BMW Museum: изучаем историю баварской компании в автомобилях и не только

21.01.2014

история BMW

Если вы приехали в Мюнхен, вам нравятся автомобили BMW и есть полдня свободного времени - настоятельно рекомендую посетить музей BMW, который находится на севере города, рядом с Олимпийским парком. Круглое здание в виде чаши, наверное, знакомо каждому, кто интересуется баварской автомобильной компанией. Вход в музей стоит 6 евро для тех, кому до 18 и за 65, а также студентов, и 9 евро - для всех остальных. И он того стоит.

Основная экспозиция музея BMW теперь располагается в более привычном прямоугольном здании (на фото слева) - оно было пристроено несколько лет назад, во время реконструкции музея и строительства развлекательного комплекса BMW Welt, который расположен по соседству, через дорогу. А в самой "чаше" устраивают временные экспозиции. Тема нынешней - британский "бриллиант" в баварской короне. Rolls-Royce.

В главном холле - огромная панель на всю стену, которая демонстрирует в произвольном порядке движущиеся силуэты всех моделей компании.

история
BMW

Начинается экскурсия с "кинетической скульптуры": 714 металлических шариков, подвешенных на тонкой проволоке и управляемых электромоторами, синхронно двигаются вверх-вниз, образуя силуэты автомобилей BMW разных эпох.

история
BMW

На видео выглядит впечатляюще, а "вживую" просто завораживает.

Экспозиция в мюнхенском музее BMW организована не в строгом хронологическом порядке, а по темам: дизайн, бренд, мотоциклы, технологии, автоспорт, модельные серии, родстеры. Тем не менее, попробую сложить детали мозайки в цельное полотно. Итак, отправляемся в путешествие по истории баварской компании.

Начало

История BMW началась 7 марта 1916 года, когда была основана компания Bayerische Motoren Werke GmbH. Точнее, она была трансформирована из другой компании, занимавшейся производством авиационных двигателей. Модель была одна - BMW Illa - но зато какая! 6 цилиндров в ряд, 23 литра рабочего объема, 300 л.с. при 1650 об/мин.

история BMW

Его конструкция обеспечивала хорошую мощность при полетах на большой высоте, что моментально оценили немецкие летчики-истребители на "Фоккерах" и "Юнкерсах", получившие полное превосходство в воздушных боях Первой Мировой войны. Кстати, этот же мотор, установленный на самолет DFW, позволил установить в 1919 году новый рекорд высоты полета для гражданских самолетов: 9760 метров.

Компания Bayerische Motoren Werke GmbH стремительно развивалась благодаря военным заказам и 13 августа 1918 года была преобразована в акционерное общество, получившее так хорошо знакомое всем название: BMW AG. Впрочем, успехи в авиации быстро закончились - в ноябре того же года Германия капитулировала, а союзники ввели запрет на производство самолетов и двигателей к ним. BMW AG пришлось на время забыть об авиации и переключиться на производство моторов для мотоциклов, лодок, автомобилей и грузовиков.

В начале 20-х годов ситуация в Германии немного улучшилась, и уже к 1922 году компания возобновила производство авиационных двигателей. А в 1923 году представила на моторшоу в Берлине свой первый мотоцикл: BMW R32. Оппозитный двухцилиндровый двигатель, карданный привод - концепция стала визитной карточкой BMW и применяется в некоторых моделях мотоциклов BMW по сей день.

история BMW

В середине 20-х годов руководство компании задумалось о создании своего собственного автомобиля, но в 1928 году подвернулось более интересное предложение - купить фирму Fahrzeugfabrik Eisenach, которая выпускала по лицензии британскую модель Austin 7 под маркой Dixi.

история BMW

Автомобиль был переименован в BMW 3/15 PS и стал первой серийной моделью баварского автопроизводителя. Помимо обычной версии выпускалась и грузопассажирская, с закрытым кузовом. Первый и последний коммерческий автомобиль в истории BMW. Была и двухместная спортивная версия без крыши - но о ней более подробно в разделе "Родстеры".

