Олег Хусаенов: "Автомобильный бизнес в Беларуси на пороге большого роста"

19.01.2011

"У меня две хорошие новости. Первая – я покинул должность генерального директора "Атлант-М". Вторая – мы создали управляющую компанию "Зубр Капитал". Этими словами Олег Хусаенов, экс-гендиректор крупнейшего автохолдинга Беларуси начал пресс-конференцию утром 18 января.

На пресс-конференции было сказано много умных слов про перспективы первой профессиональной управляющей компании в Беларуси, private equity funds, они же фонды прямых инвестиций и т.д. Но по тону и настроению Олега Ильгизовича было видно, что ему стало скучно на прежнем месте и захотелось попробовать себя в новом, увлекательном и – конечно же - прибыльном деле. Тем более, что принципиально ничего не меняется: Хусаенов становится председателем совета директоров "Атлант-М", в списке партнеров управляющей компании "Зубр Капитал" - все те же топ-менеджеры "Атлант-М".

Для нас же больший интерес представляют комментарии Олега Хусаенова по поводу ближайшего будущего белорусского автобизнеса. Итак, прямая речь.

О планах холдинга "Атлант-М"

Если раньше мы заявляли, что автоцентр должен быть в каждом городе, то сейчас мы пересмотрели стратегию. Наша экспансия будет идти по другой схеме. Лучше иметь один автоцентр с 10 тысячами клиентов, чем 10 автоцентров с одной тысячей клиентов. Другими словами, будем выращивать не горох, а большие тыквы.

О перспективах белорусского рынка новых автомобилей

Автомобильный бизнес в Беларуси – на пороге нового большого роста. В России он вернется на уровень 2008 года уже к 2012 году. Перспективы белорусского рынка я оцениваю еще более высоко. Сейчас есть все предпосылки для уравнивания таможенных пошлин для физических и юридических лиц. Плохая новость – автомобили (подержанные – прим. ред) подорожают. Хорошая новость – машины начнут покупать в автосалонах. Я видел это в Украине, в России. К примеру, Украина. Уровень доходов там немного ниже, чем в Беларуси (по официальной статистике), таможенные пошлины – примерно на 10% выше, чем в России. При этом объем продаж новых автомобилей в Украине (из расчета на 1000 человек), гораздо выше, чем в Беларуси.

Мой личный прогноз – после 1 июля продажи у официальных дилеров могут вырасти в десятки раз. Посмотрите на статистику иномарок, ввезенных в частном порядке – сотни тысяч автомобилей. При этом дилеры завезли 10 тысяч автомобилей. Через некоторое время люди привыкнуть покупать новые автомобили. Давайте посчитаем на цифрах. Возьмем, к примеру, Голландию. По размеру и количество населения – примерно такая же, как Беларусь. Там в самые худшие годы продается не менее 350 тысяч новых автомобилей. Если у нас доходы в 10 раз ниже – это уже 35 тысяч новых автомобилей. То есть рост в 350% - это очень много.

Сейчас государство реально много теряет из-за разницы в пошлинах. Смотрите – дилер живет на марже 7%. При такой марже высокоэффективный дилер получает нормальную прибыль и строит новые автоцентры. К примеру, в России автодилеры инвестировали в строительство новых автоцентров суммарно больше, чем все зарубежные автомобильные компании, которые открыли в России свои сборочные производства.

О перспективах автомобильного производства в Беларуси

В Беларуси не выгодно открывать ни один автомобильный завод. Рентабельность любого завода выходит "в ноль", когда завод выпускает в год 12 тысяч автомобилей одной модели. А в Беларуси весь рынок – 10 тысяч машин. О какой рентабельности может идти речь?

Как только пошлины будут выравнены, и будет создан такой же режим промсборки, как в России, и будут гармонизированы взаимоотношения, у Беларуси появится шанс делать свое сборочное производство. Более того, весь прошлый год мы обсуждали с правительством Беларуси возможности – они пока еще не потеряны, хотя время уходит – создание целой индустрии производства автомобильных комплектующих. Потому что российские предприятия остро нуждаются в локализации сборки. И качество производства на многих российских заводах автокомпонентов зачастую ниже, чем качество производства в Беларуси. Культура производства в России ниже, чем у нас.

Более того, контролировать этот бизнес для немецких, чешских или, к примеру, польских компаний гораздо проще, когда он находится не где-нибудь под Нижним Новгородом, а в Беларуси, куда можно легко и быстро добраться хоть на автомобиле. Причем когда речь идет о сложном техническом производстве, мы говорим не только о руководителях, но еще и о сотнях зарубежных специалистов, которые приезжают на работу. Посмотрите на Калугу – область преобразилась с открытием заводов PSA, Volkswagen и Volvo. Там целые технопарки. С предыдущим правительством мы обсуждали тему производства автокомпонентов. Пока не знаю, будет ли новое правительство делать шаги в этом направлении. И здесь тоже нужны инвестиции, т.к. в одиночку наши предприятия не смогут развивать такие проекты.