70 лет спорткарам Porsche – с чего всё начиналось

Автор: Егор Алесин Фото: Porsche и из открытых источников
17.10.2018

8 июня 1948 года правительством австрийской федеральной земли Каринтия (Kärnten) первому автомобилю Porsche было выдано разрешение на эксплуатацию на дорогах общего пользования. «Первенцем» стал родстер-прототип модели «356» с номером шасси 356-001.

На протяжении следующих семи десятилетий небольшая компания из немецкого Штутгарта (Stuttgart) прошла путь от скромного мелкосерийного производителя спортивных автомобилей, известных лишь энтузиастам, до всемирно известного легендарного автомобильного бренда премиум-сегмента. В настоящее время Porsche AG – один из законодателей «моды», определяющих современные тенденции развития мира спорткаров. Кроме того, по версии неугомонных маркетологов, этот немецкий автопроизводитель выпускает одну из самых желанных машин в мире. Porsche 911 – вряд ли найдётся в этом мире водитель, не мечтавший хоть когда-нибудь проехаться на этом спортивном автомобиле. Раз в год осуществить свою мечту могут клиенты и поклонники марки Porsche, а также автомобильные журналисты, благодаря передвигающемуся по Европе тестовому парку автомобилей Porsche из школы водительского мастерства Porsche Driving Experience. (Наш тест-драйв сразу нескольких версий спорткаров легендарного семейства «911», а также других автомобилей Porsche читайте по ссылке). В этом году тест-драйв модельного ряда Porsche, организованный "Porsche Центр Минск" совместно с Porsche Driving Experience, был посвящён 70-летию первого дорожного спортивного автомобиля Porsche – модели «356», предтече современных Cayman, Boxster и, конечно же, Porsche 911.

Первый спортивный

Если быть абсолютно точным, всё началось не в 1948 году, а практически на год раньше. Именно летом 1947 года, с началом работ по проекту № 356.49.001, начала воплощаться в реальность мечта о создании собственного спортивного автомобиля Фердинанда «Ферри» Порше (Ferdinand «Ferry» Porsche), сына основателя компании Фердинанда Порше.

На сохранившемся чертеже от 6 января 1948 года видно, что первый спортивный автомобиль Porsche представляет собой заднеприводный среднемоторный двухместный родстер с трубчатой рамой (такая концепция в то время использовалась в конструкциях многих гоночных автомобилей). Разрабатываемая «Ферри» Порше модель получила обозначение «356».

Однако восстанавливавшейся после Второй Мировой войны Европе требовались недорогие и доступные легковые автомобили. Поэтому даже такие гранды, как Mercedes и BMW были вынуждены свернуть разработку и производство спортивных машин, а также мощных многоцилиндровых моторов к ним и переключиться на производство бюджетных малолитражек. (Вспомним ту же BMW «Isetta», позволившую компании BMW избежать банкротства и просто выжить в суровое послевоенное время). Поэтому и «Ферри» Порше в целях производственной экономии и максимального удешевления проекта пришлось строить спортивный автомобиль, как говорится, из того, что было. Так, при проектировании первого спорткара Porsche был использован ряд узлов и агрегатов от находившегося в производстве автомобиля Volkswagen Käfer (VW Beetle в англоязычной транскрипции).

Вследствие этого, модель «356» получила 1100-«кубовый» 4-цилиндровый оппозитный («boxer») бензиновый карбюраторный двигатель, оснащённый воздушным охлаждением. Этот мотор имел газораспределительный механизм (ГРМ) с нижним расположением распределительного вала и двумя клапанами на цилиндр, приводимыми в действие через штанги-толкатели (т.н. «pushrod engine»).