история BMW

На базе модели 3/15 PS был создан даже спортивный открытый автомобиль - прадед современных родстеров BMW. У него было всего 18 "лошадок" под капотом, но для машины массой всего 410 килограмм этого было достаточно, чтобы разгоняться до 95 км/ч.

история BMW

история BMW

Превосходный минимализм! Интересно, что указателями поворота в то время служили вот такие выдвижные "семафоры".

история BMW

К 30-м годам баварцы наладили выпуск нескольких компактных серийных моделей, на которых впервые появились рядные 6-цилиндровые двигатели, а радиаторная решетка обрела знакомый дизайн из двух "ноздрей". В 1939 году была представлена первая роскошная модель - BMW 335 с 3,5-литровой рядной "шестеркой" под капотом.

история BMW

Но самой яркой баварской моделью 30-х годов был спорткар BMW 328. Если говорить современным языком, стандартная версия выглядела вот так:

история BMW

история BMW

 история BMW

история BMW

Впрочем, клиенты, да и сам производитель обращались к известным европейским ателье, которые предлагали эксклюзивные варианты открытых и закрытах кузовов.

В те времена понятие "спорткар" было совершенно конкретным - автомобиль для спорта. И 328 был очень успешным спортивным автомобилем. За свою карьеру эта модель одержала сотни побед в разных соревнованиях. Специально для гонок на дальние дистанции баварцы заказали у туринской фирмы Carrozzeria Touring облегченный кузов Superleggera, с которым автомобиль мог развить максимальную скорость 220 км/ч.

история BMW

история BMW

история BMW

Самые громкие победы BMW 328 - в "Ле-Мане" в 1939 году (в классе автомобилей с двигателем до 2 литров) и "Mille Miglia" в 1940 году. Кстати, за 30 лет проведения этой гонки итальянские производители уступали первое место на подиуме только трижды: два раза Mercedes-Benz (SSK в 1931 году и 300 SLR в 1955 году) и один раз - BMW.

история BMW

история BMW

В "Mille Miglia" также участвовало уникальное купе BMW 328 Kamm Coupe. Его алюминиевый кузов, разработанный профессором по аэродинамике (коэффициент аэродинамического сопротивления составлял всего 0,25), и крепился к очень легкой несущей раме из сплава магния и алюминия, которая весила всего 32 килограмма. Масса автомобиля составляла 760 килограмм.

история BMW

история BMW

Судьба этого автомобиля печальная, но со счастливым концом. Мало того, что он не доехал до финиша "Mille Miglia" в 1940 году из-за технической поломки, так его еще и разбили в аварии и отправили в утиль после Второй Мировой войны. В начале 21 века отделение BMW Classic воссоздало легенду на основе сохранившихся записей и фотографий. Пространственная алюминиевая несущая рама выставлена в музее BMW, а сам BMW 328 Kamm Coupe снова принял участие в "Mille Miglia" в 2010 году - ровно через 70 лет после той легендарной победы. 

История повторяется

Как вы помните, в 20-х годах BMW снова начала выпускать авиационные двигатели и заметно в этом преуспела. 12-цилиндровый оппозитный мотор от BMW внес свой вклад в развитие гражданской авиации.

история BMW

Но во времена Второй Мировой войны старая история повторилась. Компания отказалась от выпуска автомобилей и мотоциклов (за исключением спецверсий для Вермахта) в пользу моторов для немецкой военной авиации, в результате чего ближе к концу войны завод в Мюнхене был полностью разрушен бомбардировками союзников, а после войны компании было запрещено производить даже мотоциклы. Пришлось перебиваться производством кастрюль и сковородок, пока в конце 40-х BMW снова не получила разрешение на мотоциклетное производство и начала выпускать модель R 24, которая была слегка модернизированной версией довоенного BMW R 23.

