Гарантия на новый автомобиль: права и обязанности владельца-2

26.07.2010

Продолжаем тему гарантии на новый автомобиль, которую мы начали на прошлой неделе. Какими правами обладает владелец нового автомобиля, какими обязанностями обременен производитель (представитель, продавец) нового автомобиля, какими документами регламентируются их отношения? На наши вопросы отвечает заместитель председателя Общественного объединения “Защита потребителя” Сергей Федорец.

заместитель председателя Общественного объединения “Защита потребителя”  Сергей Федорец

- Допустим, по закону продавец обязан провести независимую экспертизу, но он этого делать не хочет. Как его можно заставить?

- В любом случае нужно обратиться с письменным заявлением к продавцу с требованием провести независимую экспертизу. Имея на руках отказ, у потребителя остается два пути: либо он самостоятельно проводит экспертизу за свой счет, либо действует через государственные организации. Главным государственным органом по защите прав потребителей в нашей стране является Министерство торговли РБ. При письменном обращении в министерство назначается проверка, по результатам которой выдается предписание на проведение экспертизы. Если оно не будет выполнено, то для продавца наступает административная ответственность.

Гарантийный ремонт обязаны выполнить за 14 дней. Если дилер не уложился в срок, клиент может рассчитывать на выплату 1% стоимости автомобиля за каждый просроченный день

Альтернативный вариант -  через суд. Когда на руках есть техническое заключение инженера по гарантии, или есть какой-либо иной документ, подтверждающий, что имеется недостаток, можно обращаться в суд. В этом случае будет назначена судебная автотехническая экспертиза, по результатам которой впоследствии и будет вынесено решение. Но для того, чтобы обратиться в суд, нужно подтверждать свои доводы доказательствами. Потребитель должен документально доказать, что недостаток имеет место.

- Если требуется ремонт по гарантии, можно ли рассчитывать на подменный автомобиль?

- Потребитель имеет право требования о предоставлении подменного автомобиля, но только в том случае, если продавец, импортер, ремонтная организация имеет подменный фонд. Подменный фонд создается на основании договора продавца либо ремонтной организации с изготовителем. То есть он формируется изготовителем. Если подменного фонда нет, то соответственно и предоставлять нечего. Но если подменный фонд есть, то законом установлен срок в три дня с момента заявления такого требования.

- Гарантийный ремонт должен занимать не более 14 дней. Если этот срок превышен, что вправе требовать владелец автомобиля?

- По истечении 14 дней потребитель может требовать неустойку в размере 1 % от стоимости товара за каждый просроченный день. Конечно, в этом случае неустойка может вырасти до аховой суммы. Скажем, три месяца автомобиль ремонтировали – вот и выплати его стоимость… Но здесь, как правило, дилеры идут в суд. Юристы ссылаются на Гражданский кодекс РБ (в частности, ст. 314), который предусматривает, что суд имеет право в случае, если размер неустойки явно несоразмерен последствиям причиненного вреда, уменьшить по своей инициативе неустойку до определенного размера.

- При столь жестких требованиях со стороны законодательства у некоторых потребителей может возникнуть соблазн заработать на гарантии…

- Попытки мошенничества? Бывают. Слышали. Но не все так просто на самом деле. Еще может возникнуть ситуация, когда человек просто заблуждается. Он думает, что может рассчитывать на гораздо большую сумму неустойки, чем та, которую полюбовно предлагает продавец. Но он не знает, что даже при обращении в суд больше получить не удастся. Условно говоря, потребитель насчитал, что ему за нарушение сроков проведения гарантийного ремонта должны 50 миллионов рублей, он идет в суд, а тот по ходатайству представителей продавца может уменьшить эту сумму до 2 миллионов.

- В каких случаях возможен возврат денег или замена на другой автомобиль?

- Чтобы заменить автомобиль с дефектом на аналогичный новый, требуется существенный недостаток, который определяется законом “О защите прав потребителя” как неустранимый, либо недостаток, который проявляется неоднократно, либо для его устранения требуются несоразмерные затраты времени (законодательно не определен, но применяется срок более 14 дней), либо если стоимость устранения недостатка превышает 30 % от стоимости товара.

Чтобы заменить автомобиль на новый, в нем должен быть неустранимый недостаток, либо недостаток, который проявляется неоднократно. Либо для его устранения требуются несоразмерные затраты времени, либо если стоимость устранения недостатка превышает 30 % от стоимости товара

Если требование о возврате стоимости за товар подлежит удовлетворению, аналогичный товар имеется у продавца, и его цена выше, чем цена приобретения, то потребитель вправе требовать доплаты по разнице в цене. Если же стоимость уменьшилась и в данный момент она ниже стоимости покупки, то потребитель вправе требовать цену приобретения. То есть если он покупал автомобиль за 100 миллионов рублей, который сейчас стоит 150, то он и получит 150 миллионов. Если стоимость упала до 70 миллионов, то потребитель получит 100 миллионов. Износ автомобиля за время эксплуатации не учитывается.

- Были на практике случаи с возвратом денег, заменой автомобиля?

- Был случай, когда потребителю продали абсолютно новый автомобиль, но затем выяснилось, что он был бит при транспортировке и перекрашен. В той ситуации автомобиль заменили, возместили все затраты, связанные с оформлением, постановкой на учет. В другом случае автомобиль был заменен на аналогичный из-за дефектов лакокрасочного покрытия…
Если сумы незначительные, то стороны обычно договариваются полюбовно. Если суммы серьезные, то идут в суд. Когда речь не идет о больших деньгах, то иски обычно удовлетворяются. Если большие… Потребитель и продавец изначально находятся в неравных условиях. Больше ресурсов у продавца – ему проще участвовать в судебных тяжбах.

Послесловие

Вооруженный знаниями владелец “гарантийного” автомобиля представляет собой страшную силу: закон “О защите прав потребителей” явно на его стороне, и это не обещает дилерам сладкой жизни. А что думают об этом сами представители автомобильного бизнеса? С ними пообщаемся в следующей части нашего “сериала”. Следите за публикациями на сайте www.domkrat.by!

Куда звонить, куда стучаться?

Центр судебных экспертиз Министерства Юстиции Республики Беларусь г. Минск, ул. Кальварийская, 43

ОО “Защита потребителя” (автотехнические экспертизы), г. Минск, ул. Красная, 15-40, т. 2843934

ОДО “ФедКон”, автотехнические экспертизы, г. Минск, ул. Пугачевская, 1, к. 74, тел. 2849452

Полезно знать:

Закон “О защите прав потребителей” (N90-3 от 9 января 2002 г., в редакции Закона Республики Беларусь от 08.07.2008 N 366-З)