Справедливости ради надо отметить, что доставшиеся от VW двигатель, коробка передач и подвеска были специально доработаны для модели «356». К примеру, силовой агргеат был серьёзно модернизирован, да так, что от мотора-донора фактически неизменными остались только цилиндры. Головки цилиндров, распредвал, коленвал, впускные и выпускные коллекторы были разработаны заново. Это в сочетании с новым сдвоенным карбюратором позволило значительно улучшить характеристики агрегата VW Beetle. Так, мощность 1,1-литрового двигателя возросла с 24,5 лошадиных сил до 35 «лошадок». При этом вес разрабатываемого автомобиля составлял всего лишь 585 кг.

К февралю 1948 года была завершена постройка шасси, а вскоре после этого был готов и сам родстер с гладким кузовом из алюминия. Кстати, за разработку кузова нового модели «356» отвечал Эрвин Коменда (Erwin Komenda), когда-то бывший одним из ведущих дизайнеров проекта «Porsche Type 60», ставшего прототипом легендарного автомобиля VW Käfer.

Первый собранный спортивный автомобиль Porsche теперь называют «356 «No.1» Roadster».

Серийное производство Porsche 356 было налажено в Австрии, в городке Гмюнд (Gmünd in Kärnten), земля Каринтия. В то время Гмюнд был временным «местом прописки» компании Porsche. Ведь с 25 июня 1938 года и по лето 1944 года штаб-квартира и производство Porsche находились в Цуффенхаузене (Zuffenhausen), пригороде (а ныне городском районе) города Штутгарт, столицы немецкой земли Баден-Вюртемберг (Baden-Württemberg). А летом 1944 года из-за увеличения числа налетов авиации союзников, Фердинанд Порше решил на время перенести управление компанией, отдел проектирования и часть производства в австрийский городок Гмюнд. Как и прототип, серийные автомобили модели «356» были заднеприводными машинами с двухместным кузовом, выпускавшимся в двух вариантах исполнения – с жёсткой (купе) или со складывающейся крышей (кабриолет). Их главное отличие от опытного образца состояло в том, что прототип имел среднемоторную компоновку, а на серийной модели Porsche 356 двигатель был установлен сзади.

Первые выпущенные экземпляры имели спартанский интерьер и минимальное оснащение. К примеру, вместо привычных нам «поворотников» на них были установлены «траффикаторы» – управляемые водителем специальные флажки-указатели, откидывающиеся перед поворотом из левого или правого крыла.

Всего в Гмюнде было собрано 52 автомобиля: 44 купе (так называемые, «Porsсhe 356/2 Gmünd Coupé») и 8 кабриолетов («356/2 Gmünd Cabriolet»).

Как всё начиналось

Молодая и развивающаяся компания нуждалась в инвестициях на развитие производства автомобилей, в Porsche решили продать «356 «No.1» Roadster» прямо в тот день, когда было получено официальное разрешение на участие в дорожном движении. Покупателем стал предприниматель Рупрехт фон Сенгер (Rupprecht von Senger), а сумма сделки составила 7 000 швейцарских франков.

Через некоторое время после этого автомобиль участвовал в гонке автомобилей в г. Инсбрук (Innsbruck), где даже занял первое место в своём классе. Кстати, благодаря отличной аэродинамике и небольшой массе модель «356» развивала максимальную скорость в 135 км/ч. Кроме того, из-за конструктивно удачного шасси автомобиль достаточно неплохо управлялся.

Что касается дальнейшей судьбы Родстер «No.1», то он несколько раз переходил из рук в руки и не раз ремонтировался после столкновений. Кроме того, чтобы придать родстеру более современный вид, по запросу одного из владельцев дизайн кузова был изменен в соответствии с экстерьером находящейся в производстве последней версии Porsche 356.

Так, односекционная задняя крышка (капот), изначально закрывавшая заднюю часть автомобиля от пассажирского салона и почти до заднего бампера, была полностью заменена в ходе ремонта после одной из аварий. Новый капот стал двухсекционным, с боковым листом над двигателем и более короткой крышкой над задним багажным отделением.