В конце 40-х годов руководство компании изучало различные варианты возобновления серийного производства легковых автомобилей. Технический директор Курт Донат предлагал выпускать по лицензии модели Ford и Simca, главный дизайнер Альфред Бенинг взялся за создание прототипа компактного автомобиля BMW 331, но директор по продажам Ханс Гревениг убедил руководство в том, что слабые производственные мощности компании больше подходили для выпуска роскошных автомобилей, на которых можно было бы хорошо зарабатывать. В 1951 году появилась модель BMW 501, а вслед за ней, в 1957 году - еще более роскошная модификация с - впервые в истории BMW - двигателем V8.

история BMW

Кстати, конкуренты из Mercedes-Benz начали предлагать восьмицилиндровые моторы только в начале 60-х. Помимо четырехдверного седана выпускались двухдверное купе (на фото) и кабриолет. Впрочем, они не принесли компании ожидаемой выгоды - для немцев они были слишком дорогими, а в США аналогичных моделей было пруд пруди. Всего было выпущено менее полутора тысяч таких автомобилей.

На волне популярности шоукаров Mercedes-Benz 300SL и 190SL, представленных в Нью-Йорке в 1954 году, баварцы решили создать свой спорткар на базе модели 502. Американский импортер BMW Макс Хоффман одобрил дизайн-проект и пообещал руководству компании, что закажет 2000 автомобилей, если сможет продавать их по 5000 долларов за штуку. Летом 1955 года первый родстер 507 был представлен американской публике.

история BMW

история BMW

история BMW

Очень красивый и быстрый автомобиль: 3,2-литровый V8 мощностью 150 л.с. позволял разгоняться до 220 км/ч. Но итоговая цена модели выросла в два раза от той, которую предполагал Хоффман - тот оказался от сделки. В Европе продажи тоже не пошли - конкурирующий Mercedes-Benz 300SL продавался в 10 раз лучше. Не помогли и "вип-клиенты" вроде Элвиса Пресли, который купил один из таких родстеров, когда проходил военную службу в Германии. В результате было выпущено всего две с половиной сотни автомобилей, а компания BMW понесла значительные убытки.

Стремление заработать на дорогих и роскошных автомобилях привело компанию к серьезным убыткам. Не помогла даже забавная модель Isetta, которую BMW начала выпускать в 1955 году.

история BMW

история BMW

"Холодильник на колесах", изначально разработанный итальянцами, был оснащен одноцилиндровым мотоциклетным мотором мощностью 12 л.с., который крутил задние колеса через 4-ступенчатую механическую коробку передач. Дверь была только одна - буквально передняя. К ней же крепилась и рулевая колонка.

история BMW

история BMW

Откидной тент крыши - не элемент роскоши, а необходимость. По требованиям безопасности, проем в крыше являлся аварийным выходом на тот случай, если в аварии заклинит единственную дверь.

история BMW

история BMW

история BMW

BMW Isetta выпускалась с 1955 по 1962 годы - общий тираж составил 162 тысячи автомобилей. Но прибыль с нее была мизерная, да и европейцы к тому времени уже доросли до чуть более серьезной и вместительной модели. А в этой категории не было равных легендарному Volkswagen Beetle.

Кризис и "новый класс"

 К 1959 году баварская компания была на грани банкротства. Ни одна из выпускаемых моделей не приносила большой прибыли, спрос на мотоциклы тоже упал. На собрании акционеров в декабре 1959 года председатель наблюдательного совета BMW Ганс Фейт предложил объединить компанию с Mercedes-Benz... Дилеры и миноритарные акционеры были против, но точку в споре поставили братья Квандт, члены одного из богатейших семейств Западной Германии, которые незадолго до этого купили большую долю акций компании и фактически являлись крупнейшим акционером BMW AG. В итоге баварская компания сохранила независимость.

"Спасителем" стала модель BMW 700, производство которой началось в 1959 году. Она предлагалась в двух вариантах кузова - седан и купе (на фото) - и продавалась очень неплохо: с 1959 по 1965 годы было выпущено более 188 тысяч автомобилей. Кстати, с этого момента индекс модели начал указывать на рабочий объем двигателя.

