5000 километров на Kia ceed по Западной Европе. Часть первая: Беларусь, Польша

18.04.2011

фото на новом автомобиле в Женеву

Пять тысяч километров? На легковом автомобиле? По Европе? На первый взгляд, звучит, как авантюра. Но любой, кто хоть раз ездил на машине в дальний вояж ("дальнобойщики" не в счет), подтвердит - это одно из лучших приключений в мире. Не раз проверено на личном опыте.

На самом деле, путешествовать на автомобиле по Европе совсем не сложно. Хочу поделиться своим опытом на примере недавней поездки в Швейцарию, где в начале марта проходил ежегодный Женевский автосалон (репортажи про женевские премьеры можно прочитать здесь). Надеюсь, что эта серия статей будет полезна тем, кто только планирует свой первый вояж на автомобиле по Европе. Те, кто в "теме", наверняка вспомнят свои поездки и оставят в комментариях советы "бывалых".

Ни самолет, ни поезд, ни, тем более, автобус, не идут ни в какое сравнение. Только автомобиль. Потому что это свобода. Новые пейзажи, эмоции и впечатления моментально заставляют забыть о рутине и повседневных заботах. И дорога, которая ведет тебя в неизвестный мир…

Итак, наш автомобиль: пятидверный хэтчбек KIA ceed с турбодизельным мотором 1.6 CRDi. Экипаж: 3 человека. План такой: за 3 дня доехать до Женевы, 2 дня - работа на автосалоне и еще 4 дня дорога домой. Задача: не просто промчать "сломя голову" по Западной Европе, а еще и посмотреть интересные города по пути. Поэтому маршрут наметили такой: Минск-Страсбург-Женева-Нюрнберг-Прага-Минск. Итого: 6 стран и 5000 километров за 9 дней. Поехали!

Беларусь

350 километров от Минска до Бреста – пожалуй, самый легкий этап. Качество дорожного полотна после недавних ремонтов все еще не дотягивает до "запада", но стало заметно лучше. Зато белорусские водители не изменились – по-прежнему любят ездить в левой полосе. Интересно, когда уже эта советская привычка уйдет в прошлое? Зато трасса, как всегда, свободная – машин очень мало. Вот и долгожданный знак: ограничение скорости "120" для легковых автомобилей.

фото на новом автомобиле в Женеву

Что бы там ни говорили, а хэтчбек гольф-класса – вполне подходящий автомобиль для дальних вояжей. Да, ceed чуть жестковат на плохом асфальте, но на хорошей дороге он чувствует себя, как рыба в воде. Стойкий к порывам ветра от попутных фур, устойчивый и при этом не валкий, как "французы". Нужно только немного привыкнуть к электроусилителю руля – после обычной "гидравлики" ощущение на руле немного искусственное, будто в симуляторе. Зато мотор 1.6 CRDi – песня! Хорошая тяга с самых "низов" - редкость для современных турбодизелей, но этот готов в бой с самого холостого хода. С каждой сотней километров цифра расхода топлива на бортовом компьютере постепенно уменьшается - если на выезде из Минска он показывал 6,6 литра на 100 км, то к Польше мы "привезли" расход в 5 литров на "сотню".

фото на новом автомобиле в Женеву

Придорожная инфраструктура развивается, но черепашьими темпами: если заправок до Бреста я насчитал более десятка, то с кафе по-прежнему "напряженка". Штук пять на 350 километров, причем я не уверен, что все они были готовы нас накормить и вообще были открыты. Через 4 часа мы у границы. Заправляем полный бак – дальше будет только дороже.

фото на новом автомобиле в Женеву

Суббота, 11.30, на пропускном пункте "Брест-Тересполь" - огромная вялотекущая очередь в сторону Польши. В основном - "бензовозы" и "перегоны". "Наш" пограничник удивлен не меньше нас – говорит, что давно уже не было такого потока машин. Хотя чего удивляться – накануне в СМИ появился очередной комментарий нашего ГТК по поводу повышения "растаможки". Как всегда, не сказали ничего конкретного – а для наших людей это знак: нужно купить про запас. Не важно – гречка, сахар или автомобиль.