Изменения затронули и ряд агрегатов автомобиля – в 1952 году на прототип «No.1» установили 1,5-литровый двигатель и гидравлические тормоза.

В 1958 году гонщик и шеф-редактор журнала «Christophorus», официального журнала клиентов Porsche AG, Ричард фон Франкенберг (Richard von Frankenberg), обменял 356 «No.1» Roadster на Porsche 356 Speedster. В результате первый автомобиль Porsche навсегда вернулся на завод. Позже музеем Porsche был построен шоу-кар с дизайном кузова модели 356 «No.1» Roadster образца 1948 года для того, чтобы сохранить в истории оригинальный дизайн первого спортивного автомобиля компании.

Кузова ранних Porsche 356 изготавливались вручную из алюминия, ни о каком крупносерийном производстве речи быть не могло, и компании понадобилось целых 2 года, чтобы собрать первые 50 машин! Эти редкие экземпляры с алюминиевым кузовом фанаты и коллекционеры теперь называют «прототипами». Цена купе Porsche 356 в 1948 году составляла 3750 долларов США. а кабриолет этой модели можно было купить за 4250$.

Несмотря на окончание Второй Мировой войны, здание завода Porsche №1 в Цуффенхаузене находилось под контролем союзников и использовались американскими войсками. Поэтому, решив вернуть производство в Штутгарт в сентябре 1949 года, компании пришлось использовать в качестве офиса семейную виллу Porsche. А в ноябре этого же года в Цуффенхаузене были взяты в аренду помещения у расположенной по соседству с заводом Porsche фирмы Karosseriewerk Reutter. И на этих производственных площадях впоследствии было организовано производство двигателей Porsche. В 1950 году производство автомобилей удалось перенести обратно в Цуффенхаузен, где оно находится и по сей день.

После возврата в Германию, стремясь расширить производство модели «356», компания Porsche заключила контракт с фирмой Reutter на поставку изготовленных из стали кузовов. Их производили на заводе Reutter №1, расположенном на западе Штутгарта, и ежедневно доставляли в Цуффенхаузен. Часть автомобилей собиралась там, а часть – на площадях кузовного завода Reutter в Штутгарте.

Уже 6 апреля 1950 года был выпущен первый немецкий Porsche 356, а еще почти 300 автомобилей модели «356» были собраны в Штутгарте и Цуффенхаузене к концу этого же года. С ростом производства росла и компания Porsche: 500-й Porsche 356 вышел из ворот завода в Цуффенхаузене 21 марта 1951 года, и в том же году Porsche купило производственные здания компании Reutter.

Мало кто знает, что в 1963 году Porsche купила и фирму Reutter. При этом компания Reutter сохранила за собой производство автомобильных сидений и была переименована в «Recaro», но, это уже совсем другая история… В 1952 году было построено здание завода Porsche № 2, а 1 декабря 1955 года был вновь открыт и сам завод № 1. При этом производство автомобилей, отдел снабжения и отдел поставки запасных частей остались на заводе №2. А вот отдел дизайна, коммерческий персонал, отдел ремонта автомобилей компаний и частных клиентов, а также отдел тестирования и развития гоночных автомобилей были перенесены на завод №1. Из Штутгарта в Цуффенхаузен перенесли и производство кузовов.

Porsche 356 находился в производстве с 1948 по 1965 годы. И на протяжении этого времени внешний облик спорткара оставался практически неизменным. При каждой модернизации модели акцент делался на технические усовершенствования, а не на внешние изменения в дизайне. При этом, разные модификации Porsche 356 всё же можно отличить друг от друга по внешнему виду.

Сам модельный ряд «триста пятьдесят шестых» состоит из четырёх серий: Porsche 356 (или 356 «pre-A»), Porsche 356А, Porsche 356B и, наконец, Porsche 356C.