история BMW

Автомобиль был простой, как барабан. 700-кубовый оппозитный мотор от мотоцикла R 67 был установлен сзади и развивал 40 л.с.

история BMW

К началу 60-х годов в BMW была готова новая стратегия развития модельного ряда, которая получила название "Neue Klasse" - "Новый класс". Ее смысл заключался в создании гаммы компактных автомобилей, а первой моделью стал седан BMW 1500. Несущий кузов, независимая подвеска, передние дисковые тормоза, 4-цилиндровый двигатель М10 объемом 1,5 литра. И, впервые, фирменный изгиб задней стойки кузова "Hofmeister kink".

Все новое - хорошо забытое старое. Первая модель на нижнем фото: BMW 1600-2 или так называемая "02 серия", дебютировавшая в 1966 году. Ничего не напоминает? Да, "вторая серия" появилась почти полвека назад и обозначала двухдверную модификацию компактного седана BMW. А современные купе 2 Series, которые "отпочковались" от хэтчбека 1 Series - и есть "духовные наследники" той самой спортивной "двушки".

история BMW

Правда, компактные модели "Нового класса" открыли дорогу другой модельной ветке: 3 Series, которая дебютировала в 1975 году. Первая "тройка" (Е21) выпускалась только в кузове "купе", зато второе поколение (Е30) предстало сразу в нескольких модификациях: седан, купе, кабриолет и универсал. Дальнейшую историю 3 Series можно легко проследить на улицах городов.

история BMW

история BMW

В 1968 году баварцы запустили линейку роскошных моделей, которые получили название "Новая шестерка". Под "шестеркой" имелась в виду не серия, а рядный шестицилиндровый двигатель М30. Первым в продажу пошел седан BMW 2500 (индекс Е3) с мотором объемом 2,5 литра, затем литраж постепенно увеличивался и достиг 3,3 литра на топовых версиях.

Самой спортивной моделью серии "New Six" было купе BMW 3.0 CSi (индекс Е9), выпущенное в 1971 году. 3-литровый мотор развивал 220 л.с. и позволял разгоняться до 220 км/ч. 

история BMW

Самой дорогой и роскошной модификацией являлся выпущенный в 1975 году седан BMW 3.3 Li с удлиненной на 10 см колесной базой и двигателем 3,3 литра, оснащенным инжектором.

Нетрудно догадаться, что большое купе стало отправной точкой для купе и кабриолетов 6 Series, а седан превратился в следующем поколении в 7 Series. Возникает вопрос: а откуда же берет свое начало "пятерка"? От этой же серии "New Six" - менее мощные модификации седанов и послужили основой для первой "пятерки" с индексом Е12.

Вот так в 70-х годах прошлого века образовалась новая номенклатура моделей BMW, к которой мы все привыкли.

Самые "свежие серийные модели в экспозиции - родстеры. На нижнем этаже собраны все самые значимые двухместные открытые автомобили, которые когда-либо выпускала BMW. Рядом с самым первым родстером 3/15 PS 30-го года выпуска, знаменитым BMW 328 и роскошным BMW 507, с которыми мы уже знакомы, стоит первооткрыватель современной Z-линейки - Z1, выпускавшийся с 1988 по 1991 годы.

история BMW

Его "фишка" - оригинальные двери, которые не открываются, а опускаются вниз, скрываясь в высоких порогах кузова.

история BMW

Пожалуй, самый красивый BMW новой эпохи - BMW Z8. Он был создан по мотивам того самого BMW 507 и выпускался с 1999 по 2003 годы. Благодаря 5-литровому V8 мощностью 400 л.с. от седана BMW M5 этот родстер может разогнаться с места до 100 км/ч менее чем за 5 секунд. Максимальная скорость - 250 км/ч. Всего было построено 5703 таких автомобиля. Сейчас цены на Z8 с небольшими пробегами начинаются в Германии от 150 тысяч евро, а самые хорого сохранившиеся экземпляры предлагаются за 200 тысяч евро.

