прямом смысле этого слова - модель можно было оснастить валом отбора мощности для подключения прицепной сельхозтехники.

Как это часто бывает с моделями, которые впоследствии стали легендарными, первый Land Rover не рассматривался руководством компании, как долгосрочный проект. Планировалось, что его производство продлится 2-3 года, пока британцы не оправятся от последствий войны и не начнут снова покупать легковые автомобили. Но оказалось, что продажи внедорожников идут гораздо лучше, чем "легковушек" Rover. Так что модель не только не сняли с производства - но начали разрабатывать новые модификации, которых ждали клиенты. Так появились варианты с закрытым семиместным кузовом и длиннобазный Station Wagon ("сто-десятка"), рассчитанный на 10 человек. В 1958 году в свет вышла модель второго поколения - Land Rover Series II. На ее базе было создано бесчисленное множество самых разнообразных модификаций: от сельскохозяйственных машин до пожарных автомобилей.

Дальнейшая история Land Rover развивалась по нарастающей. В 1970 году был представлен первый внедорожник для тех, кому хотелось больше комфорта: это был трехдверный Range Rover. В 1983 году утилитарный Land Rover Series третьего поколения передал эстафету новой модели Land Rover 90/110 - кстати, она получила свое знаменитое имя Defender только в 1990 году. В 1989 году в свет вышел первый Discovery - ему было суждено стать внедорожной легендой знаменитой серии трофи-рейдов "Camel Trophy".

К сегодняшнему дню модельный ряд Land Rover официально разделен на три семейства. Самое роскошное - семейство Range Rover, в которое входит собственно Range Rover, его спортивная версия Range Rover Sport, новейшая стильная модель Range Rover Velar и самый компактный Range Rover Evoque. Семейство Discovery более ориентировано на тех, кто любит приключения - в него входит Discovery (уже пятого поколения) и Discovery Sport, который является духовным наследником Freelander. Что касается Defender, то он продержался на конвейере почти 30 лет и был вынужден уйти на покой, т.к. уже не соответствовал современным нормам, принятым в автопроме. Но обещал вернуться! Британцы завершают разработку Defender нового поколения - думаю, что его мировая премьера состоится очень скоро.

70-летие автомобилей Land Rover - не единственный юбилей, который могут отмечать в этом году поклонники британских внедорожников. Первые тридцать лет "Land Rover" было всего лишь названием модели. А собственно компания Land Rover была официально зарегистрирована только в 1978 году - то есть ровно 40 лет назад. А ровно 10 лет назад - в 2008 году - компания Land Rover была продана индийскому промышленному гиганту Tata Motors. Так появилась нынешняя компания Jaguar Land Rover, которая получила щедрое финансирование от новых владельцев. Результаты этой сделки, которые вы сегодня можете наблюдать в любом дилерском центре JLR, говорят сами за себя.

Мы тем временем заезжаем в Москву. К счастью, пробок практически нет, поэтому можно позволить себе небольшую экскурсию через центр.

Немного подкрепились, отдохнули. Наступает ночь - а значит, пора выдвигаться на позицию.

В каждом автомобиле - телефон с приложением, разработанным специально для этого мероприятия. Когда выезжаем на ТТК, нужно нажать на кнопку "Я здесь", и месторасположение экипажа отобразиться на интерактивной карте, за которой следят организаторы парада. Картинка впечатляет - кольцо полностью сомкнулось! Разрыв на северо-востоке - Лефортовский тоннель, из которого не добивает сигнал GPS - и в конце которого стоит представитель "Книги рекордов Гиннесса".

Простая на первый взгляд задача - проехать колонной по ТТК - оказывается не такой уж и простой. Во-первых, участники колонны не должны мешать другим автомобилям. Впрочем, их в потоке практически нет - куда ни глянь, везде одни "британцы" самых разных моделей и годов выпуска. Картина - сюрреализм!

Главная проблема - в одном из условий, которое выставили проверяющие из "Гиннесса". Расстояние между автомобилями в колонне не должно превышать два корпуса. Как выяснилось через несколько дней, именно это условие и не было соблюдено - и, к сожалению, рекорд не был засчитан.

Но это не умаляет масштаба события, происходившего в ту ночь в Москве. Пусть оно и не попадет в "Книгу", но уверен - все организаторы и участники этого автопробега запомнят его навсегда. Как говорится, "такое бывает раз в жизни. И то не у всех". Что до рекорда - у Land Rover еще будет много юбилеев. К примеру, в Беларуси зарегистрировано несколько тысяч автомобилей Land Rover. Может, возьмемся дружно, и через пять лет соберемся на МКАД?