Польша

В Польшу въезжаем только через 5 часов! Пять! Такого на моей памяти еще не было. Голодные и злые сворачиваем в первый приглянувшийся "zajazd" - кафе при маленьком мотеле из деревянного сруба. О, этот момент не менее желанный, чем вид Эйфелевой башни. На первое – вкуснейший "журек" или "флячки", на второе – огромная голенка или жареное мясо с разноцветными салатами из капусты. Как говорила бабушка: "Ешь – потей, работай – зябни!"

фото на новом автомобиле в Женеву

Как правильно выбрать кафе на польской трассе? Бывалые рекомендуют смотреть, где кучкуются дальнобойщики – они точно знают, где вкусно и недорого. Если же хочется "по-богатому", можно смело заехать в "реставрацию", то есть ресторан в любой приличной на вид гостинице, которые иногда встречаются по пути – там покормят так же вкусно, но цены будут раза в полтора-два выше. Хотя в большинстве придорожных кафе цены такие, что хочется обнять и расцеловать симпатичную польку за стойкой, как родную. За неприхотливый, но вкусный и плотный обед, после которого хочется не работать, а лечь и поспать – около 45 злотых (16 долларов) на троих.

фото на новом автомобиле в Женеву

После вкусного обеда действительно хочется спать, и водителю не позавидуешь – на польских трассах нужно всегда быть начеку. Много населенных пунктов, ограничений скорости, пешеходных переходов и выездов. В населенных пунктах на обочинах встречаются пешеходы или велосипедисты – в выходные вечером могут быть "под шофэ". Очень помогает разметка – нарисована очень грамотно, хорошо видна в любое время суток. Да, и не забываем всегда включать ближний свет - по всей Европе он обязателен в любое время суток. И, если польская полиция может "на первый раз" простить выключенные фары - нам они просто "моргнули", чтобы напомнить, то где-нибудь в Чехии или Австрии долго разговаривать не будут - сразу выпишут штраф.

Несмотря на большие штрафы, скоростной режим поляки особо не соблюдают - вместо положенных 90-100 едут 120-130 км/ч, в мелких населенных пунктах, через которые проходит трасса, скидывают до 70-80 км/ч. "Местных" видно сразу - они знают, где установлены стациональные радары (темно-серые прямоугольные коробки на отдельных столбах высотой метра три), только там едут положенные 50 км/ч. О полицейских "засадах" предупреждают морганием фар - так же, как и у нас.

фото на новом автомобиле в Женеву

Типичная дорога в Польше – по одной полосе в каждую сторону плюс асфальтированная обочина шириной метра два. Она как раз и помогает, когда нужно кого-нибудь обогнать. Алгоритм такой: включаешь левый поворотник, машина перед тобой смещается правее, обгоняешь, благодаришь "аварийкой". Конечно, встречаются упрямые "дальнобои" или тихоходы из разряда "никого не вижу, ничего не слышу, никому не уступлю", но их не так уж и много. Кстати, пока едешь по "встречке", левый поворотник лучше не выключать – встречные быстрее поймут, что ты на их полосе, и тоже примут немного вправо, чтобы спокойно разъехаться.

фото на новом автомобиле в Женеву

При обгонах проявляется еще одно преимущество турбодизеля. Вроде и объем скромный – 1.6 – и мощность всего 115 "лошадок". Но крутящий момент "решает" – максимальные 255 ньютон-метров доступны уже при 1900 об/мин (для сравнения, бензиновый 2.0 CVVT на том же ceed развивает 186 Нм аж при 4600 об/мин). Придавил педаль газа – и сразу получил нужное ускорение. Я давно не ездил на дизельных авто, поэтому был удивлен – ceed’овский тубодизель ведет себя гораздо тише, чем старые дизеля, которые лопочут на тракторный лад. До чего дошел прогресс!

фото на новом автомобиле в Женеву

Мы едем строго на запад. "Прошиваем" насквозь Варшаву – недавно открыта новая объездная дорога с множеством эстакад, но навигатор ее не знает, поэтому ведет "по старинке", через самый центр. Пробки в Варшаве строго по расписанию: в будние дни утром, когда люди едут на работу, и вечером, когда возвращаются домой. В воскресенье вечером могут быть пробки на въезд в город. Так что при планировании маршрута учитывайте этот нюанс.