история BMW

история BMW

BMW M

Один из залов музея BMW - Мекка для настоящих фанатов BMW. M Power! Но для соблюдения хронологии сперва познакомимся с самым первым спорткаром баварской компании, который выставлен прямо на входе в музей. Это концептуальный BMW Turbo, созданный к летним Олимпийским играм, которые проходили в Мюнхене в 1972 году -  Олимпийский парк находится в двух шагах от музея.

история BMW

Автор дизайна - француз Поль Брак, также нарисовавший первую баварскую "семерку". Как понятно из названия, этот концепткар был оснащен турбированным мотором: 2 литра, 280 л.с. Разгон с места до 100 км/ч занимал 6,6 секунды, максимальная скорость - 250 км/ч. Всего было построено два таких автомобиля.

история BMW

Двери конструкции "крыло чайки", широченные пороги, на которых нашлось место даже для пепельницы, футуристичный кокпит - даже спустя сорок лет все это выглядит впечатляюще.

история BMW

история BMW

история BMW

Именно BMW Turbo стал "исходником" для одной из легенд BMW - М1.

история BMW

Первый и единственный серийный среднемоторный суперкар BMW. Первая серьезная разработка тогда еще молодого отделения BMW Motorsport. Вообще-то этот автомобиль должен был разрабатываться совместно BMW и Lamborghini, но из-за сложной финансовой ситуации в итальянской компании баварцам пришлось доводить дело до конца самостоятельно. Зато итальянцам следует сказать "спасибо" за дизайн - его разрабатывал сам Джорджетто Джуджаро. Хотя он явно был вдохновлен формами концептуального BMW Turbo.

история BMW

Мотор, естественно - баварский. Естественно, рядная "шестерка" М88 объемом 3,5 литра, в стандартной модификации развивавшая 277 л.с. Этого было достаточно, чтобы разгоняться до максимальных 262 км/ч. На гоночных версиях этот мотор был оснащен турбонаддувом, который выжимал из 3,5 литров до 850 л.с. Всего с 1978 по 1981 годы было выпущено 456 автомобилей - в настоящее время одного из этих "красавцев" можно поймать на автомобильных аукционах. Цены на удивление низкие для такого редкого спорткара: около 250 тысяч долларов.

история BMW

Кстати, 3,5-литровый мотор впоследствии устанавливался на первом седане М5 (кузов Е28), который был представлен в 1984 году...

история BMW

... и купе BMW M635CSi (кузов Е24), дебютировавшем на автосалоне во Франкфурте в 1983 году.

история BMW

Некоторые считают BMW M3 CSL в кузове Е46 последним "настоящим" М3 - с атмосферным рядным шестицилиндровым двигателем. Как известно, следующее поколение М3 (Е90) оснащалось 4-литровым V8, а самый новый М3 (в кузове "седан" F80) и М4 (в кузове "купе" F82) снова получил рядную "шестерку", но уже с турбонагнетателями.

история BMW

история BMW

Мотоциклы

В нашем представлении BMW ассоциируется прежде всего с автомобилями, хотя вся история компании связана не только с ними, но и с мотоциклами. Причем история мотоциклов BMW более давняя - в прошлом году компания отпраздновала 90-летний юбилей своего мотоциклетного направления BMW Motorrrad. Именно ему посвящена отдельная... стена высотой в три этажа.

история BMW

За 90 с лишним лет компания BMW выпустила более 2 миллионов мотоциклов, большая часть которых была собрана на заводе BMW, расположенном в пригороде Берлина - Шпандау. В 2012 году был установлен очередной рекорд продаж: 106358 мотоциклов.