Porsche 356

Версию «356 «pre-A» можно разделить на 2 большие группы на основании изменений, происходившим с экстерьером автомобиля. Купе и кабриолеты Porsche 356, выпускавшиеся с 1948 по 1952 год, отличаются V-образным ветровым стеклом, состоящим из двух половин. В отличие от них, автомобили, построенные в период с 1953 по 1955 год, имели цельное лобовое стекло в виде V-образного блока с вертикальной центральной стойкой (перемычкой).

Porsche 356 1954 года во время National Oldtimer Festival в 2010. Нидерланды, г. Зандворт (Zandvoort ). Фото Alf van Beem.

В линейку моторов Porsche 356 «pre-A» также вносились изменения. Так, в «компанию» к первоначальному мотору в 1100 «кубиков» в 1951 году добавилось ещё два двигателя с объёмом 1300 и 1500 куб. см.

Porsche 356 1500 Super («pre-A») во время National Oldtimer Festival в 2009. Нидерланды, г. Зандворт (Zandvoort ). Фото Alf van Beem.

В 1953 году появился Porsche 356 1300S или «Super», и в том же году был снят с производства силовой агрегат-старичок объёмом 1 100 «кубиков».

В 1955 году в ожидании дебюта версии «356A», для того чтобы распродать запасы купе и кабриолетов Porsche 356, Макс Хоффман (Maximilian Edwin Hoffman), первый и единственный на тот момент американский импортер Porsche, предложил использовать для Porsche 356 собственное модельное имя, а не просто номер. Чтобы подчеркнуть техническое совершенство передовых спорткаров Porsche, было принято решение использовать название «Continental».

Хромированный значок, установленный в верхней части обоих передних крыльев, имел надпись «Continental», выполненную характерным для Porsche шрифтом. Все автомобили, получившие такой значок, были в топ-комплектациях, имели множество дополнительных опций и оснащались 1,5-литровыми двигателями.

Корпорация Ford, производившая автомобиль «Lincoln Continental», мягко говоря, была не в восторге от того, что такое известное имя, как «Continental», было дано чужому автомобилю и, естественно, подала в суд… Судебные разбирательства, урегулированные в пользу Ford Motor Co., означали конец производства Porsche 356 «Continental». Тем не менее, в 1955 году предприимчивый дилер успел продать в США 1200 Porsche 356 «pre-A» с обозначением «Porsche Continental». Сегодня эти версии высоко ценятся коллекционерами.

Осенью 1955 года название модели пришлось изменить, и вплоть до января 1956 года родстер продавался, как еще более редкий вариант «European». (Всего выпущено 156 штук.) После этого обозначение модели опять свелось к обычному числовому – «356».

Porsche 356 «Speedster»

В конце 1954 года тот же Макс Хоффман убедил компанию Porsche, что более дешевая, отчасти спартанская версия Porsche 356 с открытым верхом может хорошо продаваться на американском рынке. По его совету была построена упрощённая версия родстера, получившая название «Speedster». Автомобиль отличался от базового кабриолета более низким силуэтом (верхняя кромка двери была ниже на 35 мм) и обрезанным ветровым стеклом, которое можно было и вовсе снять для «гонок выходного дня». Родстер имел маленький складной верх, который, будучи сложенным, полностью убирался в нишу, расположенную за легкими сиденьями спортивного типа.

Чтобы хоть как-то облагородить более чем скромный интерьер кокпита, верхнюю часть торпедо обтянули тем же материалом, какой использовали для отделки дверных карт и сидений-ковшей.

1,5-литровый двигатель Porsche 356 «Speedster» развивал мощность 55 л.с. После дебюта версии «356А» и обновления линейки моторов, «Speedster» получил новый 1,6-литровый агрегат мощностью в 60 «лошадок». Как опция, предлагался и 75-сильный вариант 1,6-литрового мотора. Всего было построено 2 910 автомобилей Porsche 356А «Speedster».