Еще 130 километров – и начинается польский "автобан". Говорят, что когда-то он соединит Тересполь с Франкфуртом на Одере – поскорее бы. А пока что это 250 километров превосходной автотрассы (по две полосы в каждую сторону) с ограничением скорости 130 км/ч. Но поляки и немцы летают гораздо быстрее, и мы ни чем не хуже. Жаль только, что приходится несколько раз останавливаться – на пути три пункта оплаты, в каждом из которых оставляем 13 злотых. И тут дорожает – раньше было 11. Еще два пункта практически готовы к работе – наверное, к лету откроют. Неужели будут брать по 65 злотых за проезд?

фото на новом автомобиле в Женеву

Километров в пятидесяти за Познанью "автобан" заканчивается строительными работами и мы снова съезжаем на старую дорогу А2. До немецкой границы еще километров сто – на этом отрезке лучше и заночевать в гостинице. По дороге завлекают ночные клубы, манят картинками стриптизерш. Одни оригиналы вообще уложили на балконе большую надувную тетю. На любителя.

фото на новом автомобиле в Женеву

Мы не любители, да и завтра целый день пилить по немецким автобанам. Поэтому заезжаем в Бройце – там два "проверенных" отеля: Contra и Maria. По ценам: двухместный номер стоит 100-120 злотых. Еще 20 злотых – поставить машину на закрытый и охраняемый паркинг. А вообще гостиниц много и на любой вкус – от одной звезды до четырех, но большинство – две-три звезды. Хотя звезды эти с каждым годом тускнеют. Делать ремонт и обновление нет смысла – отрезок новой автотрассы до границы сдадут через пару лет, и весь транзит пойдет мимо. Может, кто и будет заезжать по старой памяти, но в ответах Марии - хозяйки Maria - не слышно оптимизма.

Перед тем, как въехать из Польши в Германию, рекомендую сделать три вещи:

1.    Плотно позавтракать (если хочется быстрее "пройти" Германию и не тратиться на дорогие обеды на немецких автобанах) - 10-30 злотых в зависимости от аппетита;

фото на новом автомобиле в Женеву

2.    Отмыть машину от белорусской дорожной грязи, чтобы не выглядеть поросенком среди чистых немецких авто – 20-30 злотых:

фото на новом автомобиле в Женеву

фото на новом автомобиле в Женеву

3.    Заправить полный бак на заправке Orlen перед самой границей. Цена обычного дизтоплива в Польше – 4,88 злотых или около 1,2 евро. В Германии будет уже по 1,46 евро.

фото на новом автомобиле в Женеву

Дизель в Польше называется "ON" - не перепутайте с бензином!

фото на новом автомобиле в Женеву

И вообще, начиная с Польши, привыкаем заправляться цивилизованно. Вставляем пистолет, заливаем в бак столько топлива, сколько нужно. Потом идем платить. Никакой предоплаты, все работает на доверии и камерах слежения, которые при необходимости передадут большое фото вашего автомобиля полицейским по всей округе. Кстати, до Германии мы доехали на белорусской солярке – и еще осталось. Средний расход пока выходит чуть больше 5 литров на "сотню", а значит, 50-литрового бака нашего дизельного хэтчбека должно хватать на 900-1000 километров.

фото на новом автомобиле в Женеву

День первый. По Беларуси и Польше пройдено 950 километров. Средний расход топлива – 5,4 литра на 100 км

Позавтракали, помылись и заправились? Вот теперь можно и в Германию. Второй этап - 900 километров через всю Германию до французского Страсбурга.

фото на новом автомобиле в Женеву

Артем Гонцов

Минск-Женева-Минск

P.S. Спасибо за организацию поездки официальному дистрибьютору Kia Motor Corp. в Беларуси "Атлант-М Боровая Kia"

Отдельное спасибо компании "Компьютербай" за предоставленный навигатор Prestigio Geovision 5120BT.

Продолжение следует...

фото на новом автомобиле в Женеву