история BMW

BMW R 39 (1925-1927) - первый мотоцикл BMW с одноцилиндровым мотором

история BMW

BMW R 2 (1931-1936)

Компания первой перевела все свои модели на штампованные стальные рамы, включая самый дорогую из бюджетных моделей - R 2. В те времена на мотоциклах вроде R 2 (объем двигателя до 200 см3) в Германии можно было ездить без водительского удостоверения.

история BMW

BMW R 51 (1938-1940)

Компания BMW первой начала серийно оснащать свои мотоциклы телескопической вилкой с гидравлическими амортизаторами и задней плунжерной подвеской. BMW R 51 был одинаково хорош как на гоночных трассах, так и на бездорожье. 

история BMW

BMW R 24 (1948-1950)

После Второй Мировой войны BMW снова пришлось начинать с мотоциклов. Модель BMW R 24, первой в своем классе оснащенная 4-ступенчатой коробкой передач, помогла выжить компании в сложные послевоенные годы.

 история BMW

BMW R 25/3 (1953-1956)

В 50-е годы Западная Европа начала оживать, а люди - пересаживаться с мотоциклов на автомобили. Многие массовые производители мотоциклов были вынуждены свернуть свой бизнес, но BMW Motorrad удалось пережить этот "мотоциклетный кризис", предлагая дорогие "семейные" модели с коляской, а также модификации специального назначения.

история BMW

BMW R 50/2 (1960-1969)

Мотоциклы для полиции и официальных кортежей - одно из важных направлений BMW Motorrad, которое приносило прибыль во все времена. Компания выпускала версии для госорганов начиная с 20-х годов, хотя наибольшую известность обрели модели BMW R 50 и R 50/2, продержавшиеся на конвейере 15 лет - они служили в полиции и кортежах более 100 стран мира.

 история BMW

BMW RS 500 Kompressor Typ 255 (1938-1939)

В мотоспорте BMW тоже было чем похвастаться. BMW R 500 Kompressor - уникальная модель с оппозитным 0,5-литровым двигателем мощностью 60 л.с., который с завода оснащался механическим нагнетателем. Максимальная скорость - 220 км/ч. Обладатель многочисленных побед в своем классе "Гран При Германии" до и после Второй Мировой войны.

Еще один любопытный экспонат выставки - мотоцикл BMW WR 500 в аэродинамичном обтекателе, созданный для гонщика Эрнста Якоба Хенне. Впервые тот побил рекорд скорости в 1929 году на стандартном мотоцикле, а в 1937-м установил на этом "болиде" новый рекорд - 280 км/ч. Рекорд продержался до 1951 года. Интересно то, что WR 500 был оснащен далеко не самым мощным мотором из выпускавшихся в то время: всего 500 кубов и 108 л.с.

история BMW

Отделение BMW Motorrad успешно участвует во многих соревнованиях и в наши дни: на счету заводских команд 6 побед в ралли "Париж-Дакар", а также подиумы в чемпионатах Superbike World Championship и FIM Superstock 100 Championship.

история BMW

история BMW

Современный модельный ряд мотоциклов BMW предлагает широчайший выбор: от макси-скутеров и туринговых мотоциклов до эндуро и супербайков. Кстати, скоро с ними можно будет познакомиться и в Минске - в новом автоцентре дилера "Автоидея", который должен вот-вот открыться.

история
BMW

Автоспорт

Компания BMW оставила заметный след в автоспорте - начиная от легендарных побед в довоенные годы, о которых можно прочитать выше, до чемпионских титулов и кубков конструкторов в сезонах DTM этого десятилетия.

история BMW

Костюм пилотов довоенных Гран-при сейчас вызывает только улыбку - особенно на фоне современных "формульных" комбинезонов.

история BMW

В "Формуле-1" самыми успешными для баварцев были 80-е годы, когда компания поставляла моторы для команды Brabham. Именно на Brabham BMW BT 52 Нельсон Пике завоевал чемпионский титул в 1983 году. Через два года болид Brabham BT54 Turbo получил 4-цилиндровый 1,5-литровый турбированный мотор, развивавший на квалификациях до 1100 л.с. Правда, болид с наклейками нового спонсора - Olivetti - был менее успешен. Нельсон Пике смог добиться только одной победы в сезоне 1985 года - в "Гран-при Франции" на трассе "Поль Рикар".