С первоначальной ценой в 2995$ «Speedster» действительно был самым дешёвым автомобилем Porsche. Чтобы добиться такой цены, «Speedster» получил не только аскетичный интерьер, но и минимальное оснащение. К примеру, даже тахометр и отопитель салона были в списке дополнительного оборудования.

Что касается динамических качеств, то в тестовых заездах родстер показал лучшее по сравнению с купе ускорение, а вот его максимальная скорость в 153 км/час оказалась чуть ниже. Не смотря на это, версия «Speedster», действительно стала настоящим хитом продаж, особенно в Южной Калифорнии.

Пик популярности версии «Speedster» пришёлся на 1957 год, когда был выпущен 1 171 автомобиль. Затем производство этих машин пошло на спад.

Porsche 356A Speedster 1957 года. Фото Mr. Choppers.

В конце 1958 года Porsche 356 «Speedster» заменили моделью «Сonvertible D». Этот автомобиль отличался более высоким и практичным лобовым стеклом (что позволило увеличить пространство для головы даже при поднятом мягком верхе), убирающимися стёклами боковых окон и более удобными сиденьями. В 1959 году новый кабриолет Porsche 356B «Roadster» пришёл на смену «модели D», однако, любовь рынка спортивных автомобилей к машинам со складным верхом уже угасала… Так, в начале 1960-х годов продажи кабриолетов модели «356» значительно сократились.

Porsche 356А

В конце 1955 года была представлена модель «356A» (заводское обозначение «Type 1»). Главное внешнее отличие Porsche 356А от предшественника – цельное изогнутое ветровое стекло.

Porsche 356A 1500 GS Carrera во время National Oldtimer Festival в 2010. Нидерланды, г. Зандворт (Zandvoort ). Фото Alf van Beem.

Силовые агрегаты Porsche 356А первоначально достались от предшественника. Но, уже в 1958 году объём двигателя увеличили до 1600 кубиков, а его мощность до 60 л.с., что вкупе с максимальным крутящим моментом в 110 Нм, доступным уже при 2800 об/мин, наделяло достаточно лёгкий автомобиль неплохими динамическими характеристиками. Сама конструкция двигателя фактически оставалась прежней: тот же 4-циллиндровый атмосферный верхнеклапанный «оппозитник» («boxter») с нижним расположением распредвала и двумя клапанами на цилиндр, приводимыми в действие через штанги-толкатели. Смесеобразованием управлял сдвоенный карбюратор «Zenith» с нисходящим потоком воздуха. В начале 1957 года представили вторую модификацию модели «356A», известную как «Type 2».

«Carrera»

Благодаря происходившему с 1950 по 1952 гг. расширению производства (о котором мы рассказывали выше), к концу 1952 года было выпущено около 3 000 автомобилей Porsche 356. Однако лишь малая часть от этого количества пересекла Атлантику. Дело в том, что маломощные моторы модели «356» были примерно в три раза слабее двигателя любого американского автомобиля того времени, а потому не давали машинам Porsche никаких шансов в гонках на короткие дистанции. При этом хорошие ходовые качества и высокая надёжность конструкции, плюс отличное качество сборки, позволяли Porsche 356 не сходить с трассы в гонках на выносливость. Хорошие аэродинамика, управляемость и способность поддерживать высокую среднюю скорость – позволяли модели «356» в этих соревнованиях почти на равных соперничать с более мощными соперниками. Так, в 1951 году Porsche 356 одержал победу в своём классе в гонке «24 часа Ле-Мана».

Тем не менее, в начале 1950-х годов в Америке эти маленькие маломощные машинки были известны только энтузиастам-любителям спортивных автомобилей. Для Porsche всё изменилось после одной знаковой гонки.

