Леонид Розум: "Китайцы Европе не грозят…"

Автор: Дмитрий Новицкий
09.04.2010

foto

"Китайская угроза"? Об этом в последнее время много говорят. И вправду: еще несколько лет назад китайских машин в Беларуси просто не было. А теперь Hover – один из лидеров по продажам в классе внедорожников. Но говорить о том, что из-за китайских брендов исчезнет какой-то европейский, я бы не стал. Для завоевания европейского рынка китайцам мало создать хороший автомобиль. Его еще нужно привезти и сертифицировать. Наша компания работает с немецкими, корейскими и китайскими партнерами. Заметно, что разница в тысячу и десять тысяч километров между заводом и дилером – это слишком много. Это беда всех азиатских производителей: в свое время с ней столкнулись японцы, потом и корейцы. Сложно оперативно реагировать на требования рынка, если тебя от потребителя отделяет месяц пути товара. Плюс, конечно, расходы на логистику.

Китайцам нужны заводы в Европе: очень сложно работать, когда между товаром и потребителем несколько тысяч километров

Поэтому японцы построили заводы в Европе, поэтому и Hyundai-Kia собирают свои машины в Евросоюзе. Поэтому – не избежать этого пути и китайцам. Это скорее вопрос политический: с клеймом "Made in China" их еще долго не будут пускать в Европу. Все новые и новые стандарты, ужесточения норм и т.д. В конкурентной борьбе все средства хороши. Это доказывает недавняя история с надежностью Toyota: у любой американской марки проблем гораздо больше. Но нужно было "убить" Toyota. Точно так же будут бороться и с "китайцами".

Цепочка "создание конкурентноспособного продукта – строительство завода" может затянуться надолго. Китайцы молодцы, развиваются быстро. Но у них свои проблемы: любое серьезное решение должно согласовываться с компартией. Плюс элементарные проколы в ведении бизнеса: пообещав выслать документы в течение двух-трех дней, нам они их прислали через месяц. Для китайских бизнесменов это нормально.

Поэтому пока европейским рынкам ничего не грозит. Из "китайцев" только MG начнет сборку своих машин в Англии в 2011-м году. И то: завод прежний, модель разработана в Англии непосредственно английскими специалистами. А из Китая будут присылать агрегаты. Такой "интернационал" имеет смысл. И – можно ожидать повышения цены. Хорошее дешевым не бывает, и с ростом качества китайские машины почти сравняются в цене с европейскими одноклассниками. Поэтому говорить о смерти европейского автопрома пока рано.

Места под рыночным солнцем хватит всем.

Леонид Розум, директор импортера автомобилей MG ООО "Автостиль".