 история BMW

Второй выход BMW на трассы "Формулы-1" состоялся в 2000 году - компания обеспечивала моторами команду Williams. В 2006 году BMW выступила уже самостоятельно, создав команду BMW Sauber F1. Победы в этапах были, но никто не мог угнаться за Михаэлем Шумахером на Ferrari и Фернандо Алонсо на Renault.

В кузовных чемпионатах успех BMW был несравнимо выше. К примеру, седан BMW 2000 TI стал первым автомобилем, который смог проехать "Нюрбургринг" менее, чем за 10 минут.

история BMW

С созданием в 1972 году заводского спортивного отделения BMW Motorsport (сегодня называется BMW M GmbH) баварцы триумфально вернулись в автогонки. BMW 3.0 CSL одержал победу в европейском кузовном чемпионате в 1973 году.

история BMW

BMW 320 сразу не достиг высот, несмотря на хороший спрос на автомобили от частных гоночных команд. В 1978 году, со сменой двигателя на 1,4-литровый турбированный агрегат, дела пошли лучше: победа в немецком кузовном чемпионате DTM была за BMW.

история BMW

Самым результативным гоночным автомобилем BMW стал легендарный М3 (в кузове Е30). В первым же сезоне - в 1987 году - М3 принесли победы пилотам сразу в трех чемпионатах: WTCС, европейском кузовном чемпионате и DTM. Всего за шесть сезонов эти купе одержали одну победу в мировом чемпионате, двух европейских чемпионатах, более 60 национальных чемпионатах, пяти ралли-трофи, а также восемь побед в гонках на "Нюрбургринге" и в "Спа". Таким образом, BMW M3 был признан самым успешным спорткаром в мире.

история BMW

Еще один знаменитый автомобиль: BMW M3 GTR. Он был разработан для участия в американской серии "Ле-Ман" ALMS и в первом же своем сезоне в 2001 году победил в семи этапах из восьми. BMW Motorsport получил и командный кубок, и кубок конструкторов. BMW M3 GTR завершил спортивную карьеру триумфом: первое и второе место в гонке "24 часа Нюрбургринга" в 2004 и 2005 годах.

история BMW

За кадром

Помимо самих автомобилей в мюнхенском музее BMW можно познакомиться с процессом создания будущих моделей и уникальными концепткарами вроде BMW GINA.

история
BMW

история BMW

история BMW

история BMW

история BMW

На отдельном стенде выставляют по очереди автомобили "расписной" коллекции BMW Art Collection.

история
BMW

В настоящее время временная экспозиция в музее BMW посвящена марке Rolls-Royce. Но это, как говорится, совсем другая история. Знакомство с которой можно начать в Мюнхене, а продолжить в частном автомобильном музее в австрийском городе Дорнбирн (Dornbirn), где собрана уникальная коллекция из 70 "Роллс-Ройсов" и более чем 1000 экспонатов, связанных с британской компанией. Кстати, из Мюнхена до него ехать всего 200 км или 2 часа езды на автомобиле. Как раз по пути в Женеву, где каждую весну проходит один из крупнейших международных автосалонов )))

история Rolls-Royce

история Rolls-Royce

история Rolls-Royce

история Rolls-Royce

история Rolls-Royce

история Rolls-Royce

история Rolls-Royce

история Rolls-Royce

история Rolls-Royce

история Rolls-Royce

история Rolls-Royce

история Rolls-Royce

история Rolls-Royce

история Rolls-Royce

история Rolls-Royce

история Rolls-Royce

история Rolls-Royce

история Rolls-Royce

P.S. Спасибо генеральному импортеру BMW и MINI в Беларуси компании "Autoimex" за организацию персональной экскурсии по музею.

Артем Гонцов

Фото автора