В мае 1950 года в ознаменование окончания строительства Панамериканского шоссе, правительство Мексики организовало шестидневную гонку «La Carrera Panamericana», проходившую через всю страну и имевшую протяжённость более 3000 километров. В 1952 году эта гонка была включена в официальный календарь международных автомобильных соревнований. А в 1953 году технический регламент гонки был серьёзно изменён с выделением классов автомобилей. В том же году в Porsche решили принять участие в этих соревнованиях с новейшим гоночным автомобилем Porsche 550. Результатом стала победа в своём классе. В 1954 году удалось достичь ещё большего успеха – два гоночных болида Porsche заняли третье и четвёртое места в абсолютном зачёте.

В 1955 году в лексиконе компании впервые появилось слово «Carrera». Новая модификация версии «356А», впервые показанная во Франкфурте, получила своё имя в память о триумфе автомобилей Порше в мексиканской гонке «La Carrera Panamericana».

1956 Porsche 356 Carrera GS Coupe. Фото Terry Shea

Внешне самая «заряженная» версия Porsche 356 почти ничем не отличалась от «стоковой» модели «356А». Самое приметное – дополнительный «шильдик» «Carrera» на переднем крыле. Зато под капотом машины был спрятан передовой и невероятно сложный в техническом плане мотор «Type 547/1» от самого настоящего гоночного автомобиля Porsсhe 550A Spyder!

Значительный вклад в разработку двигателя «Type 547» внёс инженер Porsche доктор Эрнст Фурман (Ernst Fuhrmann). Разработанный им 1,5-литровый 4-цилиндровый оппозитный силовой агрегат с воздушным охлаждением сильно отличался от так называемых «pushrod»-двигателей, ведущих свою родословную от моторов VW. Эрнст Фурман отказался от расположения распредвала в блоке цилиндров и привода клапанов штангами-толкателями.

В итоге силовой агрегат «Type 547» получил невероятно сложный газораспределительный механизм (ГРМ): расположенные в головках цилиндров четыре распредвала (по два на каждый ряд цилиндров, DOHC) снабжёны роликовыми подшипниками. Каждый из распредвалов приводит в действие впускной (или, соответственно, выпускной) клапан цилиндров своей стороны. В свою очередь, привод распредвалов осуществляется от коленвала системой вертикальных и горизонтальных валов через состоящие из конических шестерен угловые зубчатые передачи. Действительно, такую конструкцию мог придумать только немецкий инженер!

Кроме того, новый двигатель получил полусферические камеры сгорания и поршни такой же формы, систему зажигания с двумя свечами на цилиндр («twin-spark») и систему смазки с сухим картером.

Цилиндры, головки цилиндров и клапанные крышки, а также картер двигателя отливались из алюминиевого сплава. За смесеобразование отвечала пара двухкамерных карбюраторов Solex 40 PJJ с двойным нисходящим потоком.

В общем, в типичной для немецкого моторостроения манере, силовой агрегат «Type 547» получился конструктивно очень сложным. К примеру, сборка комплектного двигателя занимала у опытного моториста целых 120 часов, при этом только его синхронизация могла занять восемь, а иногда и пятнадцать часов!

Все эти технические ухищрения дали свои «плоды» – безнаддувный 1,5-литровый 4-цилиндровый карбюраторный силовой агрегат с воздушным охлаждением, имевший всего лишь два клапана на цилиндр, выдавал «на гора» целых 110 лошадиных сил. Это на уровне таких же по объёму современных «гражданских» моторов 2000-х годов с электронно-управляемым впрыском топлива и ГРМ с 4 клапанами на цилиндр!

Сейчас передовой для своего времени и действительно технически незаурядный мотор «Type 547», а также его модификации, в кругах автомобильных инженеров зачастую именуют, как «Fuhrmann-Engine»/«Fuhrmann-Motor» («двигатель Фурмана») – в знак признания конструкторского таланта доктора Эрнста Фурмана.

Вдохновлённый спортивными успехами гоночного Porsсhe 550A Spyder, Фурман поставил силовой агрегат «Type 547» на свое личное купе Porsсhe 356. (Ведь модель «356» давно нуждалась в мощном моторе, с которым можно было бы претендовать на подиум в автомобильных гонках.)

