Куда идет белорусский рынок новых автомобилей?

09.11.2010

фото нового автомобиля

С момента введения в Беларуси высоких ставок таможенных пошлин на новые автомобили для юридических лиц прошел почти год. Кому от этого стало хорошо - не знаем. Зато знаем, кому от этого стало плохо. И покупателям новых автомобилей, и автодилерам. Насколько "плохо" - посчитали аналитики холдинга "Атлант-М".

Директор Отделения стратегического развития холдинга «Атлант-М» Алексей Терещенко приводит следующие цифры: в 2009 г. объем регистрации новых иностранных автомобилей в Беларуси снизился на 31% относительно уровня 2008 г. (17,3 тыс. машин против 25,3 тыс.) За январь-август 2010 г. по сравнению с тем же периодом 2009 г. рынок импортных новых автомобилей упал еще на треть, при этом продажи официальных дилеров сократились в три с лишним раза.

Виноваты и кризис, и новые пошлины, которые заставили белорусов изменить свои планы о новом автомобиле. Кто-то вообще отложил покупку до лучших времен. Кто-то отдал предпочтение "свежей" "бэушке". Кто-то заказал себе новый автомобиль из США или поехал за ним в Литву. Растаможка на физлицо, возврат НДС  - и на сэкономленные на дорогом автомобиле деньги можно купить что-нибудь новое из гольф-класса. Только юрлицам никуда не деться - они-то и делают сейчас всю погоду в дилерских шоурумах.

Хотя летом у белорусских дилеров и автосалонов появилась отдушина - россияне. Российская таможня разрешила своим гражданам ввозить из Беларуси беспошлинно автомобили, которые были ввезены в Беларусь до 1 января 2010 года. Сначала вывезли дорогие подержанные автомобили. Теперь взялись за новые - у нас они стоят дешевле из-за разного начисления НДС. Об ажиотаже пока говорить рано, но лиха беда начало. Как только в России упорядочат процедуру оформления "белорусских" автомобилей, покупателей с востока у нас будет на порядок больше.

Но есть и плюсы в сложившейся ситуации. Дилеры ухватились, как за спасательный круг, за свой сервис и теперь наперебой завлекают клиента всевозможными акциями. У вас не очень новый автомобиль? Не беда! У нас скидки на запчасти и работу, получится совсем недорого! Диагностика автомобиля к зиме? Совершенно бесплатно! Негде хранить шины? Оставляйте у нас до весны! Только бы не забыли про все это, когда наступит светлое будущее, и люди снова выстроятся в очереди к менеджерам по продажам и сервису.

Только когда оно наступит, это светлое будущее? Алексей Терещенко из "Атлант-М" прогнозирует, что в этом году будет продано 10-11 тысяч новых импортных автомобилей. В 2011 - немного больше за счет тех, кто второй год подряд откладывает покупку. Ориентировочно 12-15 тысяч автомобилей - в зависимости от "законодательных изменений". Что будет дальше - можно только предполагать. Если мы продолжим интеграцию с Россией и Казахстаном в ТС и ЕЭП по намеченному плану, 1 июля 2011 года таможенные пошлины для физлиц будут подняты до ставок для юрлиц. В этом случае мы пойдем по пути России и Украины, которые давно отгородились пошлинами от "автохлама" и активно пересаживаются на новые автомобили, развивая тем самым свой собственный автопром. А там, глядишь, и до свободного беспошлинного рынка ВТО рукой подать...

Про другие сценарии даже думать не хочется.