После победы в 1954 году Эрнста Фурмана на купе Porsсhe 356 с мотором собственной конструкции в ралли «Льеж-Рим-Льеж» («Liège-Rome-Liège Rally») в Porsсhe было решено омологировать этот автомобиль для участия в гонках в классе «GT» («Gran Turismo»). Согласно правил международной федерации автоспорта (FIA), для этого было необходимо выпустить минимальную серийную партию из 100 машин.

Коммерческий успех первой серии и большое число желающих приобрести самый мощный Porsche 356 заставили компанию в 1955 году развернуть производство модели «356 «Carrera». Мощный, хотя и шумноватый «Fuhrman-Motor», начали устанавливать не только в купе, но и в кабриолет. Интересно, что стандартной оцифровки спидометра и тахометра для модели «Carrera» оказалось недостаточно, и шкалы приборов этой машины «нарастили» до 250 км/час и 8000 об/мин, соответственно.

Однако в повседневной, «гражданской» эксплуатации автомобиль, оснащённый двигателем «Type 547/1», оказался слишком норовистым и сложным в управлении. Мощность мотора пришлось снизить до 100 л.с. Но отдачи даже дефорсированного агрегата оказалось достаточно для придания Porsche 356 «Carrera» ураганной, по тем временам, динамики – «максималка» в 200 км/час, и «спринт» до первой «сотни» за неполные 12 секунд!

В 1960 году была одержана одна из главных побед 356 Carrera – первое место на подиуме в своем классе в гонке «24 часа Ле-Мана».

Инженерная мысль мотористов Porsche не стояла на месте, и в 1962 году дебютировал Porsche 356 Carrera 2 с 2,0-литровым «Fuhrmann-мотором». Кстати, это был первый автомобиль Porsche с дисковыми тормозами, предназначенный для эксплуатации на дорогах общего пользования. В зависимости от версии, двигатель, оснащённый четырьмя карбюраторами, развивал мощность в 140 или 155 л.с. Вплоть до 1965 года обе версии Porsche 356 «Carrera 2» успешно защищали честь марки в кольцевых гонках и многочисленных ралли.

Porsche 356B

Новую версию «триста пятьдесят шестого» – Porsche 356B, или «Type 5» показали миру в конце 1959 года, Обновлённый автомобиль имел ряд технических усовершенствований и изменений в экстерьере (новые бамперы, изменённая задняя светотехника).

Porsche 356B 1600 во время National Oldtimer Festival в 2010. Нидерланды, г. Зандворт (Zandvoort). Фото Alf van Beem.

Первоначально версия «356B» имела только один силовой агрегат – 1,6-литровый двигатель, в зависимости от степени форсировки, развивавший от 60 до 90 л.с.

1,6-литровый 90-сильный двигатель «boxer» автомобиля Porsche 356B 1600 «Super 90» Фото Fernando Maqueo, журнал «Supercar»

Для версии ««356B 1600 «Carrera» GS/GT» предлагался более совершенный 1,6-литровый 115-сильный «Fuhrman-Motor» с техническим объёмом 1 588 «кубиков». Ну, а «356B «Carrera 2» GS», как мы уже говорили, получила 2,0-литровый двигатель.

В середине 1962 года представили последнюю модификацию модели Porsche 356B – «Type 6». От предшественницы«Type 5» её отличали: двойная решетка радиатора в крышке моторного отсека, а также увеличенное заднее окно и расположенная на правом переднем крыле внешняя крышка заливной горловины топливного бака.

Porsche 356B «90 coupé» («Type 6»). Фото Allen Watkin.

Отдельно стоит упомянуть уникальную версию модели «356B» – Porsche 356B «Karmann hardtop» или «Karmann notchback», производившуюся в 1961 и 1962 годах при участии кузовного ателье «Wilhelm Karmann GmbH».

Выпускавшийся в 1961 году на базе версии «Type 5» автомобиль, по существу представлял собой кабриолет, к которому по месту была приварена дополнительная стальная крыша. Модель образца 1962 года (на базе версии «Type 6»), имела совершенно другую конструкцию и собственный, отличающий её, дизайн, потому что, в отличие от предшественника, новый «Type 6 notchback» не строился на основе цельного кузова кабриолета. По сути дела автомобиль представлял собой «сборную солянку», в составе которой были: передняя часть кузова Porsche 356, задняя часть кабриолета «356B», часть рамы лобового стекла от «Type 6 coupé», а также уникальный жёсткий верх от «Karmann».

Porsche 356С

Последней, серийно выпускаемой модификацией, модели «356» стал Porsche 356C. Этот автомобиль находился в производстве недолго – дебютировав в 1964 году, он уже через год уступил место на конвейере полностью новому Porsche 911.

Porsche 356С. Фото Alexandre Prévot.

Визуально версия «356С» практически не отличалась от своего предшественника Porsche 356B. Главным внешним отличием моделей стали изменённые колпаки колес, за которыми располагалось ещё одно нововведение – эффективные дисковые тормоза на всех четырёх колёсах.

Двигатель был только один – объёмом 1,6 литра. В стандартном исполнении мотор развивал 75 «лошадок», его форсированный вариант для Porsche 356C 1600SС – на 20 сил больше. Этот верхнеклапанный силовой агрегат (OHV) с четырьмя клапанами на цилиндр, нижним расположением распредвала и штанговыми толкателями в приводе клапанов на тот момент стал самым мощным двигателем типа «pushrod», когда-либо производившимся компанией Porsche. Да и вообще, версию Porsche 356C принято считать лучшим серийным представителем модельного семейства «356». Этот автомобиль действительно сочетал в себе ставшую привычной для Porsche надежность с завидной динамикой («максималка в 180 км/ч) и отличными ходовыми качествами.

Porsche 356С SC во время National Oldtimer Festival в 2010. Нидерланды, г. Зандворт (Zandvoort ). Фото Alf van Beem.

Пик количества собранных машин пришелся на 1964 год – тогда ворота завода Porsche покинул 14 151 автомобиль модели «356C». Впрочем, эра «триста пятьдесят шестых» уже близилась к закату – в том же году на автомобильном рынке США дебютировал приемник модели – Porsche 911, (в Европе модель «911» была представлена осенью 1963 года). Впрочем, компания продолжала продавать «356C» даже в начале эпохи Porsche 911, пока спрос на неё ещё оставался достаточно высоким.

Мелкосерийное производство Porsche 356 продолжалось вплоть до апреля 1965 года, когда его место на конвейере заняла модель «911». Но, и на этом история производства модели «356» не закончилась. Мало кто знает, что последние десять Porsche 356 (в кузове кабриолет) были собраны для голландской полиции в марте 1966 года.

Porsche 356С cabriolet. Фото High Contrast.

В 2004 году, издаваемый в США авторитетный автомобильный журнал, «Sports Car International» поставил модель «356C» на 10 место в своём рейтинге «10 лучших спортивных автомобилей 1960-х». Сегодня Porsche 356 – модель, очень уважаемая коллекционерами автомобилей-олдтаймеров. Так, по приблизительным оценкам, до наших дней сохранилось около половины из произведённых примерно 78 тыс. автомобилей Porsche 356.

Самые желанные и ценящиеся модификации из модельного ряда «356» – Porsche 356 «Carrera», «Super 90» и «356 Speedster». В 50-е годы XX века стоимость этих автомобилей была около 4 000 долларов США. В наше время некоторые из них продавались на аукционах за цену, превышающую 250 000$. Так, восстановленный до идентичного состояния «Porsche 356 Carrera Speedster» (а их было выпущено всего лишь 140 штук) был продан за 300.000$!